"ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ"(Утверждена 13.09.1996 на 16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)


Утверждена
на шестнадцатом заседании Совета
по железнодорожному транспорту
13 сентября 1996 года
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ ПРОВОДНИКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ
Введение
Настоящая Типовая инструкция для проводника пассажирского вагона является основанием для разработки каждой железнодорожной администрацией нормативных документов, определяющих обязанности проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения.
В Типовой инструкции изложены обязанности проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения в пункте формирования при приемке и подготовке вагона в рейс, в пути следования, в пункте оборота и по прибытии поезда в пункт формирования.
На основании Типовой инструкции железнодорожные администрации разрабатывают и утверждают должностные инструкции, инструкции по технике безопасности и пожарной безопасности, санитарных правил, применительно к действующим нормативным актам государства и конкретным условиям работы каждого подразделения, обеспечивающего обслуживание пассажирских поездов межгосударственного сообщения.
1. Общие положения
1.1. На должность проводника вагона межгосударственного сообщения назначаются лица, прошедшие курсы подготовки в учебных заведениях или на предприятиях по обслуживанию пассажиров и сдавшие экзамены на знание устройства и правил эксплуатации оборудования, конструкции составных частей пассажирских вагонов, безопасных приемов труда, требований пожарной безопасности, санитарного минимума и нормативных документов.
1.2. Лица, назначенные на должность проводника вагона, проходят медицинский осмотр, порядок и очередность которого регламентируются законодательными актами государств - участников Соглашения.
1.3. На должность проводника вагона назначаются лица не моложе возраста, установленного трудовым законодательством государства.
1.4. Обслуживающий персонал поездов межгосударственного сообщения обязан проявлять уважительное отношение к нравам и обычаям народов государств - участников Соглашения, соблюдать законодательные акты государств, по территориям которых следует поезд.
1.5. При проведении пограничного и таможенного контроля в поезде проводник вагона должен оказывать содействие пограничным и таможенным органам.
1.6. Проводник вагона межгосударственного сообщения помимо нормативных документов по кругу своих обязанностей должен знать:
правила пользования вагонами межгосударственного сообщения;
действующие правила внутреннего пассажирского сообщения, распоряжения и предписания, необходимые проводнику для выполнения своих служебных обязанностей;
железнодорожные правила, действующие на дорогах следования, а также поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах страны назначения вагона и на транзитных дорогах маршрута следования;
общие таможенные, пограничные и валютные положения, действующие в государствах, через которые следует поезд или вагон;
все виды проездных билетов, квитанций доплат, документов, дающих право на ревизию пассажирского поезда на всем маршруте его следования;
перед началом рейса проводник получает от начальника поезда бланки формы ЛУ-72 или ИНУ-4 по учету населенности вагона и расхода постельного белья; бланки ЛУ-73 по учету наличия свободных и освобождающихся мест получают проводники головного и хвостового вагонов;
проводник обязан знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления, электрооборудования, вентиляции, холодильных установок, установок кондиционирования воздуха, пожарной сигнализации (УПС), циркуляционных насосов, кипятильников, системы сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ) и других устройств вагона, а также сохранность внутреннего оборудования и инвентаря.
1.7. Проводник должен выполнять по кругу своих обязанностей требования:
Правил технической эксплуатации железных дорог;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах;
Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам;
Правил учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах;
Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов;
Инструкции по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов;
Санитарных правил подготовки пассажирских вагонов и Санитарных правил содержания пассажирских вагонов в пути следования.
В информационный банк включены Санитарные правила пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте в международном сообщении, утвержденные 07.03.2001 на 28-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.2. Обязанности проводника при приемке
и подготовке вагона в рейс
2.1. Перед отправлением в рейс проводник обязан явиться на работу в установленное время, в чистой и опрятной форменной или фирменной одежде.
