РЕКОМЕНДАЦИЯ n 132 Международной организации труда"ОБ УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ТРУДА АРЕНДАТОРОВ, ИЗДОЛЬЩИКОВ И АНАЛОГИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРУДЯЩИХСЯ"(Принята в г. Женеве 25.06.1968 на 52-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 132
ОБ УЛУЧШЕНИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ТРУДА АРЕНДАТОРОВ,
ИЗДОЛЬЩИКОВ И АНАЛОГИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТРУДЯЩИХСЯ
(Женева, 25 июня 1968 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 5 июня 1968 года на свою пятьдесят вторую сессию,
постановив принять ряд предложений об улучшении условий жизни и труда арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
считая, что эти предложения составляют лишь один аспект проблемы аграрной реформы и что они должны быть помещены в эти более широкие рамки,
отмечая, что Организация Объединенных Наций и специализированные учреждения, в частности Международная организация труда и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, были призваны резолюциями Экономического и Социального совета Организации Объединенных Наций уделять больше внимания всем аспектам земельной реформы,
отмечая далее, что для успеха действий, связанных с самыми разными аспектами аграрной реформы, существенно важно поддержание тесного сотрудничества в соответствующих областях деятельности между Организацией Объединенных Наций и специализированными учреждениями, и в особенности с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций, ведущая роль которой в вопросах земельной реформы была признана Экономическим и Социальным советом Организации Объединенных Наций,
отмечая, что нижеследующие нормы были соответственно сформулированы в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций и что с целью избежать дублирования и обеспечить надлежащую координацию будет осуществляться постоянное сотрудничество в деле поощрения и обеспечения применения этих норм,
отмечая, в частности, что любые доклады, представляемые государствами - членами во исполнение статьи 19 Устава Международной организации труда, будут предоставляться в распоряжение Организации Объединенных Наций и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций для того, чтобы дать им возможность учитывать такие доклады в своей собственной работе, касающейся земельной реформы, и в любых докладах о прогрессе земельной реформы, запрашиваемых Экономическим и Социальным советом Организации Объединенных Наций,
принимает сего двадцать пятого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1968 года об арендаторах и издольщиках:
I. Сфера применения
1. 1) Настоящая Рекомендация применяется к сельскохозяйственным трудящимся:
a) выплачивающим установленную арендную плату деньгами, в натуре, трудом или в виде их сочетания;
b) выплачивающим арендную плату в натуре, равную обусловленной соглашением доле урожая;
c) труд которых оплачивается частью урожая, поскольку они не охватываются законодательством, применимым к лицам наемного труда,
когда они обрабатывают землю сами или с помощью своей семьи, или когда они прибегают к посторонней помощи в пределах, установленных национальным законодательством.
2) Эти трудящиеся в дальнейшем будут называться "арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся".
2. Настоящая Рекомендация не применяется к трудовым отношениям, при которых труд оплачивается на основе установленной заработной платы.
3. Положения настоящей Рекомендации, касающиеся "землевладельцев", применяются к любому лицу, с которым трудящийся, подпадающий под действие настоящей Рекомендации, вступает в соглашение об аренде, издольщине или в аналогичное соглашение, независимо от того, является ли данное лицо собственником земли, его представителем или же имеет полномочия заключать договоры по данному вопросу.
II. Цели
4. Одной из целей социально-экономической политики должно быть содействие неуклонному и постоянному повышению благосостояния арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся и гарантирование им в возможно большей степени стабильности и обеспечения работой и средствами существования с учетом необходимости применения хороших методов ведения хозяйства и эффективного использования природных и экономических ресурсов, принимая во внимание финансовые возможности страны.
5. Без ущерба для основных прав землевладельцев, члены Организации должны принимать соответствующие меры для того, чтобы арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся могли сами нести основную ответственность за управление своими земельными участками; они должны оказывать им необходимую помощь в этом отношении, обеспечивая наиболее выгодное использование имеющихся на земельном участке ресурсов и их сохранение.
