"КОЛЛЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ"(Вместе с "ЗАЯВЛЕНИЕМ ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА ПО ПОВОДУ КОЛЛЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ")(Принята в г. Кельне 03.06.1999 - 04.06.1999)


КОЛЛЕКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ
(Кельн, 3 - 4 июня 1999 года)
Европейский Совет,
опираясь на Договор о Европейском Союзе, в частности на ст. 13 указанного Договора, в порядке выполнения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Европейскими сообществами, входящими в их состав государствами - членами и Российской Федерацией, вступившего в силу 1 декабря 1997 г.,
утвердил настоящую Коллективную стратегию.
В информационный банк включен Договор о Европейском Союзе, подписанный в г. Маастрихте 07.02.1992.Часть I. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕС О ПАРТНЕРСТВЕ С РОССИЕЙ
Стабильная, демократическая, процветающая Россия как неотъемлемая часть объединенной Европы, свободной от новых разделительных линий, - залог прочного мира на континенте. Проблемы всего континента могут быть разрешены только посредством еще более тесного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом. Европейский Союз приветствует возвращение России на принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие европейской цивилизации.
Европейский Союз имеет ясные стратегические цели:
- стабильная, открытая, плюралистическая демократия в России, управляемая принципами правового государства и служащая основой процветающей рыночной экономики на благо как народов России, так и Европейского Союза;
- обеспечение стабильности в Европе, укрепление безопасности в мире и решение проблем, стоящих перед нашим континентом, путем интенсификации сотрудничества с Россией.
Евросоюз сохраняет твердое намерение работать с Россией на федеральном, региональном и местном уровнях по оказанию содействия успешному развитию процесса политической и экономической перестройки России. Европейский Союз и входящие в его состав государства предлагают России свой многогранный опыт формирования современных политических, экономических, социальных и административных структур, полностью сознавая при этом, что основную ответственность за будущее России несет сама Россия.
Исходя из этого, Европейский Совет принимает настоящую Коллективную стратегию в целях укрепления стратегического партнерства между Союзом и Россией на рубеже грядущего нового тысячелетия. Европейский Совет признает, что будущее России является важным элементом в будущем всего континента и представляет стратегический интерес для Европейского Союза. Предложение установить более тесные связи, основанные на общих демократических ценностях, поможет России продемонстрировать свою принадлежность к Европе, откроет новые перспективы перед всеми народами континента. Расширение границ Союза будет способствовать еще большему развитию этих преимуществ и перспектив.
Настоящая Коллективная стратегия содержит как цели, так и средства, которые Союз предполагает использовать ради продвижения вперед по пути такого партнерства. Основой отношений между Евросоюзом и Россией остается при этом Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), ставящее своей целью содействие интеграции России в более широкую сферу сотрудничества в Европе, а также обеспечение необходимых условий для создания в будущем зоны свободной торговли между Европейским Сообществом и Россией. Со своей стороны Европейский Союз и входящие в его состав государства намерены усилить координирование, согласованность и взаимодополняемость всех сторон их политики по отношению к России. Европейский Союз, Сообщество и входящие в его состав государства намерены также сотрудничать с региональными и другими организациями и внутри них, а также с разделяющими их подход партнерами в интересах достижения целей, сформулированных в настоящей Коллективной стратегии. Позиции государств - членов ЕС на любых важных форумах будут полностью соответствовать этой Коллективной стратегии. Европейский Совет приглашает Россию к сотрудничеству с Евросоюзом на основе настоящей Коллективной стратегии на благо обеих Сторон.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
Европейский Совет определил следующие основные цели:
1. Укрепление демократии, принципа правового государства
и государственных учреждений в России
Обеспечение эффективности и гласности работы государственных учреждений является одной из предпосылок укрепления приверженности и доверия демократическим принципам и осуществления принципа правового государства. Оно служит необходимым фундаментом экономического и социального развития. Сложившаяся в России ситуация требует применения соответствующих механизмов и средств, способных повысить эффективность работы этих учреждений и степень их ответственности.
Европейский Союз стремится оказать России поддержку в деле укрепления ее государственных учреждений, особенно исполнительных, законодательных, судебных органов и полиции, в соответствии с демократическими принципами. Другая сторона рассматриваемой цели - институты, необходимые для функционирования экономики. Европейский Союз уделит особое внимание региональным и местным администрациям в пределах их компетенции. Отношения между центральными, региональными и местными органами власти будут играть важную роль в будущем Российской Федерации.
