РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О ПРОЕКТАХ ДОКУМЕНТОВ ПО МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ"(Вместе с "ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ...", "ОБЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ...", "ПОЛОЖЕНИЕМ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ... ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ...")(Принято в г. Москве 25.05.2000)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ
О ПРОЕКТАХ ДОКУМЕНТОВ ПО МЕТОДОЛОГИИ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
(Москва, 25 мая 2000 года)
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Одобрить представленные Сводным департаментом зоны свободной торговли Исполнительного комитета СНГ и рассмотренные Комиссией по экономическим вопросам Основные принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности в государствах-участниках СНГ и Общие положения формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций в государствах-участниках СНГ.
Рекомендовать указанные документы правительствам государств-участников Содружества Независимых Государств для их использования в работе.
2. Утвердить представленное данным департаментом и одобренное Комиссией по экономическим вопросам Положение о Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств.
Председатель
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
Л.КОЗИК


Одобрены
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
от 25 мая 2000 года
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Государственным финансовым и другим уполномоченным органам государств-участников Содружества Независимых Государств при разработке национальных стандартов бухгалтерского учета исходить из следующих основных принципов бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (предприятий) <*>, базирующихся на Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО):
--------------------------------
<*> В дальнейшем - организации.
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из документов, образующих единое целое и взаимно увязанных, - бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним <*>.
--------------------------------
<*> Обозначения совокупности документов, названных в пункте 1 настоящих Основных принципов; термины " бухгалтерская отчетность" и "финансовая отчетность" считаются равнозначными.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть полезна:
- инвесторам (лицам, предоставляющим капитал, и их консультантам), заинтересованным в информации, которая поможет определить, следует ли покупать, держать или продавать акции, каковы риски, связанные с инвестициями, и доходность инвестиций;
- акционерам, заинтересованным в информации, которая позволит им оценить способность организации выплачивать дивиденды;
- работникам и их представителям, заинтересованным в информации о стабильности и рентабельности работодателей, способности организации обеспечивать их заработной платой, социальными пособиями и возможностью дальнейшей работы;
- кредиторам, заинтересованным в информации, которая позволяет определить, будут ли займы и причитающиеся проценты выплачены вовремя;
- поставщикам и другим коммерческим контрагентам, заинтересованным в информации, которая дает возможность определить, будет ли сумма, которая причитается им, выплачена вовремя;
- клиентам, заинтересованным в информации о непрерывности деятельности организации, особенно когда они имеют долгосрочные соглашения или зависят от данной организации;
- правительствам и правительственным учреждениям, заинтересованным в информации, необходимой для регулирования деятельности организаций, определения политики налогообложения, а также для расчета национального дохода и других аналогичных статистических показателей;
- общественности, заинтересованной в информации о направлениях развития и достижениях организации, сферах ее деятельности.
3. Руководство организации так же заинтересовано в информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако руководство организации имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и содержание такой дополнительной информации определяются руководством организации.
4. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.
Достоверной считается бухгалтерская (финансовая) отчетность, подготовленная исходя из правил бухгалтерского учета и отчетности, установленных в государствах-участниках СНГ. Государства-участники Содружества признают необходимость осуществить меры для перехода к интерпретации достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности исходя из качества картины финансового положения организации на отчетную дату и финансовых результатов ее деятельности за отчетный период.
Если при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности применение настоящих основных принципов недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации включаются соответствующие дополнительные данные.
5. При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности организации исходят из следующих принципов:
обособленности имущества - имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций;
непрерывности - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость самоликвидации или существенного сокращения деятельности;
начисления - факты хозяйственной деятельности организации (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
осмотрительности - обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
приоритета содержания перед формой - отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования;
нейтральности - бухгалтерская (финансовая) отчетность не должна делать акцентов на удовлетворении интересов одних групп пользователей перед другими.
Перечень основополагающих принципов, приведенных в настоящем пункте, не является исчерпывающим. Органы государств-участников Содружества могут использовать и другие принципы, например, достоверности, существенности, полноты представления информации и т.д.
6. Информация, включаемая организациями в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой. При формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности применимо требование значимости (существенности) информации.


