КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономического суда СНГ<ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ТОЛКОВАНИИ ПО ВОПРОСУ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ СУБЪЕКТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И КАКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ ТАКОГО СУБЪЕКТА МОГУТ БЫТЬ РАСПРОСТРАНЕНЫ НА СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ>(Принято в 1998 году)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
КОНСУЛЬТАТИВНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО СЕКРЕТАРИАТА
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд с просьбой дать официальное разъяснение, является ли Содружество Независимых Государств субъектом международного права и какие полномочия такого субъекта могут быть распространены на Содружество Независимых Государств. В дополнение к этому запросу Исполнительный Секретариат в обоснование вышеуказанного вопроса сослался на неоднозначное понимание статьи 1 Устава Содружества Независимых Государств.
Исследовав представленные в Экономический Суд материалы, изучив международно-правовые акты и проанализировав их с учетом доктрины международного права, в соответствии с пунктом 127 Регламента Экономический Суд дает следующее заключение.
Часть первая статьи 1 Устава подтверждает самостоятельный характер международной правосубъектности государств, входящих в Содружество Независимых Государств, и подчеркивает основополагающее значение принципа суверенного равенства государств для построения Содружества. В силу того, что международная правосубъектность является неотъемлемым свойством государства, второе положение части первой устанавливает общепризнанный статус государства.
Подтверждение международной правосубъектности государств - членов Содружества Независимых Государств не препятствует осуществлению международной правосубъектности межгосударственными образованиями с их участием. Международная правосубъектность межгосударственного образования и составляющих его государств призваны сосуществовать. Это означает, что в некоторых международных мероприятиях и международных договорах возможно параллельное участие и международного образования, и государств - членов. Обособленная юридическая личность межгосударственного образования имеет также своим следствием то, что участие его в каком-либо международном договоре не налагает обязательств на государств - членов. В силу своего участия в договоре именно само межгосударственное образование обязано в рамках имеющихся у него полномочий обеспечить реализацию положений договора.
Часть вторая статьи 1 Устава вытекает из абзаца пятого преамбулы Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года. Она определяет общую функцию Содружества в отношениях между государствами - членами, которая состоит в создании механизма сотрудничества государств - членов.
Часть третья статьи 1 Устава вытекает из абзаца первого Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года. Оба положения содержат негативную характеристику Содружества по отношению к таким понятиям, как государство и наднациональное образование. Эти положения имеют констатирующий характер, т.к. Содружество не обладает вышеупомянутыми признаками государства и не рассматривается ни его учредителями, ни другими субъектами международного права в качестве государства.
В вышеуказанных положениях устанавливается, что полномочия органов Содружества не являются наднациональными. Эта характеристика не имеет нормативно-правовой определенности, т.к. понятие "наднациональность" не определено в международно-правовых актах. В то же время данная характеристика не является необходимой для субъекта международного права, характеризует лишь его полномочия и, соответственно, не является определяющей для субъекта международного права.
Таким образом, в вышеуказанных положениях не содержится прямое указание на наличие либо отсутствие международной правосубъектности у Содружества Независимых Государств.
В этой связи признание Содружества в качестве субъекта международного права может основываться на комплексном анализе данного образования и его уставных документов.
Как вытекает из Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Устава Содружества Независимых Государств, принятого Решением Совета глав государств от 22 января 1993 года, Содружество - межгосударственное образование с широкой сферой совместной деятельности и развитой организационной структурой. В соответствии с Уставом существует институт членства государств в Содружестве (раздел II) и разветвленная система органов (раздел VI).
Рассматривая в качестве субъекта международного права участника международных отношений, обладающего международными правами и обязанностями и осуществляющего их в рамках и на основе международного права, Содружество необходимо считать субъектом международного права. Причем международная правосубъектность Содружества составляет его неотъемлемое свойство, атрибут существования. Она не нуждается в дополнительном (официальном) признании в качестве таковой со стороны государств, в том числе государств - членов, или со стороны иных международных организаций. Содружество выступает как субъект международного права уже лишь потому, что оно реально существует и действует в международных отношениях.