Формирование гражданского общества во всех сферах - непременная предпосылка укрепления демократии в России. Европейский Союз желает оказать содействие этому процессу, особенно посредством развития прямых обменов между гражданскими общественными деятелями России и Евросоюза.
2. Интеграция России в общеевропейское экономическое
и социальное пространство
Евросоюз и Россия обоюдно заинтересованы в создании предпосылок в России для ее интеграции в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Союз уже сейчас является главным торговым партнером России, а Россия, в свою очередь, обеспечивает значительную часть потребности Союза в энергоносителях. Европейскими предприятиями осуществлены в России немалые инвестиции.
Прежде всего необходимо создание функционирующей рыночной экономики. Нынешний кризис в России демонстрирует необходимость сосредоточения всех сил на достижении этой цели. Основные усилия при этом, разумеется, должны быть предприняты Россией в рамках широкой, заслуживающей поддержки экономической программы, одобренной МВФ. Эта программа, в частности, должна быть нацелена на решение проблем структурной перестройки предприятий, системы государственных финансов, банковской системы и стратегии развития предприятий в кризисных ситуациях ("Corporate Governance"). Европейский Союз готов оказать содействие в решении этих проблем.
По мнению Европейского Союза, осуществление принципа правового государства является одной из предпосылок развития рыночной экономики, сулящей новые возможности и преимущества для всех граждан России. Прогресс и будущее процветание России зависят прежде всего и главным образом от убедительной внутренней политики и управления экономикой, важнейшим условием которой является создание справедливых, "прозрачных" законодательных и правовых норм, а также необходимых для этого институтов. Ключевую роль в этом процессе сыграет привлечение внутренних и иностранных инвестиций, существенным толчком к которому послужило бы обеспечение доступа России к международным финансовым рынкам. В связи с этим Евросоюз поддержит Россию в деле разработки и принятия соответствующей экономической политики в целях укрепления доверия, необходимого для расширения масштабов внутренних и иностранных инвестиций и удовлетворения требований международных кредиторов.
Европейский Союз исполнен решимости добиться интеграции России в европейскую и мировую экономики. Поэтому он будет оказывать содействие усилиям России по удовлетворению критериям для приема в члены ВТО. В дополнение к приему в члены ВТО Евросоюз также изучит вопрос создания необходимых условий для создания в будущем между ЕС и Россией зоны свободной торговли. Постепенное сближение в соответствии с СПС законодательств и стандартов России и Европейского Союза облегчит создание единого экономического пространства.
Наконец, утверждение рыночной экономики потребует учета социальных проблем переходного периода, нужд российских граждан, особенно наиболее незащищенных категорий населения. Евросоюз готов предоставить свои знания в распоряжение России и активизировать обмены в этой области.
3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности
и безопасности в Европе и за ее пределами
Россия и Евросоюз стратегически заинтересованы и несут особую ответственность в деле поддержания стабильности и безопасности в Европе и в других частях мира.
Евросоюз рассматривает Россию в качестве важного партнера для достижения этой цели и полон решимости сотрудничать с ней. Он предлагает развитие стратегического партнерства в рамках системы постоянного политического диалога и диалога по проблемам безопасности с целью сближения интересов и поиска совместных ответов на проблемы безопасности на Европейском континенте. Такой диалог будет способствовать укреплению единства взглядов в работе всех важнейших форумов с участием России и государств - членов ЕС, особенно ООН и ОБСЕ.
4. Общие проблемы Европейского континента
Географическая близость, углубление отношений и развитие обменов между Евросоюзом и Россией приводят к росту их взаимозависимости во многих областях. Только поиск общих ответов позволит найти решения проблем, все чаще приобретающих общий характер для обеих Сторон.
Евросоюз и Россия имеют общую заинтересованность в развитии энергетической политики в направлении совершенствования эксплуатации и управления ресурсами, повышения безопасности энергоресурсов в России и Европе.
Важнейшая проблема - ядерная безопасность. Союз готов в дальнейшем предоставить свои знания в распоряжение России и содействовать в этой области.
Окружающая среда - общее достояние народов России и Европейского Союза. Рациональное использование природных ресурсов, решение проблем удаления ядерных отходов, борьба с загрязнением, особенно трансграничным, атмосферы и водоемов - таковы приоритеты в этой области.
Россия и Евросоюз обоюдно заинтересованы в наращивании сотрудничества в борьбе с такими общими бедами, как организованная преступность, отмывание денег, незаконная торговля людьми и наркотиками. Предметом основной заботы остается и борьба с нелегальной иммиграцией. Союз предлагает активизировать сотрудничество в этих областях посредством создания необходимых инструментов и форм взаимодействия между компетентными органами и развития обменов специалистами. Он готов также предложить свои знания, особенно в вопросах развития законодательства и создания компетентных учреждений.
