"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ"(Вместе с "ПОДПИСНЫМ ЛИСТОМ")(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-15 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на четырнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 14-15
от 16 октября 1999 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе. В настоящем Законе используются следующие термины:

Статья 3. Общие принципы проведения местного референдума. 1. Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования (муниципальных образований).

Статья 4. Право граждан на участие в местном референдуме. 1. Каждый гражданин государства-члена СНГ, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, и достигший на день проведения местного референдума 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума.

Статья 5. Вопросы местного референдума. 1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления в соответствии с конституцией государства-члена СНГ, его законами, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума. 1. Местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории государства - члена СНГ либо на территории, включающей территорию соответствующего муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Статья 7. Инициатива проведения местного референдума. 1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам государства-члена СНГ, имеющим право на участие в местном референдуме, политическим партиям и иным общественным объединениям, устав которых предусматривает участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации и которые зарегистрированы в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня, а также их местным отделениям. Инициатива проведения местного референдума по принятию устава муниципального образования также принадлежит главе муниципального образования и представительному органу местного самоуправления. <1> Уставом муниципального образования инициатива проведения местного референдума по иным вопросам может быть предоставлена представительному органу местного самоуправления, депутатам представительного органа местного самоуправления, а также главе муниципального образования.

Статья 8. Сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума. 1. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению местного референдума вправе организовать сбор подписей граждан, обладающих избирательным правом на территории данного муниципального образования, в поддержку инициативы проведения местного референдума в порядке, установленном настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией соответствующего уровня государства - члена СНГ и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно в течение 30 дней со дня его выдачи, если иное не установлено уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

Статья 9. Представление и проверка подписей граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума. 1. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока, указанного в пункте 3 статьи 8 настоящего Закона, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей участников местного референдума и составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.

Статья 10. Решение избирательной комиссии (комиссии референдума) муниципального образования по итогам проверки подписей. 1. По результатам проверки избирательная комиссия (комиссия референдума) муниципального образования принимает постановление. В случае обнаружения нарушений установленных настоящим Законом требований к порядку сбора подписей или количеству достоверных подписей, представленных инициативной группой по проведению местного референдума, избирательная комиссия муниципального образования (комиссия местного референдума муниципального образования) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению местного референдума в течение двух дней со дня принятия решения. Члены этой инициативной группы, руководящий орган местного отделения политической партии, иного общественного объединения, выступившие с инициативой проведения референдума, не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения местного референдума.

Статья 11. Назначение местного референдума. 1. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. В случае, если представительный орган местного самоуправления отсутствует, решение о проведении местного референдума принимается главой муниципального образования. В решении о назначении местного референдума указываются дата его проведения, вопрос референдума или проект выносимого на местный референдум решения, нормативного правового акта. Орган, уполномоченный назначить местный референдум, принимает решение о назначении местного референдума не позднее 7 дней после представления ему документов, необходимых для назначения местного референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Статья 12. Регистрация (учет) участников местного референдума. 1. Регистрации (учету) подлежат все граждане государства - члена СНГ, имеющие право на участие в местном референдуме.

Статья 13. Порядок составления списков участников местного референдума. 1. Составление списков участников местного референдума осуществляется в соответствии с законами государства-члена СНГ, настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального образования. Списки участников местного референдума составляются территориальными комиссиями местного референдума, а в случае, если территориальные комиссии местного референдума не формируются, - комиссией местного референдума муниципального образования на основе сведений, предоставляемых по установленной форме уполномоченными органами или должностными лицами местного самоуправления, осуществляющими регистрацию участников местного референдума.

Статья 14. Порядок включения граждан в списки участников местного референдума. 1. Все граждане, обладающие на день проведения голосования правом на участие в местном референдуме, включаются в списки участников местного референдума. Гражданин может быть внесен в список участников местного референдума только на одном участке местного референдума.

Статья 15. Ознакомление участников местного референдума со списками участников референдума. Уточнение списков участников местного референдума. 1. Списки участников местного референдума предоставляются участковой комиссией местного референдума для ознакомления участникам референдума и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Статья 16. Образование участков местного референдума. 1. Участки местного референдума образуются для голосования и подсчета голосов участников местного референдума. Участки местного референдума образует глава муниципального образования или иное уполномоченное должностное лицо (орган) местного самоуправления по согласованию с комиссией местного референдума муниципального образования на основании данных о численности участников референдума, зарегистрированных на территории участка референдума, не позднее чем за 30 дней до дня голосования с учетом местных и других условий в целях создания максимальных удобств для участников местного референдума.

