РЕШЕНИЕ Экономического Суда СНГ n 01-1/7-97<О ТОЛКОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОМИТЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ОТ 21 ОКТЯБРЯ 1994 ГОДА, КАСАЮЩИХСЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ КОМИТЕТОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА КОНТРОЛЬНЫХ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ>(Принято в г. Минске 30.01.1998)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
РЕШЕНИЕ N 01-1/7-97
(Минск, 30 января 1998 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: председательствующего - председателя Экономического Суда Каженова А.Б.,
судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Сарсенбаева А.О., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
при секретаре Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда Павловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Межгосударственного экономического комитета Экономического союза о толковании,
установил:
Межгосударственный экономический комитет Экономического союза обратился в Экономический Суд с запросом о толковании отдельных норм Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза от 21 октября 1994 года, касающихся осуществления Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза контрольных и распорядительных функций.
В частности, Межгосударственный экономический комитет Экономического союза просит дать толкование по следующим вопросам:
1) что понимается под "контрольными функциями" Межгосударственного экономического комитета Экономического союза и "организацией контроля за выполнением принятых обязательств по решениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества" и как эти понятия соотносятся друг с другом;
2) может ли Межгосударственный экономический комитет Экономического союза без дополнительного делегирования ему государствами полномочий организовывать контроль за выполнением принятых обязательств по решениям Советов глав государств и глав правительств, запрашивать информацию у соответствующих органов государств о выполнении отдельных обязательств, проводить, с согласия правительств, обследование на местах, принимать совместно с органами управления государств меры по устранению возникших осложнений и разрешению споров.
Заслушав судью - докладчика Симоняна Г.В., обсудив заключение генерального советника Экономического Суда Павловой Л.В, исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Толкование части 2 пункта 1 раздела I, абзаца 4 пункта 3 и абзаца 4 пункта 4 раздела II Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза от 21 октября 1994 года, касающихся осуществления контрольных функций Межгосударственного экономического комитета Экономического союза с целью выяснения их правомерности и применимости, должно осуществляться в соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года как на основе анализа текста Положения, так и с учетом взаимосвязанных с ним международных соглашений.
Положение о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза является неотъемлемой частью Соглашения о создании Межгосударственного комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года (статья 2 Соглашения), в силу чего тексты обоих документов следует рассматривать как единый международный договор. Часть 2 пункта 1 раздела I Положения устанавливает, что Межгосударственный экономический комитет Экономического союза является постоянно действующим координирующим и исполнительным органом Экономического союза и осуществляет контрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, добровольно делегированных ему государствами - участниками Договора о создании Экономического союза.
Указанная норма раздела II Положения определяет таким образом общий статус Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, что соответствует и названию I раздела Положения "Общие положения". Во втором разделе Положения "Основные направления и функции" определены конкретные функции, в том числе функция по организации контроля за выполнением принятых обязательств по решениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества (абзац 4 пункта 3).
В пункте 4 данного раздела определена компетенция Межгосударственного экономического комитета Экономического союза по реализации предоставленных ему функции. Для выполнения функции "организация контроля за выполнением принятых обязательств..." Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза предоставляется право запрашивать "информацию у соответствующих органов государств о выполнении отдельных обязательств, организовывать, с согласия правительств, обследования на местах, принимать совместно с органами управления государств меры по устранению возникших осложнений и споров". Причем, формы контроля Межгосударственного экономического комитета Экономического союза соответствуют тем, которые используются в практике международных органов, учреждаемых для контроля за соблюдением отдельных международных договоров (Комитет по правам человека - Пактом о гражданских и политических правах 1966 года; Комитет против пыток - Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года).
На основании изложенного Экономический Суд пришел к выводу, что норма, содержащаяся в части 2 пункта 1 раздела I, с одной стороны, и нормы, содержащиеся в абзаце 4 пункта 3 и абзаце 4 пункта 4 раздела II Положения, с другой, имеют различную целевую направленность и соотносятся между собой как общая и специальные. Часть 2 пункта 1 раздела I Экономический Суд квалифицирует как генеральную норму, определяющую общий статус Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. Абзац 4 пункта 3 и абзац 4 пункта 4 раздела II - специальные нормы, конкретизирующие общую норму путем регламентации его контрольной функции и полномочий по ее реализации.
