"КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"(Принята 22.09.1995)


Принята
на заседании Президиума
Межгосударственного экономического
комитета Экономического союза
22 сентября 1995 года
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ
Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой согласованную совокупность взглядов и подходов государств - участников Содружества Независимых Государств на осуществление общей стратегии научно-технологической интеграции. Ее разработка предопределена единодушным стремлением к преодолению совместными усилиями глубоких кризисных явлений, которые на современном этапе имеют место в сфере науки и технологии в странах Содружества.
Основной причиной кризиса в этой сфере является резкий спад внутреннего спроса на результаты деятельности ученых и специалистов. Последствия этого - тяжелое материально-финансовое положение науки, недостаточная законодательная поддержка этой области, утечка "мозгов", технологий и научно-технической информации за рубеж без эквивалентной отдачи, снижение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Особо ощутимые негативные последствия имеет разрушение научно-технологических связей, формировавшихся и существовавших на протяжении десятилетий. Данный процесс явился логическим результатом развала единого хозяйственного пространства бывшего СССР, поскольку, несмотря на свою специфику, научные исследования и технологические разработки - один из видов хозяйственной деятельности, непосредственно зависящий от уровня развития общих интеграционных процессов. В итоге - резкое ослабление, а в ряде случаев и распад существовавших научных школ и научно - технологических звеньев.
Крайне острая ситуация сложилась вокруг научных объектов совместного пользования. Раздел их имущества нанес значительный ущерб научной среде всех без исключения государств Содружества. При этом утеряна нацеленность подавляющего большинства этих объектов на проведение фундаментальных исследований.
Серьезные проблемы возникли и в области распределения прав на продукцию научно-технологической деятельности, поскольку в значительном числе случаев эти результаты были получены в ходе совместной работы.
Все это не может не вызывать озабоченность ученых и специалистов стран Содружества.
Ряд инициативных шагов, осуществленных научно - исследовательскими организациями при определенной поддержке со стороны государственных структур, позволил не допустить полного разрушения научно-технологических связей, существовавших в рамках бывшего СССР. В ходе работы появилась возможность глубоко изучить имеющиеся проблемы, а также наметить пути восстановления интеграционных связей в научно-технологической сфере в рамках Содружества.
В настоящий момент созданы предпосылки для формирования на территории государств - членов Содружества общего научно - технологического пространства, объединяющего соответствующие страновые пространства.
При этом под научно-технологическим пространством страны подразумевается среда обеспечения функционирования и развития науки и технологий, характеризующаяся единой государственной научно-технологической политикой, опирающейся на адекватную нормативно-правовую базу и включающую перечень национальных приоритетов, системы управления научно-технологическим развитием, финансирования, подготовки и аттестации научных и инженерных кадров, научно-технической информации, стандартизации, метрологии, сертификации, охраны прав на результаты научно-технической деятельности.
Под общим научно-технологическим пространством государств - участников Содружества подразумевается среда, характеризующаяся проведением этими государствами согласованной политики по развитию науки и технологий, гармонизацией содержания ее отдельных компонентов и соответствующих национальных нормативно-правовых баз. Создание общего научно-технологического пространства предполагает:
- предоставление каждому государству - участнику Соглашения возможности использования научно-технологических пространств, рынков научно-технологических товаров и услуг других государств, участвующих в сотрудничестве в рамках настоящей Концепции, определив при этом конкретные механизмы и условия реализации этих возможностей путем заключения соответствующих межгосударственных соглашений;
- принятие в каждом государстве правовых документов, создающих предпосылки для сотрудничества;
- конкретные правительственные и ведомственные решения и действия в каждом государстве СНГ, обеспечивающие необходимые правовые, экономические и организационные условия.
Формирование общего научно-технологического пространства должно осуществляться поэтапно во взаимосвязи с развитием интеграционных процессов в рамках Содружества путем принятия странами совместно и по отдельности соответствующих согласованных шагов.
Первыми шагами по созданию общего научно-технологического пространства стало подписание Соглашения о межгосударственном научно-техническом сотрудничестве в рамках СНГ и ряда соглашений, принятых в его развитие:
- о прямых научно-технических связях;
- о сотрудничестве в области подготовки научных и научно - педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации;
- о совместном использовании научно-технических объектов;
- о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;
- о межгосударственном обмене научно-технической информацией, а также Евразийской патентной конвенции, других соглашений.
Цели и задачи
1. Преодоление присущих сфере науки и технологии стран Содружества кризисных явлений возможно исключительно на пути поэтапного развития интеграционных связей: первоначально - на базе координации совместных действий, а впоследствии - на базе согласованной научно-технологической политики заинтересованных государств - участников СНГ.
Это позволит объединить разобщенные в настоящее время научно - технологические потенциалы отдельных стран и сконцентрировать совместные усилия на ключевых направлениях современной науки и техники, разработке высоких технологий, предотвратить отставание от развитых зарубежных государств.
