"ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНИКА ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ"(Утверждена 13.09.1996 на 16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)


Утверждена
на шестнадцатом заседании Совета
по железнодорожному транспорту
13 сентября 1996 года
ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ НАЧАЛЬНИКА ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ
Введение
Настоящая Инструкция начальнику пассажирского поезда является основным регламентирующим документом для всех начальников поездов формирования государств - участников Содружества и на других железных дорогах следования поезда.
1. Общие положения
1.1. На должность начальника поезда назначается квалифицированный работник, положительно зарекомендовавший себя в работе, связанной с обслуживанием пассажиров, ремонтом и техническим содержанием пассажирских вагонов, прошедший специальный курс обучения на производстве или в учебном заведении по установленной программе и сдавший экзамены.
Во всех случаях лица, назначаемые на должность начальника поезда, проходят предварительный медицинский осмотр для определения пригодности к данной работе, а также периодические осмотры.
1.2. Начальник поезда должен обеспечить:
принятие мер по кругу своих обязанностей для проследования поезда по расписанию с обеспечением безопасности движения и пожарной безопасности;
высокий уровень обслуживания пассажиров и содержания вагонов;
правильность учета, полноту и своевременность передачи сведений о свободных и освобождающихся местах;
проезд пассажиров в поезде только по проездным документам;
правильное техническое обслуживание имеющихся в вагоне устройств, согласно действующим техническим нормам и инструкциям;
полноту поступления от пассажиров выручки за реализацию услуг, ее сохранность и своевременную сдачу в пункте формирования;
сохранность внутреннего оборудования, съемного инвентаря в вагонах, личную безопасность работников поездной бригады;
выполнение поездной бригадой обязанностей, возложенных на нее инструкциями, правилами, руководящими распоряжениями и приказами.
1.3. Начальник поезда, кроме требований настоящей Инструкции, должен знать и выполнять:
Правила технической эксплуатации на железных дорогах,
Инструкцию по сигнализации на железных дорогах,
Положение (Устав) о дисциплине,
Правила перевозки пассажиров и багажа по железным дорогам,
Правила учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах в пассажирских поездах,
Правила пожарной безопасности на железных дорогах,
Инструкцию "О порядке комиссионной проверки пассажирских поездов должностными лицами железных дорог",
Инструкцию по техническому обслуживанию оборудования пассажирских вагонов, в том числе с комбинированным электроотоплением напряжением 3000 В,
Правила технического обслуживания оборудования пассажирских вагонов,
Санитарные правила подготовки и содержания пассажирских вагонов,
Инструкцию по организации связи начальника поезда с машинистом локомотива и Правила эксплуатации поездной радиосвязи,
Технологический процесс подготовки составов в рейс,
Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве на железнодорожном транспорте,
Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, основы трудового законодательства,
Инструкцию о работе контролеров - ревизоров пассажирских поездов и ревизоров - инструкторов,
Инструкции по обеспечению пожарной безопасности вагонов пассажирских поездов,
В информационный банк включена Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов международного сообщения между государствами - участниками СНГ, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой, утвержденная 29.11.1999 на 25-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Инструкции о порядке взыскания штрафов, налагаемых в административном порядке на железнодорожном транспорте,
Технические требования на содержание ходовых частей, тормозов, автосцепки, электрооборудования,
Регламент действия поездных бригад пассажирских поездов в аварийных и нестандартных ситуациях,
Должностные инструкции приемосдатчика багажа, проводника вагонов, поездного электромеханика,
Инструкция приемосдатчику багажа и грузобагажа в пассажирских поездах международного сообщения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой утверждена 29.11.1999 на 25-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ.
Инструкция для проводника пассажирского вагона межгосударственного сообщения утверждена 13.09.1996 на 16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Правила эксплуатации вагонов - ресторанов на железных дорогах,
Основы этики обслуживания пассажиров.
