"АМЕРИКАНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА"(Заключена в г. Сан-Хосе 22.11.1969)

с английского]
АМЕРИКАНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
(22 ноября 1969 года)
Преамбула
Американские государства, подписавшие настоящую Конвенцию,
вновь подтверждая свое стремление консолидировать в своем полушарии в рамках демократических институтов систему свободы личности и социальной справедливости, основанных на уважении неотъемлемых прав человека;
признавая, что основные права человека не зависят от принадлежности человека к гражданству определенного государства, а основываются исключительно на свойствах человеческой личности и, что они, следовательно, оправдывают международную защиту в форме конвенций, подкрепляющих или дополняющих защиту, предусмотренную национальным законодательством американских государств;
принимая во внимание, что эти принципы изложены в Хартии Организации американских государств, в Американской декларации прав и обязанностей человека и во Всеобщей декларации прав человека и что они вновь были подтверждены и развиты в других международных документах как универсальных, так и региональных по сфере действия;
вновь и вновь повторяя, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека идеал свободного человека - освобождение от страха и что этого можно достичь только тогда, когда созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами наравне с гражданскими и политическими правами;
принимая во внимание, что Третья специальная межамериканская конференция (Буэнос-Айрес, 1967 г.) одобрила введение в Хартию Организации американских государств более высоких стандартов в отношении экономических, социальных прав и права на образование и определила, что Межамериканская конвенция о правах человека должна определить структуру, компетенцию и процедуру органов, ответственных за эти вопросы,
согласились о нижеследующем:
ЧАСТЬ I. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА,
НАХОДЯЩИЕСЯ ПОД ЗАЩИТОЙ
Глава I
ОБЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Статья 1. Обязательство уважать право

Статья 2. Действия в рамках национальной юрисдикции

Статья 3. Право на правосубъектность

Статья 4. Право на жизнь

Статья 5. Запрещение пыток

Статья 6. Запрещение рабства

Статья 7. Право на личную свободу

Статья 8. Право на справедливый суд

Статья 9. Нераспространение обратной силы закона

Статья 10. Право на компенсацию

Статья 11. Право на личную жизнь

Статья 12. Свобода совести и религии

Статья 13. Свобода мнения и его выражения

Статья 14. Право на опровержение

Статья 15. Право на собрания

Статья 16. Право на объединения

Статья 17. Права семьи

Статья 18. Право на имя

Статья 19. Права ребенка

Статья 20. Право на гражданство

Статья 21. Право на собственность

Статья 22. Свобода передвижения и поселения

Статья 23. Право на участие в управлении

Статья 24. Право на равную защиту

Статья 25. Право судебной защиты

Статья 26. Прогрессивное развитие

Статья 27. Приостановление гарантий

Статья 28. Федеральная оговорка

Статья 29. Ограничения, касающиеся толкования

Статья 30. Пределы ограничений

Статья 31. Признание иных прав

Статья 32. Отношения между обязанностями и правами

Статья 33. Следующие органы компетентны рассматривать вопросы, относящиеся к выполнению обязательств, принятых государствами - участниками по настоящей Конвенции:

Статья 36. 1. Члены комиссии избираются в личном качестве Генеральной ассамблеей Организации из числа кандидатов, предложенных правительствами государств - членов.

Статья 37. 1. Члены Комиссии избираются на четырехлетний срок и могут быть переизбраны еще один раз, но срок полномочий трех членов, избранных на первых выборах, истекает через два года. Немедленно после этих выборов Генеральная ассамблея определяет имена таких трех членов по жребию.

Статья 40. Техническое обслуживание Комиссии предоставляется соответствующим подразделением Генерального секретариата Организации. Это подразделение обеспечивается ресурсами, необходимыми для выполнения задач, определенных ему Комиссией.

Статья 41. Главная задача Комиссии - содействовать уважению и защите прав человека. При выполнении своей задачи она имеет следующие функции и полномочия:

Статья 43. Государства - участники обязуются снабжать Комиссию такой информацией, какую она может потребовать от них, о способах, которыми их национальное законодательство обеспечивает действенное применение положений настоящей Конвенции.

Статья 45. 1. Любое государство - участник может при сдаче на хранение своих ратификационных документов или присоединения к настоящей Конвенции или в более позднее время заявить, что оно признает компетенцию Комиссии получать и рассматривать сообщения, в которых государство - участник утверждает, что другое государство - участник совершило нарушение прав человека, закрепленных в настоящей Конвенции.

Статья 46. 1. Принятие Комиссией петиции или сообщения, поданных в соответствии со статьями 44 или 45, должно соответствовать следующим требованиям:

Статья 47. Комиссия считает недопустимой любую петицию или сообщение, поданные по статьям 44 или 45, если:

Статья 48. 1. Когда Комиссия получает петицию или сообщение, указывающее на нарушение любого из прав, защищаемых настоящей Конвенцией, она ведет дело следующим образом:

Статья 50. 1. Если решение не достигнуто в пределах срока, установленного Статутом Комиссии, то последняя составляет доклад, содержащий факты и излагающий ее заключение. Если доклад в целом или части не представляет согласия всех членов Комиссии, то каждый член Комиссии может приложить к докладу особое мнение. Письменные или устные заявления, сделанные сторонами в соответствии с пунктом 1 "e" статьи 48, также прилагаются к докладу.

Статья 51. 1. Если в течение трех месяцев с момента передачи соответствующим государствам доклада Комиссии вопрос не был решен или представлен в Суд Комиссией или соответствующим государством и подпадает под юрисдикцию Суда, то Комиссия может абсолютным большинством голосов ее членов изложить свое мнение и заключения, относящиеся к вопросу, представленному на ее рассмотрение.