Статья 17. Система и статус комиссий местного референдума. 1. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют следующие комиссии:

Статья 18. Порядок формирования комиссий местного референдума. 1. Формирование комиссий местного референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления в соответствии с законами государства-члена СНГ уставом муниципального образования на основе предложений политических партий и иных общественных объединений, указанных в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту жительства, работы, службы и учебы. Если представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование комиссии местного референдума муниципального образования осуществляется главой муниципального образования, а формирование территориальных и участковых комиссий местного референдума - комиссией местного референдума муниципального образования.

Статья 19. Расформирование комиссий местного референдума. 1. В случае нарушения комиссией местного референдума права граждан на участие в местном референдуме, повлекшее признание вышестоящей комиссией местного референдума или избирательной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом и иными законами государства-члена СНГ, в том числе и на основании судебного решения, недействительными итогов голосования на соответствующей территории или результатов референдума, указанная комиссия местного референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной законами государства - члена СНГ.

Статья 20. Полномочия комиссии местного референдума муниципального образования. 1. Комиссия местного референдума муниципального образования:

Статья 21. Полномочия территориальной комиссии местного референдума. 1. Территориальная комиссия местного референдума:

Статья 22. Полномочия участковой комиссии местного референдума. 1. Участковая комиссия местного референдума:

Статья 23. Полномочия центральной избирательной комиссии государства-члена СНГ, иной вышестоящей избирательной комиссии при проведении местных референдумов государства-члена СНГ. Центральная избирательная комиссия государства-члена СНГ, иная избирательная комиссия, вышестоящая по отношению к территории муниципального образования, в котором проводится местный референдум:

Статья 24. Статус членов комиссий местного референдума. 1. Членами комиссий местного референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, уполномоченные представители и доверенные лица инициативных групп по проведению местного референдума, члены комиссий местного референдума с правом совещательного голоса. Член комиссии местного референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей комиссии местного референдума.

Статья 25. Гласность в деятельности комиссий местного референдума. 1. На всех заседаниях соответствующей комиссии местного референдума, а также при осуществлении этой комиссией работы со списками участников референдума, с бюллетенями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий местного референдума, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума, уполномоченные представители политических партий, иных общественных объединений, указанных в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия местного референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на заседания. На заседаниях и при осуществлении указанной ранее работы также вправе присутствовать представители средств массовой информации.

Статья 26. Организация работы комиссий местного референдума. 1. Деятельность комиссий местного референдума осуществляется коллегиально.

Статья 27. Содействие деятельности комиссий местного референдума. 1. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны содействовать комиссиям местного референдума в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, обеспечивать охрану помещений комиссий местного референдума, давать ответы на обращения комиссий местного референдума в течение трех дней, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. Средства массовой информации, указанные в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации комиссий местного референдума в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 28. Право на агитацию при проведении местного референдума. 1. Граждане государства-члена СНГ, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, за или против участия в местном референдуме, за или против вопроса или проекта решения, нормативного правового акта, выносимого на местный референдум.

Статья 29. Сроки проведения агитации. 1. Агитация при проведении местного референдума начинается со дня опубликования решения о назначении референдума и прекращается в 00 часов за одни сутки до дня голосования. Агитация в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона, начинается по завершении распределения бесплатного эфирного времени и печатной площади комиссией местного референдума муниципального образования.

Статья 30. Общие условия доступа к средствам массовой информации для ведения агитации. 1. Теле-, радиокомпании и периодические печатные издания, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые получали дотации, субвенции, иные виды финансирования за счет средств, выделенных органами государственной власти, органами местного самоуправления в течение года, предшествующего дню официального опубликования решения о назначении референдума, обязаны обеспечить инициативной группе по проведению местного референдума, политическим партиям и иным общественным объединениям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, равные возможности для агитации при проведении местного референдума. При выдвижении инициативы проведения местного референдума представительным органом местного самоуправления, депутатами представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Закона, указанные органы и выборные лица местного самоуправления имеют те же права на участие в агитации при проведении местного референдума, что и инициативная группа.

