ОПРЕДЕЛЕНИЕ Экономического Суда СНГ n С-1/11-96<ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ТОЛКОВАНИИ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ОТ 4 СЕНТЯБРЯ 1996 ГОДА n С-1/11-96>(Принято в г. Минске 20.03.1997)


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ N С-1/11-96
(Минск, 20 марта 1997 года)
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - председателя Экономического Суда Сафиуллина Д.Н.,
судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Дашука Л.А., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Плаксина С.А., Симоняна Г.В., Толибова Х.,
заслушав судью Экономического Суда Бекенова Р.А. об официальном толковании Решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 4 сентября 1996 года N С-1/11-96 о толковании,
установил:
по запросам Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств и Министерства обороны Российской Федерации Решением Экономического Суда от 4 сентября 1996 года за N С-1/11-96 дано толкование положений Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года; Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года в части обязательного государственного страхования военнослужащих и членов их семей, проживающих на территории государств - участников Соглашения, с целью разрешения спорных вопросов в случае коллизии норм национального законодательства государств - участников Содружества с нормами, содержащимися в межгосударственных (межправительственных) соглашениях.
Однако, как показывает практика, в отдельных государствах - участниках Содружества Независимых Государств, Решение Экономического Суда от 4 сентября 1996 года понимается неоднозначно. На его основе делаются противоположные выводы относительно выплат страховых сумм членам семьи погибших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных согласно законодательству России Военно-страховой компанией Российской Федерации, если эти члены семьи проживают за пределами России - на территории государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года. В связи с этим Экономический Суд считает необходимым по собственной инициативе истолковать Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 4 сентября 1996 года N С-1/11-96, разъяснив, на ком лежит обязанность произвести выплаты страховых сумм членам семьи погибшего военнослужащего: государства, в котором военнослужащий проходил службу и был застрахован, или государства, на территории которого проживают члены семьи погибшего.
Изучив имеющиеся в деле документы, обсудив заключения генеральных советников Экономического Суда В. Боровцова и В. Ждана, Экономический Суд пришел к следующим выводам:
1. В статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Систематический и грамматический анализ приведенной статьи показывает, что Соглашение по-разному подходит к обязательствам государств в области пенсионного обеспечения и обязательного государственного страхования лиц, указанных в Соглашении. Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены (или будут установлены) законодательством государств, в которых проживают соответственно военнослужащие и их семьи.
Что касается обязательного государственного страхования, то Соглашение исходит из того, что страхование осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством того государства, где проживают (проживали на момент заключения договора страхования) сами военнослужащие.
Экономический Суд в своем Решении от 4 сентября 1996 года правомерно констатировал, что это логично вытекает из природы отношений, складывающихся в процессе обязательного государственного страхования, поскольку страхованию подлежит сам военнослужащий, а не члены его семьи.
Действительно, страховое правоотношение является, во-первых, сложным по составу, во-вторых, - длящимся. Оно возникает в момент заключения страхового договора и прекращается после окончания всех выплат, необходимость которых следует из указанного договора. Страховым договором на основе законодательства предусматривается, в частности, кем, в каких размерах, при наступлении каких условий, в какие сроки производятся выплаты страховых сумм, кому должна выплачиваться страховая сумма в случае смерти застрахованного. Все эти правила и условия определяются законодательством того государства, в котором заключается договор страхования: практически это то государство, где проживает и служит военнослужащий. Поэтому расходы по обязательному государственному страхованию военнослужащего, получившего увечье, а в случае его смерти - членам его семьи, несет государство, интересы которого защищал гражданин, находясь на военной службе, и которое взяло на себя обязательства, вытекающие из договора обязательного личного государственного страхования военнослужащего.
Отсюда неизбежно следует, что независимо от того, на территории какого государства - участника проживает член семьи застрахованного военнослужащего, выплата этому члену семьи страховых сумм или единовременного пособия за погибшего военнослужащего производится государством, где был застрахован военнослужащий. Из этой формулировки, в свою очередь, следует, что все обязательства перед застрахованным военнослужащим и членами его семьи, вытекающие из договора обязательного государственного страхования военнослужащего, до полного их выполнения и прекращения договора несет страховая компания или иной уполномоченный орган государства, где служил военнослужащий.
2. Еще одно положение, касающееся обязательного государственного страхования военнослужащих, содержится в статье 3 Соглашения от 15 мая 1992 года. В ней устанавливается, что расходы по обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами - участниками за счет их бюджета без взаимных расчетов между государствами.
Никаких указаний о том, какое из государств обязано производить выплаты страховых сумм (государство, в котором был застрахован военнослужащий, или государство, в котором проживают члены его семьи), в этой статье, как и в других статьях данного и иных соглашений, нет. Поэтому, по мнению Экономического Суда, представляется, что формулировка статьи 3 не влияет на вывод, сделанный Судом выше.
3. Суд признает также необходимым отметить, что как соглашения между государствами - участниками Содружества, касающиеся пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также обязательного государственного страхования военнослужащих, так и национальное законодательство отдельных государств Содружества недостаточно полно и всесторонне регулируют порядок выплат страховых сумм членам семьи погибших военнослужащих, проживающим за пределами государства, в котором военнослужащий проходил службу.
С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 8.51 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд определил:
основываясь на смысле и содержании Решения Экономического Суда от 4 сентября 1996 года N С-1/11-96, дать следующее толкование.
1. Исходя из статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, выплаты страховых сумм членам семьи погибшего военнослужащего должны производиться страховой организацией или иным органом, уполномоченным государством, в Вооруженных Силах которого служил и где был застрахован военнослужащий, независимо от того, проживают члены семьи на территории данного государства или же на территории других государств - участников указанного Соглашения.
2. Копию определения направить в Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств, Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, министерствам обороны Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, государствам - участникам Содружества, а также для сведения в Межгосударственный экономический комитет Экономического союза, Межпарламентскую Ассамблею государств - участников Содружества Независимых Государств, Совет командующих Пограничными войсками.
3. Определение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель
Д.Н.САФИУЛЛИН

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ ИРАК О КУЛЬТУРНОМ И НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ"(Заключено в г. Багдаде 20.03.1997)  »
Международное законодательство »
Читайте также