1.4. Начальник поезда должен знать:
все формы проездных документов внутреннего, межгосударственного и международного сообщений, квитанций доплат, порядок их заполнения, документы, дающие право на ревизию пассажирского поезда и комиссионную проверку,
расположение станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении.
1.5. Кроме требований, перечисленных в пунктах 1.3 и 1.4, начальник международного и межгосударственного поезда должен знать:
иностранный язык в объеме, необходимом для общения с пассажирами и железнодорожной администрацией по маршруту движения поезда,
формы проездных документов, применяемых в международном и межгосударственном сообщении,
правила пользования вагонами в международном и межгосударственном сообщении,
Соглашения о международном и межгосударственном сообщении и служебные инструкции к ним,
В информационный банк включено Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) с изм. и доп. на 01.01.1998, Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС) с изм. и доп. на 06.11.1998 и Служебная инструкция к Соглашению о международном пассажирском сообщении (СИ К СМПС) с изм. и доп. на 30.05.1999. Международный пассажирский тариф (МНГ), Международный пассажирский и багажный тарифы "Восток - Запад",
Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ) и Соглашение о прямом пассажирском сообщении,
В информационный банк включены Межгосударственный пассажирский тариф (МГПТ) с изм. и доп. от 06.06.1997 и Соглашение между железнодорожными администрациями государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) от 28.05.1997. телефоны и адреса постоянных представительств за границей или представляющих ее стран,
требование паспортных, таможенных, валютных правил и положений, действующих в государствах, через которые следует поезд,
транспортную географию государства, куда следует поезд, и транзитных стран.
1.6. Начальник поезда подчиняется начальнику предприятия, где он работает, а в пути следования в оперативном порядке - руководителям администраций, ведающих пассажирскими перевозками.
1.7. При исполнении служебных обязанностей начальник поезда должен быть одет по установленной форме одежды.
1.8. В период отдыха начальника поезда или при его отсутствии передача сведений о наличии свободных и освобождающихся мест и эксплуатации радиоузла возлагается на проводника вагона, в котором размещается начальник поезда.
Порядок руководства бригадой во время отдыха начальника поезда устанавливается руководителем предприятия приписки состава.
1.9. Подключение и отключение электроотопления от электровоза выполняет поездной электромеханик, при его отсутствии начальник поезда.
1.10. Начальник поезда должен уметь:
пользоваться поездной радиостанцией, радиопунктом, комплексом поездной радиосвязи;
рассчитать стоимость проезда пассажира по маршруту следования поезда и оформить проезд;
пользоваться Указателем пассажирских маршрутов, служебными книжками расписания движения пассажирских поездов;
разрешать конфликтные ситуации среди членов поездной бригады и между работниками бригады и пассажирами.
2. Обязанности начальника поезда при подготовке
поезда в рейс
Начальник поезда должен:
2.1. Являться в резерв проводников в установленное время и в форменной одежде, получить у инструктора (нарядчика) форменные бланки для ведения учета населенности вагона и расхода белья, свободных и освобождающихся мест, бланки телеграмм и др. документы, ознакомиться установленным порядком с поступившими за время между рейсами распоряжениями.
2.2. Собрать всех работников поездной бригады, произвести опрос об отдыхе перед рейсом, убедиться в работоспособности, проверить наличие установленной формы одежды, провести инструктаж по правилам техники безопасности, пожарной безопасности, о предстоящей работе и ее особенностях, ознакомить под роспись проводников вагонов с поступившими распоряжениями, провести расстановку проводников по вагонам и ознакомить с графиком дежурства на весь рейс. У проводников хвостовых вагонов проверить наличие удостоверений, дающих право обслуживать эти вагоны.
2.3. Принять по описи у сдающего начальника поезда радиоузел, инвентарь, штабное купе с находящейся в нем аппаратурой, документацией, проверить исправность работы аппаратуры.
2.4. Лично проконтролировать приемку вагонов проводниками, получить доклад о результатах приемки.
