"САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ"(Вместе с <ТРЕБОВАНИЯМИ К ПРОХОЖДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ... МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ>, "ВЕДЕНИЕМ ЕДИНОЙ ФОРМЫ РЕЙСОВОГО САНИТАРНОГО ЖУРНАЛА...")(Утверждены в г. Ереване 07.03.2001 на 28-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)


Утверждены
на двадцать восьмом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
7 марта 2001 года
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие правила распространяются на пассажирские железнодорожные вагоны и вагоны-рестораны, поставляемые вагоностроительными заводами, а также модернизированные и прошедшие капитально-восстановительный ремонт.
1.2. Технические задания на проектирование и проекты на изготовление новых образцов пассажирского подвижного состава, а так же на модернизацию существующих типов, изготовление отдельных элементов внутреннего оборудования и санитарно-технического оснащения должны представляться на согласование органам санитарного надзора в установленном порядке.
1.3. Положения, нормативы и требования Санитарных правил обязательны для исполнения работниками железнодорожного транспорта государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Содружество), Латвийской Республики.
1.4. Ответственность за исполнение требований возлагается на организации, проектирующие объекты и подвижной состав, и на администрацию, отвечающую за их эксплуатацию.
1.5. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется органами санитарного надзора на железнодорожном транспорте.
1.6. Санитарные правила и нормативы являются обязательными для всех проектных и проектно-конструкторских бюро, вагоностроительных и ремонтных заводов, научно-исследовательских институтов, проектирующих, изготовляющих и модернизирующих подвижной состав железнодорожного транспорта.
1.7. Нарушение настоящих Правил, наступившее в результате действия или бездействия юридических или физических лиц, влечет за собой ответственность, заключающуюся в применении уполномоченными на то государственными органами к нарушителю дисциплинарных, административных, гражданско-правовых и уголовных санкций и иных мер воздействия в соответствии с законодательством государств-участников Содружества, Латвийской Республики, на территории которых выявлено нарушение.
1.8. Обжалование и опротестование примененных правовых санкций и иных мер воздействия за нарушения настоящих Правил может быть произведено физическим и юридическим лицом в порядке, установленном законодательствами государств-участников Содружества, Латвийской Республики, на территории которых выявлено нарушение".
2. Пассажирские вагоны локомотивной тяги
2.1. Санитарно-гигиенические требования к оборудованию вагонов
2.1.1. Комплектование вагона оборудованием может производиться в любой комплектности по согласованию Заказчиком и органами санитарного надзора, в зависимости от стоимости вагона, места эксплуатации, планируемой длительности маршрута.
Настоящими Правилами регламентируются общие санитарно-гигиенические требования к оборудованию вагонов без конкретизации технических параметров внутреннего пространства.
Конструкция вагона должна предусматривать места для размещения пассажиров и дополнительные помещения: тамбуры, санитарные узлы, коридоры, переходные площадки, служебное и котельное отделения.
2.1.2. Спальный вагон должен иметь дополнительные помещения: санитарные узлы, коридоры, котельное отделение, служебное отделение, купе для отдыха проводников, тамбуры и переходные площадки.
2.1.3. Конструкционные и отделочные материалы для пассажирских вагонов не должны выделять токсические вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека.
Материалы для внутривагонной отделки должны быть стойкими к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобными для очистки от загрязнений, быть мало или умеренно опасными при горении, а также разрешенными к применению министерствами здравоохранения государств-участников Содружества.
Материалы для полов в помещениях вагона должны иметь гладкую, но не скользкую поверхность, удобную для очистки, и удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям данных помещений.
2.1.4. Кузов вагона должен иметь звуко- вибро- и тепловую изоляцию.
Теплоизоляция должна обеспечивать перепад температуры на внутривагонной поверхности наружных ограждений не более +- 3 градуса Цельсия от температуры пристеночного воздуха у места замера.
2.1.5. Вход в вагон и выход должны иметь подножки, обеспечивающие удобное и безопасное движение пассажиров с достаточным количеством ступенек для посадки с низкой платформы.
2.1.6. Ступеньки на подножках не должны иметь скользкую поверхность, а также задерживать снег, воду и грязь.
2.1.7. Переходные площадки (платформы) пассажирских вагонов должны иметь закрытое исполнение, исключающее попадание влаги и грязи.
2.1.8. Двери пассажирских вагонов должны обеспечивать свободное движение пассажиров с багажом.
В вагонах, где предусмотрены купе для инвалидов-колясочников, ширина двери должна быть достаточной для въезда и выезда пассажиров в инвалидной коляске.
Наружные двери должны открываться вовнутрь (без усилий), иметь герметичное уплотнение, исключающее попадание воды и снега внутрь тамбура, запоры и быть застекленными в верхней части для обеспечения естественного освещения тамбура и переходной площадки. По обеим сторонам дверей должны устанавливаться металлопластиковые поручни.
Не допускается остекление переходных дверей из тамбура в коридор вагона, дверей купе спальных вагонов, туалетов.
Полностью из стекла или максимально застекленными должны быть двери по обоим концам коридора, отделяющие пассажирскую часть вагона от мест общего пользования. Для застекления дверей должны использоваться безосколочные и негорючие материалы.
Двери в вагоне должны быть оборудованы ручками для их открывания и закрытия.
Двери наружные открываются вовнутрь и на нижней части остекления перекрываются защитной решеткой.
Двери туалетов и умывален открываются вовнутрь и имеют указатели "свободно", "занято".
Двери купе должны быть оборудованы замками или фиксаторами, обозначением номера купе.
Двери служебного отделения и проходные двери в коридоре должны иметь фиксаторы удержания их в открытом состоянии.
2.1.10. Рабочий тамбур должен обеспечивать свободный проход пассажиров с багажом, быструю эвакуацию в аварийной ситуации, проезд и разворот инвалида в коляске. В конструкции тамбура необходимо предусматривать решетки в полу для чистки обуви пассажиров, на торцевых стенах - ящики для хранения запаса топлива, уборочного инвентаря и другого имущества.
2.1.11. Коридоры (проходы) должны быть удобными для движения пассажиров с багажом, в вагонах с купе для инвалидов-колясочников обеспечивать проезд коляски.
2.1.12. Окна пассажирских вагонов должны иметь двухслойное остекление плоским безопасным стеклом, обеспечивать достаточную видимость и естественную освещенность, звуковую и тепловую изоляцию.
Конструкция оконных рам должна обеспечивать доступ для очистки внутренних плоскостей двухслойного остекления при деповском и других видах технического обслуживания пассажирских поездов или представлять собой герметичные стеклопакеты.
Окна туалетов, умывальных и котельных должны остекляться узорчатым или тонированным непрозрачной пленкой стеклом.
Открытие окон вагонов без кондиционирования воздуха должно обеспечиваться на 1/3 их высоты, с небольшим усилием (6 - 10 кг) и с возможностью фиксации раздвижной части на любом уровне.
2.1.13. В вагонах должно быть предусмотрено купе для отдыха проводников. Не допускается расположение спального места и служебного кресла с ориентацией вдоль окна (спиной к окну).
2.1.14. В вагоне должно быть предусмотрено место для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья.
2.1.15. Переходные площадки для безопасности перехода пассажиров должны иметь дежурное и аварийное освещение, а также удобные поручни.
2.1.16. Окна в коридоре для безопасности пассажиров должны быть ограждены горизонтальными поручнями. На окнах пассажирских помещений должны быть светонепроницаемые шторы и устройства для фиксации их на любом уровне закрытия.
Окна должны быть оборудованы солнцезащитными занавесками (или жалюзи) с надежным и удобным механизмом действия.