Региональное сотрудничество, особенно в рамках существующих региональных организаций, служит полезной основой для налаживания практической кооперации, позволяющей находить конкретные решения этих проблем на местах.
ИНСТРУМЕНТЫ И СРЕДСТВА
1. Общие положения
Коллективная стратегия будет проводиться в жизнь в соответствии с действующими процедурами существующих договоров. Европейский Совет обращается в Совет министров и Комиссию ЕС в соответствии с компетенциями, определенными в ст. 3 и 13 Договора о Европейском Союзе, для обеспечения единства, последовательности и эффективности действий Союза по реализации настоящей Коллективной стратегии.
Европейский Союз будет работать над достижением целей настоящей Коллективной стратегии посредством соответствующего использования всех необходимых инструментов и средств, имеющихся в распоряжении Евросоюза, Сообщества и государств - членов ЕС.
В функции Генерального секретаря Совета министров, Верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности входит оказание Совету министров содействия в осуществлении настоящей Коллективной стратегии в рамках возложенных на них договорами обязательств. В соответствии со ст. 18 и 27 Договора о Европейском Союзе к этой работе полностью подключится и Комиссия ЕС.
2. Совет министров, Комиссия ЕС и государства - члены ЕС
Европейский Совет поручает Совету министров, Комиссии ЕС и государствам - членам ЕС
- проверить, с учетом их компетенции и возможностей, проводимые работы, существующие программы, инструменты и политики с целью обеспечения их согласованности с Коллективной стратегией; а при установлении несоответствий - внести необходимые поправки к ближайшему сроку следующей проверки.
- полным и надлежащим образом использовать имеющиеся инструменты и средства, в частности СПС, все соответствующие инструменты ЕС и входящих в его состав государств и программы этих государств, а также создать и актуализировать с этой целью указательный перечень ресурсов Союза, Сообщества и государств - членов ЕС для проведения в жизнь настоящей Коллективной стратегии.
3. Координация
Государства - члены ЕС предпримут дополнительные усилия по координации своих действий по отношению к России, включая проводимые в рамках региональных и международных организаций, таких, как Совет Европы, ООН, ОБСЕ и международных финансовых институтов, включая координацию деятельности с Сообществом в рамках его компетенции.
Вместе с тем, координация между государствами - членами и Комиссией ЕС должна носить тесный характер и включать регулярные консультации с их соответствующими представителями в России.
Совет министров, Комиссия ЕС и государства - члены ЕС будут стремиться в своей работе к повышению эффективности сотрудничества с региональными и международными организациями, к привлечению других аналогично настроенных стран к достижению целей Коллективной стратегии.
Европейский Союз будет обращаться к странам - кандидатам с предложениями об их присоединении к работам в рамках Коллективной стратегии.
4. Реализация и проверка
Европейский Совет поручает Совету министров
- обеспечить, чтобы каждый новый Председательствующий представил Совету, в рамках его общей программы, план работ по реализации настоящей Коллективной стратегии, вытекающий из сфер действий, перечисленных в части II , и с учетом конкретных инициатив, указанных в части III ;
- анализировать и давать оценку действий Союза в рамках данной Стратегии и представлять Европейскому Совету не реже одного раза в год отчет о прогрессе в достижении ее целей;
- анализировать положение в России и активность России в деле осуществления настоящей Стратегии, включая предоставление периодических отчетов главами миссий, а также формулировать оценку в их докладе Европейскому Совету;
- по мере необходимости представлять рекомендации Европейскому Совету по внесению изменений в части II и III настоящей Стратегии.
Комиссия ЕС будет содействовать в рамках своих компетенций осуществлению вышеперечисленных функций.
5. Сотрудничество с Россией
Европейский Союз и государства - члены ЕС будут тесно взаимодействовать с Россией в деле претворения в жизнь настоящей Коллективной Стратегии, прежде всего, на базе СПС и его институтов.
6. Особые инициативы
Евросоюз проявит также ряд особых инициатив, определенных в части III настоящей Коллективной стратегии и вытекающих из основных сфер сотрудничества, перечисленных в части II . При необходимости эти инициативы будут приводиться в соответствие, а не препятствовать возможным новым инициативам в ходе осуществления настоящей стратегии. Совет министров, Комиссия ЕС и государства - члены ЕС будут, исходя из их компетенции и возможностей, оказывать поддержку этим инициативам и активно стремиться к достижению их целей.