2.5. Проверить:
качество подготовки вагонов в рейс, выполнение ремонтными бригадами заявки, составленной начальником поезда предыдущего рейса, полноту экипировки вагонов водой, топливом, постельными принадлежностями, продуктами чайной торговли и др. предметами и материалами, необходимыми для обслуживания пассажиров;
наличие средств оказания первой медицинской помощи, порядковых номеров вагонов и маршрутных досок, сигнальных принадлежностей хвостовых вагонов, исправность работы автоматической пожарной сигнализации, электрооборудования, кондиционирования воздуха, вентиляции, радиовещания, средств связи, пожаротушения, правильность формирования состава поезда, наличие в вагонах памятки пассажиру, расписания движения поезда, памятки дежурному проводнику о мерах пожарной безопасности и действиях при аварийных ситуациях или Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, наличие у поездного электромеханика инструмента и запчастей.
2.6. Для обеспечения качественной подготовки состава в рейс, предотвращения задержки поезда на подачу под посадку начальник поезда должен держать под контролем ход подготовки, заранее ставить в известность руководителей депо (участка) для своевременного принятия мер по выполнению требуемых работ.
2.7. Начальник поезда международного и межгосударственного сообщения обязан:
установленным порядком получить диаграмму населенности вагонов поезда, предупреждения о посадке пассажиров в пути следования и ознакомить с этим всех проводников вагонов до начала посадки пассажиров;
перед отправлением поезда получить на поездную бригаду служебные паспорта с правом выезда за границу, маршруты международного и межгосударственного сообщения, дорожные ведомости, плацкарты, квитанции доплат, бланки таможенных деклараций, валюту по установленной форме;
проверить наличие знаков и надписей на вагонах и маршрутных досках, соответствующих ППВ и ПППВ.
В информационный банк включены Правила пользования пассажирскими вагонами в межгосударственном сообщении (ПППВ), утвержденные 14.11.1996, с изм. от 25.01.1997.3. Обязанности начальника поезда при посадке пассажиров
3.1. После подачи поезда под посадку начальник поезда должен обеспечить руководство посадкой пассажиров.
3.2. Начальник туристического поезда обязан проверить проездные документы и убедиться в правильности их оформления и полноты оплаты.
4. Обязанности начальника поезда в пути следования
После отправления поезда начальник поезда обязан:
4.1. Объявить по внутрипоездному радио маршрут следования поезда, время прибытия на конечную станцию, ознакомить пассажиров с составом поездной бригады, месторасположением и графиком работы вагона - ресторана (кафе), с перечнем и стоимостью предоставляемых платных услуг, объявить места прохождения пограничного и таможенного контроля; ознакомить пассажиров с правилами поведения и пожарной безопасности в пути следования.
4.2. Следить за своевременным и правильным учетом проводниками населенности вагонов, расхода белья, заполнением бланков. Своевременно составлять телеграммы и передавать под расписку дежурному по вокзалу на станциях, установленных Правилами учета и передачи сведений о свободных и освобождающихся местах; вместе с поездной бригадой осуществлять технический контроль за исправным состоянием узлов и оборудования; систематически проверять включение системы контроля нагрева букс.
4.3. Держать постоянно включенной на прием радиостанцию для радиосвязи с машинистом локомотива и проверять ее каждый раз при смене локомотива.
4.4. При отсутствии поездного электромеханика начальник поезда выполняет работы по техническому обслуживанию оборудования.
4.5. Контролировать в пути следования состояние работников поездной бригады, выполнение проводниками должностных обязанностей, соблюдение формы одежды, графика дежурств, обеспечение технического обслуживания оборудования вагонов.
4.6. В транзитных пунктах дополнительной экипировки водой, топливом следить за своевременной экипировкой вагона.
4.7. Периодически проверять санитарное и техническое состояние вагонов, соблюдение температурного режима.
4.8. Периодически проводить обход вагонов поезда для выслушивания жалоб и заявлений пассажиров и проводников вагонов.