2.2. При приемке вагона или перед отправлением в рейс проводник обязан проверить:
исправность поручней, переходных площадок, тамбурных входных площадок, а также дверей и дверных замков по всему вагону;
наличие пломб на стоп-кранах и рукоятках привода аварийных выходов;
исправность пожарных кранов в котельном отделении и туалете нетормозного конца вагона;
обеспеченность вагона водой, работу питьевой точки;
состояние кранов, умывальных чаш и унитазов, механизмов смыва унитазов;
наличие и исправность огнетушителей (проверяется согласно действующей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов: по количеству и сроку годности);
наличие съемного оборудования и имущества (по книге формы ФИУ-11);
наличие топлива для приготовления чая;
санитарное состояние вагона, наличие постельных принадлежностей, мыла, моющих, дезинфицирующих средств и туалетной бумаги (при приемке от комплексной экипировочной бригады или от сменщика);
укомплектованность уборочным инвентарем;
наличие пепельниц в местах, отведенных для курения;
действие ручного тормоза;
наличие аптечки для оказания медицинской помощи, а также на случай возникновения аварийной ситуации, проводник штабного вагона проверяет наличие санитарных носилок, которые хранятся в этом вагоне.
2.3. При приемке вагона проводник совместно с электромехаником (при его отсутствии - с начальником поезда) обязан проверить:
состояние распределительных щитов, панелей автоматики; работоспособность потребителей электроэнергии на функционирование включением и выключением их с пульта или щита управления;
отсутствие утечки тока на корпус вагона;
состояние аккумуляторных батарей, степень зарядки батареи по показаниям приборов на электрическом щите;
исправность и работоспособность системы сигнализации контроля нагрева букс; пожарной сигнализации;
исправность кипятильника (визуально и по показаниям прибора) и наличие пламеотражателя в топке титана;
исправность хвостовых и сигнальных фонарей.
Примечание. При необходимости, проводник получает консультацию от поездного электромеханика по правилам пользования указанным оборудованием.
2.4. В отопительный сезон проводник дополнительно обязан:
проверить исправность сети отопления в рабочем состоянии, наличие колосников в топке, исправность ручного и циркуляционного насосов;
проверить наличие воды в системе отопления и обеспеченность вагона топливом; получить топливо по нормам;
не допускать хранение в котельном помещении дров, обтирочных, горючих материалов и других посторонних предметов.
2.5. О всех неисправностях или недостатках, обнаруженных в процессе приемки вагона, проводник обязан доложить начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия соответствующих мер.
2.6. Перед рейсом проводник должен получить продукты чайной торговли (чай, сахар, кофе, кондитерские изделия, другие виды продуктов питания и напитков).
2.7. Проводник должен навесить на вагон с двух сторон маршрутные доски, а с внутренней стороны окна - порядковый номер вагона согласно схеме формирования состава.
2.8. До подачи поезда для посадки пассажиров проводник должен поддерживать температуру в вагоне в зимнее и переходное время года в пределах 18 - 22 град. Цельсия, в летнее - 22 - 26 град. Цельсия.
2.9. Во время посадки пассажиров в поезд проводник должен находиться возле открытой двери вагона (остальные двери вагона должны быть закрыты на внутренний замок - "секретку") и проверить у пассажиров наличие и правильность оформления проездных документов, следить (и нести ответственность) за соблюдением правил перевозки ручной клади согласно действующим нормам.
2.10. За пять минут до отправления поезда проводник должен предупредить, чтобы провожающие освободили вагон.
3. Обязанности проводника в пути следования
3.1. В пути следования проводник обязан:
во время дежурства иметь визитную карточку;
содержать вагон в чистоте и поддерживать нормальную температуру в вагоне в соответствии с санитарными правилами;
следить за состоянием внутреннего оборудования вагона и правильным положением межвагонных переходных площадок;
не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалете - по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования.
Запрещается мыть полы в вагонах с электроотоплением при наличии высокого напряжения на электрических печах отопления.
Влажную уборку разрешается производить только при обесточенных печах электрического отопления.