Часть II. СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Претворяя в жизнь настоящую Коллективную стратегию, Европейский Союз сосредоточит усилия на следующих сферах деятельности:
1. Укрепление демократии, принципов правового государства
и государственных учреждений в России
В целях развития демократии, установления государственных учреждений и установления принципов правового государства в России как предпосылок развития рыночной экономики Евросоюз предпримет следующие усилия:
а) Укрепление принципов правового государства и государственных учреждений
- посредством стимулирования и оказания поддержки проведению необходимых институциональных реформ в направлении создания современного, эффективного управления в системе исполнительной, законодательной власти и судебной системе России на федеральном, региональном и местном уровнях; в частности, посредством наращивания потенциала независимых судебных, государственных административных и подотчетных правоприменяющих структур с помощью содействия контактам между судебными и правоприменяющими органами государств - членов ЕС и России;
- посредством разработки программ подготовки молодых политиков и государственных служащих;
- посредством изучения, в ответ на запрос со стороны России, возможностей для оказания ЕС, в сотрудничестве с международными организациями, например ОБСЕ, содействия в эффективном проведении в 1999 и 2000 гг. свободных и честных президентских выборов и выборов в Государственную Думу;
- посредством оказания поддержки усилиям России в деле выполнения ее международных обязательств в области прав человека, в т.ч. в рамках Совета Европы, ООН и ОБСЕ, и поощрения касающихся России совместных действий ЕС и Совета Европы в области правового государства и прав человека; оказания содействия в вопросах защиты прав человека, включая права женщин, детей и меньшинств, и продвижения программ, направленных на отмену смертной казни.
б) Укрепление гражданского общества
- посредством активизации контактов между политическими деятелями России и ЕС на федеральном, региональном и местном уровнях, включая коллективные органы всех уровней;
- посредством развития все более тесных обменов между Россией и ЕС в области культуры и образования, углубления контактов между обществами на основе продолжения давних традиций участия России в формировании европейской цивилизации, в частности, на основе пересмотра и, при необходимости, активизации программ предоставления стипендий и студенческих обменов;
- посредством оказания поддержки независимым неправительственным организациям;
- посредством сотрудничества с Россией в деле активизации помощи беженцам и лицам, переселенным в пределах России в принудительном порядке;
- посредством содействия осуществлению принципа свободы средств массовой информации;
- посредством помощи в обеспечении равных шансов для мужчин и женщин.
2. Интеграция России в общеевропейское экономическое
и социальное пространство
ЕС намерен:
а) Укрепить процесс экономических реформ в России
- посредством усиления роли консультаций по вопросам экономической политики, в т.ч. в форме политических диалогов на высоком уровне по проблемам развития рыночной экономики с учетом переходных проблем, вытекающих из необходимых структурных преобразований;
- посредством предпринятия уполномоченными органами дополнительных усилий по координации политики ЕС в рамках международных финансовых институтов;
- посредством оказания поддержки в обеспечении и внедрении в России гласных, стабильных общих законодательных и правовых норм, направленных на стимулирование экономической активности, увеличение отечественных и иностранных инвестиций;
- посредством содействия созданию необходимых законодательных и институциональных основ с целью проведения солидной финансово-бюджетной политики (налогов, бухгалтерии, контроля за расходами);
- а также посредством содействия проведению убедительной реформы банковской системы на справедливых условиях для иностранных банков с эффективной координацией действий доноров при полноценном участии ЕС;
- посредством поощрения продолжения курса на проведение структурных, экономических и административных реформ, включая дальнейшую приватизацию, структурную перестройку предприятий и развитие российского малого и среднего бизнеса;
- посредством оказания промышленности, сельскому хозяйству и энергетике России помощи в повышении конкурентоспособности;
- посредством оказания помощи в закладке основ эффективной земельной реформы в России, допускающей введение частной собственности, оказания технической помощи в рамках содействия этому процессу (например, путем внедрения функционирующего Земельного кадастра).