6. В соответствии с общим принципом, согласно которому доступ к земле имеют все категории сельскохозяйственных трудящихся, должны быть приняты меры, когда это целесообразно с точки зрения социально-экономического развития, для облегчения доступа арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся к земле.
7. Должно поощряться создание и развитие на добровольной основе организаций, представляющих интересы арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся, а также организаций, представляющих интересы землевладельцев, и в этих целях должны обеспечиваться все возможные условия.
8. Следует признать, что все меры, предусмотренные в настоящей Рекомендации для достижения целей, изложенных в параграфах 4 - 7, были бы более эффективными, если бы они были включены во всеобъемлющий национальный план аграрной реформы.
III. Методы осуществления
9. Там, где указанные выше цели политики, в частности те, которые изложены в параграфе 4, не могут быть достигнуты должным образом на основе существующего законодательства об аренде земли или о труде, такое законодательство должно быть изменено или должно быть принято специальное законодательство, после консультации с заинтересованными организациями, а там, где таковых не существует, с представителями заинтересованных лиц.
10. Должны быть приняты меры и установлен порядок, соответствующие национальным условиям, с целью:
a) обеспечения того, чтобы арендная плата была на уровне, который:
i) позволяет арендатору иметь уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству;
ii) дает каждой из заинтересованных Сторон заслуженный и справедливый доход;
iii) содействует дальнейшему улучшению ведения хозяйства;
b) определения минимальной доли продукции, на которую имеют право лица, упомянутые в пункте 1 "c" параграфа 1;
c) проведения пересмотра арендной платы при определенных обстоятельствах, как, например, значительные изменения урожайности, цен и стоимости земли;
d) отсрочки арендной платы и, когда того требуют обстоятельства, ее снижения в случае неурожая или других бедствий, влияющих на ведение сельского хозяйства, из-за естественных причин, которые арендатор, издольщик или сельскохозяйственный трудящийся аналогичной категории не мог предвидеть или которые не зависели от него.
11. Следует принять соответствующие меры для защиты арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся от требований землевладельцев оказывать им личные услуги в любой форме, за плату или бесплатно; любые попытки принуждать к таким услугам должны повлечь за собой соответствующие санкции, устанавливаемые компетентным органом власти.
12. Следует иметь соответствующий механизм, отвечающий национальным условиям, для:
a) обязательного проведения в жизнь законодательства, правил, договоров или мер, соответствующих обычаям, направленных на повышение благосостояния и содействие духу инициативы и на обеспечение защиты арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся;
b) быстрого разрешения, при минимальных расходах, споров между землевладельцами, с одной стороны, и арендаторами, издольщиками и аналогичными категориями сельскохозяйственных трудящихся, с другой.
13. Организации, представляющие интересы арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся, а также организации, представляющие интересы землевладельцев или, где таковых не существует, представители заинтересованных Сторон, должны участвовать в осуществлении порядка и в работе механизма, о которых идет речь в параграфах 10 и 12, а также в рассмотрении договоров, упомянутых в пункте 1 "a" параграфа 14 и в параграфе 15.
14. 1) Договоры, регулирующие отношения между землевладельцами, с одной стороны, арендаторами, издольщиками и аналогичными категориями сельскохозяйственных трудящихся, с другой стороны:
a) должны предпочтительно иметь письменную форму или соответствовать типовому договору, установленному компетентным органом власти;
b) должны заключаться в установленном порядке и - для того, чтобы обеспечить полное понимание арендатором, издольщиком или аналогичным сельскохозяйственным трудящимся прав и обязанностей, вытекающих из договора, - в условиях, гарантирующих надлежащий контроль со стороны компетентного органа власти;
c) должны быть такой продолжительности и содержать такие положения об их автоматическом возобновлении, которые обеспечивали бы арендатору гарантию землепользования и поощряли хорошее ведение сельскохозяйственных работ.
2) Требование землевладельцем какой-либо особой платы или подарков в денежной или натуральной форме за заключение или возобновление договора должно запрещаться, и любая такая попытка должна караться соответствующими санкциями, определяемыми компетентным органом власти.
