"МОДЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС. ОБЩАЯ ЧАСТЬ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16-5 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на шестнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(Постановление N 16-5
от 9 декабря 2000 года)
МОДЕЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Настоящий Модельный налоговый кодекс используется для развития национальных законодательств государств - участников Межпарламентской Ассамблеи в налоговой сфере и имеет рекомендательный характер.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом. 1. Настоящим Налоговым кодексом (далее - Кодекс) в соответствии с конституцией страны устанавливаются основы налоговой системы страны, определяется правовое положение участников регулируемых настоящим Кодексом отношений, закрепляется порядок исполнения налоговых обязательств и применения мер обеспечивающих их надлежащее исполнение, регламентируются основания и условия привлечения лиц к ответственности за налоговые правонарушения, а также порядок обжалования актов и действий (бездействия) должностных лиц органов, осуществляющих налоговый контроль.

Статья 2. Налоговое законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах. 1. Налоговое законодательство страны состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов о налогообложении и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти страны в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 3. Действие актов налогового законодательства. 1. Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 4. Действие норм международных договоров по вопросам налогообложения. 1. Если ратифицированным в установленном законом страны порядке международным договором (соглашением), содержащим нормы о налогообложении и сборах, в том числе затрагивающим вопросы об избежании двойного налогообложения, одной из сторон которого является страна, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом или принимаемыми в соответствии с ним актами налогового законодательства, то приоритет в регулировании соответствующих отношений имеют нормы международного договора (соглашения).

Статья 6. Налоги и сборы. 1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально - безвозмездный взнос, подлежащий уплате в денежной форме организациями и физическими лицами в общегосударственный и (или) местные (региональные, муниципальные) бюджеты.

Статья 8. Принципы налоговой системы страны. 1. Каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом или в соответствии с ним общегосударственные, местные (региональные и муниципальные) налоги и сборы, в отношении которых это лицо признается налогоплательщиком (плательщиком сбора).

Статья 9. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства. Участниками отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства (налоговых отношений), являются:

Статья 10. Основные понятия. 1. Понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе и иных актах налогового законодательства, применяются исключительно при регулировании налоговых отношений, если иное не установлено законодательством страны.

Статья 11. Объекты налогообложения. 1. Объектом налогообложения является имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику объект, с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Статья 12. Финансовые инструменты срочных сделок. 1. Финансовыми инструментами срочных сделок признаются обращающиеся на финансовом рынке документы и иные инструменты, удостоверяющие права участников срочных сделок.

Статья 13. Имущество. 1. Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.

Статья 14. Товары. 1. Товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 15. Работы (услуги). 1. Работами (услугами) признается деятельность (действия (бездействие)) лиц, совершаемая на договорной либо иной основе в отношении или для других лиц.

Статья 16. Реализация товаров, работ (услуг). 1. Реализацией товаров, работ (услуг) признается соответственно передача права собственности на товары от одного лица к другому лицу, выполнение работ одним лицом для другого лица или оказание услуг одним лицом для другого лица (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 17. Место реализации (поставки) товаров. 1. Местом реализации (поставки) товаров признается, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, место:

Статья 18. Место реализации работ (услуг). 1. Местом реализации работ (услуг) признается место нахождения организации или жительства физического лица, выполняющих эти работы (оказывающих эти услуги), если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 20. Принципы определения цены товаров (работ (услуг)) для целей налогообложения. 1. Рыночной ценой товара (работы (услуги)) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ (услуг)) в результате заключенных сделок на соответствующем рынке товара (работы (услуги)) между лицами, не являющимися взаимозависимыми лицами. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только при условии, что их взаимозависимость не повлияла на результаты таких сделок.

Статья 21. Источники информации о рыночных ценах. 1. Источники информации о рыночных ценах используются в следующей очередности:

Статья 22. Взаимозависимые лица. Взаимозависимыми лицами признаются лица, наличие особых отношений между которыми может оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Статья 23. Принципы определения доходов. 1. При определении доходов налогоплательщика учитываются, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, средства, полученные и (или) предназначенные к получению в денежной и натуральной форме, в том числе:

Статья 24. Источники доходов. 1. Источником доходов налогоплательщика признается организация или физическое лицо, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получает доход.

