"СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2000 - 2010 ГГ.)"(Принята в г. Хельсинки 22.10.1999)


СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
(2000 - 2010 ГГ.)
(Хельсинки, 22 октября 1999 года)
Настоящая Стратегия определяет цели развития взаимоотношений России с Европейским Союзом на ближайшее десятилетие, средства их достижения и является логическим развитием общей внешнеполитической концепции России на европейском направлении, исходит из объективной потребности формирования многополярного мира, общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик. Настоящая Стратегия непосредственно увязана с концепцией обеспечения экономической безопасности страны.
Основными целями Стратегии являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшее строительство демократического правового государства. При этом в переходный период реформ в определенных секторах экономики остается оправданной защита отечественного производства с учетом международного права и опыта.
Стратегия направлена на формирование и укрепление партнерства России и Европейского Союза в общеевропейских и мировых делах, предупреждение и разрешение совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с акцентом на международное право и неприменение силы. Она предполагает построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций России и Европейского Союза в рамках мирового сообщества XXI века.
Учитывая, что Европа переживает сейчас переходный период своего развития (необходимость стабилизации экономики и продолжения социально ориентированных реформ в России; расширение, институциональная реформа, создание "оборонной идентичности", консолидация общей внешней политики и политики безопасности экономического и валютного союза Европейского Союза), Стратегия в основном концентрируется на решении ближайших и среднесрочных задач данного этапа и подготовке основ партнерских отношений России и Европейского Союза. Ее главной правовой и организационной базой остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны, 1994 года (далее именуется - Соглашение).
При этом мероприятия по развитию сотрудничества с Европейским Союзом должны осуществляться в тесной координации с процессом присоединения России к Всемирной торговой организации, что потребует определенной корректировки Соглашения после завершения указанного процесса.
Стратегия учитывает, наконец, основную направленность и цели Коллективной стратегии Европейского Союза в отношении России, принятой Советом Европейского Союза в Кельне в июне 1999 года. Возможно и желательно соединение усилий сторон при реализации целей этих документов благодаря регулярным встречам их руководителей на базе диалога, политических консультаций, совместных программ реализации Соглашения, принимаемых Советом сотрудничества, в рамках деятельности рабочих органов Соглашения и по обычным дипломатическим каналам.
Приоритетными на предстоящее десятилетие являются следующие направления развития и укрепления отношений партнерства и сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.
1. Придание партнерству Россия - Европейский Союз
стратегического характера
1.1. Партнерство Россия - Европейский Союз в рассматриваемый период будет строиться на базе договорных отношений, то есть без официальной постановки задачи присоединения или "ассоциации" России с Европейским Союзом. Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ, независимость позиций и деятельности в международных организациях. В указанной перспективе партнерство с Европейским Союзом может выражаться в совместных усилиях по созданию эффективной системы коллективной безопасности в Европе на равноправной основе без разделительных линий, в том числе путем разработки и реализации Хартии европейской безопасности, в продвижении по пути к созданию зоны свободной торговли Россия - Европейский Союз (при наличии необходимых условий), а также в высоком уровне взаимного доверия и сотрудничества в политике и экономике.
Хартия принята в г. Стамбуле 19.11.1999. 1.2. Налаживание стратегического партнерства России и Европейского Союза будет воплощаться в активном взаимодействии сторон в решении отдельных крупных задач, представляющих для них интерес, и общеевропейских и мировых проблем, в укреплении позитивных элементов европейской самостоятельности и самобытности в экономике и политике.
1.3. Такой характер партнерства означает не только опору России на потенциал Европейского Союза, но и поддержку ею усилий Европейского Союза на важных для него направлениях, где интересы сторон объективно совпадают.
1.4. Партнерство России и Европейского Союза должно исходить из максимального использования преимуществ, создаваемых Соглашением, возможно более полной реализации его положений и согласованных сторонами задач по его дальнейшему развитию, а также учитывать расширение наднациональных полномочий органов Европейского Союза по Амстердамскому договору, вступившему в силу 1 мая 1999 г.
