"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-6 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на четырнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 14-6
от 16 октября 1999 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях. 1. Законодательство об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях конституции и состоит из настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов государства, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов права.

Статья 2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий. 1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

Статья 3. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. 1. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий государственного значения осуществляются правительством и специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Статья 5. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий. Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.

Статья 6. Общие положения. 1. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Статья 7. Задачи государственных природных заповедников. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников. 1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением правительства при условии согласия субъектов права на отнесение его территории к объектам государственной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов права и специально уполномоченного на то государственного органа в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников. 1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Статья 10. Государственные природные биосферные заповедники. 1. Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Статья 11. Особенности правового положения государственных природных заповедников. 1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями, и создаются в форме финансируемого за счет средств государственного бюджета природоохранного учреждения.

Статья 12. Общие положения. 1. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Статья 13. Основные задачи национальных парков. На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Статья 15. Режим особой охраны территорий национальных парков. 1. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

Статья 16. Особенности правового положения национальных парков. 1. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями, и создаются в форме финансируемого за счет средств государственного бюджета природоохранного учреждения.

Статья 17. Организация обслуживания посетителей национальных парков. 1. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом, в ведении которого находятся национальные парки.

Статья 18. Общие положения. 1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов права, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Статья 19. Порядок образования природных парков. 1. Решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов права по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами местного самоуправления.

Статья 20. Особенности правового положения природных парков. 1. Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств бюджета субъекта права природоохранного учреждения.

Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков. 1. На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Статья 22. Общие положения. 1. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Статья 23. Порядок образования государственных природных заказников. 1. Государственные природные заказники общегосударственного значения учреждаются решением правительства на основании представления органов исполнительной власти субъектов права и специально уполномоченного на то государственного органа в области охраны окружающей природной среды.

Статья 24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников. 1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Статья 25. Общие положения. 1. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Статья 26. Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями. 1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы государственного значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями государственного значения правительством по представлению органов государственной власти субъектов права.

Статья 27. Режим особой охраны территорий памятников природы. 1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Статья 28. Общие положения. 1. Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

Статья 29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов. 1. На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Статья 30. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов. 1. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств государственного бюджета, средств бюджетов субъектов права и других не запрещенных законом источников.

Статья 31. Общие положения. 1. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Статья 32. Режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 1. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Статья 33. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков. 1. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.

Статья 34. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков. 1. Работники государственных природных заповедников и национальных парков, являющиеся государственными инспекторами по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с законодательством государства имеют право:

Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения. 1. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами государства, а также нормативными правовыми актами субъектов права.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. 1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территорий, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц - от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В ГОСУДАРСТВЕ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.10.1999 Постановлением 14-9 на 14-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также