б) Содействие интеграции России в более крупномасштабное экономическое сотрудничество в Европе
- посредством содействия все большему сближению в области законодательства, прежде всего, таможенного, а также стандартов и сертификации, конкурентной политики и охраны окружающей среды;
- посредством поощрения дальнейшей интеграции России в систему многосторонней торговли и содействия усилиям России по удовлетворению критериям для вступления в ВТО, включая законодательную и институциональную реформы;
- посредством изучения, в дополнение к вступлению в ВТО, возможностей обеспечения необходимых условий для создания в будущем зоны свободной торговли между ЕС и Россией;
- посредством поощрения России в деле устранения препятствий торговле и инвестициям, в частности в упрощении пограничных формальностей и повышении пропускной способности пограничных пунктов, а также изучения, в соответствии с правилами и процедурами ЕС, российских интересов в отношении доступа к рынку ЕС;
- посредством более конкретного изучения масштабов сотрудничества в областях, в которых Россия пользуется общепризнанным умением (например, в науке, авиации, космических исследованиях, энергетике);
- посредством содействия налаживанию партнерства, нацеленного на усиление развития сферы культуры в России, в т.ч. в области менеджмента искусств;
- посредством улучшения координации и, если необходимо, расширения существующих европейских программ подготовки российских менеджеров и предпринимателей.
в) Закладка основ социальной рыночной экономики
- посредством поощрения социального диалога на базе содействия в создании современных профсоюзов и организаций работодателей;
- посредством формирования более широкой приверженности основным стандартам МОТ в сфере труда;
- посредством обеспечения социальной защиты всех граждан России, особенно незащищенных групп, оказанием технического содействия проведению административных реформ сферы социального обеспечения России и системы здравоохранения.
3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности
и безопасности в Европе и за ее пределами
ЕС стремится к углублению и расширению сотрудничества с Россией, определяя общие подходы к решению проблем безопасности в Европе и за ее пределами на основе:
а) активизации политического диалога
- посредством поиска путей усиления преемственности существующего политического диалога, придания ему большей оперативности, в т.ч. за счет важной роли, которую призван сыграть в нем Генеральный секретарь Совета, Верховный представитель по внешней политике и безопасности;
- посредством взаимодействия с Россией в разработке совместных инициатив в области внешней политики, направленных на достижение общих внешнеполитических целей.
б) занятия Россией прочного места в системе европейской безопасности
- посредством дальнейшего развития сотрудничества с Россией в системе новой архитектуры европейской безопасности в рамках ОБСЕ, особенно в преддверии конференции на высшем уровне в Стамбуле;
- посредством продолжения сотрудничества с Россией в разработке вопросов Хартии европейской безопасности;
Хартия европейской безопасности принята в г. Стамбуле 19.11.1999. - посредством рассмотрения вопроса о содействии участию России в случаях, когда ЕС использует механизм ЗЕС, для выполнения миссий, входящих в рамки мероприятий, сформулированных на Петерсбергской конференции.
в) превентивной дипломатии
- в форме активизации участия России в сотрудничестве, направленном на предотвращение кризисов, урегулирование кризисов и разрешение конфликтов, в т.ч. в рамках ОБСЕ и ООН;
- посредством содействия контролю над вооружениями, разоружению и реализации существующих соглашений, усилению контроля за экспортом, сокращению распространения оружия массового уничтожения, поддержки ядерного разоружения и уничтожения химического оружия.
4. Общие задачи Европейского континента
Европейский Союз намерен, в частности, осуществлять сотрудничество с Россией в области:
а) энергетики и безопасности ядерных реакторов
- посредством поддержки принятия Россией обязательств по проведению реформ в области энергетики, включая проблемы безопасности ядерных реакторов и охраны окружающей среды; например, путем совместной работы по повышению эффективности энергетики и оказания технической помощи в области энергосбережения в России; посредством повышения безопасности российских АЭС и сотрудничества по вопросам ядерных отходов и отработанного ядерного топлива на северо-западе России;
- посредством побуждения России к принятию обязательств в области безопасности ядерных реакторов в рамках Конвенции по ядерной безопасности на базе Соглашения об обеспечении ядерной безопасности и в рамках международных инициатив, а также через оказание России содействия в укреплении федерального надзора России по ядерной и радиоактивной безопасности (Госатомнадзора);
- посредством ускорения ратификации Россией Договора об энергетической хартии и продолжения консультаций по созданию Многосторонней транзитной системы, которая позволит активизировать сотрудничество между Россией и ее соседями по вопросам доступа к российской системе трубопроводов.