Проанализировав деятельность Содружества Независимых Государств можно установить, что в качестве субъекта международного права Содружество обладает следующими правами:
1) Содружество реализует право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями. На основании Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года о некоторых мерах по обеспечению международного признания Содружество Независимых Государств и его уставных органов и Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/48/237 от 30 марта 1994 года Содружество получило статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. На основании Протокольного решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 16 марта 1994 года о мероприятиях по обеспечению взаимодействия Содружество Независимых Государств и его уставных органов с международными организациями и форумами и Решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года о порядке осуществления представительства Содружество Независимых Государств при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и при Отделении Организации Объединенных Наций и других международных организациях в Женеве осуществляется представительство Содружества при других международных организациях.
В информационный банк включено Протокольное решение Совета глав государств СНГ о мероприятиях по обеспечению взаимодействия Содружество Независимых Государств и его уставных органов с международными организациями и форумами от 15.04.1994. Во исполнение вышеуказанных Решений Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств заключил Соглашения о сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) (5 мая 1994 года), Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН (5 июля 1996 г.).
2) Содружество осуществляет право заключать международные договоры с государствами и международными организациями. В связи с тем, что указание на договорную правоспособность Содружества отсутствует в уставных документах, она осуществляется на основании специального решения государств - учредителей. Так, на основании Решения Совета глав государств Содружество Независимых Государств от 15 апреля 1994 года о заключении Соглашения об условиях пребывания Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь 13 июня 1994 года было подписано Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Республикой Беларусь об условиях пребывания Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь.
В дальнейшем Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года об Общем положении о межгосударственных (межправительственных) органах Содружества Независимых Государств и Примерном соглашении межгосударственного (межправительственного) органа Содружества Независимых Государств с государством местонахождения об условиях его пребывания было предусмотрено, в целях урегулирования статуса межгосударственного (межправительственного) органа на территории государства пребывания, заключение соглашений между соответствующим межгосударственным (межправительственным) органом Содружества и государством его пребывания. Например, 19 июля 1995 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза об условиях пребывания Межгосударственного экономического комитета Экономического союза на территории Российской Федерации, 22 ноября 1996 года - Договор между Экономическим Судом Содружества Независимых Государств и Республикой Беларусь об условиях пребывания Экономического Суда Содружества Независимых Государств на территории Республики Беларусь.
3) Органы Содружества Независимых Государств принимают решения от своего имени. Наиболее важными являются решения высших органов Содружества - Совета глав государств и Совета глав правительств, другие органы (например, Совет министров иностранных дел) также принимают решения от своего имени.
4) Содружество обладает правом применять санкции при нарушении международных обязательств. В соответствии со статьей 10 Устава Содружества Независимых Государств нарушения государством - членом Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств и могут привести к принятию мер в отношении нарушителя, допускаемых международным правом.
На основании вышеизложенного Экономический Суд пришел к следующим выводам:
Признание Содружества в качестве субъекта международного права может основываться на комплексном анализе данного образования и его уставных документов.
Как вытекает из Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года и Устава Содружества Независимых Государств, принятого Решением Совета глав государств от 22 января 1993 года, Содружество - межгосударственное образование с широкой сферой совместной деятельности и развитой организационной структурой.
Содружество является субъектом международного права. Международная правосубъектность Содружества составляет его неотъемлемое свойство, атрибут существования и не нуждается в дополнительном признании в качестве таковой со стороны государств, в том числе государств - членов, или со стороны иных международных организаций. Содружество выступает как субъект международного права уже лишь потому, что оно реально существует и действует в международных отношениях.
В качестве субъекта международного права Содружество Независимых Государств обладает следующими правами:
- Содружество реализует право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями;
- Содружество осуществляет право заключать международные договоры с государствами и международными организациями;
- органы Содружества принимают решения от своего имени;
- Содружество обладает правом применять санкции при нарушении международных обязательств.
Председатель
А.Б.КАЖЕНОВ

)(Подписан в г. Москве 31.12.1997) ">"ПРОТОКОЛ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПРАВОВОМ И ИМУЩЕСТВЕННОМ СТАТУСЕ НАУЧНОЙ СТАНЦИИ И ОПЫТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ОБЪЕДИНЕННОГО ИНСТИТУТА ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В ГОРОДЕ БИШКЕКЕ"(Вместе с <ПЕРЕЧНЯМИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ>)(Подписан в г. Москве 31.12.1997)  »
Международное законодательство »
Читайте также