Статья 31. Условия проведения агитации через электронные средства массовой информации. 1. Инициативная группа по проведению местного референдума, политические партии и иные общественные объединения имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах региональных и местных телерадиокомпаний, относящихся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона, и осуществляющих теле- и радиовещание на территорию муниципального образования, на которой проводится местный референдум. Указанное эфирное время должно предоставляться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию.

Статья 32. Условия проведения агитации через печатные средства массовой информации. 1. Периодические печатные издания, указанные в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона, выходящие не реже одного раза в неделю и распространяемые на территории муниципального образования, за исключением изданий, учрежденных органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, должны выделять печатные площади для публикации материалов, предоставляемых инициативной группой по проведению местного референдума, политическими партиями и иными общественными объединениями, указанными в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона.

Статья 33. Условия организации агитации посредством проведения массовых мероприятий. 1. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие инициативной группе по проведению местного референдума, политическим партиям и иным общественным объединениям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, обеспечивать безопасность при проведении массовых мероприятий.

Статья 34. Условия распространения агитационных материалов. 1. Инициативная группа по проведению местного референдума, политические партии и иные общественные объединения, указанные в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, вправе выпускать агитационные печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Один экземпляр каждого агитационного материала должен предоставляться в комиссию местного референдума муниципального образования не позднее чем через два дня после их выпуска.

Статья 36. Недопустимость злоупотребления правом на проведение агитации. 1. Комиссии местного референдума контролируют соблюдение установленного порядка проведения агитации по вопросам местного референдума.

Статья 37. Финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума. 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся за счет средств, выделяемых из бюджета государства-члена СНГ либо из бюджета муниципального образования.

Статья 38. Фонды для участия в местном референдуме. 1. Инициативная группа по проведению местного референдума в случае использования ею денежных средств для финансирования деятельности по реализации инициативы проведения местного референдума и для ведения агитации по вопросам местного референдума обязана создавать фонд для участия в местном референдуме. Представительный орган местного самоуправления, группа депутатов представительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, по инициативе которых был назначен местный референдум, а также политические партии и иные общественные объединения, указанные в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, которые выступили с инициативой проведения местного референдума и (или) намерены принять участие в агитации по вопросам местного референдума, в случае использования ими денежных средств для ведения агитации по вопросам местного референдума также обязаны создавать фонд для участия в местном референдуме. Представительный орган местного самоуправления, группы депутатов представительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования распоряжаются средствами фонда и ведут предусмотренную финансовую отчетность в порядке, установленном настоящим Законом для инициативной группы по проведению местного референдума, указанных ранее политических партий и иных общественных объединений. Право распоряжаться средствами фонда для участия в местном референдуме принадлежит исключительно инициативной группе по проведению местного референдума, соответствующей указанной ранее политической партии или иному общественному объединению, создавшим данный фонд. Инициативной группой, указанной ранее политической партией или иным общественным объединением назначается уполномоченный по финансовым вопросам; решение о назначении данного уполномоченного лица передается в комиссию местного референдума муниципального образования в течение суток со дня его принятия.

Статья 39. Помещение для голосования. 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии местного референдума главой соответствующего муниципального образования, а в случае, если уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то органом местного самоуправления.

Статья 40. Бюллетень для голосования на местном референдуме. 1. Для проведения местного референдума участник местного референдума получает бюллетень для голосования на местном референдуме.

Статья 41. Порядок досрочного голосования. 1. Участник местного референдума, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего постоянного или преимущественного проживания и не сможет прийти в участковую комиссию местного референдума, образованную на участке референдума, на котором он включен в список участников референдума, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении комиссии местного референдума муниципального образования или территориальной комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования), участковой комиссии (за 3 - 1 день до дня голосования).

Статья 42. Порядок голосования в день проведения местного референдума. 1. Голосование на местном референдуме проводится в календарный выходной день. На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов местного времени, если иное не установлено уставом муниципального образования.

Статья 43. Порядок голосования вне помещения для голосования. 1. В тех случаях, когда гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, не может по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение участковой комиссии местного референдума для голосования, участковая комиссия только при наличии устного обращения или письменного заявления (в том числе переданных при содействии других лиц) обеспечивает ему возможность голосования вне помещения для голосования. Комиссия вправе признать причину вызова неуважительной и отказать в проведении голосования вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования.