б) экологии и здравоохранения
- посредством поощрения и оказания поддержки в деле безопасного хранения ядерных и химических отходов и организации безопасной утилизации отработанного ядерного топлива, особенно на северо-западе России;
- посредством оказания содействия в придании экономическим реформам большей экологической направленности и помощи в создании эффективной системы надзора и обеспечения соответствия требованиям многосторонних экологических соглашений, а также поддержки усилий России по повышению действенности национального экологического законодательства;
- посредством совместной работы с Россией, особенно в районах, сопредельных с расширяющимся Евросоюзом, над решением проблем сокращения загрязнений водоемов и атмосферы и по усилению мер по защите окружающей среды, а также благодаря сотрудничеству в деле стимулирования рационального использования природных ресурсов, прежде всего, в рамках различных форумов по проблемам регионального сотрудничества;
- посредством взаимодействия с Россией в целях улучшения профилактики инфекционных заболеваний, включая оказание содействия в осуществлении программ вакцинации;
- посредством сотрудничества и в области усиления фитосанитарного контроля.
в) борьбы с организованной преступностью, отмыванием денег, незаконной торговлей людьми и наркотиками; сотрудничества в судебной области
- посредством усиления принципов правового государства и оказания помощи в укреплении правопорядка, включая побуждение России к подписанию, ратификации и применению важнейших соглашений, особенно в области правового сотрудничества в гражданских и уголовных делах;
- посредством продолжения, на основе существующих общих позиций, соответствующего диалога с Россией на проходящих в Вене переговорах по вопросу заключения Конвенции ООН по борьбе с трансграничной организованной преступностью;
- посредством расширения сотрудничества и обмена специалистами между государствами - членами ЕС и Россией по вопросам борьбы с организованной преступностью, включая проблемы лечения и реабилитации наркоманов, а также профилактику наркомании. Осуществление этих целей планируется в сотрудничестве с Европейским центром мониторинга проблем наркотиков и наркомании;
- посредством организации семинаров по способам и методам отмывания денег;
- посредством расширения сотрудничества Европола с компетентными российскими органами, аналогично уже существующему на базе Соглашения по Европолу, с целью улучшения борьбы с нелегальной торговлей людьми и наркотиками, а также с незаконной переправкой через границу иммигрантов;
- посредством интенсификации сотрудничества между связными государств - членов ЕС в Москве в рамках соответствующих национальных законов;
- посредством разработки механизмов сотрудничества в борьбе с транснациональным наркобизнесом и вовлечения России в процесс согласования деятельности в рамках Дублинской группы;
- посредством организации информационных кампаний в сотрудничестве с российскими организациями с целью предупреждения торговли людьми;
- посредством улучшения сотрудничества в области обратного приема своих граждан, лиц без гражданства и граждан третьих стран, включая заключение соглашения по вопросам обратного приема; посредством борьбы с нелегальной миграцией, в т.ч. посредством продолжения организации базовых и расширенных учебных курсов для сотрудников пограничных и миграционных органов;
- посредством интенсификации диалога с Россией по вопросам приведения российской визовой политики в соответствие с политикой Евросоюза благодаря введению визовых требований, соответствующих стандартам ЕС, и заграндокументов, обеспеченных достаточно эффективной защитой от подделки;
- посредством взаимодействия с Россией, направленного на введение Россией санкций в отношении перевозчиков, обеспечивающих трансграничную перевозку пассажиров, не имеющих надлежащим образом оформленных документов, а также наказаний в борьбе с нелегальной переправкой иммигрантов через границу.
г) налаживания регионального и трансграничного сотрудничества и инфраструктуры
- посредством более эффективного взаимодействия с Россией на различных форумах по проблемам регионального сотрудничества (в Совете стран Балтийского моря, Совете по экономическому сотрудничеству в районе Черного моря, Евро-арктическом совете по проблемам Баренцева моря) и активизации трансграничного сотрудничества с соседними российскими регионами (включая Калининградскую обл.), особенно с учетом предстоящего расширения ЕС и включения в рамки Северного Измерения;
- посредством активизации сотрудничества и технической помощи в области пограничного и таможенного контроля;
- посредством изучения масштабов работ по подключению российской транспортной сети (железных и автомобильных дорог) к трансъевропейским магистралям и поиска взаимоприемлемых путей решения транспортных проблем.