На вагонах с комбинированным отоплением разрешается производить влажную уборку полов, кроме котельного отделения, не отключая цепи электронагревателей высоковольтного комбинированного котла отопления;
мусор в вагоне должен собираться в специальную емкость "для мусора" и сжигаться в топке котла вагона или удаляться из вагонов только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, в пунктах формирования и оборота. Выбрасывать золу и мусор на пути, а также на пол тамбура, переходную площадку вагона запрещается;
в вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч. по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями, а в фирменных поездах и в вагонах СВ поездов всех категорий - по требованию пассажиров в любое время суток. При обслуживании пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или фартуке;
поддерживать наличие кипяченой охлажденной воды;
в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей; по желанию пассажиров при возможности заменять использованное постельное белье в пути следования за дополнительную плату; доставлять постельное белье на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным, пассажирам преклонного возраста, пассажирам с малолетними детьми. Уборка постельных принадлежностей и постельного белья производится после выхода пассажиров; в исключительных случаях разрешается с позволения пассажиров убирать постельное белье не ранее чем за 30 минут до прибытия поезда на станцию;
при выходе из строя радиоустановки объявлять пассажирам в дневное время названия остановочных пунктов, сообщать о границах санитарных зон и продолжительности стоянок поезда; инструктировать пассажиров о правилах проведения таможенного и пограничного контроля досмотра;
следить за тем, чтобы окна вагона, при необходимости, открывались только с одной - коридорной - стороны (на двухпутных участках - с полевой стороны), а в вагонах с полным кондиционированием воздуха при работе кондиционера все окна были закрыты;
обеспечивать для пассажиров беспрепятственное пользование санузлами (кроме санитарных зон и стоянок поезда на станциях);
вести учет населенности вагона и расхода постельного белья на бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4, учет наличия свободных и освобождающихся мест на бланках формы ЛУ-73;
при приеме - сдаче смены проверить наличие в папке билетов и их соответствие занятым пассажирами местам, расход постельного белья и сделать соответствующие отметки в бланках формы ЛУ-72 или ИНУ-4 и ЛУ-73;
оказывать пассажирам первую доврачебную медицинскую помощь;
при отсутствии централизованного отопления во время топки котла твердым топливом поддерживать температуру в вагоне в соответствии с п. 2.8 настоящей Инструкции;
строго соблюдать требования к санитарным зонам и при подъезде к крупным станциям, курортам закрывать туалеты.
3.2. В случае утери, порчи, а также загрязнения постельных принадлежностей, требующего их химической чистки, в случае порчи инвентаря или оборудования вагона по вине пассажира проводник должен заявить об этом начальнику поезда, который по квитанции формы ГУ-57 взыскивает стоимость поврежденного или утраченного имущества согласно расценочной ведомости с выдачей на руки пассажиру квитанции об уплате.
3.3. Во время движения поезда проводники обязаны держать боковые и торцевые двери нерабочего тамбура в головном и хвостовом вагонах закрытыми на внутренние запоры - "секретки" и специальный ключ. В остальных вагонах боковые двери нерабочего тамбура закрываются на внутренний запор и специальный ключ, в рабочем тамбуре - только на внутренний запор. Торцевые двери для перехода из вагона в вагон должны быть незаперты.
3.4. До прибытия поезда на станцию, где имеется высадка, проводник обязан за 30 минут предупредить пассажиров.
По прибытии поезда на станцию проводник должен после полной остановки открыть дверь, поднять откидную площадку, зафиксировать ее (при отсутствии высокой платформы), протереть поручни и приступить к высадке и посадке пассажиров. При стоянке поезда менее 5 мин. и отсутствии посадки и высадки пассажиров проводник должен открыть дверь и, находясь в тамбуре, рекомендовать пассажирам не выходить из вагона; при отправлении пассажирского поезда закрыть дверь, кроме проводников хвостового и штабного вагонов, которые должны проводить станцию до конца платформы.
3.5. На линейных станциях проводник должен производить посадку пассажиров с билетами на данный поезд независимо от того, в какие вагоны выданы билеты, и не допускать посадки и высадки пассажиров на ходу поезда.
3.6. При отборе у пассажира проездных документов после посадки в вагон проводник должен их погасить путем надрыва, не нарушая компостерные знаки, за исключением проездных документов транзитных пассажиров, которым в пути следования предстоит пересадка на другой поезд, и пассажиров, желающих в пути сделать остановку с продлением срока годности билета.
В вагонах со спальными местами проездные документы всех форм служебных и талонных билетов до конца поездки в данном поезде должны находиться в специальной папке для билетов у проводника, который несет ответственность за их сохранность.
Транзитным пассажирам проводник возвращает проездные документы за 30 мин. до прибытия поезда в пункт пересадки. Выдавать проездные документы лицам, не совершившим поездку в данном поезде, категорически запрещается.