Статья 44. Протокол участковой комиссии местного референдума об итогах голосования. 1. Участковая комиссия местного референдума составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке местного референдума.

Статья 45. Порядок подсчета голосов участников местного референдума и составления протокола об итогах голосования участковыми комиссиями местного референдума. 1. Сразу после объявления председателя участковой комиссии местного референдума об окончании голосования и завершения голосования участниками местного референдума, присутствующими на избирательном участке, начинается подсчет голосов участников местного референдума.

Статья 46. Порядок обработки итогов голосования территориальными комиссиями местного референдума. 1. На основании первых экземпляров протоколов участковых комиссий местного референдума об итогах голосования после предварительной проверки правильности составления протоколов территориальная комиссия местного референдума путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории не позднее чем через день после поступления протоколов участковых комиссий местного референдума. Данные протоколов участковых комиссий местного референдума суммируются непосредственно членами территориальной комиссии местного референдума с правом решающего голоса.

Статья 47. Установление результатов местного референдума. 1. Комиссия местного референдума муниципального образования на основании первых экземпляров всех протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих комиссий местного референдума, путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через двое суток со дня проведения местного референдума определяет результаты местного референдума.

Статья 48. Опубликование итогов голосования и результатов местного референдума, вступление в силу решения, принятого на местном референдуме. 1. Итоги голосования по каждому участку местного референдума, территории, на которую распространяется деятельность комиссии местного референдума, результаты местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии и непосредственно нижестоящих комиссий местного референдума, предоставляются для ознакомления участникам местного референдума, уполномоченным представителям инициативных групп по проведению местного референдума, политических партий и иных общественных объединений, указанных в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Предоставление указанных данных, осуществляет соответствующая комиссия референдума.

Статья 49. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме. 1. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами и обязательно для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Статья 50. Использование государственной автоматизированной информационной системы. 1. В случае использования при проведении местного референдума государственной автоматизированной информационной системы соответствующая комиссия местного референдума образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы (отдельных ее технических средств).

Статья 51. Хранение документации местного референдума. Комиссия местного референдума муниципального образования после опубликования итогов голосования и результатов местного референдума сдает всю документацию в местный архив на хранение. Постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования, выполнявшая функции комиссии местного референдума этого образования, сдает документацию местного референдума в архив в сроки, установленные законом государства-члена СНГ. Протоколы и сводные таблицы комиссий местного референдума, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в комиссии местного референдума, и принятые по ним решения комиссий местного референдума хранятся не менее 5 лет со дня опубликования итогов голосования и результатов местного референдума. Бюллетени для голосования на местном референдуме, подписные листы с подписями граждан в поддержку инициативы проведения местного референдума, списки участников местного референдума, финансовые отчеты комиссий референдума и финансовые отчеты инициативных групп по проведению референдума, политических партий и иных общественных объединений, принимавших участие в проведении референдума, и иная документация комиссий местного референдума хранятся не менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов местного референдума.

Статья 52. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих права граждан на участие в местном референдуме. 1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных объединений, принимавших участие в проведении референдума, и их должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий местного референдума и их должностных лиц, нарушающие право граждан на участие в местном референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Статья 53. Основания для отмены решения комиссии местного референдума об итогах голосования и результатах местного референдума. 1. В соответствии с подсудностью, установленной законами государства, суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии местного референдума об итогах голосования и результатах местного референдума в случае нарушения правил составления списков участников местного референдума, порядка формирования комиссий местного референдума, нарушения правил ведения агитации и финансирования подготовки и проведения референдума, использования членами инициативных групп по проведению референдума, их доверенными лицами, руководителями политических партий и иных общественных объединений, участвующих в проведении референдума, должностного положения в интересах получения желаемого ответа на вопрос референдума, установления фактов подкупа участников местного референдума этими лицами, политическими партиями и иными общественными объединениями, участвующими в проведении референдума в тех же целях, нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), других нарушений законодательства о местном референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников местного референдума.

Статья 54. Ответственность за нарушение права граждан на участие в местном референдуме. 1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином государства-члена СНГ права на участие в референдуме,

Статья 55. Вступление в силу настоящего Закона. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-6 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также