Часть III. КОНКРЕТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Изложенные ниже конкретные инициативы будут проводиться в жизнь без ущерба для возможных новых инициатив:
Политический диалог и диалог по проблемам безопасности
Евросоюз изучит пути придания существующему политическому диалогу большей стабильности, гибкости и предметности, как это определено в СПС, повышения его оперативности и эффективности:
- Совет министров изучит возможность создания постоянно действующего механизма для ведения политического диалога и диалога по проблемам безопасности между ЕС и Россией с приданием в нем важной роли Генеральному секретарю Совета министров, Верховному представителю по внешней политике и безопасности. Одной из целей явится взаимодействие с Россией в вопросах разработки совместных внешнеполитических инициатив в отношении определенных третьих стран и регионов, предупреждения конфликтов и урегулирования кризисов, особенно в районах, соседствующих с Россией, на Балканах и на Среднем Востоке;
- Совет министров рассмотрит вопрос создания механизма консультаций с Россией, в дополнение к существующим переговорам тройки на уровне экспертов, возможно, с привлечением третьих стран, по проблемам нераспространения, а также интенсификации усилий, в т.ч. путем улучшения координации / активизации совместных действий с третьими странами по оказанию содействия России в деле уничтожения запасов химического оружия;
- вместе с тем, Совет министров изучит возможности для совместных действий и выработки общих позиций в отношении безопасного обращения с биологическими и химическими материалами, а также с находящимися под контролем МАГАТЭ расщепляющимися материалами в России, не рассматривающимися более необходимыми для оборонных целей, особенно на базе международных соглашений. Особое внимание уделяется Международному научно-технологическому центру в Москве.
К работе по этим проблемам предполагается приступить в конце 1999 г.
Диалог по экономическим вопросам
Макроэкономическая ситуация в России, опыт строительства объединенной Европы, введение общеевропейской валюты евро и процесс расширения Евросоюза усиливают важность проведения особых консультаций между ЕС и Россией по экономическим вопросам.
Евросоюз намерен рассмотреть вопрос введения особого диалога между ЕС и Россией на высоком уровне с целью оказания поддержки Российскому Правительству в деле разработки мер по обеспечению неуклонного экономического восстановления на базе всеобъемлющей экономической программы, одобренной МВФ и направленной на формирование функционирующей рыночной экономики. Евросоюз рассмотрит также возможность оказания Российскому Правительству высококвалифицированной консультативной помощи по вопросам экономической политики посредством подключения к этой работе видных специалистов ЕС.
Государства - члены ЕС усилят, по мере необходимости, координацию их действий в рамках соответствующих международных организаций и форумов.
Предполагается, что совместный доклад председателя Совета / Комиссии ЕС по этим предложениям будет подготовлен уполномоченными органами к концу 1999 г.
Торговля и инвестиции
С учетом начала нового раунда многосторонних переговоров в рамках ВТО и внесенных Сообществом предложений о возможных путях продолжения Россией переговоров о вступлении в эту организацию, Сообщество вновь подтверждает свою готовность к оказанию и, если понадобится, усилению оказываемой им поддержки усилиям России по выполнению требований для скорейшего вступления в ВТО.
Вместе с тем, Комиссия ЕС изучит пути к углублению диалога с Россией по проблемам инвестиций в рамках СПС с целью улучшения условий для развития торговли и инвестиций в России, облегчения двухсторонней торговли и инвестиций и к концу 1999 г. представит в Совет соответствующий отчет.
Борьба с организованной преступностью
Европейский Союз и Россия существенно заинтересованы в налаживании стабильного, эффективного сотрудничества в области правосудия и внутренних дел, не в последнюю очередь, как средства повышения уважения к правам человека и к принципам правового государства. Поэтому борьбе с организованной преступностью отдается явный приоритет.
Исходя из этого, Европейский Союз предлагает наметить план, нацеленный на взаимодействие с Россией в борьбе с организованной преступностью, включая действия по борьбе с коррупцией, отмыванием денег, торговлей наркотиками, людьми и нелегальной иммиграцией. В частности, Евросоюз предлагает включить в этот план следующие комплексы вопросов:
- оказание помощи в подготовке работников судебных и правоприменяющих органов, в частности в изучении техники ведения следствий и мер пресечения;
- создание необходимых законодательных, институциональных и судебных предпосылок для эффективного преследования организованной преступности, особенно в сфере отмывания денег, подпольной хозяйственной деятельности и торговли людьми;
- разработка эффективных механизмов сотрудничества по борьбе с трансграничным наркобизнесом;
- развитие сотрудничества между Европолом и компетентными российскими органами в соответствии с положениями Соглашения по Европолу.
Обсуждение этих вопросов с Россией в рамках СПС и ведущегося диалога между компетентными российскими органами и находящимися в Москве связными государств - членов ЕС по связи с Россией позволит более точно проанализировать требования России в этой области. Важное значение в этом плане придается и намеченной на декабрь 1999 г. Конференции представителей ЕС и России по проблемам организованной преступности. Отчет о ее работе будет направлен в Совет в первой половине 2000 г.
