"СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ"(Принята в г. Москве 29.08.1997)


СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКО-АРМЯНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
(Москва, 29 августа 1997 года)
По приглашению Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина в России 28 - 30 августа 1997 г. с официальным визитом находился Президент Республики Армения Л.А. Тер-Петросян. Между Президентами двух дружественных стран состоялся всесторонний обмен мнениями по всему комплексу двустороннего сотрудничества, включая перспективы дальнейшего развития российско-армянских связей, а также по ситуации в Закавказье и вокруг него, и широкому кругу международных проблем. Встреча двух Президентов проходила в атмосфере искренности, доверия и взаимного понимания.
Прошедшие в ходе визита встречи и беседы подтвердили широкое совпадение интересов двух государств в политической, военно - стратегической и экономической областях, близость подходов к глобальным и региональным проблемам. Они стали ярким свидетельством стремлений России и Армении всемерно укреплять традиционные отношения тесной дружбы и всестороннего сотрудничества, сохранять и приумножать все то доброе, что на протяжении столетий сближало и объединяло наши народы.
1. Президенты подчеркнули, что отношения между Российской Федерацией и Республикой Армения как суверенными и равноправными государствами неуклонно крепнут и развиваются в соответствии с Уставом ООН, целями, принципами и обязательствами ОБСЕ, на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Динамика двустороннего сотрудничества в последние годы позволила вывести эти отношения на уровень стратегического партнерства.
Выражая волю народов России и Армении к объединению усилий во имя сохранения мира, укрепления безопасности и процветания обоих государств, Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который станет основополагающим правовым актом для отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения. Договор отвечает долгосрочным и насущным интересам обеих стран, служит делу дальнейшего укрепления доверия и расширения всестороннего сотрудничества между ними.
Между Российской Федерацией и Республикой Армения в ходе визита подписаны также Договор о правовом статусе граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения; Соглашение по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения; Соглашение об условиях учреждения и деятельности Российско-Армянского университета в г. Ереване, а также ряд других межправительственных соглашений.
Российская Федерация и Республика Армения будут поддерживать усилия друг друга, направленные на продолжение и углубление демократических преобразований и рыночных реформ, осуществляемых ими в соответствии с самостоятельно разработанными программами, учитывающими специфику каждой из стран.
2. Главы двух государств констатировали совпадение и близость их позиций по ключевым международным вопросам, подтвердили стремление и дальше тесно взаимодействовать в области внешней политики, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций.
Президенты отметили, что прекращение "холодной войны" и вступление человечества в постконфронтационный период знаменует собой переход от биполярного мира к многополярному. Этот мир создается общими усилиями всех государств, больших и малых. Ему надлежит стать безопасным, стабильным и взаимозависимым. Стороны подчеркнули, что не должно быть рецидивов блоковой политики, попыток вновь воздвигать разделительные барьеры.
Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян высказались за укрепление Организации Объединенных Наций как фундамента системы упрочения мира, безопасности и международного сотрудничества, за повышение ее действенности и результативности в новых условиях. Осуществление общеприемлемой схемы адаптации системы ООН, по мнению Президентов, будет способствовать продвижению к этим целям. Вместе с тем при проведении реформы этой организации важно не растерять полезный багаж, наработанный ею за более чем полувековую деятельность на благо международного мира и безопасности и наращивать ее позитивный вклад в решение мировых проблем.
Президенты отмечают особую важность ведущейся в ОБСЕ по решению Лиссабонского саммита этой организации работы над Хартией европейской безопасности - документом, который по своему значению мог бы быть сопоставим с Хельсинкским Заключительным актом. Хартия призвана стать стержнем новой архитектуры безопасности, в которой надежно обеспечивались бы интересы безопасности всех государств. Президенты считают, что центральную роль в обеспечении безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе должна играть ОБСЕ. В этой связи они выступают в пользу дальнейшего укрепления ОБСЕ как универсальной общеевропейской организации, включая формирование ее собственной правовой базы, за придание ОБСЕ координирующей функции по отношению к другим объединениям и группировкам, занимающимся вопросами европейской безопасности.
