РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ"(Принято в г. Минске 04.06.1999)


РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
(Минск, 4 июня 1999 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
утвердить Концепцию сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения конкурентоспособности и качества экспортной продукции (прилагается).
Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждена
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Концепции сотрудничества государств -
участников Содружества Независимых
Государств в области обеспечения
конкурентоспособности и качества
экспортной продукции
от 4 июня 1999 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения конкурентоспособности и качества экспортной продукции (далее - Концепция) представляет собой согласованную совокупность взглядов и подходов государств - участников Содружества к осуществлению общей стратегии взаимодействия при решении проблем качества и конкурентоспособности продукции с учетом рыночной инфраструктуры государств - участников СНГ.
Переход к рыночным отношениям в государствах - участниках Содружества и интенсивное проникновение зарубежных товаров на внутренние рынки выявили одну из негативных тенденций - низкую конкурентоспособность продукции, производимой государствами - участниками Содружества. Наряду с другими политическими, экономическими и социальными факторами это привело к значительному сокращению доли собственной продукции на рынках государств - участников СНГ (в машиностроении более чем на 80%). Такое положение безусловно сказывается на финансово-экономическом положении предприятий государств - участников Содружества и усугубляет кризисные явления в экономике.
Решение проблемы обеспечения качества и конкурентоспособности продукции государств - участников СНГ должно осуществляться на основе скоординированной межгосударственной технико-экономической и финансовой политики, развития и совершенствования международных связей.
Один из элементов такой политики - соблюдение правил обеспечения и подтверждения качества продукции на основе требований международных стандартов. Стоимость машиностроительной продукции, экспортируемой без признаваемого на внешнем рынке сертификата на систему качества предприятия - изготовителя, снижается на 30 - 40% от уровня мировых цен на аналогичную продукцию. В то же время стоимость подготовки и проведения сертификации системы качества фирмой, сертификат которой признается на внешнем рынке, составляет значительную сумму. Следует отметить, что в государствах - участниках СНГ недостаточно отработана методология сертификации продукции, поставляемой на рынок государств - участников Содружества. Следствием этого является наличие технических барьеров при поставках продукции между государствами - участниками СНГ, что приводит к значительному снижению эффективности торговли.
Другими важными элементами сотрудничества государств - участников Содружества в области качества и конкурентоспособности продукции являются:
сближение позиций при проведении политики в области экспорта;
прогнозирование внешних рынков сбыта;
межгосударственные конъюнктурные и маркетинговые исследования;
патентная защита продукции государств - участников СНГ;
программно-целевые методы совместного создания экспорто-ориентированной продукции.
Причинами необходимости такой координации и одновременно предпосылками, способствующими решению указанных задач, являются:
сохраняющаяся взаимозависимость экономик;
общность используемых технологий;
система стандартов (на основе межгосударственных стандартов);
сложившиеся традиции в сфере производства и товарооборота;
развитая система телекоммуникаций и информационного обмена.
С учетом геополитического положения государств - участников Содружества, научно-технического потенциала, политического влияния, исторических традиций, а также экономических реалий, развертывание работ по сотрудничеству в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции предполагается осуществлять разноуровневым и разноскоростным путями на основе двусторонних и многосторонних соглашений.
Важными факторами, обеспечивающими реализацию Концепции, являются принятые государствами - участниками Содружества документы в области научно-технического сотрудничества (Решение Совета глав государств о согласованных мерах по воссозданию и сохранению общего научного пространства в рамках Содружества Независимых Государств от 10 февраля 1995 г., Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 г., Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г., принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ Модельные законы "О стандартизации" и "Об обеспечении единства измерений" и др.), а также активная деятельность Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
Концепция определяет важнейшие направления: повышение эффективности производства, обеспечение качества и конкурентоспособности продукции путем внедрения на предприятиях принципов и методов управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, а также устанавливает основные принципы взаимодействия государств - участников Содружества по системам и процедурам сертификации продукции и систем качества.
2. ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.1. Принципы взаимодействия
Принципы взаимодействия в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции базируются на основополагающих документах Содружества Независимых Государств и должны конкретизироваться с учетом специфики сотрудничества в различных направлениях, в том числе:
добровольность участия в совместных работах по конкретным программам и проектам;
равноправие участников совместной деятельности и взаимовыгодность их сотрудничества;
сохранение суверенных прав государств - участников СНГ на принадлежащие им научно-технологические объекты и интеллектуальную собственность;
соблюдение норм международного права и ранее принятых обязательств;
свобода выбора организационной формы сотрудничества;
сохранение на основе взаимности научных, технологических и других прав партнеров.