Одобрены
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
от 25 мая 2000 года
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Государственным финансовым и другим уполномоченным органам государств-участников Содружества Независимых Государств при разработке национальных стандартов бухгалтерского учета исходить из следующих основных принципов бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (предприятий) <*>, базирующихся на Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО):
--------------------------------
<*> В дальнейшем - организации.
1. Общие требования к оформлению
бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации должна включать показатели деятельности всех структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
1.2. Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности должны основываться на данных синтетического и аналитического учета.
1.3. Организация должна придерживаться принятых настоящими Общими положениями содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
1.4. По каждому числовому показателю бухгалтерской (финансовой) отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за период, предшествовавший отчетному <*>.
--------------------------------
<*> Либо на конец предшествовавшего, либо на начало отчетного периода.
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке. Каждый подобный случай должен быть раскрыт в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием его причин. Если корректировка данных за период, предшествовавший отчетному, не целесообразна, то организация должна раскрыть причины, по которым корректировка не была произведена, и характер необходимых корректировок.
1.5. Числовые показатели об отдельных активах, обязательствах, собственном капитале <*> и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно, если без знания о них невозможна оценка пользователями финансового положения организации или финансового результата ее деятельности.
--------------------------------
<*> Далее обязательства и собственный капитал именуются "пассивы".
Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерской (финансовой) отчетности общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах показателей отдельно по каждому показателю, имеющему существенную информацию для оценки пользователями финансового положения организации или финансового результата ее деятельности.
1.6. В бухгалтерской (финансовой) отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков (доходов и расходов), кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами бухгалтерского учета в государствах-участниках Содружества.
1.7. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для созданной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, созданной после 1 октября, - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если иное не предусмотрено законодательством государства-участника Содружества.
1.8. Для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.
1.9. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется не позднее шести месяцев после окончания отчетного периода.
1.10. Каждая составляющая бухгалтерской (финансовой) отчетности должна содержать следующие данные: наименование составляющей, отчетную дату или отчетный период, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность; фирменное наименование организации, включая указание на ее организационно-правовую форму; ее юридический адрес; валюту бухгалтерской (финансовой) отчетности; формат представления числовых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности; подписи лиц, ответственных за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
2. Содержание бухгалтерского баланса
2.1. Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, в том числе активы, собственный капитал и обязательства организации.
2.2. В бухгалтерском балансе активы и обязательства подразделяются в зависимости от срока обращения (погашения) на долгосрочные (свыше 12 месяцев после отчетной даты) и краткосрочные (в течение 12 месяцев после отчетной даты).
2.3. Бухгалтерский баланс содержит следующие числовые показатели (с учетом пункта 1.5. настоящих Общих положений) <*>:
--------------------------------
<*> Содержание статей бухгалтерского баланса уточняется правилами, принятыми в государствах-участниках СНГ.
Актив
Внеоборотные (долгосрочные) активы
Основные средства:
первоначальная (восстановительная) стоимость <*>
износ <*>
остаточная стоимость
Незавершенные капитальные вложения
Нематериальные активы
первоначальная стоимость <*>
амортизация <*>
остаточная стоимость
Финансовые вложения
Инвестиции в дочерние общества
Инвестиции в зависимые общества
Прочие
Прочие внеоборотные активы
Оборотные (краткосрочные) активы
Запасы
Сырье, материалы и аналогичные ценности
Незавершенное производство
Готовая продукция
Товары
Расходы будущих периодов
Краткосрочная дебиторская задолженность
Покупатели и заказчики
Задолженность дочерних и зависимых организаций
Задолженность собственников по взносам в уставный капитал <**>
Авансы выданные
Прочие
Краткосрочные финансовые вложения
Займы
Прочие
Собственные акции, выкупленные у акционеров <**>
Денежные средства
Касса
Расчетные счета
Валютные счета
Прочие
Прочие оборотные активы
--------------------------------
<*> Если правилами государств-участников СНГ не предусмотрено раскрытие этих показателей в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, указанные данные в валюту баланса не включаются; в отдельных государствах указанные показатели могут не включаться в баланс, а раскрываться в пояснениях к нему.