Хартия принята в г. Стамбуле 19.11.1999. Исходя из необходимости формирования в Европе единого пространства безопасности, Б.Н. Ельцин подтвердил негативное отношение к планам расширения НАТО. Президенты отметили важность подписания Основополагающего акта Россия - НАТО как вклада в укрепление безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе.
Президенты двух стран выразили готовность к углубленному взаимодействию с Европейским Союзом. Россия и Армения подтверждают свою линию на интеграцию в европейскую и мировую экономику.
Россия поддерживает стремление Армении стать полноправным членом Совета Европы. Президенты подтверждают приверженность их стран общепринятым стандартам в области прав человека и основных свобод. Предстоящий в октябре с.г. саммит этой организации призван принять важные решения, направленные на укрепление демократической безопасности и социальной стабильности в Европе.
Российская Федерация и Республика Армения подтверждают свое намерение совместно с другими государствами вести активную работу по адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе с тем, чтобы повысить его жизнеспособность и эффективность в обеспечении равной безопасности всех участников Договора в условиях современной военно-политической обстановки в Европе.
3. Как главы стран - учредителей Содружества Независимых Государств Президенты России и Армении заявляют о своей твердой приверженности его целям и принципам. Они будут целеустремленно способствовать укреплению и повышению эффективности Содружества, максимальному задействованию его потенциала, который сегодня реализуется не в полной мере.
С удовлетворением отмечено, что СНГ как региональная организация все более утверждается на мировой арене, активно взаимодействует с ООН, ОБСЕ, другими региональными объединениями.
Президенты приветствуют активизацию взаимных контактов и добрососедского сотрудничества в рамках СНГ на многосторонней и двусторонней основе. Они считают, что усиление интеграционных процессов в Содружестве отвечало бы объективным потребностям его развития. Эти процессы не следует ни искусственно форсировать, ни сдерживать. Последнее слово здесь принадлежит государствам - участникам, каждое из которых самостоятельно определяет наиболее подходящие для него формы интеграции.
4. Считая Черноморское экономическое сотрудничество важным направлением внешней политики своих стран, Президенты подчеркнули готовность содействовать превращению ЧЭС в полноформатную организацию экономического взаимодействия стран региона, как это было согласовано на Московской встрече глав государств и правительств стран - участниц ЧЭС.
Была проявлена взаимная заинтересованность в скорейшем запуске Черноморского банка торговли и развития, а также инвестиционных и торгово-экономических проектов ЧЭС. Стороны выразили уверенность в том, что предстоящее председательство Армении в ЧЭС даст новые импульсы развитию этого перспективного механизма регионального сотрудничества.
Была проявлена взаимная заинтересованность в развитии и других форм регионального сотрудничества в целях стимулирования интеграционных процессов в регионе.
5. Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян подтвердили намерение своих стран претворять в жизнь положения Кисловодской декларации "За межнациональное согласие, мир, экономическое и культурное сотрудничество на Кавказе", принятой 3 июня 1996 г. на встрече Президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии и Российской Федерации в присутствии руководителей северокавказских субъектов Федерации, закреплять итоги этой встречи и ее уникальный формат.
Обстоятельно обсудив проблему нагорно-карабахского конфликта, Президенты подчеркнули необходимость его всеобъемлющего решения исключительно мирными средствами на справедливой, приемлемой для всех сторон основе.
Б.Н. Ельцин подтвердил содержащееся в Заявлении Президентов России, США и Франции в Денвере обращение к руководителям всех конфликтующих сторон проявить позитивный подход и на основе единых предложений сопредседателей Минской конференции ОБСЕ достичь путем переговоров скорейшего урегулирования.
Л.А. Тер-Петросян отметил вклад России в достижение договоренности о прекращении огня в Нагорном Карабахе, позитивно оценил роль и посреднические усилия Минской группы ОБСЕ.