2.1.17. В коридоре вагона могут устанавливаться репродукторы с регуляторами громкости, электророзетки для пылесоса и электробритвы, размещаться информационные материалы и т.д. В малом коридоре неслужебного конца вагона устанавливается мусоросборник.
2.1.18. В вагоне должно быть предусмотрено не менее двух санитарных узлов. Пол в туалетном помещении должен иметь уклон к отверстию для слива воды. Отверстие закрывается пробкой. Трубопроводы для сточных вод должны быть теплоизолированы, оборудованы обогревательными устройствами и размещаться на удалении от подвагонного оборудования для предотвращения его загрязнения.
Туалет должен иметь унитаз с кнопочным или педальным приводом промывки, пластмассовое сидение с крышкой, на которой монтируется ручка для ее поднятия; сидение должно фиксироваться в поднятом положении. Унитаз должен обеспечивать пользование им без сидения. На стене туалета возле унитаза укрепляется поручень, ящик с одноразовыми мешками для сбора мусора, держатель для туалетной бумаги, сосуд с моюще-дезинфицирующим средством и ершом.
Умывальник в туалете оборудуется смесителем горячей и холодной воды, дозатором жидкого мыла, полкой с бортиком для туалетных принадлежностей, зеркалом. Над водоразборными кранами устанавливается пиктограмма или надпись "Вода не питьевая". Около умывальника раздельно размещаются коробки - отделения для чистых и использованных бумажных полотенец и др., преобразователь тока для электробритвы, крючки-вешалки для одежды и полотенца.
Поверхности стен и потолка в санузлах покрываются материалами, стойкими к воздействию дезинфицирующих средств.
2.1.19. При проведении реконструкции и модернизации пассажирских вагонов желательно оборудование их экологически чистыми системами туалетов, обеспечивающих сбор фекальных стоков в замкнутые емкости.
Экологически чистые системы туалетов не должны являться дополнительными источниками шума и химического загрязнения воздушной среды.
Для каждой замкнутой системы туалетов должна быть разработана инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию.
2.1.20. Служебные помещения в вагоне должны быть оборудованы: пультом управления электрооборудованием и системой жизнеобеспечения вагона, раздельными шкафами для спецодежды, посуды, напитков и продуктов чайной торговли, раковиной с подводкой горячей и холодной воды, холодильником для хранения продуктов с обеспечением температуры в камере 0 +6 градусов по Цельсию, раздельными установками для приготовления кипятка (для вновь проектируемых и строящихся вагонов) и охлажденной кипяченой воды, СВЧ-печью, диваном для дежурного проводника, подоконным столиком, зеркалом, громкоговорителем с регулятором громкости, термометром для показания температуры внутри вагона, установкой пожарной сигнализации, пультом установки пожарной сигнализации. В вагонах "СВ" и купе для инвалида дополнительно устанавливается сигнальное табло вызова проводника (от торцевой тамбурной двери), устройство для связи и переговоров с пассажирами (для вновь проектируемых и строящихся вагонов).
2.1.21. Котельное отделение должно оборудоваться электрическим или комбинированным отопительным котлом для нагрева теплоносителя в системе отопления, бойлером для нагрева воды, емкостью для хранения топлива, термометрами для определения температуры воды в котле и наружной температуры воздуха, графиком режима отопления, плиткой для приготовления пищи. Рядом с котельным отделением должна быть емкость для рейсового запаса твердого топлива.
2.1.22. В оборудование пассажирских купе включаются: полки для лежания, полка или ниша для багажа, откидной подоконный столик с закругленными углами, гардероб или крючки и вешалки; откидная сетка (полка) для мелких вещей над каждым местом, встроенная выдвижная лесенка для подъема пассажира на верхнее спальное место, встроенный радиорепродуктор с регулятором громкости; электророзетка для бритвы, термометр, зеркало, а в вагонах "СВ" дополнительно - устройство вызова проводника.
В спальном вагоне для хранения использованного постельного белья должно быть предусмотрено изолированное от других помещений место емкостью, достаточной по расчету на один конец дальнего рейса.
В целях повышения комфортности условий проезда пассажиров оборудование купе может модернизироваться при условии обеспечения безопасности для здоровья.
2.1.23. Для удобства посадки в вагон инвалидов-колясочников следует предусматривать оборудование вновь строящихся и реконструируемых вагонов встроенным вагонным подъемником коляски (механическим, гидравлическим, электрическим) с обслуживанием проводником. Подъемник должен размещаться с некотловой стороны вагона.
2.1.24. Применяемые в пассажирских вагонах технические приборы и устройства (пожароохранная сигнализация, СВЧ-печи и др.) должны находиться в исправном состоянии и не оказывать вредного воздействия на здоровье пассажиров и работников поездных бригад.
2.2. Водоснабжение вагонов
2.2.1. Система водоснабжения вагонов должна быть оборудована резервуарами для воды, распределительными трубопроводами и водопроводными кранами, изготовленными из материалов, не оказывающих вредного влияния на качество воды и разрешенных органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке. Конструкция системы водоснабжения должна обеспечивать предотвращение загрязнения в ней воды по мере опорожнения резервуаров, полный слив из резервуаров и распределительного трубопровода и возможность очистки, промывки, дезинфекции.
Резервуары должны иметь указатели уровня воды и устройство с сигналом, свидетельствующим об окончании их заполнения (для вновь проектируемых и строящихся вагонов).
2.2.2. Резервуары, трубопроводы и сточные трубы должны иметь теплоизоляцию для обеспечения предохранения от замерзания в них воды после выключения отопления при температуре наружного воздуха - 10 градусов по Цельсию в течение 12 часов. Сточные трубы следует оборудовать устройствами для размораживания.
Объем резервуаров должен обеспечивать подачу не менее 25 литров холодной и горячей воды на каждое место в вагоне.
Головка водоналивного патрубка системы водоснабжения вагона должна располагаться на высоте, исключающей его загрязнение, и иметь запорное устройство.
2.2.3. Качество воды в резервуарах и водоразборных кранах вагона должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды.
По микробиологическим показателям:
- число микроорганизмов в 1 мл - не более 100;
- число бактерий группы кишечной палочки в 1 л воды (коли-индекс) - не более 3.
По органолептическим показателям:
- запах - не более 2 баллов;
- цветность - не более 35;
- привкус - не более 2 баллов;
- мутность - не более 3,5 единиц по Формазину.
Концентрации химических веществ:
- общая жесткость - не более 7,0 мг-экв/л (19 ммоль/л) <*>;
- железо - не более 1,0 мг/л;
- медь - не более 1,0 мг/л;
- цинк - 5 мг/л;
- сульфиты - 500,0 мг/л;
- хлориды - 350 мг/л.
--------------------------------
<*> Величина, указанная в скобках, может быть установлена по железной дороге на основании гигиенических нормативов государства-участника Содружества.
2.2.4. В вагонах должна обеспечиваться подача холодной и горячей воды в умывальники и на мойку посуды в служебном помещении.
Вагоны следует оборудовать кипятильниками для приготовления кипяченой воды для напитков, водоохладителями и системой перекачки воды от кипятильника в бак водоохладителя.
Для вновь проектируемых пассажирских вагонов желательно предусматривать установку обеззараживающего устройства в охладителях питьевой воды с целью предупреждения ее вторичного бактериального загрязнения.
2.3. Отопление вагонов
2.3.1. Система отопления в пассажирских вагонах должна обеспечивать равномерный обогрев помещений в зависимости от их назначения.
2.3.2. Система отопления должна обеспечивать среднюю температуру воздуха в помещениях пребывания пассажиров не ниже +20 градусов по Цельсию при температуре наружного воздуха -40 градусов по Цельсию.