<**> Если правилами государств-участников СНГ не предусмотрено отражение этой статьи в другом разделе - "Собственный капитал ".
Пассив
Собственный капитал
Уставный капитал (фонд)
Добавочный капитал
Резервный капитал (фонд)
Целевое финансирование и фонды накопления <*>
Нераспределенная прибыль (доход)
прошлых лет
отчетного года
Долгосрочные обязательства
Кредиты банков
Займы
Прочие
Отложенные налоговые обязательства
Краткосрочные обязательства
Финансовые обязательства, в том числе:
Кредиты банков
Заемные средства
Прочие
Кредиторская задолженность, в том числе:
Поставщики и подрядчики
Векселя к уплате
Задолженность перед дочерними и зависимыми
организациями
Авансы полученные
Расчеты с бюджетом
Расчеты по оплате труда
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Прочая
Фонды потребления <**>
Доходы будущих периодов
Резервы, образованные в соответствии с правилами
бухгалтерского учета и отчетности.
--------------------------------
<*> Если правилами государств-участников СНГ не предусмотрено отражение этой статьи в другом разделе - "Пассив".
<**> Если правилами государств-участников СНГ допускается образование фондов накопления и потребления.
3. Содержание отчета о финансовых результатах
3.1. Отчет о финансовых результатах должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
3.2. Отчет о финансовых результатах содержит следующие числовые показатели (с учетом пункта 1.5. настоящих Общих положений) <*>:
--------------------------------
<*> Содержание статей отчета о финансовых результатах уточняется правилами бухгалтерского учета государств-участников СНГ.
Выручка от реализации (за минусом налога на добавленную
стоимость, акцизов и других налогов и обязательных платежей
(нетто-выручка)
Себестоимость реализации
Валовая прибыль (доход)/убыток
Коммерческие расходы
Управленческие расходы
Прочие операционные доходы
Прочие операционные расходы
Прибыль (доход)/убыток от основной деятельности
Проценты к получению
Проценты к уплате
Доходы от участия в других организациях
Прибыль (доход)/убыток от обычной деятельности
Результаты от чрезвычайных событий
Прибыль (доход)/убыток до налогообложения
Расходы по налогу на прибыль (доход)
Чистая прибыль (доход)/убыток
Отвлеченные средства <*>
Нераспределенная прибыль (доход)/убыток отчетного
периода <**>.
--------------------------------
<*> Если правилами государства-участника СНГ не предусмотрено отражение этих данных по статье "Операционные расходы" и другим статьям расходов.
<**> Эта статья включается в отчет, если правилами бухгалтерского учета государства-участника СНГ предусмотрена статья "Отвлеченные средства".
4. Содержание отчета о движении денежных средств
4.1. Отчет о движении денежных средств должен характеризовать наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.
4.2. Отчет о движении денежных средств содержит следующие числовые показатели (с учетом пункта 1.5. настоящих Общих положений):
Остаток денежных средств на начало года.
Поступило денежных средств (в разрезе текущей (операционной),
инвестиционной и финансовой деятельности),
в том числе:
от реализации товаров, продукции, работ и услуг
от реализации основных средств и иного имущества
авансы, полученные от покупателей (заказчиков)
бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование
безвозмездные получения
кредиты и займы полученные
дивиденды, проценты по финансовым вложениям
из банка в кассу организации <*>
чрезвычайные поступления (выбытие денежных средств) <**>
прочие поступления.
Направлено денежных средств (в разрезе текущей (операционной),
инвестиционной и финансовой деятельности),
в том числе:
на оплату товаров, работ, услуг
на оплату труда
на социальные нужды
на выдачу подотчетных сумм
на оплату долевого участия в строительстве
на оплату основных средств
на финансовые вложения
на выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам
на расчеты с бюджетом
на оплату процентов по полученным кредитам, займам
сдано из кассы организации в банк
прочие выплаты, перечисления.
Остаток денежных средств на конец года.
--------------------------------
<*> Справочно.
<**> Подлежит расшифровке в соответствии с правилами государств-участников СНГ.