Статья 52. 1. Суд состоит из семи судей, граждан государств - членов Организации, избранных в личном качестве среди юристов, наделенных высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека, которые обладают квалификацией, необходимой для занятия высших судебных должностей в соответствии с правом государства их гражданства или государства, которое предложило их кандидатуры.

Статья 53. 1. Члены Суда избираются тайным голосованием из списка кандидатов, предложенных государствами - участниками Конвенции; для избрания необходимо абсолютное большинство голосов государств - участников Конвенции в Генеральной ассамблее Организации.

Статья 54. 1. Члены Суда избираются сроком на шесть лет и могут быть переизбраны только один раз. Полномочия трех судей, избранных на первых выборах, истекают через три года. Сразу после выборов имена этих трех судей определяются по жребию в Генеральной ассамблее.

Статья 55. 1. Если судья является гражданином одного из государств - сторон в деле, переданном в Суд, то он сохраняет свое право участвовать в слушании такого дела.

Статья 58. 1. Местопребывание Суда определяют государства - участники Конвенции в Генеральной ассамблее Организации американских государств. Однако он может созываться на территории любого государства - члена Организации, если Суд большинством голосов примет такое решение с предварительного согласия соответствующего государства. Местопребывание Суда может быть перенесено по решению государств - участников Конвенции в Генеральной ассамблее, принятому двумя третями голосов.

Статья 60. Суд разрабатывает свой Статут и представляет его на утверждение Генеральной ассамблеи, а также принимает собственные правила процедуры.

Статья 61. 1. Только государства - стороны спора и Комиссия имеют право направлять спор в Суд.

Статья 62. 1. Государство при сдаче на хранение документа о ратификации или присоединении к Конвенции или в любое последующее за этим время может заявить, что оно признает в качестве ipso facto, не требуя специального соглашения, юрисдикцию Суда по всем вопросам, относящимся к толкованию и применению настоящей Конвенции.

Статья 63. 1. В случае чрезвычайной важности и крайней необходимости и для устранения непоправимого ущерба личности Суд принимает такие временные меры, какие ему могут представляться относящимися к делу, находящемуся на его рассмотрении. В случае, когда спор еще не передан Суду, то он может действовать по просьбе Комиссии.

Статья 64. Государства - члены Организации могут консультироваться у Суда в отношении толкования Конвенции или других договоров, касающихся защиты прав человека в американских государствах. В пределах своей компетенции с Судом могут консультироваться также органы, перечисленные в главе X Хартии Организации американских государств в редакции Протокола, подписанного в Буэнос-Айресе.

Статья 65. Суд представляет отчет о своей работе за предыдущий год на каждую регулярную сессию Генеральной Ассамблеи Организации американских государств. Он особенно выделяет дела, в которых государство не выполнило его решения, и делает относящиеся к делу рекомендации.

Статья 66. 1. Решения суда должны быть обоснованными.

Статья 68. 1. Государства - участники Конвенции обязуются неукоснительно следовать решениям Суда в любом споре, в котором они выступают сторонами.

Статья 69. Стороны спора извещаются о решении Суда, и оно направляется государствам - участникам Конвенции.

Статья 70. Члены Суда и члены Комиссии пользуются с момента их избрания и на все время их полномочий иммунитетами, которые присущи дипломатическим агентам в соответствии с международным правом. На время выполнения их официальных функций они, в дополнение к этому, пользуются дипломатическими привилегиями, необходимыми для выполнения их обязанностей.

Статья 73. Генеральная Ассамблея правомочна определять санкции, применимые к членам Комиссии или судьям, только по просьбе Комиссии или Суда, когда для этого имеются основания, указанные в соответствующих статутах. Для принятия решения по делу члена Комиссии и члена Суда требуется большинство в две трети голосов государств - членов Организации и в дополнении к этому также необходимо большинство в две трети голосов государств - участников Конвенции.

Статья 74. 1. Настоящая Конвенция открыта для подписания и ратификации или присоединения любого государства - члена Организации американских государств.

Статья 76. 1. Предложения об изменении настоящей Конвенции могут быть направлены на рассмотрение Генеральной Ассамблеи любым государством - участником непосредственно, а Комиссией и Судом через Генерального секретаря.

Статья 77. 1. В соответствии со статьей 31 любое государство - участник и Комиссия могут представить на рассмотрение предложение о дополнительных протоколах к настоящей Конвенции для рассмотрения государствами - участниками в Генеральной Ассамблее с целью постепенного включения других прав и свобод в ее систему защиты.

Статья 78. 1. Государства - участники могут денонсировать настоящую Конвенцию по истечении пяти лет со дня ее вступления в силу и путем извещения за год до денонсации. Извещение о денонсации направляется Генеральному секретарю Организации американских государств, который информирует о том всех других участников Конвенции.

Статья 80. Члены Комиссии избираются тайным голосованием Генеральной Ассамблеей из списка кандидатов, упомянутого в статье 79. Избранными становятся кандидаты, которые получили наибольшее число голосов при абсолютном большинстве представителей государств - членов. Если потребуется провести несколько туров голосования для избрания всех членов Комиссии, то кандидаты, получившие наименьшее число голосов, последовательно исключаются из списка в порядке, установленном Генеральной Ассамблеей.

"ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ К УСТАВУ ВСЕМИРНОГО ПОЧТОВОГО СОЮЗА"(Подписан в г. Токио 14.11.1969)  »
Международное законодательство »
Читайте также