3.7. При обнаружении проводником утери принятых им на хранение от пассажиров проездных документов он должен немедленно составить акт, который вместе с ним подписывают пассажир и начальник поезда. Акт заверяют штемпелем станции, где поезд имеет остановку не менее 10 мин. Данная станция выдает новые проездные документы до станции конечного следования пассажира с отметкой на обороте этих документов "Взамен утерянного". Документы оформляются начальником поезда или проводником в билетных кассах без участия пассажира.
3.8. На станциях при необходимости пропуска через тамбур пассажиров с других поездов, находящихся на соседних путях, к пассажирскому зданию и обратно проводник должен держать обе боковые двери рабочего тамбура вагона открытыми, поднять откидные площадки и следить за переходом пассажиров.
3.9. Проводник, обнаруживший, что пассажир обслуживаемого им вагона отстал от поезда, обязан немедленно заявить об этом начальнику поезда и составить акт с указанием наименования и количества оставленных мест ручной клади. Акт должен быть подписан начальником поезда, проводником и двумя пассажирами.
3.10. Проводник обязан:
контролировать выполнение пассажирами требований пожарной безопасности;
не допускать пользования ими открытым огнем, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в не отведенных для этого местах, подключения пассажирами в вагоне магнитофонов, нагревательных и других электроприборов (за исключением электробритв), не предусмотренных электрической схемой вагона;
контролировать показания электроизмерительных приборов, сигнализации контроля нагрева букс и другого электрооборудования на пульте управления вагона;
- на станциях при стоянке поезда более 5 мин. производить проверку состояния текстропных ремней привода генератора, а при неисправности системы контроля нагрева букс - на ощупь температуру нагрева букс.
3.11. Проводник для обеспечения безопасности следования поезда обязан:
в случае возникновения короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на щите управления погасла, другая горит полным накалом) отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения (в ночное время) и сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда;
при возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей или безопасности движения, а также в случае срабатывания сигнализации контроля нагрева букс, немедленно остановить стоп-краном поезд, по телефону или цепочке вызвать поездного электромеханика или начальника поезда для принятия оперативного решения, и на ощупь определить степень нагрева букс вагона;
при экстренном торможении (вынужденной остановке) пассажирского поезда на перегоне проводник должен выяснить причину остановки поезда путем визуального осмотра в своем вагоне ходовых частей, букс, крепление деталей автотормоза и электрооборудования. В случае обнаружения неисправности в этом вагоне, являющейся препятствием для дальнейшего движения поезда, проводник обязан немедленно подать сигнал остановки в сторону локомотива и вызвать начальника поезда, который организует устранение неисправности или принимает решение о дальнейшем следовании поезда.
После отпуска машинистом локомотива автотормозов проводник вагона обязан проверить отпуск тормоза в обслуживаемом им вагоне, а после отправления поезда проводники вагонов должны из тамбуров наблюдать за движением поезда и в случае неотпуска тормозов, искрения или других неисправностей принять меры к остановке поезда.
При остановке пассажирского поезда на спуске (подъеме) проводники вагонов по сигналу машиниста локомотива "Тормозить" - три длинных свистка - должны привести в действие ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах, а перед приведением поезда в движение по сигналу машиниста локомотива "Отпустить тормоза" - два длинных свистка - отпустить ручные тормоза в обслуживаемых ими вагонах.
В случае срабатывания пожарной сигнализации отключить акустический сигнал на блоке управления, по его табло установить место пожара, а затем убедиться в достоверности показания путем осмотра этого места; при ложном сигнале о пожаре вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.
3.12. При обнаружении пожара проводники обязаны:
остановить поезд стоп-краном, за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом или в других местах, не допускающих эвакуацию пассажиров и препятствующих организации тушения пожара. Если пожар обнаружен при нахождении поезда в указанных местах, поезд должен быть остановлен после проследования этих мест;
вызвать по цепочке начальника поезда и поездного электромеханика, сообщить о пожаре проводникам соседних вагонов;
оповестить пассажиров: "Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы вагона открыты";
при возникновении пожара на пультах и щитах управления электрооборудованием, светильниках, а также в зоне расположения вентилятора приточной вентиляции отключить соответствующими переключателями все потребители электроэнергии высокого и низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения вагона (в ночное время);
при пожаре, не связанном с электрооборудованием или возникшем по неизвестным причинам, отключить все потребители высокого и низкого напряжения, кроме вентилятора приточной вентиляции и (в ночное время) цепей аварийного освещения вагона;
после отключения электрооборудования, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика, приступить к тушению пожара.