4.3. Для целей составления отчета о движении денежных средств деятельность организации признается:
текущей (операционной) - основная деятельность организации, приносящая ей прибыль (доход), а также другие виды деятельности, которые не являются ни инвестиционной, ни финансовой деятельностью;
инвестиционной - деятельность организации по приобретению и продаже долгосрочных активов и других инвестиций, кроме краткосрочных финансовых вложений;
финансовой - деятельность организации, результатом которой являются изменения в величине и составе собственного и заемного капитала организации.
4.4. Субъекты малого предпринимательства отчет о движении денежных средств могут не составлять.
4.5. Данный отчет составляется в государствах-участниках СНГ по мере его включения в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности каждого государства-участника СНГ.
5. Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу
и отчету о финансовых результатах <*>
5.1. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать учетную политику организации и обеспечивать пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для реальной оценки финансового положения организации и финансовых результатов ее деятельности.
--------------------------------
<*> Под пояснениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах понимаются: отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала, приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка.
5.2. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должно быть указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность сформирована организацией исходя из действующих в государствах-участниках СНГ правил бухгалтерского учета и отчетности, кроме случаев, когда организация допустила при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности отступления от этих правил. Каждое такое отступление должно быть раскрыто с указанием его причин и результатов. Государства-участники СНГ могут устанавливать исключительные случаи таких отклонений и определять соответствующие особые правила.
5.3. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны раскрывать следующие дополнительные данные (с учетом пункта 1.5. настоящих Общих положений):
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов и амортизации по ним;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов основных средств и амортизации по ним;
о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов финансовых вложений;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской задолженности;
об изменениях в капитале организации;
о количестве акций, выпущенных и полностью оплаченных, о количестве акций, выпущенных, но неоплаченных или оплаченных частично;
о номинальной стоимости акций, находящихся в собственности самой организации, ее дочерних и зависимых обществ;
о составе резервов, назначении каждого из них, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;
о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов кредиторской задолженности;
об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;
о составе доходов и расходов;
о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;
о всех значительных событиях, имевших место после окончания отчетного периода и оказавших или способных оказать существенное влияние на результаты деятельности организации.
5.4. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах должны также раскрывать (если эти данные отсутствуют в информации, сопровождающей бухгалтерскую (финансовую) отчетность):
юридический адрес организации;
основные виды деятельности организации;
среднегодовую численность работающих за отчетный период, в том числе по основным категориям;
состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации;
общую сумму вознаграждения, выплаченного членам исполнительных и контрольных органов организации за отчетный период, а также иные предоставленные им организацией льготы и привилегии.
5.5. В соответствии с правилами государств-участников СНГ бухгалтерская (финансовая) отчетность организации за отчетный год может сопровождаться отчетом ее исполнительного органа (правления, дирекции и т.п.).
Отчет исполнительного органа должен характеризовать текущее руководство по развитию деятельности организации в отчетном периоде и основные факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.
В отчете исполнительного органа подлежат раскрытию:
динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
планируемое развитие организации;
предполагаемые капитальные и иные долгосрочные финансовые вложения, деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и природоохранных мероприятий;
иная информация, представляющая интерес для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности и необходимая для реализации учредителями (участниками) организации контрольных прав.
6. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности
6.1. Общие положения
6.1.1. Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса на конец периода, предшествовавшего отчетному, с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением правил бухгалтерского учета государства-участника СНГ.
6.1.2. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т.е. за минусом регулирующих величин, которые должны отражаться в бухгалтерском балансе либо в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
6.1.3. Денежная оценка активов и пассивов организации может проводиться следующим образом:
а) в сумме фактических затрат;
б) по восстановительной (текущей) стоимости;
в) по цене возможной реализации.
6.1.4. Отклонения от правил, предусмотренные пунктами 6.1.1. - 6.1.3., должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в соответствии с п. 5.2. настоящих Общих положений.
6.1.5. Изменения в оценке статей бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
6.2. Незавершенные капитальные вложения (работы)
6.2.1. В состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие). Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию отражаются как незавершенные капитальные вложения.
