"РИМСКИЙ СТАТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА" [рус., англ.](Вместе с "ПОСОБИЕМ ДЛЯ РАТИФИКАЦИИ И ИМПЛЕМЕНТАЦИИ...")(Принят в г. Риме 17.07.1998 Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда)

МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА
(Рим, 17 июля 1998 года)
Преамбула
Государства - участники настоящего Статута,
сознавая, что все народы объединены общими узами и что взаимопереплетение их культур образует совместное наследие, и будучи обеспокоенные тем, что эта тонкая мозаика может быть в любой момент времени разрушена,
памятуя о том, что за нынешнее столетие миллионы детей, женщин и мужчин стали жертвами немыслимых злодеяний, глубоко потрясших совесть человечества,
признавая, что эти тягчайшие преступления угрожают всеобщему миру, безопасности и благополучию,
подтверждая, что самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества, не должны оставаться безнаказанными и что их действенное преследование должно быть обеспечено как мерами, принимаемыми на национальном уровне, так и активизацией международного сотрудничества,
будучи преисполнены решимости положить конец безнаказанности лиц, совершающих такие преступления, и тем самым способствовать предупреждению подобных преступлений,
напоминая, что обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции над лицами, несущими ответственность за совершение международных преступлений,
вновь подтверждая цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, и в частности то, что все государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций,
подчеркивая в этой связи, что ничто в настоящем Статуте не должно восприниматься как дающее какому-либо государству - участнику право вмешиваться в вооруженный конфликт или во внутренние дела любого государства,
будучи преисполнены решимости с этой целью и на благо нынешнего и грядущих поколений учредить независимый постоянный Международный уголовный суд, связанный с системой Организации Объединенных Наций, обладающий юрисдикцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества,
подчеркивая, что Международный уголовный суд, учрежденный на основании настоящего Статута, дополняет национальные органы уголовной юстиции,
преисполненные решимости создать прочные гарантии уважения к осуществлению международного правосудия и обеспечения его соблюдения,
согласились о нижеследующем:
Часть 1. УЧРЕЖДЕНИЕ СУДА