2.2. Цели и задачи взаимодействия
Целью Концепции являются согласованные действия государств - участников Содружества по созданию и продвижению на рынок высококачественной и конкурентоспособной продукции. Такое сотрудничество будет способствовать:
увеличению экспорта конкурентоспособной продукции и расширению рынков ее сбыта;
координации деятельности в области устранения технических и технологических барьеров для продукции, экспортируемой в государства - участники СНГ;
гармонизации стандартов и нормативно-правовой базы Содружества в области качества продукции и приведению их в соответствие с общепринятыми международными и региональными нормами, в том числе с международными стандартами и нормами, принятыми в странах ЕС, а также с учетом положений Соглашения, заключенного в рамках Всемирной торговой организации, в части технических барьеров в торговле;
совместным работам в области подтверждения соответствия продукции и систем качества требованиям международных стандартов, а также созданию и взаимному признанию национальных систем аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий.
Основными задачами настоящей Концепции являются:
использование механизмов подтверждения соответствия и сертификации для оценки целесообразности государственной поддержки предприятий - производителей конкурентоспособной продукции и стимулирования на этой основе деятельности по повышению качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, в том числе в кооперации с предприятиями государств - участников Содружества;
внедрение на предприятиях государств - участников СНГ принципов и методов управления качеством на основе международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и QS 9000, являющихся важным условием обеспечения эффективной работы в рыночной экономике;
гармонизация правил (процедур) в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий на основе международных стандартов и обеспечение взаимного признания результатов сертификации продукции и систем качества, а также результатов гигиенической регламентации и регистрации продукции, веществ и материалов.
Реализация целей и задач Концепции вместе с выполнением других национальных и межгосударственных научно-технических и экономических программ обеспечит прирост промышленного производства, оживление экспортно-импортной деятельности и будет способствовать устранению кризисных явлений в экономиках государств - участников Содружества.
2.3. Основные направления взаимодействия
Основными направлениями взаимодействия в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции являются:
выработка и проведение согласованной политики в области аккредитации, подтверждения соответствия и сертификации, создания систем качества, оптимизации использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов при решении проблем качества и конкурентоспособности продукции в целях расширения ее экспорта;
осуществление мер, направленных на повышение доверия к партнерам на основе обеспечения взаимного признания систем аккредитации, систем подтверждения соответствия (сертификации), результатов сертификации и аккредитации;
создание организационных инфраструктур и действенных форм взаимодействия в области обеспечения качества и сертификации продукции;
гармонизация стандартов, санитарных норм и нормативно-правовой базы государств - участников Содружества в области качества продукции с учетом международных стандартов и норм, принятых в странах ЕС, а также с учетом положений Соглашения, заключенного в рамках Всемирной торговой организации, в части технических барьеров в торговле;
совершенствование информационного обеспечения и информационного обмена в области качества продукции, подтверждения ее соответствия требованиям международных стандартов, а также по проблемам внешнего рынка сбыта вне государств - участников СНГ;
содействие в реализации продукции, производимой в государствах - участниках Содружества самостоятельно и в рамках совместных программ, включая организацию системы государственных закупок продукции для государственных нужд (в том числе для нужд обороны);
совместное сотрудничество государственных, научных и общественных организаций государств - участников СНГ, занимающихся проблемами качества, и создание научно-образовательных структур для выполнения совместных научных исследований в области качества (международная академия качества, клуб профессионалов и т.п.);
разработка и согласование перечня приоритетных направлений научных исследований в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции (в том числе в целях осуществления государственной и межгосударственной поддержки указанных исследований);
разработка предложений по межгосударственным и национальным научно-техническим программам (в том числе по линии военно-технического сотрудничества);
активизация сотрудничества межгосударственных и национальных технических комитетов по стандартизации по направлениям техники;
гармонизация требований по метрологическому обеспечению взаимных поставок продукции для государственных нужд между государствами - участниками Содружества;
развитие систем подготовки кадров в области управления качеством, гармонизация учебных программ;
организация и проведение международных конференций, симпозиумов и семинаров по научно-техническим, правовым, экономическим и социальным проблемам качества и конкурентоспособности продукции;
организация периодического издания, освещающего деятельность по обеспечению качества продукции, производимой в государствах - участниках Содружества;
организация и проведение национальных и межгосударственных конкурсов в области качества.