6.2.2. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
6.3. Финансовые вложения
6.3.1. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы, если эти операции разрешены законодательством государства-участника СНГ.
6.3.2. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам допускается относить разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью равномерно (ежемесячно) в течение срока их обращения на финансовые результаты деятельности организации. Государство-участник СНГ может установить конкретный перечень ценных бумаг, по которым допускается отнесение указанной разницы.
Акции и паи, не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной их покупной стоимости с отнесением неоплаченной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда инвестор имеет право на получение дивидендов и несет полную ответственность по этим вложениям. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению акций и паев, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов. Государство-участник СНГ может установить иной порядок отражения указанных акций и паев.
6.3.3. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец года по цене возможной реализации (рыночной стоимости), если последняя ниже балансовой стоимости. Указанная корректировка производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, отчисления в который отражаются в составе прочих операционных расходов.
6.3.4. Особенности отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансовых вложений у профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливаются правилами государства-участника СНГ.
6.4. Основные средства
6.4.1. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени в сфере материального производства и непроизводственной сфере, относятся здания, сооружения, машины, оборудование и другие объекты.
К основным средствам относятся также капитальные затраты на улучшение земель (мелиоративные и другие работы) и в арендованные объекты основных средств.
В составе основных средств учитываются и находящиеся в собственности организации земельные участки.
6.4.2. Основные средства отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на их приобретение (включая доставку), сооружение и изготовление.
В случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов допускается изменение первоначальной стоимости основных средств.
6.4.3. Капитальные затраты в многолетние насаждения, улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
Законченные капитальные затраты в арендованные объекты основных средств зачисляются арендатором в собственные основные средства в сумме фактических расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.
6.4.4. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа (амортизации) и отнесения его на расходы (издержки производства, обращения) в течение срока их полезного использования.
Стоимость земельных участков не погашается, если иное не установлено правилами государства-участника СНГ.
6.4.5. Государство-участник СНГ может установить перечень средств труда, которые учитываются как оборотные средства, и порядок погашения их стоимости.
6.5. Нематериальные активы
6.5.1. К нематериальным активам относятся неосязаемые объекты, не имеющие материально-вещественной формы, которые используются в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносят доход. В частности, к ним относятся права, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование и другие объекты, относимые правилами государства-участника СНГ к нематериальным активам.
В составе нематериальных активов учитывается также разница между рыночной ценой организации как единого имущественного хозяйственного комплекса и стоимостью ее имущества по данным бухгалтерского баланса, возникающая при приобретении этой организации.
6.5.2. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
6.5.3. Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизационных отчислений и отнесения их на расходы в течение установленного срока их полезного использования.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности организации). Государство-участник СНГ может установить перечень объектов нематериальных активов, стоимость которых не погашается.
6.6. Запасы
6.6.1. К запасам относятся сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары.
6.6.2. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение (изготовление), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и невозмещаемые налоговые платежи, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, может производиться одним из следующих методов оценки: по фактической себестоимости единицы запасов (специфической идентификации); по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Государство-участник СНГ может установить ограничения на использование того или иного метода оценки.
6.6.3. Затраты на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки, относятся к незавершенному производству.
Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе по фактическим или нормативным (плановым) затратам, связанным с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), либо по статьям прямых затрат, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
В единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактическим производственным затратам.
6.6.4. Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактическим или нормативным (плановым) затратам, связанным с производством продукции, либо по статьям прямых затрат.
6.6.5. Товары для перепродажи отражаются в бухгалтерском балансе по покупной стоимости.
6.6.6. Предусмотренные в пунктах 6.6.2.; 6.6.4.; 6.6.5. настоящих Общих положений ценности, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на прочие операционные расходы, если иное не установлено законодательством государства-участника СНГ.
6.7. Расходы будущих периодов
6.7.1. Расходы, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока, к которому они относятся.
6.8. Капитал
6.8.1. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) организации.
Фактическая задолженность учредителей (участников) по вкладам (взносам) в уставный капитал отражается в бухгалтерском балансе отдельно.
6.8.2. Суммы дооценки (уценки) внеоборотных активов организации, проводимой в случаях и порядке, установленных правилами государства-участника СНГ, отражаются в разделе собственный капитал.