Положение о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза, наделив Межгосударственный экономический комитет Экономического союза контрольными функциями, изменило его статус, предусмотренный в Договоре о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года. Несмотря на взаимосвязь Договора о создании Экономического союза и Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, - это два отдельных (самостоятельных) международных соглашения. Венская конвенция о праве международных договоров государств в 1969 году признает правомерность последовательного заключения международных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу и содержащих совместимые и несовместимые положения (статья 30), что позволяет сделать вывод о допустимости расхождений в трактовке статуса Межгосударственного экономического комитета Экономического союза в Договоре о создании Экономического союза и Положении о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза. В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров (статья 30 пункт 3 и пункт 4) устанавливается следующий порядок применения указанных соглашений: для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, являющихся участниками обоих соглашений, действуют нормы, определяющие статус Межгосударственного экономического комитета Экономического союза в трактовке Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза. Для Республики Туркменистан, ратифицировавшей только Договор о создании Экономического союза, и Азербайджанской Республики, которая, хотя и является участником двух соглашений, но при подписании Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза сделала оговорку (Особое мнение Азербайджанской Республики по Соглашению о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза) о непризнании контрольных функций Межгосударственного экономического комитета, действуют нормы, определяющие статус Межгосударственного экономического комитета Экономического союза в редакции Договора о создании Экономического союза. Следовательно, государства - участники Договора о создании Экономического союза, подписавшие и (или) ратифицировавшие Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, тем самым добровольно делегировали ему контрольные функции и компетенцию по их реализации, закрепленные в пунктах 3 и 4 раздела II Положения. Дополнительное признание контрольных функций, как свидетельствует практика деятельности других международных контрольных органов, необходимо в том случае, если оно предусматривается договором, учреждающим такие органы (Пакт о гражданских и политических правах 1996 года (статья 41) и Факультативный протокол N 1; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года (статьи 21, 22). Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза и Положение о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза не содержат такого требования.
Вместе с тем при подписании или ратификации Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза не исключается право государства заявить оговорку о непризнании контрольной функции Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, так как условиями Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза оговорки не запрещаются.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:
Дать по запросу Межгосударственного экономического комитета Экономического союза следующее толкование Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза:
1. Право Межгосударственного экономического комитета Экономического союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, добровольно делегированных ему государствами - участниками Договора о создании Экономического союза, установлено в порядке определения общего статуса Межгосударственного экономического комитета Экономического союза частью 2 пункта 1 раздела I Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза, являющейся общей нормой.
Положение абзаца 4 пункта 3 раздела II Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза является специальной нормой, устанавливающей конкретную контрольную функцию Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, - организацию контроля за выполнением принятых обязательств по решениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.
Положения части 2 пункта 1 раздела I и абзаца 4 пункта 3 раздела II Положения о Межгосударственном экономическом комитете Экономического союза как общие и специальные нормы друг другу не противоречат.
2. Государства - участники Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, подписавшие и (или) ратифицировавшие Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза от 21 октября 1994 года без оговорок, касающихся функций Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, тем самым добровольно делегировали ему контрольную функцию - организацию контроля за выполнением принятых обязательств по решениям Совета глав государств и Совета глав правительств и полномочия по ее реализации.
Для осуществления Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза контрольных полномочий, предусмотренных абзацем 4 пункта 4 Положения, дополнительного делегирования их государствами не требуется.
Межгосударственный экономический комитет Экономического союза может самостоятельно запрашивать информацию у соответствующих органов государств о выполнении отдельных обязательств; с согласия правительств организовывать обследование на местах; совместно с органами управления государств принимать меры по устранению возникших осложнений, разрешению возникших споров и разногласий.
Копию решения направить Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза, Исполнительному Секретариату Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, государствам - участникам Содружества Независимых Государств.
Настоящее Решение является окончательным.
Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель
А.Б.КАЖЕНОВ

"ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ЗАПИРАНИЯ И ПЛОМБИРОВАНИЯ ВАГОНОВ И КОНТЕЙНЕРОВ ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"(Вместе с "ТЕХНИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ...")(Утверждены в г. Алма-Ате 30.01.1998 на 20-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также