"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ И ПРАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 13.06.2000 Постановлением 15-8 на 15-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на пятнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 15-8
от 13 июня 2000 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ И ПРАВ ВОЕННОПЛЕННЫХ
Настоящий Модельный закон принимается исходя из:
важности законодательного регулирования вопросов, связанных с защитой жертв вооруженных конфликтов, на основе приоритета прав человека и ответственности государства за их обеспечение;
норм международного права и необходимости установления государством гарантий гуманного обращения, уважения к личности и чести, а также защиты жертв вооруженных конфликтов;
стремления развивать сотрудничество со всеми сопредельными и другими государствами, международными организациями в целях координации усилий по обеспечению защиты жертв военных конфликтов и признания целесообразности развития сотрудничества государственных органов, к компетенции которых относится решение этих проблем.
Настоящий Модельный закон предполагает заключение соответствующих соглашений между сторонами вооруженного конфликта и сохранение за государством права обращаться в Международную комиссию по установлению фактов нарушений и несоблюдения норм международного права по вопросам необеспечения противной стороной гарантий защиты гражданских лиц и нарушений прав военнопленных.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья A. Настоящий Модельный закон воспроизводит некоторые гарантии, признаваемые в отношении жертв вооруженных конфликтов.. Настоящий Модельный закон применяется без ущерба для прямого действия обычных норм международного права и норм международных договоров, участником которых является государство и которые устанавливают права и гарантии в отношении жертв вооруженных конфликтов и ограничивают средства и методы ведения войны, в частности, норм, содержащихся в следующих международных договорах:

Статья 3. Под гражданскими лицами в настоящем Модельном законе понимаются:. 1) в период межгосударственного вооруженного конфликта - лица, которые не входят в состав вооруженных сил стороны конфликта, как они определены в статье 43 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 года, и не принадлежат ни к одной из категорий лиц, указанных в статье 4 "A" (1), (2), (3) и (6) Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года;

Статья 4. Под гражданскими объектами в настоящем Модельном законе понимаются все объекты, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования не вносят существенного вклада в военные действия, а их полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация при существующих на конкретный момент обстоятельствах не дают никакого военного преимущества.. Гражданские объекты после эвакуации оттуда гражданских лиц и занятия их вооруженными силами противной стороны конфликта могут рассматриваться как военные объекты, если в силу своего характера, расположения, назначения или использования они вносят эффективный вклад в военные действия и если их полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Статья 5. Под военнопленными в настоящем Модельном законе понимаются лица, входящие в состав вооруженных сил находящейся в конфликте стороны по смыслу статьи 44 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 года (независимо от того, принимали они непосредственное участие в военных действиях или нет) и захваченные противной стороной.. В случае возникновения какого-либо сомнения в том, имеет ли лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее во власть противной стороны, право на статус военнопленного, оно будет считаться военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен компетентным судебным органом.

Статья B. В той мере, в которой их затрагивает вооруженный конфликт, с лицами, находящимися во власти стороны, участвующей в конфликте, и не пользующимися более благоприятным обращением в соответствии с настоящим Модельным законом, при всех обстоятельствах обращаются гуманно, и они как минимум пользуются защитой, предусматриваемой в настоящей статье, без какого-либо неблагоприятного различия. Каждая сторона конфликта должна с уважением относиться к личности, чести, убеждениям и религиозным обрядам всех таких лиц.. Запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте следующие действия в отношении лиц, упомянутых в первом абзаце:

Статья 11. Комиссия:. 1) собирает и анализирует информацию о каждом таком лице, включая все случаи их перемещения, освобождения, репатриации, побегов, госпитализации, смерти, о состоянии здоровья тяжело раненых и больных и уведомляет заинтересованные семьи о судьбе родственников;

Статья 13. После начала вооруженного конфликта стороны конфликта создают пункты обмена информацией об интернированных, трупах и лицах, подлежащих немедленной репатриации.. Определяется следующий порядок функционирования пунктов обмена:

Статья 17. В отношении гражданских лиц запрещается совершение следующих действий:. 1) насилие над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием лиц (убийство, пытки всех видов, изнасилование, телесные наказания, увечья);

Статья 21. В отношении военнопленных запрещаются:. 1) посягательство на жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, изнасилование, нанесение физических увечий, проведение медицинских или иных научных экспериментов, жестокое обращение и пытки;

Статья 22. При всех обстоятельствах военнопленные имеют право на:. 1) гуманное обращение, уважение к их личности и чести (особое уважение и защита от непристойных посягательств оказываются женщинам и несовершеннолетним);

Статья 26. Стороны конфликта осуществляют непосредственную репатриацию:. 1) неизлечимо раненных и больных, умственные и физические способности которых не подлежат восстановлению;

Статья E. Медицинские формирования и санитарно-транспортные средства в любое время пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.. Защита, на которую имеют право медицинские формирования и санитарно-транспортные средства, прекращается лишь в том случае, если они используются для совершения враждебных действий, выходящих за рамки их гуманитарных функций. Однако предоставление защиты может быть прекращено только после предупреждения с установлением, когда это требуется, разумного срока и после того, как такое предупреждение не было принято во внимание.

Статья F. Медицинский и духовный персонал пользуется уважением и защитой, и ему оказывается вся возможная помощь для выполнения им своих обязанностей. Он не должен принуждаться к выполнению задач, несовместимых с его гуманитарной миссией.. Под медицинским персоналом понимаются лица, которые назначены стороной, находящейся в конфликте, исключительно для медицинских целей, перечисленных в третьем абзаце статьи E, для административно-хозяйственного обеспечения медицинских формирований или для работы на санитарно-транспортных средствах и для их административно-технического обеспечения. Такие назначения могут быть либо постоянными, либо временными.

Статья G. Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции.. Лица, выполняющие медицинские функции, не могут принуждаться к совершению действий или выполнению работ в нарушение норм медицинской этики или других медицинских норм, служащих интересам раненых и больных, или в нарушение положений международного права, касающихся защиты раненых и больных в период вооруженного конфликта, или в нарушение положений настоящего Модельного закона, а также к невыполнению действий или работ, требуемых такими нормами и положениями.

Статья H. Каждая сторона, находящаяся в конфликте, стремится обеспечить опознавание медицинского и духовного персонала, а также медицинских формирований и санитарно-транспортных средств.. Для защиты медицинского и духовного персонала, медицинских формирований, санитарно-транспортных средств и медицинского имущества используется эмблема в виде красного креста на белом поле (или эмблема в виде красного полумесяца на белом поле).

Статья I. При всех обстоятельствах запрещаются следующие деяния в отношении лиц и объектов, пользующихся защитой:. 1) преднамеренное убийство;

Статья 29. Стороны конфликта обеспечивают принятие необходимых мер, чтобы:. 1) сбор информации и регистрация сведений о разыскиваемых лицах были произведены в любом случае независимо от того, было ли данное лицо задержано, заключено в тюрьму или умерло;

Статья 30. Государство обеспечивает постоянное изучение положений международных договоров в области международного гуманитарного права, участником которого оно является, всеми своими гражданами в рамках учебных программ военного и гражданского образования.. Стороны конфликта обязаны провести необходимый инструктаж со всеми лицами, принимающими непосредственное участие в военных действиях, и оказавшимся в зоне такого конфликта гражданским населением.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ УЧАСТИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 13.06.2000 Постановлением 15-7 на 15-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также