6.9. Расчеты с дебиторами и кредиторами
6.9.1. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам допускается показывать задолженность с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
Дебиторская задолженность показывается в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом сумм резерва сомнительных долгов, образованного в соответствии с нормативными актами государства Содружества.
6.9.2. Отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, банками должны быть согласованы с ними и тождественны.
6.9.3. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, обязательства, дебиторская и кредиторская задолженности в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в валюте, действующей на территории государства-участника СНГ, в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют по официальному валютному курсу государства-участника СНГ, действующему на отчетную дату.
6.9.4. Штрафы, пени и неустойки, которые признаны должником или по которым получены решения суда, арбитража об их взыскании, относятся на прочие операционные доходы и расходы организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторской или кредиторской задолженности.
6.10. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы (отчисления), предусмотренные правилами государства-участника СНГ.
6.11. Доходы и расходы
6.11.1. Выручка от реализации (нетто-выручка) включает стоимость реализованных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и обязательных платежей, если иное не предусмотрено правилами государств-участников СНГ.
6.11.2. Себестоимость реализации состоит:
а) для организаций, занятых производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, - из:
- прямых материальных затрат;
- прямых затрат на оплату труда;
- косвенных производственных затрат;
- других производственных (прямых и косвенных) затрат;
б) для организаций, занятых торговой, снабженческой, сбытовой и иной посреднической деятельностью, - из покупной стоимости товаров;
в) для организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг - из покупной (учетной) стоимости ценных бумаг.
6.11.3. Коммерческие расходы включают для организаций:
- занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, - затраты по сбыту, относящиеся к реализованной продукции (работам, услугам);
- занятых торговой, снабженческой, сбытовой (за исключением расходов по управлению) и иной посреднической деятельностью, - издержки обращения, если иное не предусмотрено законодательствами государств-участников СНГ.
6.11.4. Управленческие расходы - отражаются расходы, связанные с общехозяйственной деятельностью и относящиеся к выпуску продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг отражают в составе управленческих расходов всю сумму затрат, связанных с их деятельностью.
7. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
7.1. В случаях, предусмотренных правилами государства-участника СНГ, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.
7.2. Аудиторское заключение, выданное по результатам обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, является неотъемлемой частью этой отчетности.
8. Публичность бухгалтерской (финансовой) отчетности
8.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность является открытой для ознакомления заинтересованных пользователей.
8.2. В случаях, предусмотренных правилами государства-участника СНГ, организация публикует бухгалтерскую (финансовую) отчетность, включая аудиторское заключение о ней.


Утверждено
Решением
Экономического совета
Содружества Независимых
Государств
от 25 мая 2000 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
1. Общие положения
1.1. Координационный совет по бухгалтерскому учету государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет) создается в целях осуществления координации действий государств-участников Содружества по вопросам бухгалтерского учета, выработки исходных требований к регламенту организации и ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, организации аудиторской деятельности, а также сближения и гармонизации национальных систем учета и аудита с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и Международными стандартами аудита (МСА).
Совет создается при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств (далее - Исполком) и является координационно-консультативным органом. Совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами отраслевого сотрудничества и национальными структурами, занимающимися вопросами развития и регулирования бухгалтерского учета.
1.2. Совет в своей деятельности руководствуется Положением об Экономическом совете СНГ, Положением об Исполнительном комитете СНГ и настоящим Положением.
2. Основные задачи и функции Совета
2.1. Основной задачей Совета является содействие:
- в выработке исходных требований к регламенту организации и ведению бухгалтерского учета и аудита в рамках Содружества Независимых Государств;
- в сближении и гармонизации национальных систем учета и аудита с положениями МСФО и МСА;
- гармонизация методологической работы уполномоченных органов стран Содружества в области бухгалтерского учета и аудита;
- проведение работ по совершенствованию бухгалтерского учета и аудита, выработка единых исходных требований к организации и ведению бухгалтерского учета и аудита, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- разработка единых требований к уровню профессиональной квалификации представителей бухгалтерской профессии, единых подходов к принимаемому каждым государством-участником СНГ Кодексу этики профессионального бухгалтера;
- участие в разработке проектов межгосударственных актов в области бухгалтерского учета и аудита;
- разработка концептуальных подходов к регулированию бухгалтерского учета и аудита государств-участников Содружества;
- содействие в обмене информацией в области бухгалтерского учета и аудита на территориях государств-участников Содружества.
