"ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ХАРТИЯ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с "ПЕРЕЧНЕМ ПРОЕКТОВ ПРИОРИТЕТНЫХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ХАРТИИ")(Принята в г. Минске 04.06.1999)


ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ХАРТИЯ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
(Минск, 4 июня 1999 года)
Государства - участники настоящей Градостроительной хартии в лице правительств (далее - Стороны),
сознавая необходимость перехода к устойчивому развитию населенных пунктов и обустройству территорий, обеспечивающих сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения и экологической реконструкции окружающей среды и природно-ресурсного потенциала государств - участников Содружества Независимых Государств,
будучи убежденными, что основные направления формирования и осуществления политики в сфере градостроительства и архитектуры населенных пунктов и всей совокупности материально - пространственной среды жизнедеятельности продиктованы насущными интересами народов государств Содружества, необходимостью формирования и совершенствования соответствующей нормативно - правовой базы,
принимая во внимание:
Программу действий "Повестка дня на XXI век" (в части устойчивого развития населенных пунктов), принятую на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.);
"Стамбульскую декларацию по населенным пунктам" и "Повестку дня ХАБИТАТ", принятые на Международной конференции ООН по устойчивому развитию населенных пунктов ХАБИТАТ II (г. Стамбул, 1996 г.);
материалы заседаний Комиссии ООН по населенным пунктам (г. Найроби, 1997 г.) и сессий Комитета по населенным пунктам ЕЭК ООН (г. Женева, 1996 и 1997 гг.);
"Руководящие принципы планирования устойчивого развития населенных пунктов ЕЭК ООН" (1996 г.) и обзор Комитета по населенным пунктам ЕЭК ООН "К устойчивому развитию населенных пунктов в регионе ЕЭК" (1996 г.),
руководствуясь документами, подписанными в рамках многостороннего сотрудничества государств - участников СНГ,
приняли настоящую Градостроительную хартию, которая определяет руководящие принципы, цели, основные направления и задачи устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий государств Содружества, а также совместные действия Сторон по реализации Градостроительной хартии.
1. Руководящие принципы устойчивого развития
населенных пунктов и обустройства территорий
Стороны в качестве руководящих признают следующие принципы устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий:
суверенность и демократичность, обеспечивающие право каждого народа на свой путь развития с учетом общих интересов и целей, принятых мировым сообществом;
сбалансированность социального, экономического и экологического развития общества, обеспечивающую стабильность жизнедеятельности человека;
безопасность, определяющую право каждого человека проживать в социально и экологически безопасной для его жизни и здоровья среде обитания;
достаточность, определяющую необходимость перехода общества от избыточного потребления к рациональному использованию природных и других видов ресурсов исходя из минимально достаточного их потребления;
гуманность среды обитания, обеспечивающую развитие национальных и этнических культурных традиций и особенностей в архитектуре и градостроительстве.
2. Цели устойчивого развития населенных пунктов
и обустройства территорий
Стороны в целях улучшения условий жизни нынешнего поколения без ущерба нуждам будущих поколений определили следующие цели устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий:
комплексное развитие и экологическую реконструкцию городских, сельских и других населенных пунктов, урбанизированных и межселенных территорий государств;
улучшение жилищной обеспеченности и условий проживания населения;
совершенствование систем социальной инфраструктуры, включая организацию современных мест отдыха и систем оздоровления населения;
формирование экологически безопасных производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
сохранение и возрождение объектов историко-культурного наследия каждого народа;
совершенствование процессов регулирования землепользованием.
