РЕКОМЕНДАЦИЯ n 130 Международной организации труда"О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ НА ПРЕДПРИЯТИИ С ЦЕЛЬЮ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ"(Принята в г. Женеве 29.06.1967 на 51-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 130
О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ НА ПРЕДПРИЯТИИ
С ЦЕЛЬЮ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
(Женева, 29 июня 1967 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 7 июня 1967 года на свою пятьдесят первую сессию,
отметив положения существующих международных рекомендаций по труду, касающихся различных аспектов трудовых отношений, и, в частности, Рекомендацию 1951 года о коллективных договорах, Рекомендацию 1951 года о добровольном примирении и арбитраже, Рекомендацию 1952 года о сотрудничестве на уровне предприятия и Рекомендацию 1963 года о прекращении трудовых отношений,
принимая во внимание желательность дополнения положений, содержащихся в этих актах,
отметив положения Рекомендации 1967 года о связях на предприятии,
постановив принять ряд предложений о рассмотрении жалоб на предприятии, что является частью пятого пункта повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят седьмого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1967 года о рассмотрении жалоб:
I. Методы осуществления
1. Настоящая Рекомендация может осуществляться посредством национального законодательства, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка, арбитражных решений или таким другим путем, совместимым с национальной практикой, который может оказаться целесообразным, учитывая национальные условия.
II. Общие принципы
2. Любой трудящийся, действующий индивидуально или совместно с другими трудящимися, который считает, что он имеет основания для жалобы, должен иметь право:
a) представить такую жалобу без какого-либо для себя ущерба;
b) требовать рассмотрения этой жалобы на основании соответствующей процедуры.
3. Причины, по которым может представляться жалоба, могут относиться к любой мере или любому положению, касающимся взаимоотношений между предпринимателем и трудящимся, или которые затрагивают или могут затронуть условия труда одного или нескольких трудящихся на предприятии, если эта мера или положение представляются противоречащими условиям действующего коллективного договора, или индивидуального трудового договора, правилам внутреннего трудового распорядка, положениям законодательства, а также обычаю или практике в данной профессии, отрасли экономической деятельности, или стране, с учетом принципов добросовестности.
4. 1) Положения настоящей Рекомендации не применимы к коллективным требованиям, направленным на изменение условий занятости.
2) Национальное законодательство или национальная практика должны проводить различие между случаями, когда какая-либо жалоба, представленная одним или более трудящимися, является жалобой, подлежащей рассмотрению в рамках процедур рассмотрения жалоб, предусмотренных в настоящей Рекомендации, и случаями, когда жалоба является общим требованием, подлежащим рассмотрению посредством коллективных переговоров или в рамках некоторых других процедур разрешения споров.
5. В тех случаях, когда процедура рассмотрения жалоб устанавливается посредством коллективного договора, участников такого договора следует поощрять к включению в него положения о том, что в течение срока действия данного договора они будут содействовать урегулированию жалоб в рамках предусмотренной процедуры и будут пытаться воздерживаться от любых действий, способных затруднить эффективное применение предусмотренной процедуры.
6. Организации трудящихся или представители трудящихся предприятия должны участвовать с равными правами и обязанностями вместе с предпринимателями или их организациями в установлении и применении на предприятии процедуры рассмотрения жалоб в соответствии с национальным законодательством или практикой.
7. 1) С целью уменьшения числа жалоб, самое серьезное внимание должно уделяться введению и надлежащему осуществлению здоровой политики в области кадров, которая должна принимать во внимание и уважать права и интересы трудящихся.
2) Для того, чтобы добиться здоровой политики в области кадров и решать социальные вопросы, затрагивающие трудящихся на предприятии, администрация должна до принятия решений сотрудничать с представителями трудящихся.
8. По мере возможности, жалобы должны разрешаться на самом предприятии в соответствии с процедурой, которая должна быть эффективной, приспособленной к условиям страны, отрасли экономической деятельности и данного предприятия, и обеспечивающей заинтересованным сторонам полную гарантию объективного разбирательства.
9. Ни одно из положений настоящей Рекомендации не должно иметь своим результатом ограничение права трудящегося обращаться с жалобой непосредственно в компетентный орган труда, в трудовой суд или другой судебный орган, если такое право признано национальным законодательством.