Статья 1. Суд

Статья 2. Отношения Суда с Организацией Объединенных Наций

Статья 3. Местопребывание Суда

Статья 4. Правовой статус и полномочия Суда

Статья 5. Преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда

Статья 6. Геноцид

Статья 7. Преступления против человечности

Статья 8. Военные преступления

Статья 9. Элементы преступлений

Статья 11. Юрисдикция ratione temporis

Статья 12. Условия осуществления юрисдикции

Статья 13. Осуществление юрисдикции

Статья 14. Передача ситуации государством - участником

Статья 15. Прокурор

Статья 16. Отсрочка расследования или уголовного преследования

Статья 17. Вопросы приемлемости

Статья 18. Предварительные постановления, касающиеся приемлемости

Статья 19. Протесты в отношении юрисдикции Суда

Статья 20. Ne bis in idem

Статья 21. Применимое право

Статья 22. Nullum crimen sine lege

Статья 23. Nulla poena sine lege

Статья 24. Отсутствие обратной силы ratione personae

Статья 25. Индивидуальная уголовная ответственность

Статья 26. Исключение из юрисдикции для лиц,

Статья 27. Недопустимость ссылки на должностное положение

Статья 28. Ответственность командиров и других начальников

Статья 29. Неприменимость срока давности

Статья 30. Субъективная сторона

Статья 31. Основания для освобождения от уголовной ответственности

Статья 32. Ошибка в факте или ошибка в праве

Статья 33. Приказы начальника и предписание закона

Статья 34. Органы Суда

Статья 35. Выполнение функций судьями

Статья 36. Требования, предъявляемые к судьям,

Статья 37. Вакансии судей

Статья 38. Президиум

Статья 39. Палаты

Статья 40. Независимость судей

Статья 41. Освобождение или отвод судей

Статья 42. Канцелярия прокурора

Статья 43. Секретариат

Статья 44. Персонал

Статья 45. Торжественное обязательство

Статья 46. Отрешение от должности

Статья 47. Дисциплинарные меры

Статья 48. Привилегии и иммунитеты

Статья 49. Оклады, пособия и компенсация расходов

Статья 50. Официальные и рабочие языки

Статья 51. Правила процедуры и доказывания

Статья 52. Регламент Суда

Статья 53. Начало расследования

Статья 54. Обязанности и полномочия прокурора при расследовании

Статья 55. Права лиц в ходе расследования

Статья 56. Роль Палаты предварительного производства в отношении

Статья 57. Функции и полномочия Палаты

Статья 58. Выдача Палатой предварительного производства ордера

Статья 59. Процедура ареста в государстве места

Статья 60. Первоначальное производство в Суде

Статья 61. Утверждение обвинений до начала судебного разбирательства

Статья 62. Место судебного разбирательства

Статья 63. Судебное разбирательство в присутствии обвиняемого

Статья 64. Функции и полномочия Судебной палаты

Статья 65. Процедура, действующая в случае признания вины

Статья 66. Презумпция невиновности

Статья 67. Права обвиняемого

Статья 68. Защита потерпевших и свидетелей

Статья 69. Доказательства

Статья 70. Преступления против отправления правосудия

Статья 71. Санкции за непозволительное поведение в Суде

Статья 72. Защита информации, затрагивающей национальную

Статья 73. Информация или документы третьих сторон

Статья 74. Требования к принятию решения

Статья 75. Возмещение ущерба потерпевшим

Статья 76. Назначение наказания

Статья 77. Применимые меры наказания

Статья 78. Определение меры наказания

Статья 79. Целевой фонд

Статья 80. Ненанесение ущерба применению на национальном

Статья 81. Обжалование решения об оправдании, решения о признании

Статья 82. Обжалование прочих решений

Статья 83. Апелляционное производство

Статья 84. Пересмотр обвинительного приговора

Статья 85. Компенсация арестованному или лицу, признанному виновным

Статья 86. Общее обязательство сотрудничать

Статья 87. Просьбы о сотрудничестве: общие положения

Статья 88. Наличие процедур, предусмотренных национальным правом

Статья 89. Передача лиц Суду

Статья 90. Коллидирующие просьбы

Статья 91. Содержание просьбы об аресте и предоставлении

Статья 92. Предварительный арест

Статья 93. Другие формы сотрудничества

Статья 94. Отсрочка исполнения просьбы в связи с ведущимся

Статья 95. Отсрочка исполнения просьбы в связи

Статья 96. Содержание просьбы о других формах помощи

Статья 97. Консультации

Статья 98. Сотрудничество в отношении отказа от иммунитета

Статья 99. Исполнение просьб, представленных

Статья 100. Расходы

Статья 101. Норма о неизменности условий

Статья 102. Употребление терминов

Статья 103. Роль государств в исполнении наказания

Статья 104. Изменение государства исполнения приговора

Статья 105. Исполнение приговора

Статья 106. Надзор за осуществлением приговора

Статья 107. Передача лица после отбытия наказания

Статья 108. Ограничение в отношении уголовного преследования

Статья 109. Исполнение решений о штрафах и конфискационных мерах

Статья 110. Рассмотрение Судом вопроса об уменьшении

Статья 111. Побег

Статья 112. Ассамблея государств - участников

Статья 113. Финансовые положения

Статья 114. Покрытие расходов

Статья 115. Средства Суда и Ассамблеи государств - участников

Статья 116. Добровольные взносы

Статья 117. Установление взносов

Статья 118. Ежегодная ревизия

Статья 119. Урегулирование споров

Статья 120. Оговорки

Статья 121. Поправки

Статья 122. Поправки к положениям институционального характера

Статья 123. Пересмотр Статута

Статья 124. Временное положение

Статья 125. Подписание, ратификация, принятие, утверждение

Статья 126. Вступление в силу

Статья 127. Выход

Статья 128. Аутентичные тексты

Статья 126 предусматривает, что МУС начнет действовать в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи на хранение 60-й ратификационной грамоты. С этого момента Суд будет обладать юрисдикцией для преследования лиц, обвиняемых в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях. Чем раньше будет создан Суд, тем скорее появится возможность удержать этих лиц от совершения подобных преступлений под угрозой преследования со стороны Суда. Государства могут содействовать ускорению процесса создания Суда, обеспечив как можно более быструю ратификацию Римского статута.. Существуют многочисленные примеры ратификационных грамот и подобных им документов, уже разработанных многими государствами, которые могут служить руководством для остальных. К ним относятся документы государств, уже ратифицировавших Статут, таких, как Гана и Сенегал, а также государств, которые еще готовятся к ратификации, как Бельгия. Члены Сообщества развития юга Африки разработали комплекс документов для ратификации Статута, в который входит Типовой акт о вхождении в силу.