3.13. При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседних вагонов обязаны:
открыть наружные двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их на защелки; открыть аварийные выходы (там, где они предусмотрены конструкцией вагона);
открыть двери в соседние вагоны и обеспечить проход пассажиров;
в зависимости от места возникновения пожара в вагоне при следовании поезда в местах, исключающих его остановку, эвакуацию пассажиров (по возможности) производить с учетом того, что огонь распространяется в направлении, противоположном ходу поезда;
проверить, все ли пассажиры покинули вагон, после чего, убедившись, что все пассажиры покинули его, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
3.14. Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности в пути следования поезда возлагается в пассажирских вагонах и вагонах - видеосалонах на проводников вагонов, в багажных вагонах - на багажных раздатчиков, в почтовых - на экспедиторов почтовых вагонов, в вагонах - ресторанах - на директоров вагонов - ресторанов, в вагонах - кафе - на проводников и заведующих вагонами - кафе, а в вагонах - дизель - электростанциях - на старших механиков дизельных электроустановок.
3.15. При обнаружении неисправности электрооборудования пультов и щитов управления проводник должен сообщить об этом начальнику поезда или поездному электромеханику.
3.16. Проводнику запрещается ремонтировать и регулировать электрооборудование, холодильное и радиооборудование, а также установку пожарной сигнализации (УПС). При обнаружении неисправности он обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика.
3.17. При получении информации об изменении маршрута следования поезда от начальника поезда проводник оповещает пассажиров о порядке следования по новому маршруту. При отсутствии радиосвязи в поезде помощник машиниста передает информацию проводнику первого вагона, а тот - остальным проводникам и начальнику поезда.
При отцепке неисправного вагона проводник должен своевременно проинформировать пассажиров о предстоящем размещении их в других вагонах поезда.
3.18. Порядок дежурства проводников определяется графиком. График работы проводников составляется с расчетом обеспечения постоянного нахождения одного проводника в каждом вагоне.
3.19. Ревизия в поезде и вагонах может проводиться только в присутствии начальника поезда или проводника штабного вагона.
При ревизии в обслуживаемом вагоне проводник обязан:
в спальных вагонах предъявить ревизующим папку с отобранными у пассажиров проездными документами, в общих и межобластных вагонах - сопровождать их при проверке билетов у пассажиров;
предъявлять по требованию ревизующих документы, подтверждающие правильность учета свободных и освобождающихся мест, расхода комплектов постельных принадлежностей, а также наличные деньги, полученные за платные услуги;
давать необходимые пояснения по возникающим в процессе ревизии вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров;
в случае обнаружения в обслуживаемом вагоне провоза безбилетных пассажиров, излишней ручной клади, повторного использования постельного белья и других нарушений совместно с начальником поезда подписать акт и дать письменное объяснение по поводу обнаруженных нарушений и недостатков.
3.20. При выявлении больного или подозрении на заболевание, в первую очередь инфекционное, немедленно сообщать начальнику поезда.
3.21. Проводник вагона несет ответственность за следующие нарушения в пути следования поезда:
отключение сигнализации контроля нагрева букс (СКНБ);
отказ пассажиру в посадке при наличии билета в данный поезд;
невыход из вагона на промежуточных станциях с графиковой стоянкой поезда;
высадку пассажира ранее или позднее станции назначения, указанной в его билете;
необеспечение своевременных и безопасных условий посадки и высадки пассажиров;
отсутствие на вагоне порядкового номера по схеме поезда;
закрытие для пользования одного из туалетов вагона;
провоз безбилетных пассажиров и излишней ручной клади;
повторное использование постельного белья;
взимание за услуги стоимости больше установленной;
курение в служебном купе и салоне;
нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
несвоевременное заполнение бланков формы ЛУ-72 или ИНУ-4 по учету населенности вагона и расхода постельного белья;
неправильную или несвоевременную подачу сведений о свободных и освобождающихся местах;
нарушение этики поведения при обслуживании пассажиров;
нарушение дежурным проводником установленной форменной или фирменной одежды.