3. Основные направления взаимодействия в обеспечении
устойчивого развития населенных пунктов
и обустройстве территорий
Стороны в качестве основных направлений устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий на современном этапе определили следующие:
создание градостроительными средствами среды обитания, безопасной для жизни и здоровья человека, способствующей его физическому и духовному развитию, адекватной прогрессивным тенденциям социально-экономического и культурного развития государств;
совершенствование систем расселения, осуществляемых с учетом этнических и национальных традиций;
рациональное использование земельных ресурсов в соответствии со стратегией государств - участников Содружества, отражаемой в законодательстве о земле и нормативно-правовых актах о землепользовании;
обеспечение развития городов и прилегающих к ним территорий за счет комплексного и эффективного решения задач совершенствования производственной, социальной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур, оптимизации окружающей среды и проведения экологической реконструкции;
совершенствование пространственной организации населенных пунктов, их архитектурного облика, повышение эстетических качеств застройки, их благоустройства и озеленения;
применение преимущественно "чистых технологий" при внедрении новых технологий устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий;
улучшение жилищной обеспеченности граждан (населения) государств - участников Содружества путем строительства жилья с современным инженерно-техническим оснащением, высокой экологической безопасностью и комфортностью условий проживания;
обеспечение жильем малоимущих и других социально защищаемых групп населения;
реконструкция и модернизация застройки, обеспечивающие соблюдение стандартов жизни населения;
развитие и совершенствование систем социального обслуживания населения;
совершенствование градостроительных и инженерно-технических решений об освоении и застройке горных, пустынных, сейсмоопасных и других территорий со сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями;
обеспечение благоприятных условий труда и быта, развитие сферы услуг в сельских поселениях, совершенствование транспортных и информационных связей этих поселений с городами (центрами) и между собой;
совершенствование и развитие систем всех видов экологически безопасного общественного пассажирского транспорта;
применение энергоэффективных систем инженерно-технического обеспечения населенных пунктов, использование локальных и нетрадиционных экологически чистых и безопасных источников энергии (ветровой, солнечной, геотермальной и др.);
модернизация систем водоснабжения и водоотведения для обеспечения населения достаточным количеством питьевой воды, повышение качества очистки питьевой воды и очистки сточных вод с минимизацией непроизводительных ресурсных потерь;
формирование условий для развития предприятий всех форм собственности, особенно малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест, количественно и качественно адекватных численности и социальному составу населения;
обеспечение развития производственных зон и промышленных комплексов при рациональном использовании имеющихся природных, материальных и людских ресурсов, новейших и наукоемких технологий, экологически безопасных источников энергии;
совершенствование системы сбора, удаления и обезвреживания твердых бытовых и промышленных отходов, включая токсичные и трудноперерабатываемые;
совершенствование и повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов;
сохранение, восстановление и рациональное использование памятников архитектуры, истории и культуры как национального достояния общества, развитие экологического туризма;
сохранение природных ландшафтов и создание систем природоохранных территорий, обеспечение рационального использования природных ресурсов;
совершенствование системы организации отдыха и оздоровления населения с экологической реконструкцией природных комплексов на урбанизированных и межселенных территориях при максимальном использовании природных и восстановленных ландшафтов;
использование градостроительных методов и средств для предупреждения и снижения негативных последствий от аварий, природных и техногенных катастроф на урбанизированных территориях;
совершенствование управления градостроительным развитием крупных и крупнейших городов (городов - метрополий) с окружающими их агломерациями и урбанизированными территориями.
4. Основные задачи перехода к устойчивому развитию
населенных пунктов и обустройству территорий
Стороны на современном этапе перехода к устойчивому развитию населенных пунктов и обустройству территорий основными задачами определили следующие:
4.1. Создание системы национальных и межгосударственных нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование градостроительной деятельности на национальном, региональном и местном уровнях, направленных на:
правовое обеспечение перехода к реализации руководящих принципов устойчивого развития населенных пунктов, формирование системы расселения и обустройства территорий градостроительными средствами;
законодательное регламентирование прав, обязанностей и ответственности органов государственного управления всех уровней и других субъектов градостроительной деятельности;
законодательное закрепление гарантированного государством социального стандарта в градостроительстве;
нормативно-правовое регламентирование использования территорий городских, сельских и других населенных пунктов, а также межселенных территорий;
рациональное использование градостроительных и территориальных ресурсов;
развитие социальной, производственной, транспортной и инженерно-технической инфраструктур;
охрану природных и историко-культурных ценностей.