Статья 86 части 9 содержит требование, согласно которому все государства - участники "всесторонне сотрудничают с Судом в проведении им расследования преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, и осуществлении уголовного преследования за эти преступления". Составители Статута тщательно взвешивали слова в выражении "всесторонне сотрудничают", чтобы подчеркнуть важную роль государств в обеспечении эффективной работы Суда. В статье 86 сказано также, что государства - участники "в соответствии с положениями Статута" всесторонне сотрудничают с Судом. Таким образом, каждое положение Статута, касающееся участия государств в деятельности Суда, следует толковать, если не указано иначе, как требование всесторонне сотрудничать с Судом.. Согласно статье 88, государства - участники "обеспечивают наличие процедур, предусмотренных их национальным правом, для всех форм сотрудничества, указанных в настоящей части". Иными словами, предусматривается, что государство посредством своего внутреннего законодательства вводит процедуры, необходимые для того, чтобы оно могло оказывать содействие Суду. Они должны позволить государству насколько возможно быстро отвечать на запросы Суда.

Статья 87 позволяет Суду обращаться к государствам - участникам с просьбами о сотрудничестве. Как правило, просьбы Суда оформляются письменно (статьи 91 (1) и 96 (1)) и направляются по дипломатическим каналам или по другим соответствующим каналам, определенным государством - участником (статья 87 (1)). В некоторых неотложных случаях просьба может направляться любым средством, способным обеспечить доставку письменного сообщения, например, по факсу или электронной почте, при условии подтверждения этой просьбы в установленном порядке (статьи 91 (1) и 96 (1)). Просьбы о сотрудничестве и документы, подкрепляющие эти просьбы, либо представляются на одном из официальных языков запрашиваемого государства или одном из рабочих языков Суда либо сопровождаются переводом на один из таких языков (статья 87 (2)). Рабочими языками Суда являются английский и французский языки (статья 50 (2)).. В статье 96 описывается содержание большинства просьб о сотрудничестве. Просьба Суда должна содержать краткое изложение цели просьбы и характера запрашиваемой помощи, в том числе юридической основы и оснований такой просьбы; краткое изложение существенных обстоятельств, на которых основывается просьба; информацию о возможном местонахождении лиц или предметов, которых касается просьба; детальное изложение мотивов и любой процедуры или требования, подлежащих исполнению; любые другие сведения, которые могут понадобиться государству для оказания запрашиваемой помощи (статья 96 (2)). Государство обязано информировать Суд о конкретных требованиях его национального законодательства, относящихся к исполнению просьбы (статья 96 (3)).

Статья 87 содержит требование, согласно которому каждое государство - участник в момент ратификации, принятия, утверждения или присоединения должно определить по своем выбору:. a) каналы (дипломатические или любые другие соответствующие каналы), по которым будут направляться просьбы Суда о сотрудничестве, и

Статья 58 (7) позволяет Палате предварительного производства в качестве альтернативы ордеру на арест выдавать приказ о явке. Приказ о явке может выдаваться на определенных условиях или без каких-либо условий, ограничивающих свободу (иных, чем задержание), если это предусмотрено законодательством государства места содержания под стражей. Например, законодательство запрашиваемого государства может предусматривать в таких обстоятельствах изъятие паспорта соответствующего лица.. В статье 58 (7) "a" - "d" описывается содержание приказа о явке:

Статья 91 (2) предусматривает, что при выдвижении требований, касающихся передачи своих граждан в распоряжение Суда, государствам надлежит учитывать особый характер последнего. Там сказано также, что "эти требования не должны быть более обременительными, нежели те, которые применяются в отношении просьб о выдаче в соответствии с договорами или соглашениями между запрашиваемым государством и другими государствами, и должны быть, если это возможно, менее обременительными". Такая формулировка была выбрана для того, чтобы насколько возможно стимулировать принятие государствами процедуры передачи своих граждан в распоряжение Суда, которая была бы проще, чем ныне действующая процедура выдачи лица одним государством другому.. Данное положение было принято потому, что ныне действующие процедуры выдачи граждан одного государства другому государству включают в себя многочисленные периоды ожидания. Такие задержки оправданы, когда существуют различия между законодательствами и стандартами справедливого судебного разбирательства, и государствам иногда приходится принимать меры, чтобы защитить своих граждан от несправедливости. Однако статус Суда был определен самими государствами - участниками. При передаче лиц в распоряжение Суда не приходится учитывать влияние национальных ценностей на применение уголовного права в различных государствах. Такого рода опасения неприменимы к МУС, поскольку он не является иностранным судебным учреждением, таким, например, как суд какого-либо государства. Все государства - участники активно сотрудничали в разработке Римского статута и так же активно будут участвовать в разработке Правил процедуры и доказывания в рамках Ассамблеи государств - участников. Таким образом, гражданин любого государства будет пользоваться обращением, соответствующим нормам, которые были установлены самими государствами - участниками, и последним не придется принимать процедуры такой же сложности, как те, которые призваны защитить их граждан от процедур, на которые эти государства никак не могут воздействовать.