4.9. Своевременно принимать меры к пассажирам, нарушающим общественный порядок.
4.10. Принимать меры по оказанию первой доврачебной медицинской помощи заболевшим пассажирам, вызывая в необходимых случаях медицинских работников медпункта ближайшей станции.
4.11. По требованию пассажиров выдавать книгу отзывов и предложений.
4.12. При срыве стоп-крана в вагоне выявить причину остановки поезда, составить акт об обстоятельствах и причинах, произвести опломбирование рукоятки стоп-крана.
4.13. Записать обнаруженные в пути следования технические неисправности для составления заявки на ремонт вагонов в пункте оборота и пункте формирования.
4.14. В период с 8-00 до 23-00 по местному времени обеспечивать работу поездного радиопункта согласно утвержденного руководителем предприятия графика.
По оповестительной громкоговорящей связи передавать:
информацию о правилах проезда, соблюдение пассажирами мер противопожарной безопасности и о предоставляемых пассажирам бесплатных и платных услуг, их стоимости;
объявления о времени прибытия, отправления, продолжительности стоянок поезда. При опоздании поезда предупреждать о возможном сокращении стоянок поезда.
4.15. При проведении ревизий контролерами - ревизорами и др. должностными лицами проверить у них наличие соответствующих документов на право ревизии, потребовать зарегистрироваться в рейсом журнале с указанием фамилии, занимаемой должности, номеров документов на право ревизии, после чего оказать необходимое содействие в проведении ревизии.
Результаты ревизии должны быть отражены в рейсовом журнале за подписями проверяющих лиц и начальника поезда. При разногласиях начальник поезда записывает свое мнение.
4.16. Если поездной бригадой обнаружены безбилетные пассажиры или провоз излишней ручной клади, начальник поезда должен: взыскать с пассажира штраф, стоимость проезда и провоза излишней клади, составить акт, взять объяснение у проводника вагона.
При обнаружении безбилетных пассажиров в туристических поездах или лиц, не являющихся работниками организации, арендующей поезд, взыскать штраф за безбилетный проезд, стоимость проезда от станции отправления до станции ближайшей стоянки туристского поезда, где удалить пассажира из поезда.
4.17. В конце рейса собрать выручку у проводников, полученную за реализацию услуг, составить отчет об оказании услуг, взыскании проездных платежей, доплат и штрафов.
4.18. Начальник поезда международного и межгосударственного сообщения обязан:
проверять надлежащее хранение документов у проводников вагонов;
следить за перестановкой вагонов на перестановочных пунктах и делать записи в журнале о техническом состоянии вагонов;
оказывать содействие пограничным и таможенным органам в проведении контроля. Перед прибытием на станцию пограничного и таможенного контроля предупреждать пассажиров о предстоящем закрытии туалетов и соблюдении санитарного режима;
осуществлять контроль за заполнением таможенных деклараций проводниками вагонов и пассажирами.
5. Обязанности начальника поезда
по прибытии в пункт оборота
В пункте оборота начальник поезда обязан:
5.1. Сверить схему формирования поезда с данными, имеющимися в ЛБК (ОДБ) пункта оборота.
5.2. Записать в книгу ремонта на ПТО обнаруженные в пути следования неисправности в вагонах и проконтролировать их устранение.
5.3. Установить график дежурства проводников вагонов на время стоянки и контролировать его выполнение.
5.4. Подать установленным порядком заявку на экипировку вагонов топливом и водой.
5.5. Проверить качество санитарной подготовки вагонов.
5.6. Установленным порядком получить диаграмму населенности вагонов, предупреждений о посадке пассажиров в пути следования, ознакомить с ними проводников вагонов до начала посадки пассажиров.
5.7. Опломбировать мешки с использованным постельным бельем.