2.3.1. Система отопления должна поддерживать температуру воздуха в купе, салонах и служебных помещениях +22 +- 2 градуса по Цельсию, в умывальных (душевых) спальных вагонах от +23 до +25 градусов по Цельсию, в туалетах от +16 до +18 градусов по Цельсию.
Допускаются колебания температуры воздуха в помещениях вагона по вертикальному градиенту до 3 градусов по Цельсию.
2.3.3. Температура наружных ограждающих поверхностей стен не должна быть ниже температуры окружающей среды более, чем на 3 градуса по Цельсию. Температура внутренних ограждений не должна быть ниже 15 градусов по Цельсию.
2.3.4. Конструкция отопительных приборов должна обеспечивать их удобную очистку от пыли и загрязнения.
2.3.5. Отопительные приборы следует размещать по длине наружных стен и на высоте от пола, позволяющей производить их очистку.
2.3.6. Температура на поверхности отопительных приборов не должна превышать +80 градусов по Цельсию (для электронагревателей не должна превышать +200 градусов по Цельсию).
2.3.7. Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать +60 градусов по Цельсию.
2.4. Вентиляция и кондиционирование воздуха в вагонах
2.4.1. Вагоны должны быть оборудованы механической приточной и естественной вытяжной вентиляцией.
2.4.2. Система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/час и зимой не менее 10 куб. м/ час на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна превышать 0,1%.
В зависимости от наружной температуры на каждое место должна обеспечиваться подача воздуха не менее:
10 куб. м/ч при температуре наружного воздуха ниже -20 град.
15 куб. м/ч при температуре наружного воздуха от -20 град. до -5 град.
20 куб. м/ч при температуре наружного воздуха от -5 град. до +26 град.
15 куб. м/ч при температуре наружного воздуха выше +26 град.
2.4.3. Скорость движения воздуха в местах нахождения пассажиров не должна превышать 0,2 м/сек в зимний период, а при работе кондиционера в летний период 0,25 м/сек. В вагонах без кондиционирования воздуха в летний период допускается скорость движения воздуха 0,4 м/сек.
2.4.4. Подаваемый в вагоны воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха после его очистки не должна превышать 0,5 мг/куб. м.
2.4.5. Система охлаждения вагонов должна обеспечивать равномерное охлаждение.
2.4.6. Температура подаваемого в вагон воздуха при охлаждении его должна быть не ниже +16 градусов Цельсия.
2.4.7. Забор подаваемого в вагон наружного воздуха должен производиться в наименее загрязненном месте. Объем рециркуляционного воздуха может составлять не более 30%.
2.4.6. Вентиляционные камеры должны быть тщательно изолированы, особенно от котельных отделений и кухни, для предотвращения подсоса воздуха из этих помещений.
2.5. Санитарные требования к искусственному и естественному освещению
2.5.1. Искусственное освещение должно обеспечивать хорошую освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов.
Для искусственного освещения должны быть использованы люминесцентные лампы, близкие по спектру к дневному свету.
2.5.2. В спальных пассажирских вагонах и в служебных помещениях вагонов на уровне 800 мм от пола, на расстоянии 600 мм от спинки дивана и на поверхности столика должна быть обеспечена освещенность не менее 150 лк при включенном люминесцентном и местном освещении.
При освещении лампами накаливания освещенность должна быть не менее 50 лк.
2.5.3. Каждое спальное место должно иметь местное освещение. Освещенность от светильника местного освещения на расстоянии 0,7 м от стены вагона и на высоте 0,5 м от поверхности дивана должна быть не менее 40 лк.
2.5.4. Освещенность на уровне пола в больших коридорах должна составлять 50 лк, в малых коридорах - 30 лк, в туалетах - 50 лк, в тамбурах и на переходных площадках - 30 лк.
2.5.5. В котельных отделениях вагонов освещенность на уровне контрольных приборов должна быть не менее 30 лк.
2.5.6. На ступеньках входа в вагон освещенность должна быть не менее 20 лк.
2.5.7. Во всех вагонах должно быть предусмотрено аварийное освещение для эвакуации людей с освещенностью на уровне пола не менее 1 лк.
2.6. Гигиенические нормативы шума и вибрации в помещениях вагона
2.6.1. Уровень шума в пассажирских вагонах и купе проводника не должен превышать 65 дБа, для тамбуров - 68 дБа, для межвагонных переходов - 80 дБа.
2.6.2. Уровень вибрации в пассажирских вагонах должен быть равен нормированной кривой 0,11 м/сек 2 на частоте 8 Гц (при 8-часовом воздействии).
2.6.3. Для пассажирских салонов предельно допустимыми уровнями ультразвуковых колебаний в открытых полосах со среднегеометрическими частотами являются: 2 Гц - 99 дБ, 4 Гц - 96 дБ, 8 Гц - 93 дБ, 16 Гц - 96 дБ.
2.7. Санитарные требования к подготовке пассажирских составов в рейс
2.7.1. Вагоны пассажирских поездов, отправляемых в рейс, должны быть подготовлены в соответствии с технологическим процессом осмотра, безотцепочного ремонта и экипировки пассажирских вагонов.
2.7.2. В пунктах формирования пассажирских поездов дальнего следования проводится полная подготовка и экипировка пассажирских вагонов, которая включает в себя:
- наружную обмывку вагонов;
- дезинфекционную обработку вагонов;
- ремонт внутреннего оборудования;
- смену фильтров принудительной вентиляции;
- уборку внутренних помещений вагонов;
- снабжение вагонов предметами съемного оборудования;
- снабжение вагонов продукцией чайной торговли;
- заправку водой и топливом.
Из пунктов оборота пассажирские вагоны должны отправляться без нарушений санитарных правил.
Объемы и сроки экипировки согласовываются с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
2.7.3. Наружная уборка вагонов проводится после каждого рейса и включает в себя обмывку кузова и ходовых частей, мытье и протирку стекол, переходных площадок, очистку и мытье ступенек, влажную протирку поручней.
2.7.4. Дезинфекционная обработка пассажирских вагонов выполняется отделениями профилактической дезинфекции учреждений санэпидслужбы железных дорог (или другими предприятиями, имеющими лицензию на проведение дезинфекционных работ) методами и средствами, установленными соответствующими инструкциями.
Подготовительные работы (свертывание, развертывание мягкого инвентаря и т.п.) при дезинфекционных обработках выполняются проводниками вагонов.
В пунктах подготовки пассажирских вагонов в рейс проводятся следующие виды профилактических обработок:
а) Дезинфекционная обработка туалетов, мусоросборников в каждом пассажирском составе по прибытии в пункт формирования и оборота.
б) Дезинсекционная обработка вагонов влажным способом - не реже 1 раза в месяц (в зависимости от применяемых инсектицидов).
Вагоны, предназначенные для перевозки организованных контингентов, должны подвергаться дезинфекции и дезинсекции до и после указанных перевозок.
в) Внеплановая дезинфекция и дезинсекция в вагонах - по эпидпоказаниям, а также по заявке начальника поезда.
2.7.5. Дезинфекционная камерная обработка постельных принадлежностей и мягкого инвентаря осуществляется вагонным депо в пунктах формирования поездов.
Для постельных принадлежностей и мягкого инвентаря устанавливаются следующие виды и сроки профилактической обработки:
а) Матрацы, подушки и зимние одеяла подвергаются обеспыливанию и камерной обработке не реже 4 раз в год;
б) Летние одеяла подвергаются стирке и химической чистке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, зимние одеяла - не реже 2 раз в год до и после зимнего периода эксплуатации;
в) Чехлы на матрацы и подушки подвергаются стирке по мере загрязнения, но не реже 1 раза в месяц;
г) Смена настольных салфеток производится в пунктах формирования и оборота, занавесок - не реже 1 раза в неделю, штор - не реже 1 раза в месяц.