Программы развития породнений
Осуществление двойственной цели укрепления российских государственных учреждений и более тесного сближения наших гражданских обществ требует наращивания динамики обменов между Россией и государствами ЕС на всех уровнях.
В связи с этим Евросоюз намерен разрабатывать с Россией программы породнений
- с целью укрепления учреждений: на уровне региональных и местных администраций;
- с целью более тесного сближения гражданских обществ: между профессиональными объединениями, профсоюзами, университетами, неправительственными организациями, СМИ. Комиссия ЕС изучит возможность использования в этом направлении программ Сообщества (ТАСИС, ТЕМПУС и ДЕМОКРАТИЯ).
Предполагается также использование двухсторонних инструментов государств - членов ЕС. Государства - члены ЕС и Комиссия ЕС намерены координировать свои программы; в этой связи они могут использовать программу Евросоюза для формирования российских кадров.
На основе инвентаря существующих инструментов (подлежащего проведению Комиссией ЕС во взаимодействии с Генеральным Секретариатом Совета ЕС) и ознакомительной поездки в Россию Комиссия ЕС представит в Совет к концу 1999 г. доклад о ее результатах, а после этого представит на рассмотрение предложения по осуществлению соответствующих мероприятий.
Программы обмена студентами и молодыми учеными
Евросоюз изучит возможность разработки программ ЕС в области обменов студентами как неотъемлемого элемента их курса обучения, а также молодыми учеными, работающими по контракту в Международном научно-технологическом центре. Эта работа, в частности, включает:
- привлечь Комиссию ЕС к составлению перечня существующих программ ЕС и государств - членов ЕС;
- привлечь Комиссию к подготовке в первой половине 2000 г. доклада о путях усиления взаимодополняемости существующих в этой области европейских программ и о возможностях и условиях разработки Сообществом расширенной программы обменов.
Создание жизнеспособной системы здравоохранения и социального обеспечения
Государства - члены ЕС и Комиссия ЕС пересмотрят свои программы, направленные в целом на поощрение усилий России по созданию жизнеспособной системы благосостояния и социальной защиты, особенно на содействие реформе государственной системы здравоохранения в России, намерены улучшить координацию, повысить эффективность и взаимосвязанность таких программ и ожидают представления соответствующего доклада Комиссии ЕС к июню 2000 г.
Трансграничное и региональное сотрудничество
Евросоюз будет содействовать активизации трансграничного и регионального сотрудничества и подготовит каталог существующих в ЕС и государствах - членах ЕС инструментов и мер, направленных на усиленное осуществление программ ЕС в российских регионах, представляющих особый интерес для ЕС. В этом контексте Совет министров и Комиссия ЕС повысят интенсивность подготовки к намеченной на ноябрь 1999 г. в Хельсинки Конференции по Северному Измерению ЕС.
Часть IV. СРОК ДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИИ
Настоящая Коллективная стратегия вступает в силу с даты ее опубликования и первоначально рассчитана на четыре года. Срок ее действия может быть продлен, пересмотрен и, при необходимости, адаптирован решением Европейского Совета по представлению Совета.
ПУБЛИКАЦИЯ
Текст Коллективной стратегии публикуется в Официальном журнале.
Совершено в г. Кельн, 4 июня 1999 г.
За Совет министров ЕС
Президент
Gerhard SCHREDER



ЗАЯВЛЕНИЕ
ЕВРОПЕЙСКОГО СОВЕТА ПО ПОВОДУ
КОЛЛЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ
Решения Совета по вопросам осуществления совместных действий, выработки общих позиций и по любым другим вопросам в рамках Коллективной стратегии, относящимся к сфере действия раздела V Договора о Европейском Союзе (Совместная внешняя политика и политика в области безопасности), принимаются квалифицированным большинством.
Решения по действиям, не входящим в сферу действия раздела V Договора о Европейском Союзе, продолжают считаться принятыми согласно соответствующим процедурам принятия решений, установленным в соответствующих положениях договоров ЕС, включая Договор о создании Европейского Сообщества и раздел VI Договора о Европейском Союзе.
В информационный банк включен Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25.03.1957 с изм. и доп. на февраль 1986 г.

"ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТОРОВ СВЯЗИ ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ ТЕЛЕГРАФНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ СТРАНАМИ СНГ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ"(Вместе с "ФОРМОЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В "СПИСОК МАРШРУТНЫХ ИНДЕКСОВ ТЕЛЕГРАФНОЙ СЕТИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ...")(Утвержден 03.06.1999 Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи)  »
Международное законодательство »
Читайте также