В развитие и с учетом ранее принятых документов необходимо подготовить предложения о создании информационной базы в государствах - участниках Содружества по процедурам аккредитации и сертификации; сертифицированной продукции; органам и испытательным лабораториям; специалистам и экспертам в области сертификации и аккредитации.
Необходима также разработка согласованной нормативной и правовой базы создания и функционирования сертификационных инфраструктур, выработка общей методологии создания и сертификации систем качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании продукции в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и 14000, включая:
требования к системам качества;
международные или национальные требования к органам и экспертам по сертификации систем качества и производств;
процедуры подачи заявок, их рассмотрения и принятия решения о сертификации систем качества и производств;
процедуры проведения оценки систем качества предприятий;
формы и методы защиты сертификатов;
порядок предъявления и обращения сертификатов;
порядок информирования предприятий о сертификатах;
правила и процедуры взаимного признания результатов сертификации систем качества и производств;
процедуры повторной оценки (инспекционного контроля) систем качества предприятий;
научно-техническое обеспечение качества и повышения конкурентоспособности основных видов продукции;
разработку порядка создания и финансирования межнациональной сети сертификационных инфраструктур, в том числе: установление порядка деятельности консалтинговых организаций по системам качества; разработку ценовой политики в области сертификации систем качества и производств и соответствующих консалтинговых услуг; выработку согласованной политики лицензирования продукции.
3. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
3.1. Формирование организационной структуры
сотрудничества и обеспечения координации работ
В целях сотрудничества государственных, общественных и научных организаций (академий, научных центров и др.) государств - участников Содружества, занимающихся проблемами качества продукции, необходимо:
определить (нотифицировать) национальные организации, отвечающие за разработку и реализацию деятельности в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также за координацию отдельных технических направлений сотрудничества;
обеспечить взаимодействие инфраструктур национальных систем обеспечения качества и конкурентоспособности продукции;
содействовать созданию научных и научно-образовательных структур, обеспечивающих выполнение совместных исследований в области качества (международная академия качества, клуб профессионалов и т.п.).
Организационную роль в реализации Концепции выполняет Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств; при этом важнейшим направлением следует считать тесное взаимодействие с Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), Межгосударственным комитетом по научно-технологическому развитию (МК НТР), Межгосударственным координационным советом по научно-технической информации (МКС НТИ), Межгосударственным советом руководителей министерств и ведомств по сотрудничеству в области машиностроения и другими органами Содружества Независимых Государств. Необходимость и важность такого взаимодействия определяется тем, что проблема качества и конкурентоспособности продукции является комплексной проблемой, и ее решение может быть реализовано на системном уровне с учетом:
развития, рационального размещения и эффективного использования производственно-технического потенциала государств - участников Содружества;
использования внегосударственных источников финансирования;
обеспечения конверсии оборонных предприятий;
научно-технического сотрудничества;
решения важнейших социальных задач.
3.2. Нормативно-правовое обеспечение сотрудничества
В целях обеспечения правового регулирования деятельности сертификационных инфраструктур необходимо:
провести анализ национальных нормативно-правовых актов и разработать взаимосогласованные планы и программы совершенствования и гармонизации национального законодательства в области стандартизации, сертификации, подтверждения соответствия, аккредитации, метрологии и смежных видов деятельности;
разработать межгосударственную программу в области обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.
3.3. Финансовое обеспечение сотрудничества
Финансирование программ совместных работ предполагается осуществлять, в основном, за счет внебюджетных фондов, включая средства инновационных фондов и коммерческих банков.
Государственное финансирование мероприятий, предусмотренных Концепцией, может осуществляться с долевым участием по конкретным программам и работам.
* * *
Ближайшей задачей по реализации Концепции должна быть разработка под общим руководством Исполнительного комитета СНГ согласованной государствами - участниками Содружества комплексной Межгосударственной программы работ в области обеспечения качества продукции, развивающей основные положения документов, принятых государствами - участниками СНГ.
Для разработки указанной Программы необходимо образовать рабочую группу из представителей государственных органов управления государств - участников Содружества, работающих в области качества и конкурентоспособности продукции, органов Содружества Независимых Государств (ИК СНГ, МГС, МК НТР, МКС НТИ и др.), а также компетентных специалистов в данной области.

РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАБОТЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СОДРУЖЕСТВА ОТ 2 АПРЕЛЯ 1999 ГОДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ"(Принято в г. Минске 04.06.1999)  »
Международное законодательство »
Читайте также