2.7.6. Смена вентиляционных фильтров и прочистка системы приточной вентиляции вагонов должна проводиться согласно графику.
2.7.7. Уборка внутренних помещений вагонов должна производиться после проведения дезинфекционной обработки и выполнения внутренних ремонтных работ.
После дезинсекционной обработки вагонов ремонт и уборка внутри вагонов может начинаться не ранее, чем через 2 часа; после дезинфекционной обработки - через 30 минут.
Для уборки внутренних помещений вагонов при подготовке в рейс работники должны обеспечиваться спецодеждой (халат, резиновые перчатки), моющими средствами, ведрами, ветошью, швабрами для мытья полов, пылесосом, веником, совком, горячей водой.
Уборочный инвентарь должен быть промаркирован ("для туалета", "для пола", "для полок", "для мусора"). Ведро для полок может использоваться и для мытья стен. Уборочный инвентарь и ветошь после уборки обеззараживаются соответствующим дезсредством с последующим ополаскиванием и просушиванием.
2.7.8. В пункте формирования и оборота пассажирских вагонов категорически запрещается загрязнять пути и междупутья мусором и другими отбросами.
Мусор из вагона удаляется в мусоросборники, устанавливаемые на междупутьях. Выбрасывать мусор на пути, междупутья и другие
места, не предназначенные для этих целей, категорически запрещается.
Удаление мусора из мусоросборников должно производится регулярно, не допуская их переполнения, в теплый период года - не реже 1 раза в сутки, в холодный период - 1 раз в 2 дня.
В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов пользоваться туалетами в вагоне запрещается.
2.7.9. Прошедшие наружную и внутреннюю обработку вагоны снабжаются съемным инвентарем, мылом, туалетной бумагой, достаточным количеством моюще-дезинфицирующего средства.
2.7.10. Количество постельного белья, выдаваемого в рейс, должно определяться, исходя из длительности рейса, пассажиропотока и количества мест в вагоне, предназначенных для проезда пассажиров.
Комплект постельного белья должен быть в опломбированном или прошитом (с закладкой специального ярлыка) конверте, или запаянным в специальную термоусадочную пленку.
В комплект постельного белья входят две простыни (или одна простыня и один пододеяльник), наволочка закрытого типа, полотенце.
В комплект постельных принадлежностей входят матрац, подушка, одеяло (зимнее или летнее), чехлы на матрацы и подушки.
2.7.11. Наличие мыла и туалетной бумаги в вагонах, отправляемых в рейс, обязательно.
2.7.12. Во время подготовки вагонов в рейс должна производиться их заправка водой и обеспечение топливом.
2.7.13. Вода должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды.
По окончании заправки вагонов водой, она должна быть слита из водозаправочных шлангов.
Шланги должны храниться в специальных устройствах, исключающих возможность их загрязнения. Категорически запрещается перемещение по земле оголовков водозаправочных шлангов.
Должен быть защищен от загрязнения оголовок водоналивного патрубка системы водоснабжения вагона.
2.7.14. Обеспечение пассажирских вагонов топливом осуществляется в зимнее и переходное время года в соответствии с нормами, утвержденными железнодорожными администрациями.
Топливо к вагонам должно доставляться на специальном транспорте, подаваться в вагон в затаренном виде и засыпаться в предназначенные емкости работниками экипировочных бригад.
2.7.15. Температура воздуха в зимнее и переходное время года нормируется для всех вагонов пассажирских поездов, в летнее время - только для вагонов, имеющих установки кондиционирования воздуха.
Отопление вагонов производится при температуре наружного воздуха +10 градусов по Цельсию и ниже. Перед подачей состава под посадку пассажиров (в зимнее и переходное время года) температура воздуха в вагонах должна поддерживаться на уровне +20 +- 2 град. по Цельсию.
2.7.16. В вагонах, отправляемых в рейс, должно быть обеспечено:
- исправная работа кипятильников;
- наличие чайной посуды, столовых приборов в соответствии с перечнем съемного оборудования, подноса для сушки посуды, посудных полотенец;
- наличие разрешенных к применению моющих средств для мытья посуды и моюще-дезинфицирующих средств для текущей уборки вагонов;
- наличие санитарной одежды для обслуживания пассажиров продукцией чайной торговли.
2.7.17. Состав должен быть укомплектован аптечкой для оказания медицинской помощи и эпидукладкой на случай выявления в пути следования больного, подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией, которые хранятся у начальника поезда.
Эпидукладка в обязательном порядке комплектуется маркированными емкостями для сбора естественных выделений больного (эмалированные ведра "для рвотных масс", "для фекальных масс", стеклянная банка с притертой крышкой "для мокроты"), дезинфицирующими средствами, разрешенными к применению минздравами государств-участников Содружества и имеющими соответствующий спектр действия, ветошью. Другие предметы хозяйственного и медицинского назначения, необходимые для проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий, используются из вагонного имущества. Дополнительная комплектация эпидукладки устанавливается органами санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с вагонным депо.
2.7.18. В вагонах отправляемых в рейс пассажирских поездов должно быть обеспечено исправное состояние систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, а также качественная уборка внутренних помещений вагонов.
2.7.19. Запрещается включать в состав поездной бригады, назначаемой в рейс, проводников с нарушениями в состоянии здоровья, а также не имеющих личных медицинских книжек или отметок в них о прохождении обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и сдаче зачета по программе гигиенической подготовки.
2.8. Санитарные требования к содержанию пассажирских составов в пути следования
2.8.1. Выполнение санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования возлагается на начальника поезда и проводников вагонов.
2.8.2. Вагоны в пути следования должны содержаться в чистоте.
Влажная уборка должна проводиться не реже 2 раз в сутки.
Уборка туалетов с обязательным мытьем полов должна проводиться не менее 4 раз в сутки и по мере необходимости с применением разрешенных моюще-дезинфицирующих средств.
Обеспыливание ковровых дорожек должно производиться пылесосом не менее 2 раз в сутки.
Уборка вагона должна производиться проводником только в спецодежде (халат, резиновые перчатки). Обязательно наличие отдельного халата для уборки туалета.
В вагоне должен быть комплект уборочного инвентаря (пылесос, веник, совок, отдельные маркированные ведра и ветошь для уборки в пути следования и в пункте оборота полов вагонов, туалетов, внутреннего оборудования, ерши для мытья унитазов, обтирочный материал), с отведением места для его хранения.
Ведра должны иметь соответствующую маркировку - "для пола", "для туалетов", "для полок", "для мусора".
На каждом остановочном пункте до выхода (посадки) пассажиров должны протираться поручни.
Сбор мусора в вагоне должен производиться в специальную емкость "для мусора" или специальные полиэтиленовые мешки. Накапливаемый в пути следования мусор должен либо сжигаться в топке вагона, либо удаляться из вагонов в мусоросборники на станциях по пути следования, список которых определен служебным расписанием движения пассажирских поездов. После удаления мусора емкость (ведро) должна ополаскиваться водой и дезинфицироваться.
2.8.4. В пути следования должен соблюдаться режим пользования туалетами. На стоянках, при проходе крупных железнодорожных станций, санаторно-курортных и пригородных зон, тоннелей, мостов пользоваться туалетами запрещается, они должны быть закрыты.
В каждом вагоне пассажирского поезда межгосударственного сообщения должна быть информация о границах санитарных зон по всем железным дорогам, через которые следует поезд.
При оборудовании вагонов экологически чистыми туалетами разрешается пользоваться ими по всему пути следования поезда и на стоянках.
Наличие мыла и туалетной бумаги в туалетах вагонов обязательно.