3. Права Совета
3.1. Для осуществления своих задач Совет имеет право:
- получать от членов Совета информацию по ведению бухгалтерского учета и аудита, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- вносить в установленном порядке на рассмотрение Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ проекты подготавливаемых им документов;
- разрабатывать и утверждать Регламент своей работы, а также вносить в него изменения и дополнения в соответствии с установленным в Содружестве порядком.
3.2. В рамках деятельности Совета могут создаваться и функционировать рабочие группы по следующим основным направлениям:
- организация бухгалтерского учета коммерческих организаций;
- организация бухгалтерского учета бюджетных организаций;
- организация бухгалтерского учета в банках;
- проведение аудиторской проверки;
- переподготовка кадров по бухгалтерскому учету, аудиту;
- по другим направлениям.
Рабочие группы создаются для разработки проектов соответствующих документов, вносимых для последующего обсуждения. Совет назначает руководителей рабочих групп и осуществляет контроль за их деятельностью.
4. Организация работы Совета
4.1. В состав Совета входят члены Совета - представители уполномоченных государствами-участниками Содружества органов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета.
4.2. Члены Совета имеют одинаковые права. Каждое государство-участник имеет в Совете один голос.
4.2. Работой Совета руководит его председатель. Председательство в Совете осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ о порядке председательства в органах Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года.
Если к моменту истечения срока полномочий председателя Совета новый председатель по какой-либо причине не избран, его функции выполняет один из членов Совета, избранный большинством от общего числа членов Совета.
4.3. Деятельность Совета осуществляется, как правило, путем проведения заседаний Совета в государствах-участниках СНГ.
4.4. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередное заседание Совета может созываться по инициативе одного или нескольких государств-участников данного Совета.
4.5. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины его членов.
4.6. Место проведения, предварительные дата и повестка очередного заседания Совета определяются на его предшествующем заседании.
4.7. На заседание Совета могут приглашаться в качестве наблюдателей или экспертов представители заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций государств-участников СНГ.
4.8. Функции постоянно действующего рабочего органа Совета выполняет соответствующее подразделение Исполкома.
4.9. Решения Совета принимаются простым большинством голосов членов Совета. Решения Совета по утверждению разработанных им проектов документов, предложениям об изменении настоящего Положения принимаются двумя третями голосов от общего числа членов Совета.
4.10. Совет ежегодно представляет в Исполком доклад о проделанной работе и намечаемых мероприятиях на следующий год.
4.11. Государства-участники Совета обеспечивают опубликование информации о деятельности Совета в специализированных (официальных) средствах массовой информации.
4.12. Рабочим языком Совета является русский язык.
5. Финансирование деятельности Совета
5.1. Финансирование проведения заседаний Совета осуществляется в следующем порядке:
- в части пребывания официальных членов делегации, а также специалистов, экспертов, технических работников, привлекаемых к работе заседаний этой делегации (проезд, проживание, суточные), - за счет государства-участника заседания (или за счет организации, которую представляют указанные лица);
- в части расходов, связанных непосредственно с организационно-техническим проведением заседания Совета (аренда помещений, канцелярские расходы, типографские расходы, почтово-телеграфные и другие), - за счет государства-организатора заседания.
5.2. Дополнительными источниками финансирования деятельности Совета могут быть спонсорские взносы.

РЕШЕНИЕ Экономического совета СНГ"О КОНЦЕПЦИИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ К МЕЖДУНАРОДНЫМ КОНВЕНЦИЯМ И СОГЛАШЕНИЯМ В ОБЛАСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК"(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ КОНВЕНЦИЙ И СОГЛАШЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК", "ПРИСОЕДИНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ И РЯДА ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН...")(Принято в г. Москве 25.05.2000)  »
Международное законодательство »
Читайте также