1.5. Такое партнерство на предстоящее десятилетие могло бы включать в себя следующие этапы:
- обеспечение общеевропейской безопасности силами самих европейцев без изоляции от США и НАТО, но и без их монополизма на континенте;
- разработка позиции России в отношении "оборонной идентичности" Европейского Союза при включении в него Западноевропейского союза и развитие политических и военных контактов с Западноевропейским союзом как составной частью Европейского Союза, а также практического сотрудничества в сфере безопасности (миротворчество, урегулирование кризисов, различные аспекты ограничения и сокращения вооружений и т.д.), которое могло бы служить противовесом, в числе прочего, натоцентризму в Европе;
- становление развитой общеевропейской хозяйственной и правовой инфраструктуры в качестве надежной базы торговли, инвестиций, отраслевого, субрегионального и трансграничного сотрудничества (в т.ч. в формате "Северного измерения" и в Евросредиземноморском регионе); охрана окружающей среды и создание достойных условий жизни в Европе; совместные усилия в сферах науки, образования, здравоохранения; борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью;
- консультации и при необходимости координация позиций сторон в международных организациях.
1.6. Будут продолжены усилия по дальнейшему открытию рынка Европейского Союза для российского экспорта, устранению остаточной дискриминации в торговле, стимулированию притока европейских инвестиций, особенно в реальный сектор российской экономики, обеспечению законных интересов России при дальнейшем расширении Европейского Союза и в процессе перехода к единой валюте - евро, противодействию возможным попыткам помешать хозяйственной интеграции СНГ, в том числе через "особые отношения" с отдельными государствами - участниками СНГ в ущерб российским интересам.
1.7. Использовать позитивный опыт интеграции в рамках Европейского Союза для закрепления и развития интеграционных процессов на пространстве СНГ. Стремиться к координации действий со странами Таможенного союза, другими государствами - участниками СНГ в вопросах торгово-политических, экономических, финансовых, гуманитарных и иных отношений с Европейским Союзом.
1.8. Опираясь на имеющийся потенциал, Россия на основах взаимности могла бы содействовать решению ряда проблем Европейского Союза и укреплению общих позиций Европы в мире: обеспечению роста экономики и занятости в Европе по торгово - инвестиционным каналам, долгосрочному и стабильному снабжению Европейского Союза на договорной основе топливными и сырьевыми ресурсами (в т.ч. через соглашения о разделе продукции и концессии); углубленной интеграции научного потенциала сторон и коммерциализации на рынке Европейского Союза достижений российских фундаментальных и оборонных исследований, кольцеванию инфраструктурных (транспорт, трубопроводы, линии электропередачи) и информационных систем ("Европейское информационное общество"): содействие в исследовании и освоении космоса, включая создание систем глобальной навигации, связи и мониторинга окружающей среды; участие в модернизации и обеспечении безопасности ядерной энергетики Европы; содействие становлению евро в качестве международной валюты путем официального ее включения в валютные резервы Банка России; военно-техническое сотрудничество с учетом перспективы создания Европейской "оборонной идентичности"; совместное предотвращение и ликвидация локальных конфликтов и организованной преступности в Европе.
В свою очередь, развитие партнерства с Европейским Союзом должно содействовать укреплению России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на пространстве СНГ.
1.9. Заинтересованные регионы России должны иметь возможность активно участвовать в развитии партнерства с Европейским Союзом в экономической и гуманитарной областях, в реализации программ трансграничного сотрудничества (см. раздел 8).
1.10. Реализация Стратегии затрагивает отношения России с ООН, ОБСЕ, Советом Европы, НАТО, ОЭСР, МБРР, ЕБРР, поэтому ее оперативное осуществление будет увязываться с политикой страны в отношении этих организаций.
2. Расширение формата и повышение результативности
политического диалога
2.1. Необходимо установить рабочие контакты и взаимодействие с органами Европейского Союза, формируемыми в соответствии с Амстердамским договором в сфере общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза, включая вопросы создания Европейским Союзом "оборонной идентичности". В целях развития политического диалога необходимо решение вопроса об институционализации ежегодных встреч в формате Председатель Правительства Российской Федерации - Председатель Комиссии Европейских сообществ и председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации - Председатель Европарламента.
2.2. Вести дело к переходу от взаимной информации о позициях сторон к упреждающим консультациям по наиболее острым вопросам с целью выработки согласованных решений. Стремиться формировать к встречам на высшем уровне и заседаниям Совета сотрудничества пакеты совместных инициатив, представляющих взаимный интерес. Обеспечить тесное деловое взаимодействие между российскими частями Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества и Комитета парламентского сотрудничества.