2.8.5. Пассажиры должны быть обеспечены охлажденной кипяченой водой либо бутилированной водой. Запрещается в месте разбора питьевой воды ставить стакан общего пользования.
2.8.6. Пассажиры должны обеспечиваться постельными принадлежностями и постельным бельем в установленном порядке. При этом запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья, а также пользование личным постельным бельем.
Чистое постельное белье в опломбированных и прошитых (с закладкой специального ярлыка) конвертах или запаянное в термоусадочную пленку должно храниться в специальном шкафу или нише служебного отделения.
Категорически запрещается совместное хранение чистого и использованного постельного белья.
Уборка использованного постельного белья осуществляется проводником после высадки пассажира.
В пунктах оборота использованное постельное белье должно быть опломбировано начальником поезда.
2.8.7. Чистая посуда, столовые приборы (ложки, вилки, ножи), продукция чайной торговли должны храниться в специальном шкафу служебного отделения. Хранение в этом шкафу посторонних предметов и вещей запрещается.
После каждого пользования пассажиром в пути следования посуда многоразового пользования и столовые приборы должны мыться в моечной ванне горячей проточной водой с применением разрешенных моющих средств.
Посуда одноразового пользования собирается в специальную емкость (тару) для последующей сдачи на утилизацию в пунктах формирования и оборота или на станциях, список которых определен для сбора мусора из вагонов.
Обработка посудомоечной раковины разрешенными к применению чистящими и моюще-дезинфицирующими средствами проводится не менее 4-х раз в сутки путем нанесения средства на увлажненную ветошь или щетку и тщательного протирания обрабатываемой поверхности.
После мытья посуда и столовые приборы вытираются насухо чистым чайным полотенцем.
2.8.8. Услуги, предоставляемые пассажирам в поездах, а также ассортимент реализуемых продуктов питания и напитков, должен быть согласован с органами санитарного надзора.
На реализуемые в вагонах кондитерские изделия, напитки, продукты питания, а также применяемые моющие и дезинфицирующие средства, туалетную бумагу и т.д., должны иметься документы, удостоверяющие качество и безопасность для здоровья человека.
Кондитерские изделия должны выдаваться пассажирам в мелкой расфасовке. Раздача чая, кофе, кондитерских изделий, ланч-боксов производится проводником в специальной одежде (куртка или передник), предназначенной только для этих целей.
2.8.9. При температуре наружного воздуха до - 40 градусов по Цельсию система отопления при работе котла на твердом топливе совместно с системой вентиляции должна обеспечивать температуру воздуха в вагоне на уровне +20 +- 2 град. по Цельсию, в туалетах не ниже +16 градусов по Цельсию, автоматическое регулирование температуры воздуха в пассажирских помещениях вагона должно обеспечивать в зимний период года +20 +- 2 град., летом +24 +- 2 градуса в соответствии с алгоритмом управления.
В вагонах с принудительной вентиляцией и с установками кондиционирования воздуха вентиляция должна работать непрерывно в автоматическом режиме в зависимости от температуры воздуха в вагоне. При работающей вентиляции дефлекторы в пассажирской части вагона и в туалетах должны быть открыты.
При ручном включении (аварийный режим) вентиляция включается периодически в соответствии с правилами эксплуатации установки.
2.8.10. В вагоне должна быть обеспечена исправная работа осветительных приборов.
2.8.11. При осуществлении контроля за выполнением требований настоящих санитарных правил представителями органов санитарного надзора о всех выявленных нарушениях делается запись в рейсовом санитарном журнале.
2.8.12. Личные медицинские книжки проводников во время рейса хранятся у начальника поезда и предъявляются по первому требованию должностным лицам санэпидслужбы.
3. Вагоны-рестораны и купе-буфеты
3.1. Общие положения
3.1.1. Настоящие правила распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и эксплуатируемые вагоны-рестораны и определяют санитарные требования к их устройству, оборудованию и содержанию.
3.1.2. В пунктах формирования и оборота должна быть обеспечена подзарядка холодильных установок вагонов-ресторанов.
3.2. Санитарно-гигиенические требования к устройству, общему оборудованию вагонов-ресторанов и купе-буфетов
3.2.1. Обеденный зал оборудуется откидными столиками на 4-х человек, расположенными под окнами.
Облицовка столиков производится материалами, стойкими к уборке моющими и дезинфицирующими растворами при температуре до 80 градусов по Цельсию.
Столики по периметру должны быть окантованы бортиком, а устройство откидных столиков обеспечивать удобство уборки и мытья полов в салоне. У каждого стола у подоконника оборудуются гнезда - держатели для бутылок.
3.2.2. Ширина прохода в салоне между рядами столиков должна обеспечивать проход пассажира без багажа.
3.2.3. Стулья устраиваются с полумягкими спинками и сидениями с обивочным материалом, позволяющим производить влажную уборку и дезинфекционную обработку.
В купе-буфете стулья не предусматриваются, столы устраиваются на высоте, удобной для приема пищи стоя.
3.2.4. Двойные сидения с ящиками под ними для хранения имущества могут располагаться в салоне вагона-ресторана.
3.2.5. В обеденном зале могут монтироваться крючки для головных уборов, дамских сумочек и легкой одежды; боковые стены оборудуются точками для радиотрансляции.
3.2.6. Кухня должна иметь следующее оборудование: плита с духовым шкафом, тепловой шкаф для подогрева готовых блюд, печи СВЧ для разогрева единичных кулинарных изделий, конвекционная печь (укомплектованная термопарами), холодильные шкафы, производственный стол, стол для сервирования (у стен между кухней и сервизной), мойка 2-х гнездная для мытья кухонной посуды, мойка для продуктов, шкаф для оттаивания замороженных продуктов (при отсутствии конвекционных печей), шкаф для приправ, шкаф сушильный, шкаф для хранения посуды и кухонного инвентаря, сборник для пищевых отходов с крышкой и полиэтиленовыми вкладышами для удобства сбора и удаления, настенные вентиляторы над производственными столами, сигнальное устройство для вызова официантов из обеденного зала.
Необходимо оснащение вагона-ресторана дополнительными холодильниками для хранения ланч-боксов.
3.2.7. Кухонная плита оборудуется по периметру бортиком высотой 15 - 20 мм и воздушной завесой с вытяжным зонтом.
Производственные столы для обработки сырых и вареных продуктов изготавливаются с покрытиями без швов с закругленными краями из материалов, разрешенных к применению органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Гнезда моечных ванн для мытья посуды должны быть изготовлены из материалов, разрешенных органами санитарно-эпидемиологического надзора для контакта с продуктами питания, с подводкой холодной и горячей воды к каждому гнезду ванны, пробками с цепочками для закрытия сливных отверстий. Сточные трубы оборудуются обогревом против замерзания.
3.2.8. Технологическое оборудование, механизмы для обработки продуктов должны размещаться на кухне так, чтобы был обеспечен свободный доступ к ним персонала.
На кухне предусматривается специально оборудованное место для кратковременного хранения и обработки овощей, картофеля (с производственным столом, умывальником и ящиком для отходов).
3.2.9. Мойка столовой посуды должна размещаться в смежном с кухней помещении, имеющем непосредственную связь с кухней. В моечном помещении должен быть стол с крышкой для приема использованной столовой посуды, мойка 3-х гнездная, места для просушки и хранения чистой посуды, сборник пищевых отходов.
3.2.10. Сервизная должна обеспечивать удобную связь кухни со столовым залом и буфетом и иметь стол для приема готовых блюд, шкаф для хранения чистых приборов, стаканов и т.п., хлеборезку.
3.2.11. Буфетное отделение для розничной продажи оборудуется столом, холодильником, полками, витриной, шкафами.
