"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-17 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на десятом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 10-17
от 6 декабря 1997 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Настоящий Закон в соответствии с конституцией государства-участника Содружества Независимых Государств определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, устанавливает организационные, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления в государстве-участнике СНГ (в дальнейшем - государство).
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины. 1. В отношении настоящего Закона понятия и термины используются в следующих значениях:

Статья 2. Местное самоуправление. Под местным самоуправлением понимается форма реализации власти народа, осуществляемая посредством самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения в соответствии с конституцией и законами государства.

Статья 3. Право граждан государства-участника Содружества на осуществление местного самоуправления. 1. Граждане государства-участника СНГ (в дальнейшем - граждане) осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с государственными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 5. Основополагающие подходы к осуществлению местного самоуправления. Местное самоуправление в государстве осуществляется исходя из следующих основополагающих положений:

Статья 6. Законодательная основа местного самоуправления. 1. Законодательное, а также иное нормативное регулирование местного самоуправления в государстве базируется на основополагающих положениях, изложенных в статье 5 настоящего Закона.

Статья 7. Государственная политика в области местного самоуправления. 1. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти государства-участника Содружества в области местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

Статья 9. Предметы ведения местного самоуправления. 1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которые могут передаваться в ведение муниципальных образований законом, а также на договорной основе в соответствии с законом.

Статья 10. Устав муниципального образования. 1. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Статья 11. Ассоциации и союзы муниципальных образований. Муниципальные образования в лице выборных органов местного самоуправления для координации своей деятельности в целях взаимопомощи, совместного решения социальных, экономических и культурных задач, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Статья 12. Символика муниципальных образований. Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т.д.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Статья 13. Территории местного самоуправления. 1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории государства в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Территории муниципальных образований устанавливаются в порядке, определенном законом, с обязательным учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 14. Установление и изменение границ муниципального образования. 1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются органами государственной власти с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти.

Статья 15. Органы местного самоуправления. 1. К органам местного самоуправления относятся:

Статья 16. Представительный орган местного самоуправления. 1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законом.

Статья 17. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления. 1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Статья 18. Регулирование деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц. 1. Наименование органов местного самоуправления и его должностных лиц, порядок формирования органов местного самоуправления, избрания (назначения) его должностных лиц, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом.

Статья 19. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, его выборного должностного лица. 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, его выборному должностному лицу гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления своих полномочий, защита прав, чести и достоинства.

Статья 20. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. 1. Органы местного самоуправления и его должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, его выборных и других должностных лиц, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом.

Статья 22. Участие органов государственной власти в осуществлении местного самоуправления. Вариант А статьи 22 - для государств, в конституциях которых предусмотрена организационная обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти.

Статья 23. Внутреннее устройство муниципального образования. 1. В составе территории муниципального образования могут находиться территории других муниципальных образований.

Статья 24. Муниципальная служба. 1. Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность на постоянной основе по обеспечению полномочий органов местного самоуправления и его выборных должностных лиц, а также профессиональная деятельность на постоянной основе должностных лиц местного самоуправления, не являющихся выборными.

Статья 25. Местный референдум. 1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

Статья 26. Муниципальные выборы. 1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Статья 27. Собрание (сход) граждан. 1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан, в том числе для формирования органов местного самоуправления с соблюдением принципов избирательного права.

Статья 29. Обращения граждан в органы местного самоуправления. 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к его должностным лицам.

Статья 30. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Статья 31. Экономическая основа местного самоуправления. 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Статья 32. Муниципальная собственность. 1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Статья 34. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности. 1. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают и изменяют их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Статья 35. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.

Статья 38. Местные бюджеты. 1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

Статья 39. Доходы и расходы местных бюджетов. 1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от государственных налогов в соответствии с нормативами, установленными законами, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти муниципальным образованиям для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного управления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Статья 40. Обеспечение минимальных местных бюджетов. 1. Органы государственной власти в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

Статья 41. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления. 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в государственном бюджете.

Статья 42. Местные налоги и сборы. 1. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 45. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Статья 47. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и его должностных лиц. 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, решения органов местного самоуправления и его должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, органами и должностными лицами местного самоуправления и государственной власти, а также всеми находящимися на территории муниципального образования гражданами и иными физическими лицами.

Статья 49. Судебная защита местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и его должностные лица вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и его должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Статья 51. Ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц перед населением. Ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц перед населением муниципального образования наступает в результате утраты доверия населения.

Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц перед государством. 1. Ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц перед государством наступает в случае нарушения ими конституции, законов государства, устава муниципального образования.

Статья 53. Ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц перед физическими и юридическими лицами. Ответственность органов местного самоуправления и его должностных лиц перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке и случаях, установленных законами и уставами муниципальных образований в связи с деятельностью:

Статья 55. Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий органов местного самоуправления и его должностных лиц. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и его должностных лиц могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Статья 57. О формировании законодательства в развитие настоящего Закона <*>. --------------------------------

Статья 58. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Законом. 1. Предложить президенту и правительству государства привести их правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.

Статья 59. О муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями на момент вступления в силу настоящего Закона признаются административно-территориальные единицы, в которых на момент вступления его в силу существуют территориальные органы власти, осуществляющие полномочия по решению вопросов, отнесенных настоящим Законом к вопросам местного значения.

Статья 60. Временное правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим Законом. 1. Впредь до принятия законов, предусмотренных настоящим Законом, регулирующих вопросы порядка реализации отдельных полномочий органов местного самоуправления, указанные вопросы могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с конституцией государства и настоящим Законом.

Статья 61. Проведение выборов представительных органов местного самоуправления и его должностных лиц и срок их полномочий. Муниципальные выборы в муниципальных образованиях, где на момент вступления в силу настоящего Закона отсутствуют выборные органы местного самоуправления, соответствующие ему, проводятся не позднее чем через десять месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона. Дата выборов в этом случае устанавливается органом власти (должностным лицом), осуществляющим полномочия местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Статья 64. О формировании муниципальной собственности. 1. Государство передает в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в государственной собственности, необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между государством и муниципальными образованиями, а также между муниципальными образованиями.

"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАНДАРТИЗАЦИИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-16 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также