15. 1) В каждом договоре должны содержаться все данные, которые могут быть необходимы, в дополнение к соответствующему законодательству, для определения прав и обязанностей Сторон.
2) Договор во всех случаях должен содержать следующие данные:
a) имена Договаривающихся Сторон и любые другие детали, необходимые для установления их личности;
b) описание земельного участка и инвентарную опись имущества;
c) размер арендной платы, выплачиваемой за земельный участок, или вознаграждения, полагающегося за труд земледельца, и форму выплат в каждом случае.
3) Договор должен также содержать следующие данные, в той мере, в которой они недостаточно предусматриваются национальным законодательством:
a) срок действия договора и метод исчисления этого срока;
b) положения, касающиеся возобновления и расторжения договора, и, в соответствующих случаях, передачи прав по договору или возможности заключения субдоговора;
c) определение видов ремонта, за которые каждая из Сторон будет ответственна;
d) соответствующие права и обязанности Сторон в отношении издержек производства, урожая, собранного с земельного участка, и его сбыта;
e) право на возмещение за улучшения на земельном участке, осуществленные землепользователем за время действия договора, как это предусматривается в параграфе 17;
f) право на возмещение за причиненный убыток в случае досрочного расторжения договора землевладельцем, как это предусматривается в пункте 4 параграфа 16;
g) соответствующие права и обязанности Сторон в отношении ущерба, причиненного постройкам и оборудованию;
h) порядок разрешения споров;
i) меры, которые должны быть приняты в случае смерти землепользователя;
j) меры по охране соответствующих прав Сторон в отношении минеральных, водных и иных ресурсов земельного участка.
4) В договорах должны также содержаться в соответствующих случаях указания, касающиеся:
a) методов, обеспечивающих надлежащее ведение хозяйства и правильное использование ресурсов;
b) построек, которые должны быть предоставлены землевладельцем, как, например, жилища и другие удобства;
c) страхования от сельскохозяйственного и иного риска и ответственности за покрытие расходов по такому страхованию.
16. 1) Следует ограничить право землевладельца прекращать действие договора досрочно, после соответствующего предупреждения, случаями, указанными в законодательстве, как, например, неудовлетворительное ведение хозяйства арендатором или желание землевладельца лично пользоваться участком для целей, которые компетентный орган власти считает оправданными.
2) В случае досрочного расторжения договора арендаторам, издольщикам и другим аналогичным категориям сельскохозяйственных трудящихся следует предоставлять по их выбору достаточное время для уборки своего урожая или соответствующую компенсацию за него.
3) В случае продажи занимаемого ими земельного участка, арендаторы, издольщики или аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся должны заблаговременно уведомляться об этом землевладельцем в письменной форме. Те, кто удовлетворительным образом вели хозяйство на занимаемом ими земельном участке в течение определенного числа лет, должны иметь преимущественное право покупки земельного участка.
4) Арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся должны иметь право на компенсацию за ущерб, нанесенный им в случае досрочного прекращения действия договора землевладельцем по причинам, не связанным с невыполнением ими договорных обязательств.
17. Арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся должны иметь право на осуществление таких улучшений, которые могут оказаться необходимыми на занимаемом ими земельном участке, и, если имеется предварительное согласие землевладельца или компетентного органа власти на осуществление таких улучшений, или в случаях, когда это разрешается законом, они должны иметь право на компенсацию неамортизированной стоимости таких улучшений при оставлении участка.
18. Когда это принято или когда необходимо, чтобы арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся проживали на земельном участке, землевладельцев следует побуждать к обеспечению их жилищем, отвечающим нормам человеческого достоинства, в отношении таких вопросов, как защита от сил природы, обеспечение питьевой водой, санитарными установками и отдельным помещением для скота. Компетентному органу власти следует принимать все возможные соответствующие меры для оказания помощи землевладельцам в выполнении этого требования.