3.2.12. Боковой коридор для прохода пассажиров может иметь щит управления оборудованием вагона-ресторана, места для хранения уборочного инвентаря, аптечки и т.п.
3.2.13. Конструкцией вагона-ресторана должны быть предусмотрены раздельные туалетные комнаты для использования только персоналом и для посетителей вагона-ресторана. Места их размещения согласовываются с органами санитарно-эпидемиологического надзора на стадии проектирования новых вагонов-ресторанов или при их модернизации.
3.2.14. Умывальная - душевая для работников вагона-ресторана должна иметь: умывальник (раковину) с краном-смесителем холодной и горячей воды, гибким шлангом со съемной душевой сеткой, дозатор жидкого мыла, зеркало с полкой для туалетных принадлежностей, коробку с чистыми бумажными полотенцами (или электрополотенце), емкость для использованных полотенец, место для раздевания персонала с откидным сиденьем, крючками для полотенца и одежды, напольную съемную решетку с местом для ее хранения; сосуд для хранения моюще-дезинфицирующих средств.
3.2.15. Обязательно устройство шкафов для хранения уличной одежды работников вагонов-ресторанов (в купе для персонала или в торговом зале).
3.2.16. Кладовые помещения размещаются в участках вагона-ресторана, удобных для загрузки продуктов и не затрудняющих их очистку и дезинфекцию.
В кладовых помещениях выделяются места для хранения овощей, картофеля, фруктов и, отдельно - для хранения сухих продуктов; устанавливаются холодильные шкафы.
3.3. Требования к водоснабжению, канализации, системе сбора мусора, вентиляции, отоплению и освещению
3.3.1. Вагоны-рестораны должны быть обеспечены запасом воды в течение всего рейса. Снабжение вагонов-ресторанов водой должно производиться только от водозаправочных колонок. Вода, заливаемая в емкости вагона-ресторана, должна отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды. Залив воды должен осуществляться в опорожненные емкости, долив воды не допускается.
Емкости и трубопроводы следует промывать и дезинфицировать в соответствии с технологическими графиками в пунктах формирования.
Для изготовления баков и трубопроводов должны применяться материалы, не изменяющие качества воды и разрешенные органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке. Горячая и холодная вода должна быть подведена ко всем посудомоечным и производственным ваннам через смесители.
При отсутствии холодной или горячей воды работа вагона-ресторана запрещается.
Систематический контроль за соответствием воды в емкостях установленным микробиологическим показателям проводится органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Запрещается спуск сточной воды в пунктах формирования, оборота и отстоя, на всех остановочных пунктах и в санитарных зонах.
Систематический контроль за техническим состоянием систем водоснабжения и канализации в вагонах-ресторанах возлагается на вагонное депо пункта формирования вагона-ресторана.
3.3.3. Производственные пищевые отходы и бытовой мусор должны собираться раздельно в специальные емкости и, по мере накопления, освобождаться на стоянках, предусмотренных технологической схемой движения поезда.
Ежедневно в конце рабочего дня все мусоросборники вагона-ресторана промываются горячей водой с последующей дезинфекцией. В моечном отделении разрешается иметь дополнительно плотно закрывающийся бачок для сбора остатков хлеба.
3.3.4. Система вентиляции вагона-ресторана должна обеспечивать равномерное распределение воздуха по помещениям и предотвращать поступление воздуха из производственных помещений в столовые залы.
Система вентиляции вагонов-ресторанов должна работать непрерывно от пункта отправления до станции назначения и обеспечивать равномерное распределение воздуха по помещениям.
Вагоны-рестораны должны быть оборудованы механической приточно-вытяжной вентиляцией. Механическая приточная вентиляция должна обеспечивать подачу наружного воздуха летом не менее 25 куб. м/час и зимой не менее 20 куб. м/ час на каждое место.
Концентрация двуокиси углерода (CO ) в обеденном зале не должна
2
превышать 0,1%.
Скорость движения воздуха в зоне пребывания пассажиров не должна превышать 0,2 м/сек зимой и 0,25 м/сек летом, при отсутствии кондиционирования воздуха - не более 0,5 м/сек.
При вентиляции вагона-ресторана необходимо предусматривать подачу наружного воздуха для удаления избытков тепла и влаги из кухни и моечной столовой посуды, а также организации воздушной завесы у плит.
Подаваемый в вагон воздух должен быть очищен с помощью фильтров. Запыленность подаваемого воздуха, после его очистки не должна быть выше 0,5 мг/куб. м.
Температура подаваемого в салон вагона-ресторана воздуха при подогреве его должна быть не ниже +18 градусов по Цельсию и не более +26 градусов по Цельсию, а при охлаждении его не ниже +16 градусов по Цельсию. Температура приточного воздуха, подаваемого в верхнюю зону вагона-ресторана, должна быть не ниже +12 градусов по Цельсию.
Вентиляционные камеры должны быть тщательно изолированы, особенно от котельных отделений и от кухни, для предотвращения подсоса воздуха из этих помещений.
Места, где имеются источники непосредственного загрязнения воздуха (газ, пыль, запахи), а также места с повышенным тепловыделением, должны быть оборудованы местной вытяжной вентиляцией.
3.3.5. Система отопления вагона-ресторана должна поддерживать температуру воздуха 22 +- 2 градуса по Цельсию.
Температура наружных ограждающих поверхностей в помещениях вагона не должна быть ниже, чем на 3 градуса по Цельсию температуры окружающего воздуха.
Отопительные приборы должны иметь защитные кожухи. Температура на поверхности защитных кожухов не должна превышать +60 градусов по Цельсию (кроме электронагревателей).
3.3.6. Для искусственного освещения должны использоваться люминесцентные лампы.
3.3.7. В вагоне-ресторане должна быть обеспечена освещенность не менее: 200 лк на уровне столов в обеденном зале, 100 лк - у раздаточного окна в буфетном отделении, 50 лк - в посудомоечном отделении, 200 лк - на уровне моечных ванн, 300 лк - на поверхности производственных столов кухни, 50 лк - на уровне пола в коридорах и умывальной комнате, 30 лк - тамбурах и на переходных площадках.
Искусственное освещение должно обеспечивать нормируемую освещенность, не создавать отраженной блесткости и резких контрастов.
Аварийное освещение для эвакуации людей должно предусматривать освещенность на уровне пола не менее 1 лк.
3.4. Санитарные требования к производственному инвентарю и содержанию вагона-ресторана
3.4.1. Разделочные доски должны быть отдельными для обработки каждого вида продукта, изготавливаться из дерева твердых пород, иметь гладкую, без щелей поверхность.
Доски и ножи обязательно маркируются на боковой поверхности по назначению: "СМ" (сырое мясо), "СР" (сырая рыба), "СК" (сырая кура), "ВМ" (вареное мясо), "ВР" (вареная рыба), "ВК" (вареная кура) "СО" (сырые овощи), "ВО" (вареные овощи), "МГ" (мясная гастрономия), "РГ" (рыбная гастрономия), "Х" (хлеб), "С" (сыр), "М" (масло).
Доски хранить навалом запрещается. Хранение следует проводить в положении "на ребре" в ячейках специально отведенного места.
Количество ножей должно соответствовать количеству разделочных досок с 1 резервным ножом, маркировка которых производится на рукоятке или лезвии ножа соответственно маркировке разделочных досок.
Хранение разделочных досок и ножей должно производиться раздельно для сырой и готовой продукции.
3.4.3. Разрешается применение следующей кухонной посуды: из нержавеющей стали; чугунной (сковороды); железа нелуженого (противни); из оцинкованного железа (ведра, баки, посуда для переноса воды и сыпучих продуктов).