Научно-технологическая интеграция будет способствовать экономическому и социальному прогрессу стран Содружества, содействовать росту экономической эффективности научных исследований и технологических разработок, создаст основу для формирования взаимовыгодных производственных кооперационных связей в рамках СНГ и совместного выхода на мировой рынок с конкурентоспособной наукоемкой продукцией.
2. Развитие и углубление интеграции государств - участников СНГ нацелено прежде всего на:
- развитие новых форм сотрудничества, адекватных политическим и экономическим реалиям;
- создание действенной организационной основы интеграционных процессов;
- проведение необходимых мероприятий по гармонизации законодательств стран СНГ;
- формирование в странах совместимых финансово-экономических механизмов, обеспечивающих финансирование работ в рамках интеграционных мероприятий;
- создание благоприятной среды для переноса знаний и технологий на всем пространстве СНГ;
- постепенное открытие государственных рынков изделий, созданных в странах самостоятельно и в рамках совместных программ, включая организацию системы государственных закупок;
- создание условий, необходимых для развития широких связей между учеными и специалистами и повышения эффективности научно - исследовательской деятельности;
- информационное обеспечение развития интеграционных связей;
- сотрудничество в области стандартизации, сертификации продукции и охраны интеллектуальной собственности;
- формирование согласованных подходов и критериев в сфере подготовки научных и инженерных кадров.
3. Среди первоочередных мер по созданию общего научно - технологического пространства следует предусмотреть подготовку и подписание межгосударственных и межправительственных соглашений:
- о создании международных научных центров;
- о создании международных научных организаций;
- о формировании межгосударственных научно-технологических программ;
- о порядке привлечения к выполнению национальных научно - технологических программ исследовательских центров, ученых и специалистов стран Содружества.
В развитие и с учетом уже подписанных документов необходимо подготовить и подписать соглашения, устанавливающие порядок безвалютного обмена научными изданиями и периодикой, переводной зарубежной научной и научно-педагогической литературой, а также создание межбиблиотечного абонемента.
Основные принципы развития и углубления интеграции
Процесс развития и углубления интеграции стран СНГ предполагает соблюдение следующих принципов их отношений:
- добровольность участия в совместных работах по конкретным программам и проектам;
- равноправие участников совместной деятельности и взаимовыгодность их сотрудничества;
- сохранение суверенных прав государств на принадлежащие им объекты научно-технологического потенциала;
- соблюдение международных нормативно-правовых актов (документов) и ранее принятых обязательств;
- свобода выбора организационной формы сотрудничества;
- солидарная ответственность за ущерб, наносимый в результате совместной деятельности;
- сохранение на основе взаимности научных, технологических и других секретов партнеров;
- взаимная ответственность за используемые иностранные объекты и оборудование.
Выработка согласованной научно-технологической политики
1. Выработка согласованной научно-технологической политики должна предусматривать определение приоритетных направлений сотрудничества в ключевых областях науки и техники, способных изменить технологический уклад и обеспечить структурную перестройку экономики государств СНГ, резкое повышение производительности труда и качественно новый уровень ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
2. В рамках согласованных приоритетных направлений сотрудничества подготавливаются предложения по взаимодействию в области фундаментальных и прикладных исследований, предложения по совместной эксплуатации уникальных научных объектов и сооружений, создаются международные научные центры, совместные предприятия и финансово-промышленные группы, ассоциации потребителей и производителей и иные структуры совместной научно-технологической деятельности.
3. Реализация сотрудничества в рамках общего научно - технологического пространства осуществляется в основном по межгосударственным программам и проектам комплексного характера.
Правовое и финансовое обеспечение
1. Гармонизация правового обеспечения международной научно - технологической деятельности в рамках создаваемого общего научно - технологического пространства должна осуществляться путем совместной подготовки пакета межгосударственных соглашений и конвенций, регламентирующих научно-технологические отношения, тесно увязанного с внутренними законодательствами стран - участниц.
2. Финансирование совместных работ, выполняемых научными организациями и предприятиями стран - участниц по межгосударственным программам и проектам фундаментального и прикладного характера, должно осуществляться в странах самостоятельно за счет государственного бюджета и внебюджетных источников. По договоренности сторон научные исследования и технологические разработки могут выполняться на основе заказа или на коммерческих условиях.
По мере углубления интеграционных связей и создания необходимого для объединения финансовых ресурсов механизма целесообразно учредить специальный фонд научно-технологического развития государств - участников СНГ, формируемый за счет долевых взносов заинтересованных сторон.
3. В отношении организаций и предприятий, участвующих в выполнении работ в рамках общего научно-технологического пространства, стороны будут стремиться проводить политику льготного стимулирующего налогообложения.
4. Целесообразно изучить вопрос создания в рамках Платежного союза государств - участников СНГ Межгосударственного банка научно-технического развития.
Информационное обеспечение
1. Важнейшим условием построения общего научно - технологического пространства должно стать создание единой системы информационного обеспечения. С этой целью следует принять меры по возобновлению сотрудничества между государственными органами научно-технической информации, выполнению положений Соглашения о межгосударственном обмене научно-технической информацией.