Статья 77 (1) "b" предусматривает, что Суд может назначить в качестве меры наказания пожизненное лишение свободы, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и личностью обвиняемого лица. В иных случаях самой суровой мерой наказания, которую может назначить Суд, является лишение свободы на 30 лет. В некоторых конституциях содержится запрет назначать такие меры наказания, как пожизненное лишение свободы или лишение свободы на 30 лет, т.к., по мнению законодателей этих стран, они не дают обвиняемому лицу возможность восстановиться в своих правах или являются слишком суровыми по отношению к характеру совершенного им преступления. Трудно однако согласиться с утверждением, что лишение свободы на длительный срок или пожизненное заключение не соответствуют тяжести большинства преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, учитывая тот факт, что пожизненное лишение свободы должно быть оправдано "исключительно тяжким характером преступления". Подобный приговор будет выноситься только лицам, несущим всю тяжесть ответственности за совершение самых тяжких преступлений, например, преступления геноцида.. Положения Статута о сокращении срока наказания

Статья 69 (5) предусматривает, что определенная устная и письменная информация должна оставаться конфиденциальной и не подвергаться какому бы то ни было исследованию, даже если с такой просьбой обращается Суд. Так, то, что адвокат говорит своему подзащитному, во многих странах рассматривается как "конфиденциальная информация", требовать доступа к которой Суд не вправе. Медицинские работники и сотрудники гуманитарных организаций также должны иметь возможность сохранять конфиденциальность некоторых сведений, полученных от лиц, которым они оказали медицинскую или гуманитарную помощь, с тем, чтобы возможные пациенты не опасались сообщать важные факты, необходимые для установления диагноза и выработки схемы лечения. В Правилах процедуры и доказывания содержится конкретный перечень тех видов сообщений, который Суд рассматривает в качестве "привилегированных" (конфиденциальных). Государства должны учитывать эти привилегии всякий раз, когда они собирают доказательства для Суда, с тем, чтобы не нанести ущерба разбирательству, ведущемуся Судом.. Обязательства

Статья 73 защищает информацию или документы, предоставленные третьей стороной. В соответствии с этой статьей, если Суд обращается к государству - участнику с просьбой предоставить документ или информацию, которая находится в его ведении, распоряжении или под его контролем и которая была ему раскрыта на условиях конфиденциальности каким-либо государством, межправительственной организацией или международной организацией, то это государство - участник заручается согласием стороны, раскрывшей документ или информацию, на раскрытие такого документа или информации. Если такой стороной является государство - участник, оно соглашается на раскрытие информации или документа или пытается решить вопрос с Судом при условии соблюдения положений статьи 72. Если в качестве такой стороны выступает государство, не являющееся государством - участником, и оно отказывается дать согласие на раскрытие документа или информации, то запрашиваемое государство уведомляет Суд о том, что оно не в состоянии предоставить такой документ или информацию вследствие ранее взятого на себя обязательства в отношении соблюдения конфиденциальности перед такой стороной.. Обязательства

Статья 103 предусматривает, что наказание в виде лишения свободы, вынесенное Судом, исполняется в государстве, назначаемом Судом на основании перечня государств, выразивших готовность принять лиц, приговоренных Судом. Государство, заявившее о своей готовности принять осужденных, может указать условия такого принятия, которые должны быть одобрены Судом. Тем не менее, государство, которому поручено исполнение этого наказания, должно уведомить Суд о любых обстоятельствах и условиях, которые могут существенно повлиять на продолжительность или условия лишения свободы (статья 103 (2)).. В статье 103 (3) указывается, что процесс отбора и назначения государства Судом происходит при соблюдении нескольких руководящих принципов, в частности, принципа, "согласно которому государства - участники разделяют ответственность за исполнение наказаний в виде лишения свободы в соответствии с принципами справедливого распределения, как это предусматривается в Правилах процедуры и доказывания". Среди других принципов называются широко признанные международные договорные стандарты обращения с заключенными, мнение лица, которому вынесен приговор, и его гражданство, а также другие факторы, которые могут учитываться при назначении государства исполнения приговора.