2.3. Активизировать совместную работу в целях сохранения ОБСЕ в качестве ключевой опоры европейской безопасности. При этом добиваться разработки четкой процедуры для всех органов и институтов ОБСЕ, безусловного сохранения консенсуса как основы принятия решений. Продолжать работу над Хартией европейской безопасности на этапе ее подготовки и последующей имплементации. Расширять практическое взаимодействие с Европейским Союзом по вопросам предотвращения и мирного урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ.
2.4. Продолжать настойчивый поиск возможных форм подключения России к диалогу, ведущемуся Европейским Союзом с другими мировыми державами и экономическими группировками. В этой связи поддержать предложение Финляндии о проведении трехстороннего саммита Россия - Европейский Союз - США с обстоятельной и отражающей интересы России повесткой дня.
3. Развитие взаимной торговли и инвестиций
3.1. Продолжать работу по обеспечению благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на рынок Европейского Союза и устранению элементов их дискриминации, добиваться признания в полном объеме рыночного статуса российской экономики.
3.2. Изучить вопрос о принятии комплекса мер по развитию торгово-экономического сотрудничества с Европейским Союзом, предусматривающих возможные льготы торгового, финансово - экономического, налогового и иного порядка, которые компенсировались бы притоком инвестиций в экономику России.
3.3. В ближайшее время разработать совместно с Европейским Союзом пакет взаимных мер по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики, сочетающий с Российской Стороны принятие благоприятного инвестиционного законодательства и обеспечение безопасности иностранных капиталовложений и со стороны Европейского Союза и его государств - членов - соответствующие финансовые инструменты и программы, включая распространение на Россию операций Европейского инвестиционного банка. Шире привлекать средства Программы ТАСИС для подготовки технико-экономических обоснований проектов под иностранные инвестиции. Добиваться благоприятных условий для вложения российских капиталов в Европейский Союз.
3.4. Учитывая взаимосвязь вопросов торговли и конкуренции, добиваться от Европейского Союза признания прогрессивных преобразований в российской антимонопольной политике и развития активного сотрудничества в этой сфере.
3.5. Делать упор на нормализацию режима экспорта в Европейский Союз российских товаров ядерного цикла при сохранении позиций на рынке оборудования, топлива и услуг АЭС на рынках стран Центральной и Восточной Европы и стран Балтии, на предоставление услуг коммерческих космических запусков, пересмотр в позитивную сторону и поэтапную отмену действующих антидемпинговых процедур, на сохранение и получение дополнительных торговых преференций, на отмену в перспективе квот на ввоз в Европейский Союз российских изделий из стали.
3.6. Сотрудничество в ядерной области предполагает:
- привлечение европейских капиталов к сооружению в России АЭС нового поколения (с оплатой кредитов за счет поставок электроэнергии);
- участие России в разработке европейского энергетического реактора и совместные усилия в реализации проекта международного термоядерного экспериментального реактора;
- создание новых ядерных энергетических технологий, в том числе разработку экологически безопасного топливного цикла;
- обеспечение безопасности транспортировки, хранения и использования ядерных отходов на Северо-Западе России;
- усилия по подключению к намечаемой модернизации атомной энергетики Европейского Союза.
3.7. Вести дело к реализации с участием фирм стран Европейского Союза крупных инвестиционных проектов, направленных на освоение перспективных нефтегазовых месторождений, создание энерготранспортных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса общеевропейской экономической и энергетической интеграции. При этом повышение энергоэффективности в России и Европейском Союзе будет рассматриваться как важнейшее средство снижения антропогенной нагрузки на природную среду и сокращения эмиссии парниковых газов в соответствии с решениями международных конференций в городах Киото и Буэнос-Айресе. Добиваться формирования совместной долгосрочной энергетической политики в целях создания единого европейского и в перспективе евразийского энергетического пространства.
3.8. Стремиться сформировать реалистичный и позитивный подход Европейского Союза к условиям присоединения России к Всемирной торговой организации. До начала "Раунда тысячелетия" многосторонних торговых переговоров в рамках Всемирной торговой организации, используя позицию Европейского Союза по этому вопросу, добиваться полноправного участия в нем России.