Статья 25. Доходы от источников в стране. Доходами от источников в стране признаются доходы, полученные налогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности или по другим обстоятельствам в пределах страны. При этом к доходам от источников в стране относятся:

Статья 26. Доходы от источников за пределами страны. Доходами от источников за пределами страны признаются доходы, полученные налогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности или по другим обстоятельствам за пределами страны. При этом к доходам от источников за пределами страны относятся:

Статья 27. Доходы, полученные от источников в стране и за ее пределами, и спорные случаи. Если положения статей 25 и 26 настоящего Кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам от источников в стране либо к доходам от источников за пределами страны, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется государственным налоговым органом страны совместно с министерством финансов страны по аналогии с нормами и положениями, содержащимися в указанных статьях.

Статья 28. Дивиденды и проценты. 1. Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации (кроме организаций, предусмотренных подпунктами 3 и 4 статьи 33 настоящего Кодекса) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде установленного дивиденда по привилегированным акциям), по принадлежащим данному акционеру (участнику) акциям (долям, паям) пропорционально долям (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Статья 29. Ввоз товаров на территорию страны и вывоз товаров за ее пределы. 1. Ввозом товаров на территорию страны признаются действия, приводящие к фактическому пересечению товарами таможенной границы страны, в результате которого товары оказываются на таможенной территории страны (в том числе с территории свободной таможенной зоны или со свободного склада).

Статья 30. Виды налогов и сборов. 1. В стране устанавливаются общегосударственные и местные (региональные и муниципальные) налоги и сборы в соответствии с административно-территориальным устройством страны.

Статья 31. Специальные налоговые режимы. 1. Специальным налоговым режимом признается особая система налогообложения, вводимая в действие нормативным правовым актом налогового законодательства о конкретном специальном налоговом режиме, принятым в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 32. Основные условия установления налогов. 1. При установлении налогов определяются следующие элементы:

Статья 33. Организации. Организациями в целях настоящего Кодекса признаются следующие образования:

Статья 34. Национальные и иностранные организации. Национальными и иностранными организациями признаются соответственно:

Статья 35. Место нахождения организации. 1. Местом нахождения организации (кроме организаций, предусмотренных пунктом 5 статьи 33 настоящего Кодекса) признается место государственной или иной аналогичной регистрации организации, а при отсутствии такового - место, указанное в учредительных документах (уставе, договоре, положении) организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 36. Место управления организацией. 1. Местом управления организацией, кроме организации, предусмотренной подпунктом 5 статьи 33 настоящего Кодекса, признается место осуществления полномочий действующим в соответствии с уставом (иными учредительными документами) советом директоров или иным подобным органом управления организацией, руководителем независимо от места нахождения органов высшего контроля над этой организацией и от места получения организацией доходов от своей деятельности, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статья 37. Постоянное представительство организации. 1. Постоянным представительством иностранной организации в стране признается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, место осуществления ее представительской деятельности (место управления, бюро, контора, агентство или иное подобное место осуществления такой деятельности, а если представительскую деятельность осуществляет физическое лицо - место жительства этого лица).

Статья 38. Физические лица - налоговые резиденты и нерезиденты страны. 1. Физическими лицами признаются:

Статья 39. Место жительства и место пребывания физического лица. 1. Местом жительства физического лица признается место, если иное не предусмотрено настоящей статьей, где это лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано в установленном порядке).

Статья 40. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. 1. Физическое лицо признается индивидуальным предпринимателем в порядке и на условиях, предусмотренных гражданским законодательством страны.

Статья 41. Налогоплательщики. 1. Налогоплательщиком признается лицо, удовлетворяющее хотя бы одному из признаков, установленных настоящей статьей.

Статья 42. Права налогоплательщиков. 1. Налогоплательщики имеют право:

Статья 43. Обязанности налогоплательщиков. 1. Налогоплательщики обязаны:

Статья 44. Налоговые агенты. 1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога. Налоговыми агентами признаются, в частности, национальные организации, имеющие договорные отношения с осуществляющими экономическую деятельность в стране помимо своего постоянного представительства в стране, либо получающими доходы от источников в стране иностранными организациями или физическими лицами, если в результате таких отношений эта иностранная организация или физическое лицо имеет доходы, подлежащие налогообложению, или иной объект налогообложения, предусмотренный налоговым законодательством страны.