2. Для обеспечения информацией органов координации совместных работ в рамках общего научно-технологического пространства целесообразно создать банк данных, в котором сконцентрировать постоянно обновляемую информацию научно-технического, экономического и правового характера, необходимую для их эффективного функционирования.
Кадровое обеспечение
1. Взаимодействие участников в области подготовки научных и инженерных кадров должно быть направлено на поэтапное создание в странах адекватных условий для подготовки кадров высшей научной квалификации, обеспечение взаимной нострификации документов о квалификации, создание унифицированной системы аттестации и др.
2. Необходимо предусмотреть проведение совместных маркетинговых исследований рынка труда для выявления потребностей стран СНГ в специалистах, а также разработку межгосударственных образовательных стандартов, устанавливающих общие требования к качеству специалистов. Такие стандарты - это базис для разработки национальных стандартов, гармонизированных с международными и одновременно учитывающих национальные особенности подготовки кадров для отдельных стран СНГ.
Организационные основы
1. Организационные основы координации процессов построения общего научно-технологического пространства должны обеспечивать достаточно высокий государственный уровень принятия решений, компетентность и оперативность разработки механизма сотрудничества, подготовку необходимой нормативно-правовой базы, а также четкий контроль за выполнением принимаемых решений и рекомендаций.
2. Для совместной организации работ по созданию общего научно-технологического пространства необходимо создать координирующую структуру, обеспечивающую государственный уровень представительства стран, привлечение широкой научной общественности к подготовке принципиальных вопросов развития взаимовыгодного сотрудничества в сфере науки и технологий, тесно взаимодействующую с Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза, другими межгосударственными (межправительственными) органами многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, а также с Международной ассоциацией академий наук (МААН).
Такая структура должна включать в себя в качестве постоянных органов Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (Межгосударственный комитет), его исполнительный орган - Межгосударственный научно-технический совет (МНТС), а также создаваемые по мере необходимости советы по проблемам науки и техники.
3. Межгосударственный комитет должен быть создан на основе межгосударственного соглашения, неотъемлемой частью которого должно являться Положение об этом комитете.
Положение о Межгосударственном комитете по научно - технологическому развитию является неотъемлемой частью Соглашения о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 03.11.1995. Межгосударственный комитет целесообразно сформировать из руководителей ведомств, отвечающих в странах за научно-техническое развитие, а также президентов национальных академий наук. Он должен осуществлять свою деятельность при МЭКе в пределах полномочий, добровольно делегированных ему государствами - участниками СНГ. Председатель Межгосударственного комитета, избираемый на условиях ротации, принимает участие в работе Коллегии МЭКа с правом совещательного голоса.
Межгосударственный комитет подготавливает проекты документов для внесения через МЭК на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. Материалы, касающиеся вопросов научно-технологического развития, при их подготовке другими межгосударственными (межправительственными) органами СНГ для рассмотрения на высшем уровне должны согласовываться с Межгосударственным комитетом.
Межгосударственный комитет призван рассматривать концептуальные вопросы создания общего научно-технологического пространства, принимать согласованные решения по наиболее важным проблемам развития и обеспечения сотрудничества, официально объявлять совместные программы и проекты сотрудничества, придавая им межгосударственный статус.
4. Функции исполнительного органа Межгосударственного комитета целесообразно возложить на МНТС, действующий на основании Положения о нем, утвержденного руководителями правительств 15 мая 1992 года, с внесением в него соответствующих изменений и дополнений. МНТС организует подготовку проектов документов для рассмотрения их Межгосударственным комитетом, решает текущие и оперативные вопросы.
5. Межгосударственный комитет действует в тесном сотрудничестве с Международной ассоциацией академий наук, представляющей ему рекомендации по осуществлению согласованной научно-технологической политики и осуществляющей совместно с МНТС научную экспертизу по совместным программам и проектам.
6. Реализацию настоящей Концепции предполагается осуществлять на основе заключения межгосударственного Соглашения о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств, а также подготавливаемых в его развитие межгосударственных, межправительственных соглашений и договоров.
Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств заключено в г. Москве 03.11.1995. При разработке проектов межгосударственного Соглашения о создании общего научно-технологического пространства, Положения о Межгосударственном комитете необходимо для преемственности учитывать нормы Соглашения о межгосударственном научно-техническом сотрудничестве в рамках СНГ от 13 марта 1992 г., Положения о МНТС и других документов, принятых в этой связи, а также накопленный опыт сотрудничества на многосторонней основе.
7. При осуществлении согласованных действий по созданию общего научно-технологического пространства государств - участников СНГ целесообразно использовать положительный международный опыт развития научной и технологической кооперации, накопленный, в частности, в рамках Европейского сообщества, при реализации европейской программы "Эврика" и в процессе создания международных научно-исследовательских организаций.

РЕШЕНИЕ Межгосударственного экономического комитета Экономического союза"О ПЛАНЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ ПЛАТЕЖНОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СНГ"(Принято в г. Москве 22.09.1995)  »
Международное законодательство »
Читайте также