3.9. Рассмотреть с экспертами Европейского Союза вопрос о наличии условий, позволяющих начать переговоры о создании зоны свободной торговли в соответствии с положениями Соглашения. Исходить из целесообразности ее поэтапного создания после присоединения России к ВТО на основании статьи XXIV ГАТТ-94 и договоренности о толковании статьи XXIV ГАТТ-94. Добиваться, чтобы в результате образования такой зоны Россия получила доступ на рынок всего Европейского экономического пространства, соответствующие обязательства были сбалансированы получаемыми преимуществами, а положения договоренности не вступали в конфликт с правовым механизмом хозяйственной интеграции СНГ, в том числе стран Таможенного союза.
3.10. С учетом прогресса, достигнутого в Европе в создании ресурсосберегающей модели производства, и ожидаемого притока инвестиций в производственный сектор экономики России принимать меры к обеспечению прироста взаимной торговли за счет увеличения доли готовых изделий, машин, оборудования, электроэнергии, а также услуг.
3.11. Доработать в кратчайшие сроки и принять совместный с Европейским Союзом план действий в области прав интеллектуальной собственности, развивать сотрудничество в этой сфере, в том числе обмен научной информацией и персоналом.
4. Сотрудничество в финансовой области
4.1. Добиваться расширения программ технического и иного содействия России со стороны Европейского Союза. Направлять значительную часть средств Программы ТАСИС на реструктуризацию российской банковской системы и привлечение в Россию иностранных инвестиций.
4.2. Стремиться к достижению договоренности о частичном списании или реструктурировании задолженности Российской Стороны государствам - членам Европейского Союза. Провести переговоры с Комиссией Европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета в евро процентных платежей и основного долга и согласования процентных ставок по кредитам, предоставленным российским заемщикам в национальных европейских валютах. Согласовать условия и сроки реденоминации части государственного внешнего долга России в национальных валютах государств - членов Европейского Союза.
4.3. Создавать условия для более широкого использования евро во внешнеэкономической деятельности российских предприятий и банков, дальнейшего увеличения объема и номенклатуры операций с евро на внутреннем финансовом рынке России в первую очередь за счет совершенствования соответствующей нормативной базы. По мере развития рынка евро в России принимать меры по повышению роли единой европейской валюты при формировании и реализации курсовой политики Банка России. Расширять и укреплять практическое взаимодействие с Европейским центральным банком, европейской системой центральных банков и другими органами Европейского Союза в целях координации действий в перспективе реформы международной валютно-финансовой системы.
4.4. В контексте расширения притока европейских инвестиций и содействия в реструктуризации банковской системы России рассматривать возможности увеличения доли иностранного, в частности европейского, капитала в совокупном капитале российской банковской системы в целях ее оздоровления и рекапитализации.
4.5. Продолжить работу по использованию возможностей сотрудничества с Европейским Союзом в других отраслях, в том числе перечисленных в Соглашении.
5. Обеспечение интересов России при расширении
Европейского Союза
5.1. Учитывая неоднозначный характер влияния расширения Европейского Союза на условия сотрудничества с ним России и ее национальные интересы, стремиться к максимальному использованию выгод от такого расширения (снижение уровня таможенного протекционизма, переход к цивилизованным нормам транзита и др.) при недопущении, устранении или компенсации возможных негативных последствий.
5.2. До очередного расширения Европейского Союза провести консультации с Европейским Союзом, его отдельными членами и странами - кандидатами с целью обеспечения интересов России при распространении на государства Центральной и Восточной Европы и Балтии норм аграрной, технической и антидемпинговой политики Европейского Союза, его визового и пограничного режима, преференций развивающимся странам, конкурирующим с российским экспортом, а также в интересах обеспечения стабильности, безопасности и сотрудничества в Европе и гарантий прав проживающего в государствах Балтии русскоязычного населения. Рассматривать в качестве резервного варианта отказ в распространении Соглашения на те страны - кандидаты, которые, несмотря на договоренности, не обеспечивают выполнения общепризнанных норм. Добиваться от Европейского Союза полного соблюдения установленных им высоких стандартов в отношении принятия новых членов. Особое внимание обратить на обеспечение защиты, в том числе международно-правовой, интересов Калининградской области как субъекта Российской Федерации, и территориальной целостности России (см. также раздел 8, п. 4).
6. Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества
6.1. Строить государственную транспортную политику на западном направлении с учетом перспективы последовательного возрастания объема товарооборота, пассажирских и грузовых перевозок между Россией и странами Европейского Союза. Сочетать поиск дипломатического решения вопросов о нормализации транзита через государства Балтии, Центральной и Восточной Европы с созданием собственных альтернативных путей перевозки и пунктов обработки грузов.
6.2. В случае достижения соответствующей договоренности с Европейским Союзом приступить к кольцеванию газо- и нефтепроводов и систем распределения электроэнергии европейской части России с соответствующими системами Европейского Союза и государств Центральной и Восточной Европы. Добиваться активного участия Европейского Союза, в том числе в решении финансовых вопросов, в реализации проектов общеевропейского значения, в частности в сооружении новой нитки газопровода Ямал - Западная Европа и ответвлений от него в Скандинавию и создании европейских транспортных коридоров.
6.3. Добиваться участия в конкурсах на получение подрядов и субподрядов на развитие и модернизацию инфраструктурных объектов общеевропейского значения внутри Европейского Союза. По мере появления финансовых и технических возможностей обновлять и расширять на западном направлении морской торговый флот и наземный грузовой автопарк. Продолжить со странами Европейского Союза работу по совместному созданию железнодорожного подвижного состава, включая вагоны с раздвижными колесными парами, обеспечивающими автоматический переход вагонов во время движения с европейской железнодорожной колеи на российскую.
6.4. Поощрять долевое участие российского бизнеса в инфраструктурных объектах Европейского Союза, создание там российских или смешанных транспортно-экспедиторских организаций, складов, емкостей, портовых сооружений, баз обработки грузов. Обусловить поэтапный допуск судов Европейского Союза на внутренние водные пути России при соблюдении принципа взаимности и содействии со стороны Европейского Союза в модернизации этих путей. Увязывать этот процесс с прогрессом в присоединении России к ВТО.
6.5. Способствовать развитию сотрудничества в области разработки единой транспортной политики, внедрению эффективных технологий перевозочного процесса на основе сближения и гармонизации его нормативно-правовой базы, упрощению процедур пересечения границ при условии обеспечения экономической безопасности России.
6.6. Продолжать обустройство общеевропейских транспортных коридоров, прежде всего N 1, 2 и 9, в частности его ответвления Рига - Калининград - Гданьск. Повышать качество транспортного обслуживания и создавать привлекательные условия для потребителей железнодорожных услуг. Способствовать активизации сотрудничества по развитию евроазиатских транспортных связей через территорию Российской Федерации, и в первую очередь взаимодействию европейских транспортных коридоров с Транссибирской магистралью. Добиваться распространения на данные и иные инфраструктурные проекты финансирования за счет средств Европейского инвестиционного банка.
6.7. Вести дело к совместной разработке и созданию новых средств воздушного транспорта, провести переговоры о заключении соглашения о сертификации российских гражданских самолетов в Европейском Союзе и расширении доступа российских авиакомпаний в аэропорты Европейского Союза.
6.8. Поощрять участие российского бизнеса в инфраструктурных объектах на территории Европейского Союза, создание российских и смешанных транспортно-экспедиторских организаций и баз обработки грузов.
6.9. При реализации государствами - участниками СНГ проектов альтернативных газо- и нефтепроводов в обход территории России ориентироваться на коммерчески выгодные формы долевого участия, продаж строительных материалов, техники, работ и услуг. Поощрять участие в этих проектах отечественного бизнеса. Обеспечивать учет российских интересов в проектах "Иногейт" и "Трасека", осуществляемых государствами - участниками СНГ и Европейского Союза.
7. Сотрудничество в сфере науки и техники, защиты прав
интеллектуальной собственности
7.1. Добиваться скорейшего заключения нового Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий. В полной мере использовать возможности участия российских ученых и научных центров в рамочных программах Европейского Союза исследовательского, технологического развития и демонстрационной деятельности и в его образовательных программах.
7.2. В соответствии с подписанным с Европейским Союзом заявлением принять активное участие в создании Европейского информационного общества, обеспечить отношение к России как его неотъемлемой составной части.