3.22. Проводникам запрещается:
сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кипятильниках, кухонных плитах;
использовать для освещения и отогрева трубопроводов открытый огонь;
хранить и перевозить легковоспламеняющиеся жидкости;
подключать электронагревательные приборы и другие бытовые устройства (магнитофоны, приемники и др.) там, где это не предусмотрено электрической схемой вагона;
растапливать котлы отопления, кипятильники при помощи легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (керосин, бензин, масло и др.);
оставлять без надзора вагоны.
4. Обязанности проводника по прибытии
поезда в пункт оборота
4.1. По прибытии в пункт оборота после высадки пассажиров из вагона проводник обязан:
проверить, не забыты ли пассажирами какие-либо вещи. При обнаружении забытых вещей сдать их в камеру хранения забытых вещей с составлением акта;
осмотреть оборудование вагона и в случае обнаружения каких-либо недостатков или неисправностей заявить об этом начальнику поезда или поездному электромеханику;
подготовить вагон в новый рейс в соответствии с установленным порядком.
4.2. Порядок дежурства проводников в вагонах в пункте оборота устанавливается в соответствии с графиком работы.
5. Обязанности проводника по прибытии
в пункт формирования
5.1. По прибытии поезда в пункт формирования проводник обязан:
проверить в вагоне, нет ли забытых пассажирами вещей. При обнаружении составить акт и сдать их в камеру хранения забытых вещей;
пересчитать использованное и чистое постельное белье, подготовить использованное белье к сдаче;
сдать деньги за реализацию платных услуг начальнику поезда;
проверить оборудование, имущество, инвентарь, недостающее пополнить в порядке, установленном на предприятии;
сдать использованное белье в сроки, предусмотренные технологическим процессом;
при обнаружении в вагоне грызунов или насекомых проводник сообщает об этом начальнику поезда.
5.2. Проводник несет ответственность за сохранность оборудования и съемного имущества вагона.
6. Дополнительные обязанности проводника
при прохождении пограничного и таможенного контроля
на пограничной станции
6.1. За 10 минут до прибытия поезда на пограничные станции проводник обязан:
закрыть туалеты и дверь в нерабочем тамбуре, в ночное время включить полное освещение в вагоне;
объявить пассажирам о предстоящем погранично-таможенном контроле, разъяснить пассажирам порядок его проведения и предупредить о необходимости приготовиться к погранично-таможенному контролю (подготовка документов, багажа для контроля);
предупредить пассажиров о том, что во время контроля запрещается выходить из купе вагона, переходить из одного вагона в другой;
оказывать сотрудникам пограничной и таможенной служб всемерную помощь и содействие в проведении контроля.
6.2. Проводнику во время проведения погранично-таможенного контроля запрещается:
отлучаться из вагона;
выпускать из вагона или пропускать через вагон пассажиров.
7. Дополнительные обязанности проводника в поездах
международного сообщения
7.1. Проводник поезда обязан знать и проявлять уважительное отношение к нравам и обычаям народов зарубежных стран, по которым проходит маршрут этого поезда, в то же время сохранять свое достоинство и государства.
7.2. Проводник международного сообщения помимо нормативных документов, перечисленных в п. п. 1.6 и 1.7 настоящей Инструкции, по кругу своих обязанностей должен знать:
Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) и Служебную инструкцию к СМПС, а также правила ведения дорожной документации;
Правила пользования вагонами в международном пассажирском сообщении (ППВ);
действующие правила внутреннего пассажирского сообщения, распоряжения и предписания, необходимые проводнику для выполнения своих служебных обязанностей;
железнодорожные правила, действующие на дорогах следования, а также поездные и маневровые сигналы, применяемые на железных дорогах страны, куда следует поезд или вагон, и на транзитных дорогах стран, расположенных на маршруте следования;
общие таможенные и валютные положения, действующие в странах, через которые следует поезд или вагон;
транспортную географию страны, куда следует поезд или вагон, и транзитных стран, расположенных на маршруте следования;
иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами по вопросам их проезда, а также по другим служебным вопросам.
7.3. Проводник, обслуживающий прицепные вагоны за рубежом, обязан знать телефон и адреса представительств за границей, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств немедленно сообщить об этом в представительство.
7.4. Перед отправлением в рейс проводник обязан получить служебный паспорт для выезда за границу, маршрут международного сообщения, дорожную ведомость (карту - диаграмму), бланки плацкарт и доплатных квитанций, рекламные и информационные материалы и валюту по норме, книжку регистрации валюты железнодорожных служащих, международные тарифы на плацкарты и другие доплаты, прейскуранты цен в иностранной валюте на продукты чайной торговли.