Может использоваться столовая и чайная посуда: фаянсовая, фарфоровая, стеклянная, из нержавеющей стали (миски, баранчики, ложки, вилки и ножи) и из пластмасс, имеющих соответствующее гигиеническое заключение.
3.4.4. Мытье столовой посуды производится в 3-х гнездной ванне (за исключением вагонов старой конструкции): 2 гнезда используются для мытья посуды; третье - для ополаскивания вымытой посуды горячей водой.
Для мытья стеклянной посуды и приборов используется отдельная 2-х гнездная ванна или 1-гнездная ванна с ополаскиванием горячей проточной водой.
Кухонная посуда моется в 2-х гнездной ванне на кухне. Одна из ванн должна иметь шланг с душирующим устройством для ополаскивания посуды.
3.4.5. Режим мытья посуды:
- Столовая посуда подвергается механической очистке от остатков пищи (щеткой, деревянной лопаткой), моется в первом гнезде ванны водой с добавлением 1% тринатрийфосфата (допускаются моющие средства из числа разрешенных к применению Министерствами здравоохранения государств-участников Содружества) при температуре 50 град. по Цельсию, моется во втором гнезде ванны с моющими средствами (вдвое меньшей концентрации, чем в первом гнезде ванны), ополаскивается в 3-м гнезде ванны в сетке с водой, имеющей температуру не ниже 65 град. по Цельсию, просушивается в опрокинутом положении на решетках сушилках.
- Столовые приборы (ложки, вилки, ножи) моются с применением моющих средств, как и столовая посуда в первом гнезде ванны, и ополаскивается во втором гнезде горячей водой с температурой не ниже 65 град. по Цельсию.
- Стеклянная посуда моется в воде первого гнезда ванны при температуре 50 град. по Цельсию с моющими средствами, ополаскивается во втором гнезде ванны в горячей проточной воде и просушивается на металлических решетках. Разрешается вытирать стеклянную посуду чистым полотенцем (маркированным под протирку).
- В конце смены проводится дезинфекция всей столовой посуды дезинфицирующими средствами из числа разрешенных к применению Министерствами здравоохранения государств-участников Содружества.
- Пищеварочные котлы моются щетками горячей водой (температура 45 - 50 град. по Цельсию) с моющими средствами и ополаскиваются чистой горячей водой (температура не ниже 65 град. по Цельсию).
- Подносы промываются в ванне для столовой посуды горячей водой с добавлением моющих средств, ополаскиваются чистой водой и насухо протираются специально маркированными для этого салфетками.
- Кассеты для столовых приборов и приборы для специй промываются по мере загрязнения, но не реже 1 раза в день.
- Разделочные деревянные доски, лопатки, мешалки после мытья горячей водой (+50 град.) с моющими средствами, ополаскиваются горячей водой не ниже +60 град. и просушиваются на решетчатых металлических стеллажах.
- Сита для процеживания бульонов и соусов после каждого употребления промываются горячей водой и просушиваются.
- Тара из-под полуфабрикатов моется в ванной на кухне только после окончания работы кухни и хранится в специально отведенном месте.
3.4.6. Мытье стен в вагоне-ресторане производится в пунктах экипировки после каждого рейса с применением разрешенных моющих средств.
Во время рейса все помещения вагона-ресторана, купе-буфетов должны содержаться в чистоте, грязная посуда со столов убирается немедленно.
Текущая уборка помещений (подметание, мытье полов) производится по мере необходимости, но не реже 2-х раз в день.
Уборка умывальных комнат должна производиться не реже 3-х раз в день с обязательным мытьем полов.
3.4.7. Уборочный инвентарь (ведра, щетки и т.п.) должны маркироваться для обработки столов, стен, холодильников, закрепляться за помещениями и храниться раздельно в выделенных местах (возможно в промаркированных рундуках торгового зала).
3.4.8. Вагон-ресторан должен быть обеспечен достаточным количеством мыла, столового белья, комплектов санитарной одежды в соответствии с утвержденными порейсовыми нормами материально-технического оснащения, согласованными с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
Доставляемая в вагон-ресторан санитарная одежда и столовое белье должны быть упакованы в полиэтиленовую пленку и храниться в промаркированном рундуке.
3.4.9. Каждый вагон-ресторан должен быть снабжен медицинской аптечкой, в перечне которой должен быть предусмотрен напальчник.
Ответственность за пополнение аптечки медикаментами возлагается на директора вагона-ресторана.
3.4.10. В помещениях вагона-ресторана запрещается хранить продовольственные и другие товары без соответствующих документов.
3.4.11. Запрещается вход посторонним лицам в производственные помещения и моечное отделение. Не разрешается посетителям входить в обеденный зал в верхней одежде. Для временного хранения головных уборов и дамских сумочек могут быть использованы вешалки и крючки на стенах у столиков.
3.5. Правила приема и хранения пищевых продуктов
3.5.1. Количество скоропортящихся продуктов, принимаемых в вагон-ресторан, определяется сроком их реализации и расчетной вместимостью холодильных емкостей.
3.5.2. Каждая партия пищевых продуктов принимается в рейс при наличии удостоверения качества и безопасности для здоровья или маркировки с информацией об условиях хранения и дате изготовления.
Качество пищевых продуктов, поступающих в вагоны-рестораны (как и на базы снабжения) проверяется директором вагона-ресторана (заведующим производством, шеф-поваром), кладовщиком.
Приемка продуктов начинается с проверки сопроводительных документов. Далее сопроводительные документы хранятся упорядоченно в папках по группам товаров (безалкогольная, гастрономическая и др.).
Пробы сомнительных по качеству продуктов направляются для лабораторной экспертизы в учреждения санэпидслужбы железных дорог и не допускаются в реализацию до получения разрешения о пригодности.
Некачественные и опасные пищевые продукты подлежат соответствующей экспертизе в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких продуктов.
3.5.3. Мясо принимается только при наличии ветеринарного клейма и документов, свидетельствующих об осмотре и заключении представителями ветеринарного надзора.
Запрещается принимать:
- условно годное мясо, с ветеринарным свидетельством, но без клейма и приобретать мясо и другие продукты у частных лиц;
- водоплавающую птицу в непотрошеном виде, сырое утиное и гусиное яйцо;
- кондитерские изделия с заварным и сливочным кремом и особо скоропортящиеся продукты с истекшим сроком реализации;
- яйцо с базы снабжения не только со стружкой, но и в яичных клетках.
Хлеб и хлебобулочные изделия поставляются в индивидуальной упаковке.
Запрещается взвешивание пищевых продуктов без упаковки.
3.5.4. Хранение особо скоропортящихся готовых продуктов и полуфабрикатов должно производиться в специально предназначенных (для сырых и готовых продуктов) холодильных емкостях с соблюдением необходимого температурного режима, правил товарного соседства.
Хлеб и сыпучие продукты хранятся в пристенных шкафах.
Сырое яйцо следует хранить в холодильных емкостях для сырых продуктов отдельно от молочных и гастрономических продуктов.
3.5.5. Запрещается совместное хранение сырых продуктов или полуфабрикатов с готовыми изделиями, а также испорченных или подозрительных по качеству продуктов - совместно с доброкачественными.
3.5.6. Масло сливочное хранится в таре или брусками, завернутыми в пергамент.
Молоко и молочные продукты необходимо получать в мелкой расфасовке (по 0,5 л и менее) в количестве, необходимом для рейсовой нормы, и хранить в соответствии с установленными сроками реализации при температуре +2 +6 град. по Цельсию, в том числе сметану - 72 часа, творог - 36 часов.
Запрещается:
прием в вагоны - рестораны фляжного молока;
приготовление молочнокислых продуктов;
реализация творога в натуральном виде, сметаны без термической обработки.