6. Обязанности начальника поезда по прибытию
поезда в пункт формирования
По прибытию в пункт формирования начальник поезда обязан:
6.1. Записать в книге ремонта на ПТО обнаруженные в пути следования или неустраненные ранее неисправности в вагонах.
6.2. Установленным порядком сдать выручку за рейс и отчитаться перед бухгалтерией предприятия.
6.3. Сделать отметки в маршрутных листах проводников вагонов, ПЭМ и дать оценку их работы за рейс.
6.4. Доложить об итогах рейса администрации, получив дополнительную информацию или указания на следующий рейс и проинструктировать об этом проводников вагонов.
7. Порядок действий начальника поезда
в экстремальных ситуациях
7.1. При пожаре в поезде начальник поезда:
является ответственным за организацию тушения пожара в пассажирском поезде;
обязан прибыть немедленно в вагон;
лично убедиться в обеспечении эвакуации пассажиров, отключении всех потребителей электроэнергии высокого, низкого напряжения, кроме цепей аварийного освещения (в ночное время) и организовать тушение пожара всеми имеющимися в поезде средствами пожаротушения;
в случае невозможности ликвидации пожара первичными средствами должен по радиосвязи или другими средствами сообщить дежурному по станции (ДСП) и через него вызвать ближайшее пожарное подразделение, одновременно принять меры к расцепке состава;
убедившись в полной эвакуации пассажиров, совместно с работниками поездной и локомотивной бригады организует расцепку вагонов, оставляя возгоревший вагон в удобном для тушения месте на расстоянии не менее 15 - 20 м, исключающим возможность перехода огня на соседние вагоны, здания, устройства; при этом в начале вагон отцепляется от сзади стоящей группы вагонов, затем отцепляется впереди стоящая группа от возгоревшего вагона;
после расцепки состава обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети;
с ближайшей станции телеграммой сообщить руководителям депо (участков, дирекций), военизированной охране железной дороги приписки подвижного состава;
контролировать выполнение требований Инструкции по тушению пожаров в подвижном составе железных дорог.
7.2. При остановке поезда после срабатывания сигнализации нагрева буксы или ПО-НАБ немедленно прибыть к вагону, по внешним признакам и на ощупь определить нагрев буксы, ее техническое состояние, принять решение по дальнейшему следованию поезда, при необходимости принимать меры к ограждению поезда.
7.3. При обнаружении в одном или нескольких вагонах технических неисправностей определить возможность следования поезда при полном обеспечении безопасности движения до ближайшего пункта устранения неисправности, смены колесных пар или отцепки вагона и сообщить об этом машинисту локомотива;
7.4. При обнаружении поломки, порчи внутреннего оборудования и имущества составляется акт и взыскивается с виновных стоимость согласно расценочной ведомости.
7.5. При отцепке вагона в пути следования - выделить проводников для охраны имущества отцепленного вагона, произвести инструктаж о порядке действия до отправки вагона в пункт приписки. Если отцепляется вагон - радиоузел, необходимо опломбировать радиопункт.
Далее начальник поезда обязан:
разместить пассажиров на свободные места в вагонах этого поезда;
совместно с начальником станции составить акт в 3-х экземплярах об отцепке вагона с указанием причин отцепки и данных о вагоне (заводской номер, сроки проведения плановых видов ремонта и единой технической ревизии); акт подписывается также начальником станции (дежурным по станции), машинистом локомотива, осмотрщиком вагонов или др. должностными лицами, присутствовавшими при данной ситуации; один экземпляр акта сохраняется до конца рейса и затем сдается начальником поезда администрации предприятия формирования поезда;
если разместить пассажиров в поезде невозможно, разместить пассажиров в тамбурах и коридорах вагонов, сообщить лично или через начальника, дежурного по станции, поездного диспетчера на ближайший пункт формирования поездов о необходимости прицепки другого вагона взамен отцепленного или пересадки в др. поезд;
при переводе пассажира из отцепленного вагона в др. вагоны начальник поезда обязан, совместно с начальником станции, организовать переноску ручной клади пассажиров, принять меры, обеспечивающие безопасность пассажиров.