7.5. В пути следования проводник обязан:
продавать пассажирам плацкарты и оформлять доплатные квитанции согласно тарифам международного сообщения;
давать пассажирам необходимые разъяснения по вопросам их проезда или оказывать помощь в получении разъяснении от других должностных лиц;
своевременно застилать постели, распространять среди пассажиров газеты, журналы, рекламно-информационные материалы, обеспечить продуктами чайной торговли, культинвентарем;
по требованию пассажиров делать установленные отметки на проездных документах международного сообщения и заверять их штемпелем станции;
в случае отцепки вагона из-за технической неисправности поставить в известность об этом пассажиров и выдать им проездные документы, в том числе и плацкарты, сделав в них соответствующую отметку об отцепке вагона, принять меры к размещению пассажиров, с их согласия, в других вагонах, оказать при этом необходимую помощь, в первую очередь женщинам с детьми, инвалидам. Если нет возможности разместить пассажиров в других вагонах СВ с местами для лежания, следует с помощью начальника поезда разместить их в вагонах с местами для сидения.
7.6. При отцепке вагона СВ или вагона с местами для лежания его проводник обязан:
отдать пассажирам купонные книжки с билетами, купонами и плацкартой;
на плацкарте, остающейся у пассажира, и в маршруте проводника сделать отметку следующего содержания: "Вагон N ______ отцеплен на станции ________ числа _________ месяца 199_ года" и заверить своей подписью. Когда пассажир проехал большую часть пути, плацкарта для вагонов СВ и вагона с местами для лежания остается у проводника;
если в составе поезда остается еще один вагон СВ или вагон с местами для лежания, передать проводнику, который принимает в вагон пассажиров, сведения, содержащие номера спальных плацкарт в вагоне с местами для лежания, наименование страны, выдавшей плацкарты пересаживающимся пассажирам. Если в поезде нет другого вагона СВ или вагона с местами для лежания, плацкарты пересаживающихся пассажиров остаются у проводника.
7.7. Если по групповому билету СМПС поездку совершает меньшее количество пассажиров, чем указано в билете, проводник обязан сделать соответствующую отметку на билете - купоне.
7.8. Принимать от пассажиров заказы на завтрак, утренний кофе, обед и т.п., если в поезде имеется вагон - ресторан, а также информировать пассажиров о возможности приобретения там продуктов питания и напитков.
7.9. Проводнику запрещается: продавать пассажирам товары, приобретенные за свой счет, требовать чаевые и брать их, провозить свою почту и брать ее у пассажиров, провозить предметы, подлежащие таможенным обложениям, оказывать предпочтение одним пассажирам перед другими, употреблять спиртные напитки во время поездки.
7.10. Проводник обязан помогать пассажирам при их выходе из вагона, в частности на станции назначения.
7.11. Если имеются жалобы со стороны пассажиров на техническое состояние вагона, обслуживание и т.д., проводник должен принять соответствующие меры, дать необходимые разъяснения и принести свои извинения. Если жалобы не могут быть удовлетворены проводником или начальником поезда, проводник должен указать пассажиру, куда он может обратиться для разрешения вопроса.
7.12. Проводник должен аккуратно вести дорожную документацию (дорожную ведомость), предъявлять таможенным органам таможенные декларации, а также сдавать валюту в установленном порядке.
7.13. При перестановке вагона на пограничной станции с одной колеи на другую проводник должен следить за соблюдением правил техники безопасности пассажирами и недопущением повреждения оборудования вагона (тормозных рукавов, переходных площадок, межвагонных соединений).
7.14. При следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями проводник обязан обеспечивать соблюдение установленных правил для пассажиров и обслуживающего персонала.
7.15. Не менее чем за 30 минут до окончания поездки проводник должен возвратить пассажирам обложки купонных книжек СПМС и билет - купон, если он недоиспользован, а плацкарту СМПС оставить у себя для отчета.
7.16. При обнаружении в вагоне забытых пассажирами вещей проводник в присутствии начальника поезда обязан составить акт с подробным описанием вещей, сдать их под расписку начальнику пограничной станции страны, через которую следовал вагон.