Статья 11 гласит, что Суд обладает юрисдикцией только в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Статута. Если государство ратифицирует Статут после его вступления в силу, Суд сможет осуществлять свою юрисдикцию только в отношении преступлений, совершенных после его вступления в силу для данного государства, за исключением случаев, когда оно сделало заявление о признании юрисдикции Суда в отношении данного преступления, не будучи государством - участником (статья 12 (3)).. Требования дополнительности

Статья 126 Римского статута предусматривает, что Статут вступит в силу в первый день месяца, следующего после 60-го дня после сдачи на хранение 60-й "ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении". Таким образом, Статут вступит в силу через 2 - 3 месяца после того, как 60 государств признают, что принимают Суд, в той форме, которую предписывает их конституционный режим.. Подписание Статута заканчивается 31 декабря 2000 г., как предусмотрено в пункте 1 статьи 125. Чтобы стать участником Статута, государство должно ратифицировать договор, принять или утвердить его или присоединиться к нему. Термин "присоединение" обычно означает выражение согласия государства на обязательность договора после его вступления в силу, однако может обозначать и особый процесс для данного государства. Государство, желающее ратифицировать Статут до даты окончания подписания, обычно подписывает его, а затем передает ратификационную грамоту или документ о принятии или утверждении на хранение Генеральному секретарю ООН.

Статья 127 предусматривает, что государство - участник может выйти из Статута, направив Генеральному секретарю ООН письменное уведомление о том, что оно намеревается выйти из Статута. Выход вступает в силу через год после даты получения этого уведомления или позже, если об этом заявит государство. Следует отметить, что в статье 127 (2) описываются обязательства и обязанности государств, которые сохраняются, несмотря на уведомление о выходе и сам выход из Статута.. Урегулирование споров

Статья 3 (1) предусматривает, что местом пребывания Суда является Гаага, и что Ассамблея государств - участников одобрит соглашение о штаб-квартире между Судом и государством пребывания. В статьях 3 (3) и 62 предполагается, что Суд также может заседать в иных местах, нежели штаб-квартира, в особых случаях судебного разбирательства или ряда разбирательств в связи с ситуацией, переданной Суду. Таким образом, государства - участники могут пожелать предусмотреть, что Суд может пребывать на их территории, если это необходимо или желательно. В Правилах процедуры и доказывания вполне могут быть предусмотрены более подробные процедуры для заседаний Суда вне штаб-квартиры.. Обязательства

Статья 123 предусматривает, что Генеральный секретарь ООН должен созвать Конференцию по обзору через семь лет после вступления Статута в силу. На этой Конференции Ассамблея рассмотрит любые поправки к Статуту, которые были предложены государствами - участниками в соответствии со статьей 121. Ассамблея и Генеральный секретарь могут затем созывать дальнейшие конференции по обзору, если это потребуется.. В Заключительном акте Римской конференции рекомендовалось рассмотреть включение терроризма и международной торговли запрещенными наркотиками в перечень преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда. Кроме того, на первой Конференции по обзору будут обсуждаться определение преступления агрессии и касающиеся его вопросы юрисдикции.

Статья 5 (2) предусматривает, что Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только на Конференции по обзору будет принято приемлемое положение, не ранее, чем через семь лет после вступления Статута в силу. Это положение должно содержать как определение этого преступления, так и условия, при которых Суд будет осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, и должно сообразовываться с "соответствующими положениями" Устава ООН.. Рабочая группа по этому преступлению была образована на третьем заседании Подготовительной комиссии в ноябре 1999 г., в котором участвовали представители более чем ста государств. Многие из этих государств надеются, что приемлемое положение об агрессии будет разработано до того, как Суд начнет свою работу. Однако из статей 5 (2), 121 и 123 становится очевидно, что Суд не будет обладать юрисдикцией в отношении преступления агрессии по крайней мере в течение семи лет после вступления Статута в силу.

Статья 65 (5) предусматривает, что любое обсуждение между Прокурором и защитой вопроса об изменении обвинений, признании вины или наказании, подлежащем назначению, не является обязательным для Суда. Местные ассоциации адвокатов должны убедиться в том, что любой адвокат, являющийся их членом и участвующий в процессе, надлежащим образом подготовлен и полностью осведомлен о том, что МУС не считает действительными любые сделки по этим вопросам.. Защита свидетелей и их участие в судебном

Статья 68. Президент Республики несет ответственность за действия при исполнении своих обязанностей только при совершении государственной измены. Обвинения против него могут выдвинуть только обе палаты, которые примут такое решение путем открытого голосования, если за него проголосует абсолютное большинство их членов. Его дело рассматривается Верховным Судом.

Статья 68-1. Члены правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные при исполнении своих служебных обязанностей и квалифицируемые как преступления в момент их совершения. Они судимы Судом Республики. Суд Республики применяет установленные законом определения составов преступлений и меры наказания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.2005 n 188-ФЗ"О РАТИФИКАЦИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПООЩРЕНИИ И ВЗАИМНОЙ ЗАЩИТЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ"(принят ГД ФС РФ 09.12.2005)  »
Международное законодательство »
Читайте также