7.6. О каждом случае отцепки вагона начальник поезда телеграфом ставит в известность предприятие приписки состава, пассажирскую (вагонную) службу дороги.
7.7. При отклонении поезда от первоначального маршрута:
получив информацию от дежурного по станции или дежурного по вокзалу о новом маршруте - установить пункты, через которые не будет следовать поезд, сообщить пассажирам, едущим до этих станций, порядок пересадки, сделать об этом необходимые отметки в проездных документах;
проследить высадку пассажиров на станциях, выдачу им на руки проездных документов с отметкой: "Поездка прервана на станции .................. из-за отклонения поезда от первоначального маршрута".
7.8. При получении от машиниста поезда сигнала "Тормозить" начальник поезда должен немедленно принять меры к приведению в действие ручных тормозов вагонов.
7.9. При саморасцепе автосцепок в пассажирском поезде начальник поезда совместно с машинистом локомотива должен проверить действие механизма автосцепки и при исправности его произвести сцепление вагонов.
7.10. При развороте состава в пути следования или отправления с транзитного пункта, пунктов формирования и оборота с изменением порядка расположения вагонов в составе сообщить телеграммой в адрес всех ОДБ (ЛБК) по ходу следования поезда и крупных вокзалов, напоминая об этом каждый раз при подаче сведений.
7.11. При длительной остановке поезда на станции или перегоне всеми доступными средствами выяснить причину остановки поезда, предполагаемое время отправления и в дневное время сообщить об этом пассажирам поезда по поездному радио.
7.12. При остановке поезда проводником из-за появления под вагоном постороннего шума принять меры к обнаружению и устранению неисправностей, погрузить в вагон демонтированный узел, сообщить машинисту причину остановки и, в случае обрыва и утери узлов вагона, через машиниста передать информацию о случившемся машинистам др. поездов для следования по этому участку с особой бдительностью.
7.13. В случае выявления пассажиров в нетрезвом состоянии или нарушающих общественный порядок:
в спокойной, вежливой форме сделать замечание пассажиру, предложить занять свое место и не нарушать общественный порядок;
если пассажир не реагирует на замечания, через поездную радиосвязь вызвать работников милиции для высадки пассажира из поезда.
8. Права начальника поезда
8.1. Начальник поезда имеет право: проверять проездные документы у пассажиров при посадке и в пути следования и документы, удостоверяющие личность, при проезде пассажиров по служебным билетам, а также документы на право проведения ревизии у проверяющих лиц.
8.2. Оформлять доплату пассажирам при переходе пассажира в вагоны высшей категории.
8.3. Отстранять любого работника поездной бригады от исполнения служебных обязанностей в случае обнаружения его в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, а также за самовольное отключение в пути следования сигнализации нагрева букс.
8.4. Отказать в перевозке или удалить с поезда пассажира, если он находится в нетрезвом состоянии, нарушает правила проезда и общественный порядок, мешает спокойствию пассажиров.
8.5 Пользоваться бесплатно всеми видами железнодорожной связи.
8.6 Для решения конфликтной ситуации по техническому состоянию вагонов на станциях в пути следования и в пунктах оборота требовать присутствия вышестоящего должностного лица.
9. Во время рейса поезда проводники всех прицепляемых вагонов к поезду, в том числе почтовых, вагонов - ресторанов, служебных, приемосдатчики багажа в багажных вагонах, обязаны выполнять указания начальника поезда по вопросам обеспечения безопасности движения, противопожарной безопасности, обслуживания пассажиров, соблюдения расписания движения поезда и учета мест в вагонах.

"ПРАВИЛА ПРОЕЗДА ПАССАЖИРОВ В ПОЕЗДАХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СООБЩЕНИЯ"(Утверждены 13.09.1996 на 16-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)  »
Международное законодательство »
Читайте также