19. Когда это не вытекает из характера договорного соглашения, арендаторам, издольщикам и аналогичным категориям сельскохозяйственных трудящихся следует, если это позволяют условиям, разрешать использование земли для производства продуктов питания для себя и своих семей.
20. В рамках систем государственной регистрации должны приниматься меры, с тем чтобы права арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся бесплатно и надлежащим образом регистрировались и чтобы относящиеся к делу записи включали самые последние данные.
IV. Дополнительные меры
21. Следует, чтобы компетентные органы, по возможности в сотрудничестве с заинтересованными организациями, во всех соответствующих случаях поощряли и направляли создание арендаторами, издольщиками и аналогичными категориями сельскохозяйственных трудящихся производственных, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, кредитных, сбытовых и снабженческих кооперативов и укрепление уже существующих аналогичных организаций.
22. 1) С учетом имеющихся национальных ресурсов и существующих в стране условий, следует принимать меры по предоставлению арендаторам, издольщикам и аналогичным категориям сельскохозяйственных трудящихся достаточных по своему размеру низкопроцентных кредитов в денежной форме или в натуре, в частности, для:
a) содействия повышению уровня производства продукции и потребления;
b) облегчения доступа к земле;
c) повышения эффективности аграрных реформ и планов заселения земель.
2) Предоставление кредитов должно, насколько это практически возможно, производиться в рамках должным образом одобренных и контролируемых программ сельскохозяйственного развития и управления.
3) С учетом национальных условий особое внимание должно быть обращено на системы:
a) низкопроцентного кооперативного кредита;
b) кредита, с соответствующим надзором;
c) низкопроцентного банковского кредита;
d) беспроцентных государственных кредитов.
4) Арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся не должны быть обязаны получать разрешение землевладельцев на получение кредита, который будет использован на улучшение хозяйства.
23. 1) Компетентные органы власти и организации должны принимать соответствующие меры, чтобы обеспечить действительную доступность общего образования, а также программ сельскохозяйственного обучения и профессиональной подготовки сельским специальностям для арендаторов, издольщиков и аналогичных категорий сельскохозяйственных трудящихся и их иждивенцев.
2) Когда на таких лиц распространяется аграрная реформа или планы заселения земель, следует вырабатывать специальные программы образования и обучения, чтобы позволить им полностью воспользоваться этими реформами и планами.
3) Представители заинтересованных сельскохозяйственных организаций должны привлекаться к участию в деятельности государственных органов, ответственных за применение положений настоящего параграфа.
24. Компетентным органам власти следует обращать особое внимание на комплексные программы расширения занятости в сельских районах для того, чтобы:
a) предоставлять арендаторам, издольщикам и аналогичным категориям сельскохозяйственных трудящихся, а также их семьям, все возможности для более полного использования своих способностей к труду;
b) обеспечивать постоянную занятость вне сельского хозяйства для тех трудящихся, которые не могут найти работы в сельском хозяйстве.
25. Компетентным органам власти следует обеспечивать такое положение, при котором арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся:
a) охватывались бы, насколько это практически возможно, соответствующими и адекватными системами социального обеспечения;
b) пользовались бы выгодами программ сельского развития, относящихся к таким вопросам, как образование, здравоохранение, жилищное строительство и социальное обслуживание, включая культурные мероприятия и организацию отдыха, в частности, в результате распространения на них программ общинного развития.
26. 1) Арендаторы, издольщики и аналогичные категории сельскохозяйственных трудящихся должны быть защищены, насколько это возможно и практически осуществимо, от риска потери доходов вследствие таких стихийных бедствий, как засуха, наводнение, град, пожар, заболевания животных и болезни растений.
2) Когда это возможно и практически осуществимо, компетентные органы власти должны, с учетом положения в стране, создать систему страхования, имеющую своей целью защиту этих трудящихся от такого риска, или поощрять ее создание, а также играть важную роль в ее финансировании.

"ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ОБ ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ИНОСТРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" (ets n 62) [рус., англ.](Заключена в г. Лондоне 07.06.1968)  »
Международное законодательство »
Читайте также