3.5.7. Запрещается хранение и реализация молочных продуктов при отсутствии источника холода.
При отсутствии источника холода допускается приготовление блюд из нескоропортящихся продуктов (крупы, макаронные изделия, концентраты, детские сухие смеси, сгущенное молоко и др.) с последующей немедленной их реализацией.
3.5.8. Хлеб хранится на полках в шкафах, при этом расположение нижней полки от пола должно составлять не менее 35 см, дверцы шкафа для хлеба должны иметь отверстия для вентиляции.
Уборка шкафов должна проводиться ежедневно, кроме того 1 раз в неделю они должны протираться 1% раствором столового уксуса.
3.6. Правила приема, хранения и реализации полуфабрикатов
3.6.1. Полученные полуфабрикаты должны иметь накладные и удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов (ксерокопия с "мокрой" печатью) с указанием:
- времени изготовления каждого вида полуфабриката - число и час;
- даты и часа отпуска полуфабриката;
- режима хранения и предельного срока реализации полуфабриката в вагоне-ресторане (число, час);
- фамилии лиц, ответственных за качество изготовления и транспортировку полуфабрикатов.
3.6.2. Полуфабрикаты хранятся и реализуются в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов.
3.6.3. Целесообразно использование полуфабрикатов высокой степени готовности.
3.6.4. Вопрос об использовании быстрозамороженных продуктов и полуфабрикатов по истечении срока их реализации решается представителями базы снабжения, директором и заведующим производством (шеф-поваром) вагона-ресторана совместно с представителями органов санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте.
3.7. Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов и реализации готовых блюд
3.7.1. Ассортимент блюд меню вагона-ресторана (купе-буфета) и реализуемой продукции обязательно согласовываются с органами санэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
3.7.2. Пища должна готовиться небольшими партиями, раздача горячей пищи производиться непосредственно с плиты. Запрещается смешивание свежеприготовленной пищи с остатками от предыдущего дня и пищей, приготовленной в более ранние сроки того же дня.
3.7.3. Кулинарная обработка пищевых продуктов производится в соответствии с требованиями санитарных правил для предприятий общественного питания.
Технологическая обработка сырых и готовых продуктов производится на разделочных досках в строгом соответствии с их маркировкой.
Оттаивание замороженного мяса должно производиться на столе в кухне в нерабочее время (ночью). Отварное мясо и птица - порционные для готовых блюд и хранящиеся в холодильнике (не более 12 часов) перед отпуском подвергаются повторному кипячению в течение 20 минут и находятся в кипящем бульоне на плите или мармите в течение всего периода раздачи блюд (2 - 3 часа).
3.7.4. Овощи, фрукты, ягоды для питания в свежем натуральном виде, должны промываться проточной питьевой водой.
Очищенные овощи, зелень, тщательно промываются холодной питьевой водой.
Очищенный картофель, во избежание потемнения, до термической обработки хранится в клубнях в холодной питьевой воде. Сульфитированный картофель может храниться при температуре +15, +17 градусов по Цельсию 24 часа, а при температуре +4, +8 градусов по Цельсию - 48 часов.
3.7.5. Блюда из рыб частиковых пород разрешается готовить из рыбных полуфабрикатов или рыбного филе.
3.7.6. Пища должна быть приготовлена не ранее чем за один час до раздачи. Срок реализации готовой пищи - не более трех часов. Температура первых блюд должна быть не ниже +75 градусов по Цельсию, а вторых блюд - не ниже +65 градусов по Цельсию, холодных блюд +7 +- 14 градусов по Цельсию. Холодные закуски разрешается хранить в холодильнике не более 1 часа с момента их изготовления, бутерброды - 30 минут.
3.7.7. Готовая пища пассажирам в купе доставляется в судках-контейнерах, предварительно вымытых и ошпаренных кипятком; хлеб, столовые приборы - в полиэтиленовых пакетах.
3.7.8. Не разрешается приготовление студней, заливных, паштетов, макарон с мясным фаршем, блинов с мясом, блинов с творогом и винегретов.
Запрещается приготовление блюд из вареных мясопродуктов.
Не допускается реализация блюд из субпродуктов I и II категории и ливерных колбас (разрешается использовать только язык).
3.7.9. Качество готовых блюд должно перед раздачей проверяться поваром, а также бракеражной комиссией с записью в бракеражном журнале.
3.7.10. Гигиеническая экспертиза пищевых продуктов должна проводиться в учреждениях санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке.
3.8. Мероприятия по дезинсекции и дератизации
3.8.1. В вагонах-ресторанах не допускается наличие бытовых насекомых и грызунов. Пищевые продукты для защиты от мух хранятся в закрытой таре, буфетах и шкафах.
3.8.2. Дезинсекция проводится по договору с учреждениями санэпидслужбы на железнодорожном транспорте (или другими предприятиями, имеющими лицензию на проведение дезинфекционных работ).
Перед обработкой помещений инсектицидами пищевые продукты, посуда, инвентарь выносятся из помещений.
Дезинфекция проводится после окончания работы вагона-ресторана. Обработке подлежат только стены, потолки и оконные рамы.
Запрещается обработка полов и оборудования (шкафов, столов, разделочных досок и т.п.).
После дезинсекции необходимо до начала работы вагона-ресторана произвести тщательную уборку.
3.8.3. При обнаружении насекомых и грызунов в вагоне-ресторане в пункте формирования или оборота немедленно подается заявка в учреждение санэпидслужбы на железнодорожном транспорте для срочного проведения дезинсекционных или дератизационных работ.
3.8.4. Органы санэпиднадзора запрещают эксплуатацию вагона-ресторана при наличии бытовых насекомых и грызунов до проведения мероприятий по дезинсекции и дератизации.
3.9. Медицинские осмотры, профилактические обследования и личная гигиена персонала
3.9.1. Работники вагонов-ресторанов и баз снабжения ежегодно проходят подготовку по программе гигиенического обучения.
3.9.2. К работе в вагоне-ресторане допускаются лица, сдавшие зачет по программе гигиенической подготовки, сделавшие прививки против инфекционных заболеваний, прошедшие обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры и имеющие личную медицинскую книжку установленной формы.
3.9.3. Не допускаются или временно отстраняются от работы лица, страдающие заболеваниями (по списку), бактерионосители, или имеющие контакт с больными инфекционными заболеваниями (по списку).
Временно отстраняются от работы с готовыми продуктами лица с диагнозом "ангина", а также имеющие гнойничковые заболевания кожи, нагноившиеся ожоги или порезы. Выявление таких лиц производится при проверке рук персонала медицинским работником или директором вагона-ресторана с регистрацией результатов осмотра в специальном журнале.
Не отстраняются от работы лица, находившиеся в контакте с больными (бактерионосителями) дизентерией и прочими острыми кишечными заболеваниями по месту жительства или работы; за ними устанавливается медицинское наблюдение по месту работы и проводится однократное бактериологическое обследование.
Не отстраняются от работы лица, подвергающиеся дегельминтизации, за исключением страдающих энтеробиозом и гименолепидозом. Лица, уклоняющиеся от дегельминтизации, от работы отстраняются.
3.9.5. Личные медицинские книжки работников вагона-ресторана хранятся у директора вагона-ресторана, выдаются работникам на руки для прохождения медицинских осмотров и предъявляются по первому требованию должностным лицам санэпидслужбы.
3.9.6. Работники вагона-ресторана обязаны:

"ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В СОГЛАШЕНИЕ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ПАССАЖИРСКОМ ТАРИФЕ И В ПРИЛОЖЕНИЕ К СОГЛАШЕНИЮ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ПАССАЖИРСКОМ ТАРИФЕ (МГПТ)"(Утверждены 07.03.2001 на 28-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также