4.2. Совершенствование системы управления градостроительной деятельностью за счет:
формирования и укрепления системы органов государственного управления архитектурной и градостроительной деятельностью на региональном и местном уровнях;
разграничения полномочий и нормативно-правового закрепления функций и ответственности органов государственного управления на национальном, региональном и местном уровнях;
совершенствования механизма и организационных форм государственного управления градостроительной деятельностью;
усиления роли органов местного самоуправления и роли населения в формировании и проведении градостроительной политики, поддержании благоприятного состояния и экологической реконструкции среды обитания.
4.3. Разработка и реализация программ и проектов по долгосрочному планированию и прогнозированию развития населенных пунктов и обустройству территорий, ориентированных на:
повышение уровня и качества жизни населения за счет совершенствования пространственной организации поселений и территорий; создание экологически безопасных условий проживания населения; сохранение и развитие социально-культурного потенциала общества; охрану природы, рациональное использование материальных и природных ресурсов территорий с учетом дифференциации территорий по условиям развития (ресурсному потенциалу и ограничениям); стабилизацию и расширение демографического потенциала населения; новые модели экологоориентированной пространственной организации городских, сельских, других населенных пунктов и территорий;
межгосударственные, национальные, региональные и зональные программы и планы обустройства территории.
4.4. Создание системы информационного обеспечения градостроительной деятельности, базирующейся на:
использовании современных информационных средств и технологий; формировании банков данных о градостроительной деятельности, градостроительных и территориальных кадастрах;
разработке и функционировании единой (согласованной) системы показателей (индикаторов) городского, жилищного, социального, коммунального, транспортного, территориального развития и экологической безопасности и их мониторинг.
4.5. Совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в области градостроительной деятельности, предусматривающей:
организацию специализированных, в том числе межгосударственных, центров подготовки и переподготовки кадров в области градостроительной деятельности;
разработку межгосударственных стандартов и программ обучения для архитекторов, специалистов по территориальному планированию, экологов и других специалистов градостроительного профиля;
обмен опытом в области методики и форм обучения специалистов;
подготовку и издание методической, справочной и учебной литературы.
5. Совместные действия по реализации
Градостроительной хартии
Стороны поручают национальным органам государственного управления строительством, градостроительной и архитектурной политикой обеспечить реализацию настоящей Градостроительной хартии путем:
организации взаимодействия и консультативной поддержки в создании межгосударственных нормативно-правовых актов в области градостроительства и территориального развития;
создания национальных и межгосударственного информационных банков данных о нормативно-правовых актах и других основополагающих документах о градостроительстве и территориальном развитии государств Содружества;
разработки механизма и инструментов управления устойчивым развитием населенных пунктов и обустройства территорий государств Содружества на основе адаптации признанной международными организациями единой (согласованной) системы показателей (индикаторов);
обеспечения взаимосогласованного планирования развития территорий, охраны окружающей среды и экологической реконструкции в зонах, представляющих межгосударственный интерес, в том числе в составе межгосударственных программ по строительству транспортно - коммуникационных коридоров, обустройству приграничных регионов и другим объектам строительства;
определения градостроительных принципов развития столиц, крупных и крупнейших городов (городов - метрополий) и прилегающих к ним агломераций и урбанизированных территорий;
содействия внедрению современных информационных технологий, средств и совместимых систем градостроительного и территориального мониторинга;
создания системы информационно совместимых градостроительных и территориальных кадастров государств - участников Содружества;
разработки национальных и межгосударственного словарей терминов и понятий по градостроительной деятельности на основе существующих дефиниций;
организации обмена методологическими материалами по разработке генеральных и зональных планов, проектов застройки для разных типов и видов населенных пунктов и обустройству межселенных территорий;
создания в государствах - участниках Содружества системы по обмену опытом в области подготовки и переподготовки специалистов по вопросам градостроительства и территориального развития;
разработки межгосударственных программ и проектов, обеспечивающих реализацию и развитие настоящей Градостроительной хартии (Перечень проектов приоритетных межгосударственных документов прилагается), в согласованные сроки и с учетом заинтересованности Сторон.
