"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-8 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на тринадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 13-8
от 3 апреля 1999 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Цели и сфера применения Модельного закона
1. Настоящий Модельный закон является правовой основой регулирования, координации политики и практической деятельности в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники), осуществляемой в своих странах.
2. Модельный закон направлен на сближение национальных систем образования государств-участников и предусматривает:
- поддержку и развитие интеграционных процессов в сфере образования;
- согласование подходов к государственным образовательным стандартам общего среднего и профессионального образования;
- правовое и организационное обеспечение взаимного признания периодов обучения, документов, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений различного уровня образования, ученых степеней и званий государств-участников;
- расширение мобильности студентов, преподавателей, стажеров, аспирантов и докторантов, научных работников и специалистов в рамках единого образовательного пространства;
- расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования;
- разработку согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества образования, тенденций его развития в государствах-участниках.
3. Государства-участники, входящие в общее образовательное пространство, принимают необходимые организационные и законодательные меры для обеспечения:
- доступа всем гражданам государств-участников, входящих в общее образовательное пространство, в учебные заведения других государств на равных условиях (финансовая поддержка реализации этого доступа осуществляется государственными органами на основе достигнутых договоренностей);
- повышения качества образования на всех уровнях и во всех типах учебных заведений;
- координации научных исследований наиболее актуальных проблем образования;
- совершенствования образовательной статистики на базе единых сопоставимых показателей и индикаторов развития образования, разрабатываемых с учетом как национальных интересов, так и требований ЮНЕСКО по представлению информации о состоянии национальных систем образования;
- сохранения и дальнейшего развития исторически сложившейся духовной общности народов государств-участников, создания условий и возможностей для формирования культуры межнационального общения.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия. 1. Образование - процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, ориентированный на сохранение и передачу знаний новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества.

Статья 2. Уровни общего и профессионального образования. 1. В государствах-участниках устанавливаются следующие образовательные уровни:

Статья 3. Формы получения образования. 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Статья 4. Образовательные и научные программы. 1. Образовательная программа определяет содержание образования всех уровней и направленности. В государствах-участниках реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Статья 5. Роль и функции образования. 1. Государства-участники, исходя из мировых тенденций социально-экономического, научно-технологического развития, включая сферу образования, и учитывая свой собственный опыт, признают необходимость повышения роли и расширения функций образования, углубления анализа возникающих в этой области проблем и путей их решения. Они признают также, что сложные задачи, стоящие на пути развития образования на рубеже XXI века, необходимо решать путем сотрудничества с другими государствами Содружества, мирового сообщества в целом с учетом многообразия мнений и подходов.

Статья 6. Государственная политика в области образования. 1. Государственная политика в области образования определяется в порядке, предусмотренном законодательством государств-участников.

Статья 7. Язык (языки), на котором проводится обучение. 1. Граждане государств имеют право на получение общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, представляемых системой образования.

Статья 8. Контроль за качеством образования. 1. Контроль за качеством образования осуществляется посредством государственной аккредитации образовательных учреждений государств-участников и их учебных программ.

Статья 9. Автономия образовательных учреждений и академические свободы. 1. Управление образованием имеет государственно-общественный характер, осуществляется высшими органами государственной власти, органами управления образованием, государственно-общественными объединениями, органами регионального, местного управления и самоуправления.

Статья 10. Компетенция государства в управлении образованием. Компетенция государства в области образования определяется его законодательством, в частности, к его компетенции относятся:

Статья 11. Общественные организации и государственно-общественные объединения в сфере образования. 1. Общественные организации и государственно-общественные объединения в сфере образования действуют в соответствии с законодательствами государств-участников.

Статья 13. Управление образовательными учреждениями. 1. Управление образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством государства-участника и уставом соответствующего образовательного учреждения.

Статья 14. Документы об образовании. 1. Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Статья 15. Источники финансирования образования. Основными источниками финансирования образования являются центральный (федеральный), региональный и местный бюджеты. Дополнительными источниками финансирования могут быть:

Статья 16. Порядок финансирования учреждений образования. 1. Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на каждого обучающегося по всем видам и типам образовательных учреждений, исходя из принципа последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося.

Статья 18. Материально-техническая база. 1. Материально-техническая база государственных образовательных учреждений, используемая в образовательной, научно-исследовательской, производственной деятельности и для решения других задач в сфере образования, налогами не облагается и приватизации или разгосударствлению не подлежит.

Статья 19. Отношения собственности в системе образования. 1. За образовательным учреждением в целях обеспечения деятельности, предусмотренной уставом, учредитель (учредители) закрепляют на праве оперативного управления здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Статья 20. Интеллектуальная собственность. Интеллектуальная собственность в форме материальных активов (научные труды, патенты, программное обеспечение, образовательные и информационные технологии и т.д.), служащая источником образовательной и экономической деятельности учебных заведений и их сотрудников, подлежит защите наравне с другими видами собственности.

Статья 21. Международное сотрудничество. 1. Международное сотрудничество в области образования, осуществляемое в рамках внешнеполитической деятельности государств, основывается на подлинном партнерстве, взаимном доверии и строится на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Статья 22. Внешнеэкономическая деятельность. 1. Органы управления образованием, образовательные учреждения, предприятия и организации системы образования самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в установленном законодательством порядке. Они имеют право открывать валютные счета в банковских и других кредитных организациях в соответствии с законодательством.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 03.04.1999 Постановлением 13-6 на 13-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также