7.17. Повреждение вагона и оборудования на иностранных железных дорогах оформляется в соответствии с ППВ. Проводник взимает с пассажира плату согласно таблице цен дороги, которой принадлежит вагон, выдает ему соответствующие квитанции, сообщает начальнику поезда и составляет акт.
8. Дополнительные обязанности проводника
хвостового вагона
8.1. На должность проводников, обслуживающих хвостовые вагоны, назначаются опытные проводники со стажем работы не менее 1 года после сдачи соответствующего экзамена и получившие специальное удостоверение на право выполнять обязанности проводника хвостового вагона.
8.2. Проводник хвостового вагона должен получить после приемки вагона сумку проводника.
8.3. На проводника хвостового вагона возлагаются дополнительные обязанности:
принимая вагон, проверить наличие, исправность, чистоту стекол хвостовых сигнальных фонарей, наличие электроламп для освещения врезных хвостовых сигналов (40 Вт), а в пути следования обеспечить контроль за их работой;
на участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник хвостового пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принять меры к его остановке;
при отправлении пассажирского поезда со станции проводник хвостового вагона должен показывать в сторону пассажирской платформы (до конца платформы): днем - свернутый желтый флаг, ночью - ручной фонарь с прозрачно-белым огнем, что указывает на благоприятное следование поезда;
при вынужденной остановке на перегоне пассажирского поезда ограждение производится проводником хвостового вагона по указанию машиниста;
если миновала надобность в ограждении поезда, по сигналу машиниста локомотива (один длинный свисток) проводник, ограждающий хвост поезда, обязан снять ранее установленное ограждение;
при изменении направления движения поезда, при отцепке и прицепке вагонов в пути следования проводник хвостового вагона должен производить проверку наличия, исправности и чистоты хвостовых сигналов, а в пути следования обеспечить контроль за их работой;
в случаях, предусмотренных правилами технической эксплуатации железных дорог, проводник хвостового вагона принимает участие в производстве сокращенного опробывания автотормозов в соответствии с установленным порядком;
во время проследования станции, где не предусмотрена по графику остановка поезда, проводник хвостового вагона должен следить за проходом поезда и в случае подачи сигнала остановки поезда дежурным по станции, стрелочником, сигналистом или другими лицами немедленно остановить поезд стоп-краном.
8.4. Если за хвостовым вагоном, предназначенным для перевозки пассажиров, поставлен пассажирский вагон, служебно-технический, почтовый, багажно-грузовой и т.д., дополнительные обязанности, изложенные в п. 8.3 настоящей Инструкции, сохраняются за проводником последнего вагона, предназначенного для перевозки пассажиров.
9. Этика поведения проводника
при обслуживании пассажиров
При обслуживании пассажиров в пути следования проводник обязан соблюдать следующие правила этики общения с пассажирами:
9.1. Пассажира необходимо приветливо встретить, внимательно выслушать, дать ответ на его вопросы, оказать необходимую помощь, проявить корректность и тактичное обращение.
9.2. Разговаривать с пассажирами спокойно, сдержанно, не повышая голоса, выражать свои мысли ясно и кратко. Если тон разговора пассажира неуважительный, оскорбительный, требовательный к проводнику при этом необходимо сохранять доброжелательность и терпеливость. Ни сложность работы, ни пережитые неприятности, ни плохое настроение или самочувствие не дают право разговаривать с пассажиром в неуважительном тоне. Независимо от возраста пассажира обращаться к пассажиру только на "Вы".
9.3. При размещении пассажиров необходимо указать им место согласно проездному документу и пожелать им хорошей поездки. Пассажирам преклонного возраста, инвалидам и пассажирам с детьми помочь устроиться на их местах.
9.4. Прежде чем войти в купе к пассажирам, необходимо постучать в дверь и спросить разрешение.
9.5. При обслуживании пассажиров необходимо не забывать такие слова, как "пожалуйста", "будьте любезны", "спасибо", "благодарю" и т.п. Замечания пассажирам об их неправильном поведении надо высказывать вежливо, тактично, без окриков.
9.6. В ночное время суток осторожно будить тех пассажиров, которые заканчивают свою поездку, не беспокоя рядом отдыхающих пассажиров.
9.7. Перед прибытием на конечный пункт напоминать пассажирам, не оставили ли они свои вещи, проездные документы.

"ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНИКА ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ"(Утверждена 13.09.1996 на 16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также