6. Заключительные положения
Градостроительная хартия вступает в силу со дня ее подписания Сторонами, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, - со дня сдачи депозитарию уведомления о выполнении таких процедур.
В Градостроительную хартию, с согласия подписавших ее Сторон, могут быть внесены дополнения и изменения, которые являются неотъемлемой частью настоящей Градостроительной хартии и вступают в силу в соответствии с предусмотренной выше процедурой.
Любая Сторона может заявить о своем выходе из состава участников Градостроительной хартии путем письменного уведомления об этом депозитария не позднее чем за 6 месяцев до даты выхода.
Градостроительная хартия открыта для присоединения других государств, разделяющих ее цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.
Совершено в городе Минске 4 июня 1999 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Градостроительную хартию, ее заверенную копию.
(Подписи)



Приложение
к Градостроительной хартии
Содружества Независимых
Государств
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОЕКТОВ ПРИОРИТЕТНЫХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ,
НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ХАРТИИ
1. Концепции устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий государств Содружества.
2. Комплексная научно-техническая программа по приоритетным направлениям градостроительной деятельности государств Содружества.
3. Концепция экологической реконструкции населенных пунктов и территорий государств Содружества в связи с переходом к устойчивому развитию.
4. Концепция градостроительных принципов развития столиц, крупных и крупнейших городов и прилегающих к ним территорий государств Содружества.
5. Соглашение о разработке национальных программ по сбалансированной политике развития сельских поселений, целевом инвестировании и усилении интеграции сельских районов в экономику государств Содружества.
6. Рекомендации о принципах формирования и разработки в государствах Содружества концепций (схем) расселения, освоения и обустройства территорий и перехода к устойчивому развитию населенных пунктов в горных, пустынных, сейсмических и других сложных природно-климатических и инженерно-геологических условиях.
7. Соглашение о разработке и порядке согласования представляющих взаимный интерес программ и проектов по строительству отдельных объектов (комплексов), развитию приграничных территорий (регионов) и зон влияния трансграничных транспортно-коммуникационных коридоров государств Содружества.
8. Конвенция о принципах формирования и взаимодействии национальных информационных систем о градостроительных и территориальных (земельных) кадастрах государств Содружества.
9. Соглашение о координации действий по созданию и об обмене опытом ведения национальных геоинформационных систем мониторинга устойчивого развития населенных пунктов, обустройства территорий и экологической реконструкции в государствах Содружества.
10. Соглашение о создании межгосударственного банка данных о проведении градостроительной политики в государствах Содружества.
11. Концепции жилищной политики в государствах - участниках СНГ.
12. Соглашение о взаимопризнании государствами Содружества групп населения, нуждающихся в обеспечении социальным (муниципальным) жильем.
13. Соглашение об общих принципах проведения операций в жилищной сфере, совершаемых гражданами государств - участников СНГ.
14. Рекомендации по формированию нормативно-правовой базы и механизмам использования внебюджетных источников финансирования для образования рынка жилья.
15. Перечень головных (ведущих) национальных и межгосударственных научно-исследовательских, проектных и учебных организаций в сфере градостроительной деятельности, создания и ведения государственного градостроительного и территориального кадастров в государствах Содружества.
16. Соглашение о системе подготовки и переподготовки в государствах Содружества специалистов органов управления, научных, проектных и педагогических кадров в сфере градостроительной деятельности.

"СОГЛАШЕНИЕ О МАССАХ И ГАБАРИТАХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ ДОРОГАМ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Вместе с "МАКСИМАЛЬНЫМИ РАЗМЕРАМИ И ДРУГИМИ ЛИНЕЙНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ", "МАКСИМАЛЬНЫМИ МАССАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ", "МАКСИМАЛЬНЫМИ ОСЕВЫМИ МАССАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ")(Заключено в г. Минске 04.06.1999)  »
Международное законодательство »
Читайте также