Статья 45. Защита прав налогоплательщиков, налоговых агентов. Налогоплательщикам, налоговым агентам гарантируется судебная и административная защита их прав и законных интересов.

Статья 46. Представители налогоплательщиков. 1. Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных отношениях.

Статья 47. Система налоговых органов и иные органы, осуществляющие налоговый контроль в стране. 1. Органами, осуществляющими налоговый контроль в стране, признаются налоговые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции.

Статья 49. Права налоговых органов. 1. Налоговые органы в пределах своей компетенции имеют право:

Статья 50. Обязанности налоговых органов. 1. Органы, осуществляющие налоговый контроль (должностные лица этих органов), обязаны:

Статья 51. Ответственность налоговых органов, иных органов, осуществляющих налоговый контроль, и должностных лиц этих органов. 1. Налоговые органы и иные органы, осуществляющие налоговый контроль, несут ответственность за ущерб, причиненный налогоплательщикам или иным лицам вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

Статья 52. Налоговое обязательство. 1. Налоговым обязательством признается обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог при наличии обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом или иным актом налогового законодательства.

Статья 53. Исполнение налогового обязательства. 1. Исполнением налогового обязательства признается уплата причитающихся сумм налога.

Статья 54. Исполнение налогового обязательства при ликвидации организации. 1. Налоговое обязательство, а также причитающиеся к уплате пени и штрафы ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией этой организации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, за счет денежных средств этой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Статья 55. Исполнение налогового обязательства при реорганизации организации. 1. Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется ее правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.

Статья 56. Исполнение налогового обязательства умершего, безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица. 1. Налоговое обязательство умершего физического лица по налогу на имущество этого лица исполняется его правопреемником (правопреемниками), принявшим наследуемое имущество умершего, в пределах стоимости наследуемого имущества и пропорционально доле в наследстве не позднее одного года со дня принятия наследства. При этом преемства по исполнению правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате причитающихся с умершего физического лица пеней и (или) штрафов не возникает.

Статья 57. Налоговая база и налоговые ставки. 1. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Статья 58. Налоговый период. 1. Налоговый период представляет собой период времени, по которому определяются обязанности налогоплательщика по тому или иному налогу (ведение налогового учета, представление отчетов и деклараций, необходимых для осуществления налогового контроля, уплата причитающихся сумм налога и другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и (или) иным актом налогового законодательства).

Статья 59. Налоговые льготы. 1. Налоговой льготой признается предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований, в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, подлежащей уплате другими налогоплательщиками.

Статья 60. Сроки уплаты налогов. 1. Сроки уплаты налогов, в том числе авансовых платежей, устанавливаются применительно к каждому налогу. При этом под авансовыми платежами понимаются промежуточные платежи по налогу, уплачиваемые до истечения налогового периода.

Статья 61. Порядок уплаты налогов. 1. Уплата налогов производится уплатой авансовых платежей по налогу в установленные сроки в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога и ее уплатой по окончании налогового периода, разовой уплатой всей суммы налога или в ином порядке, установленном настоящим Кодексом и (или) иным актом налогового законодательства.

Статья 62. Исполнение поручений на перечисление налогов и решений о взимании налогов. 1. Кредитные организации обязаны исполнять поручения на перечисление налога, а также решения органов, осуществляющих налоговый контроль, о взимании налога в порядке очередности, установленной законодательством страны.

Статья 63. Взимание налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента. 1. Взиманием налога за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в качестве меры обеспечения исполнения налогового обязательства признается обращение к исполнению требования налогового органа (таможенного органа) об уплате налога за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) на счетах в кредитной организации.