6. Президенты относят к числу приоритетных вопросы дальнейшего развития и укрепления российско-армянских отношений и будут постоянно держать их в поле зрения. Задача состоит в том, чтобы практически претворить в жизнь положения подписанного в ходе визита Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Арменией, последовательно реализовывать уже имеющиеся двусторонние соглашения, расширять и далее правовую базу сотрудничества во всех областях.
Б.Н. Ельцин и Л.А. Тер-Петросян договорились продолжать политический диалог. По вопросам, представляющим взаимный интерес, будут регулярно проводиться консультации, в том числе на высшем уровне. Президенты высказались за расширение связей между представителями законодательной и исполнительной властей, а также на уровне субъектов Российской Федерации и областей Армении.
Главы государств выразили единство взглядов по проблемам обеспечения взаимной безопасности, охраны внешней границы СНГ, высказались за дальнейшее развитие сотрудничества по военной и военно-технической линии, между пограничными войсками обеих стран на долгосрочной основе. Отмечена большая роль, которую играет Договор о российской военной базе на территории Армении от 16 марта 1995 года в интересах укрепления их союзнических отношений. Они подчеркнули, что это сотрудничество не направлено против третьих стран.
7. Принципиальное значение Президенты придают развитию устойчивых долгосрочных торгово-экономических связей между Россией и Арменией как на межгосударственном уровне, так и на уровне предприятий всех форм собственности, а также в сфере взаимного привлечения инвестиций.
Было отмечено, что нынешние объемы экономического сотрудничества не соответствуют потенциальным возможностям двух стран и должны быть существенно увеличены. Большая ответственность в этом плане ложится на российско-армянскую Межправительственную комиссию по экономическому сотрудничеству.
Было подчеркнуто, что во всем спектре экономических, производственных и научно-технических связей между Россией и Арменией стратегическая роль принадлежит энергетике. Важнейшим объектом сотрудничества остается Армянская АЭС. Президенты приветствовали состоявшееся во время визита подписание документов между правительством Республики Армения и РАО "Газпром" о создании совместного предприятия в целях обеспечения газоснабжения Республики Армения и строительства газопровода Россия - Турция через территорию Армении.
Перспективными направлениями сотрудничества являются развитие пооперационных связей в горно-металлургической, химической, ювелирной и легкой промышленности, отраслях машиностроения, производства стройматериалов, ВПК и АПК, формирование межгосударственных промышленно-финансовых групп и совместных предприятий, взаимодействие транспортных ведомств, согласование действий банковских систем Армении и России, другие совместные шаги, предпринимаемые с учетом взаимных экономических интересов двух стран.
Президенты с удовлетворением отметили укрепление контактов между деловыми кругами России и Армении, поддерживают их инициативу по проведению в Ереване осенью 1997 г. представительного двустороннего бизнес-форума.
Ценнейшим достоянием народов России и Армении является их исторически сложившаяся духовная и культурная близость. Президенты полны решимости всемерно содействовать упрочению российско - армянских связей в области культуры, науки, образования, туризма, спорта и информации, поощрять контакты между людьми и общественными организациями.
Крупным событием станет открытие в 1998 году в Ереване Российско-Армянского университета. Будут созданы необходимые условия для углубленного изучения русского языка в Армении и армянского в России.
Достигнута договоренность об открытии информационно-культурных центров России в Ереване и Армении в Москве.
Президенты подтвердили, что Стороны надежно обеспечат проживающим на их территориях гражданам другой Стороны права и свободы в соответствии с международными нормами, многосторонними договорами, в которых они участвуют, а также соглашениями между ними.
Президент Республики Армения Л.А. Тер-Петросян пригласил Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина посетить Армению с государственным визитом. Приглашение с благодарностью принято. Сроки визита будут согласованы дополнительно.
Москва, 29 августа 1997 г.
(Подписи)

"МЕМОРАНДУМ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ КОМИТЕТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЕДОМСТВОМ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ВЕНГЕРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"(Подписан в г. Будапеште 29.08.1997)  »
Международное законодательство »
Читайте также