III. Процедуры на предприятии
10. 1) Как общее правило, сначала должны быть предприняты попытки урегулировать жалобу путем прямых переговоров между заинтересованным трудящимся - независимо от того, пользуется ли он помощью другого лица или нет - и его непосредственным начальником.
2) В тех случаях, когда такие попытки не приводят к соглашению или когда характер жалобы таков, что непосредственное обсуждение между заинтересованным трудящимся и его непосредственным начальником не является целесообразным, трудящийся должен иметь право на рассмотрение свой жалобы одной или несколькими более высокими инстанциями в зависимости от характера жалобы и структуры и размера предприятия.
11. Процедура рассмотрения жалоб должна быть так сформулирована и должна применяться таким образом, чтобы существовала реальная возможность достижения на каждой предусмотренной ею стадии урегулирования вопроса, добровольно принятого трудящимся и предпринимателем.
12. Процедура рассмотрения жалоб должна быть как можно более простой и по возможности быстрой, и может, если необходимо, предусматривать с этой целью соответствующие определенные сроки; формальности при ее применении должны быть минимальными.
13. 1) Заинтересованный трудящийся должен иметь право принимать непосредственное участие в процедуре урегулирования жалобы и быть представленным при рассмотрении жалобы представителем организации трудящихся, или представителем трудящихся предприятия, или любым другим лицом по своему выбору, или пользоваться помощью такого лица в соответствии с национальным законодательством или практикой.
2) Предприниматель должен иметь право быть представленным организацией предпринимателей или пользоваться помощью такой организации.
3) Любое лицо, работающее на том же предприятии, которое представляет трудящегося во время рассмотрения его жалобы или ему помогает, должно - при условии, что оно поступает в соответствии с процедурой рассмотрения жалобы - пользоваться той же защитой, которой пользуется трудящийся, согласно пункту "a" параграфа 2 данной Рекомендации.
14. Заинтересованному трудящемуся или его представителю, если последний работает на том же предприятии, должно быть предоставлено достаточное время для участия в процедуре рассмотрения жалобы и они не должны терять вознаграждения вследствие своего отсутствия на работе в результате участия в процедуре рассмотрения жалобы, учитывая при этом любые правила и практику, включая гарантию от злоупотреблений, которые могут быть предусмотрены законодательством, коллективными договорами или другими соответствующими средствами.
15. Если стороны считают это необходимым, то могут по взаимной договоренности составляться протоколы заседаний, которые будут предоставляться в распоряжение данных сторон.
16. 1) Должны приниматься надлежащие меры для обеспечения того, чтобы процедуры рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их функционирование и условия их использования, были доведены до сведения трудящихся.
2) Любой трудящийся, который представил жалобу, должен быть информирован о шагах, принимаемых в рамках процедуры, и о мерах, принятых по его жалобе.
IV. Урегулирование неразрешенных жалоб
17. В тех случаях, когда никакие попытки урегулировать жалобу на предприятии не приводят к соглашению, должна существовать возможность, с учетом характера жалобы, для окончательного урегулирования ее в соответствии с одной или несколькими из следующих процедур:
a) использование процедур, предусмотренных коллективным договором, как например: совместное рассмотрение вопроса соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся или добровольный арбитраж со стороны лица или лиц, назначенных с согласия заинтересованных предпринимателей и трудящихся или их соответствующих организаций;
b) примирение или арбитраж со стороны компетентных государственных органов;
c) обращение к трудовому суду и другому судебному органу;
d) любая другая процедура, которая может оказаться подходящей в соответствии с условиями страны.
18. 1) Трудящемуся должно быть предоставлено свободное время, необходимое для участия в процедурах, указанных в параграфе 17.
2) Использование трудящимся любой из процедур, упомянутых в параграфе 17, не должно привести к какой-либо потере вознаграждения, если в ходе такой процедуры его жалоба признана обоснованной. Должны направляться все усилия на то, чтобы такие процедуры, по мере возможности, осуществлялись вне рабочего времени заинтересованных трудящихся.

КОНВЕНЦИЯ n 128 Международной организации труда"О ПОСОБИЯХ ПО ИНВАЛИДНОСТИ, ПО СТАРОСТИ И ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА"(Вместе с "МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИЕЙ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ")(Принята в г. Женеве 29.06.1967 на 51-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также