Статья 64. Взимание налога за счет наличных денежных средств. 1. Взиманием налога за счет наличных денежных средств в качестве меры обеспечения исполнения налогового обязательства признается обращение к исполнению требования налогового органа или таможенного органа об уплате налога за счет наличных денежных средств (в том числе в иностранной валюте), находящихся непосредственно в сейфе кассы налогоплательщика (налогового агента) или в изолированном помещении этой кассы, и (или) наличных денежных средств (независимо от места их хранения), значащихся по бухгалтерским (кассовым) документам, а также других наличных денежных средств.

Статья 65. Взимание налога за счет имущества. 1. Взиманием налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) в качестве меры обеспечения исполнения налогового обязательства признается обращение к исполнению требования налогового органа или таможенного органа об уплате налога за счет средств, полученных от реализации имущества этого налогоплательщика (налогового агента).

Статья 66. Зачет и возврат налогов. 1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика или налогового агента (далее в настоящей статье именуется заинтересованным лицом) по этому налогу либо возврату в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 67. Списание безнадежных долгов. 1. Списание безнадежных долгов по налогам, пеням и штрафам производится при наличии следующих обстоятельств:

Статья 68. Общие условия изменения срока исполнения налогового обязательства. 1. Изменением срока исполнения налогового обязательства признается перенос установленного срока уплаты налога либо его части на более поздний срок.

Статья 69. Обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения налогового обязательства. 1. Срок исполнения налогового обязательства не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее в настоящей главе именуется заинтересованным лицом):

Статья 70. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока исполнения налогового обязательства. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока исполнения налогового обязательства, являются:

Статья 71. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки. 1. Отсрочка или рассрочка представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой заинтересованным лицом суммы задолженности.

Статья 72. Порядок и условия предоставления налогового кредита. 1. Налоговый кредит представляет собой изменение срока исполнения налогового обязательства по налогу (кроме сбора) при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой заинтересованным лицом суммы кредита.

Статья 73. Инвестиционный налоговый кредит. 1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока исполнения налогового обязательства, при котором организации, осуществляющей экономическую деятельность, при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу на доход (прибыль) организаций с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Статья 74. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. 1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком налога на доход (прибыль) организаций, по каждому из следующих оснований:

Статья 75. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. 1. Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения (договора) либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей или статьей 69 настоящего Кодекса.

Статья 76. Требование об уплате налога. 1. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Статья 78. Изменение требования об уплате налога. 1. Требование об уплате налога может быть изменено в отношении суммы, указанной в требовании, и (или) в отношении лица, которому направляется требование.

Статья 79. Исполнение требования об уплате налога. 1. Требование об уплате налога подлежит исполнению налогоплательщиком в течение 15 дней со дня его получения (передачи), за исключением случаев изменения требования, приостановления течения срока его исполнения либо отмены этого требования.

Статья 80. Приостановление течения срока исполнения требования об уплате налога. 1. Течение установленного срока исполнения требования об уплате налога приостанавливается:

Статья 81. Прекращение требования об уплате налога. 1. Требование об уплате налога прекращается его исполнением или отменой.

Статья 82. Обеспечение исполнения налогового обязательства. 1. Исполнение налогового обязательства обеспечивается следующими мерами: взиманием налога, пеней, залогом имущества, поручительством, приостановлением операций по счетам в кредитной организации, арестом имущества.

Статья 83. Взимание налога. 1. Взимание налога как мера обеспечения исполнения налогового обязательства представляет собой обращение к исполнению требования об уплате налога.

Статья 84. Пени. 1. Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, налоговый агент, иные обязанные лица должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроками, в том числе сроками, измененными в порядке и на условиях, предусмотренных главой 8 настоящего Кодекса.

Статья 85. Залог имущества. 1. Залог имущества как мера обеспечения исполнения налогового обязательства применяется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 86. Поручительство. 1. Поручительство как мера обеспечения исполнения налогового обязательства может быть использовано в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а в части обеспечения уплаты налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу страны, - с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством страны.

Статья 87. Приостановление операций по счетам в кредитной организации. 1. Приостановление операций по счетам в кредитной организации применяется как мера обеспечения исполнения решения о взимании налога и представляет собой действие налогового органа или таможенного органа, ограничивающее право налогоплательщика распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в кредитной организации, а также право этого лица на открытие новых счетов в той же и (или) другой кредитной организации.