7.3. Принять меры к осуществлению крупных совместных проектов в области исследования космоса, в том числе путем участия в создаваемой Европейским Союзом собственной глобальной навигационной системе, новых системах спутниковой связи и дистанционного мониторинга окружающей среды Европы.
7.4. Изучить совместно с Европейским Союзом возможность подготовки и запуска программы сближения и частичной интеграции научно-технических потенциалов России и Европейского Союза, укрепления позиций европейской науки и промышленности в международной конкуренции с опорой на передовые российские патенты и разработки, в том числе конверсионные, в обмен на поддержку Европейским Союзом российской науки.
7.5. Принять меры для использования программ технического содействия Европейского Союза для развития инновационной деятельности и более широкого подключения Европейского Союза к программам Международного научно-технического центра.
8. Трансграничное сотрудничество
8.1. Использовать наличие и перспективу удлинения общей границы России и Европейского Союза для повышения уровня трансграничного межрегионального сотрудничества и развития регионов обеих сторон до уровня стандартов, достигнутых в рамках так называемых еврорегионов. Добиваться от Европейского Союза распространения на такое сотрудничество наднациональных и национальных систем его поощрения, действующих в Европейском Союзе, в том числе в части визового и пограничного режима. Поощрять контакты между регионами России и Европейского Союза, в том числе с использованием возможностей Комитета регионов Европейского Союза, с целью налаживания гуманитарных и экономических связей и обмена опытом по вопросам местного самоуправления и хозяйствования.
8.2. Совместно наполнять практическим содержанием инициативу "Северного измерения" в развитии европейского сотрудничества. Добиваться ее финансовой поддержки со стороны Европейского Союза, привлечения капиталов внеевропейских стран. Способствовать тому, чтобы реализация этой инициативы была направлена не только на стимулирование добычи и экспорта сырья, но и на комплексное развитие Севера и Северо-Запада России.
8.3. Учитывая особое географическое и хозяйственное положение Калининградской области, обеспечить необходимые внешние условия для жизнедеятельности и развития ее как неотъемлемой части Российской Федерации и активного участника трансграничного и межрегионального сотрудничества. Определить на перспективу оптимальную экономическую, энергетическую и транспортную специализацию области, позволяющую эффективно функционировать в новых условиях. Надежно обустроить ее транспортные связи с материком России. Вести дело к заключению при необходимости с Европейским Союзом специального соглашения, обеспечивающего защиту интересов Калининградской области как субъекта Российской Федерации в процессе расширения Европейского Союза, а также по возможности превращения ее в "пилотный" российский регион в сотрудничестве России и Европейского Союза в XXI веке.
8.4. На средиземноморском направлении межрегионального сотрудничества (Барселонский процесс) ориентироваться на выборочное участие России в его мероприятиях и обеспечение российских интересов при создании зоны свободной торговли Европейский Союз - страны Средиземного моря.
9. Развитие правовой базы сотрудничества. Сближение
хозяйственного законодательства и технических стандартов
9.1. Стремиться подкреплять и развивать Соглашение путем заключения отдельных соглашений в различных областях сотрудничества с Европейским Союзом.
9.2. Вести дело к достижению договоренности с Европейским Союзом о совместной разработке и заключении нового широкоформатного соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в XXI веке, призванного прийти на смену Соглашению. Продвигаться к нему постепенно, по мере выполнения Соглашения на базе достигнутых конкретных результатов, а также общих моментов в стратегиях развития партнерства и сотрудничества между Россией и Европейским Союзом.
9.3. Сохраняя независимость российской правовой системы и законодательства, вести дело к его сближению и гармонизации с законодательством Европейского Союза в областях наиболее активного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом, в том числе по линии Комитета парламентского сотрудничества.
9.4. Сохраняя в России собственные системы стандартов и сертификации, проводить их гармонизацию с аналогичными системами в областях наиболее активного торгового и технического сотрудничества между Россией и Европейским Союзом. Шире применять стандарты Международной организации по стандартизации. Вести дело к взаимному признанию сертификационных документов, в том числе через создание совместных центров сертификации.
10. Сотрудничество в правоохранительной сфере
10.1. Наладить оперативное сотрудничество с существующими и вновь создаваемыми органами и механизмами Европейского Союза, компетентными в области борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, в том числе с отмыванием денег, уклонением от налогов, незаконным вывозом капитала, нарушением таможенных правил, торговлей людьми, несанкционированным проникновением в чужие базы данных, фальшивомонетничеством. Продолжать активную работу по налаживанию и развитию взаимодействия с Европолом.
10.2. Использовать в этих целях, насколько это возможно, участие в программах и планах действий Европейского Союза по борьбе с преступностью и подготовке кадров, включая программы оказания технического содействия. Развивать сотрудничество судебных органов по гражданским и уголовным делам, таможенных и других правоохранительных органов России и Европейского Союза и его государств - членов, в том числе путем обмена офицерами связи.
10.3. Вести дело к дополнению Соглашения специальным соглашением о деятельности в правоохранительной области.
10.4. Наладить взаимодействие компетентных органов России и Европейского Союза в борьбе с незаконной миграцией, в том числе из-за пределов Европы.
10.5. Добиваться содействия стран Европейского Союза в обеспечении неотвратимости наказания для нарушителей российского экономического и валютного законодательства. Наладить взаимодействие в выявлении и по возможности возвращении незаконно вывезенных из России капиталов в страну их происхождения, проработать возможность их использования для покрытия части внешнего долга России странам Европейского Союза или стимулирования хозяйственного сотрудничества сторон.
11. Роль деловых кругов в развитии сотрудничества
11.1. Всемерно способствовать контактам между предприятиями и их союзами России и стран Европейского Союза, в том числе для развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, обмена опытом рыночного хозяйствования и профилактики коммерческих споров. Повысить роль "Круглого стола" промышленников России и Европейского Союза, при необходимости консультироваться с ним по важнейшим вопросам и проектам решений, ориентировать его деятельность на привлечение европейских инвестиций в Россию, расширение и индустриализацию российского экспорта, научно - техническое сотрудничество.
11.2. Найти формы эффективного учета и представительства интересов деловых кругов в рабочих органах сотрудничества Россия - Европейский Союз.
12. Обеспечение выполнения Стратегии внутри России
12.1. Исходить из того, что, помимо эволюции внутри Европейского Союза и развития международной ситуации, успех в реализации настоящей Стратегии будет в решающей степени зависеть от организационно-правового и материального обеспечения выполнения ее положений в России.
12.2. Обеспечить проведение в отношениях с Европейским Союзом единой государственной политики, прежде всего благодаря деятельности Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским Союзом и при активной координирующей роли МИД России. С целью предотвращения возможных конфликтов проводить специальную экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов на предмет их соответствия Соглашению.
12.3. В целях дальнейшего развития сотрудничества и хода выполнения Соглашения Европейским Союзом и его государствами - членами:
- вести дело к созданию во всех органах государственной власти по вопросам сотрудничества России с Европейским Союзом групп специалистов, профессионально владеющих вопросами деятельности Европейского Союза и сотрудничества с ним России;
- создавать и обновлять развернутую и доступную систему информации для российских предпринимателей о деятельности Европейского Союза и их преимуществах и обязанностях на рынке Европейского Союза, вытекающих из Соглашения и других двусторонних документов;
- организовать в Постоянном представительстве Российской Федерации при Европейских сообществах и посольствах России в государствах - членах и кандидатах на вступление в Европейский Союз мониторинг выполнения Европейским Союзом положений Соглашения и решений его рабочих органов, а также поиска новых резервов развития сотрудничества.
12.4. Стремиться обеспечить оперативную разработку и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие сотрудничества Россия - Европейский Союз и выполнение Российской Стороной взятых обязательств. Активнее распространять на приоритетные направления взаимодействия Россия - Европейский Союз межпарламентское сотрудничество сторон.
12.5. Принять меры к расширению подготовки в высших учебных заведениях России и школах бизнеса специалистов в различных областях деятельности Европейского Союза, а также научных исследований по данной проблематике. Содействовать научным обменам и подготовке высококвалифицированных российских кадров с использованием возможностей Европейского Союза и его государств - членов.
12.6. Рационально использовать для целей реализации настоящей Стратегии средства Программы ТАСИС.

"СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. ПУТИНА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА П. ЛИППОНЕНА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ Р. ПРОДИ, ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ СОВЕТА ЕС, ВЫСОКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ Х. СОЛАНЫ"(Подписано в г. Хельсинки 22.10.1999)  »
Международное законодательство »
Читайте также