Статья 88. Арест имущества. 1. Арестом имущества в качестве меры обеспечения исполнения решения о взимании налога признается действие налогового органа или таможенного органа с санкции прокурора или по решению суда по ограничению права собственности налогоплательщика в отношении его имущества.

Статья 89. Учет объектов налогообложения. 1. Учет объектов налогообложения (далее - налоговый учет) представляет собой осуществление налогоплательщиками расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета с целью правильного определения налоговой базы по налогам, предусмотренным настоящим Кодексом, в случаях, когда применение действующих принципов и правил бухгалтерского учета и (или) иного учета не обеспечивает необходимой полноты и точности отражения данных, необходимых для определения такой налоговой базы.

Статья 90. Налоговая декларация. 1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Статья 91. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию. 1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Статья 93. Учет налогоплательщиков. 1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Статья 94. Порядок постановки на учет и снятия с учета. Идентификационный номер налогоплательщика. 1. При подаче заявления организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством создание организации.

Статья 95. Обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, актов рождения и смерти, учет и регистрацию имущества. 1. Органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.

Статья 96. Обязанности кредитных организаций, связанные с учетом налогоплательщиков. 1. Кредитные организации открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Статья 97. Виды налоговых проверок. 1. Налоговые органы проводят камеральные (предварительные) и выездные налоговые проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.

Статья 98. Камеральная (предварительная) налоговая проверка. 1. Камеральная (предварительная) налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Статья 99. Выездная налоговая проверка. 1. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Статья 100. Налоговые обследования. 1. Для обеспечения оперативного контроля за выполнением налоговых обязательств налоговые органы вправе проводить налоговые обследования.

Статья 101. Участие свидетеля. 1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

Статья 102. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения выездной налоговой проверки. 1. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и постановления руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.

Статья 103. Осмотр. 1. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Статья 104. Истребование документов. 1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы.

Статья 105. Выемка документов и предметов. 1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Статья 106. Экспертиза. 1. В необходимых случаях для участия в выездной налоговой проверке может быть привлечен эксперт.

Статья 107. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. 1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Статья 108. Участие переводчика. 1. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля может быть привлечен переводчик.

Статья 109. Участие понятых. 1. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые.

Статья 110. Компенсации и вознаграждения, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым. 1. Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Статья 111. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля. 1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на государственном языке.

Статья 112. Оформление результатов выездной налоговой проверки. 1. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и налогоплательщиком. Об отказе подписать акт в нем делается соответствующая запись.

Статья 113. Производство по делу о налоговом правонарушении (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки). 1. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение десяти дней выносит решение:

Статья 114. Налоговая тайна. 1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

Статья 115. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции. 1. После вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган направляет указанному лицу требование об уплате налоговой санкции.

Статья 117. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений. 1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 14 настоящего Кодекса.

Статья 118. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. 1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Статья 119. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Статья 120. Формы вины при совершении налогового правонарушения. 1. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Статья 121. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

Статья 122. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. 1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

Статья 123. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Статья 124. Налоговые санкции. 1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 125. Давность взыскания налоговых санкций. 1. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее одного года со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности).

Статья 126. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. 1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 93 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа.

Статья 127. Нарушение срока представления налоговой декларации. 1. Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа.

Статья 128. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. 1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа.

Статья 129. Неуплата или неполная уплата сумм налога. 1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа.

Статья 133. Непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике. 1. Непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе физического лица предоставить документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, проводящего налоговую проверку, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа.

Статья 137. Неисполнение кредитной организацией решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента. Исполнение кредитной организацией при наличии у нее решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением требования, имеющего в соответствии с законодательством страны преимущество в очередности исполнения перед требованием налогового органа об уплате причитающихся сумм налога, влечет взыскание штрафа.

Статья 138. Право на обжалование. 1. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Статья 139. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. 1. Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в письменной форме соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.

Статья 140. Последствия подачи жалобы. 1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 141. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. 1. Жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "О КОНСУЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 09.12.2000 Постановлением 16-9 на 16-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также