РЕКОМЕНДАЦИЯ n 126 Международной организации труда"О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РЫБАКОВ"(Принята в г. Женеве 21.06.1966 на 50-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 126
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ РЫБАКОВ
(Женева, 21 июня 1966 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 1 июня 1966 года на свою пятидесятую сессию,
учитывая положения Рекомендации 1962 года о профессиональном обучении,
считая, что при применении этого акта профессиональное обучение рыбаков должно стоять на таком же уровне, как и профессиональное обучение в других профессиях, занятиях и отраслях промышленности,
учитывая далее, что основными целями профессионального обучения рыбаков должны быть:
повышение эффективности работы рыболовной промышленности и обеспечение общего признания экономического и социального значения рыболовной промышленности для народного хозяйства;
поощрение вступления в рыболовную промышленность достаточного числа подходящих лиц;
обеспечение возможностей обучения и переобучения, в соответствии с нынешними и будущими потребностями рыболовной промышленности в рабочей силе для различных профессий рыболовного промысла;
содействие поступлению на работу всех прошедших подготовку лиц по окончании курса обучения;
содействие обучающимся в достижении ими наиболее высокой производительности и способности зарабатывать;
повышение норм безопасности труда на борту рыболовных судов;
постановив принять ряд предложений о профессиональном обучении рыбаков, что является частью шестого пункта повестки дня сессии, и
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать первого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят шестого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1966 года о профессиональном обучении рыбаков:
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. 1) Для целей настоящей Рекомендации термин "рыболовное судно" включает все государственные и частные мореходные корабли и суда любого типа, занятые морской рыбной ловлей в соленых водах, за исключением кораблей и судов, занятых китобойным или подобными промыслами, а также кораблей и судов, ведущих научно-исследовательскую работу и охрану рыбных ресурсов.
2) Настоящая Рекомендация применяется ко всем видам обучения для работы на борту рыболовных судов.
3) Настоящая Рекомендация не применяется к лицам, занимающимся рыбной ловлей в спортивных целях или для отдыха.
2. В целях настоящей Рекомендации перечисленные ниже термины следует понимать в том значении, которое им дается ниже:
a) капитан: любое лицо, осуществляющее командование или руководство рыболовным судном;
b) помощник капитана: любое лицо, выполняющее подчиненные функции командования рыболовным судном, в том числе любое лицо, исключая лоцмана, на которое в любое время может быть возложено руководство вождением такого судна;
c) механик: любое лицо, постоянно несущее ответственность за механическое передвижение рыболовного судна, а также любое другое лицо, на которое может быть возложена эксплуатация и содержание машин и механического оборудования такого судна;
d) квалифицированный рыбак: любой опытный член палубной команды, работающий на борту рыболовного судна, который участвует в операциях судна, подготавливает орудия лова, ловит рыбу, вытаскивает и обрабатывает улов, осуществляет техническое содержание и ремонт сетей или другого рыболовного оборудования.
II. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В МАСШТАБЕ СТРАНЫ
Планирование и координация
3. При планировании политики народного образования и профессионального обучения компетентные органы власти тех стран, в которых имеется рыболовная промышленность или которые намерены создать таковую, должны обеспечить, чтобы в общей сети учебных заведений было предусмотрено и профессиональное обучение рыбаков.
4. Там, где условия в стране не позволяют создать сеть учебных заведений для обучения на всех необходимых уровнях квалификации, следует изучить возможность сотрудничества с другими странами, а также с международными организациями для организации общих программ профессионального обучения для таких видов квалификации и для таких профессий, которые не могут быть охвачены программами отдельных стран.
5. 1) Деятельность всех государственных и частных учебных заведений отдельных стран, занимающихся профессиональным обучением рыбаков, должна развиваться и координироваться на основе национальной программы.
2) Такая программа должна составляться компетентными органами власти в сотрудничестве с организациями владельцев рыболовных судов и организациями рыбаков, с учебными заведениями и исследовательскими учреждениями и с другими организациями или отдельными лицами, имеющими глубокие знания в области профессиональной подготовки рыбаков. Специализированные исследовательские институты или организации, созданные в развивающихся странах в сотрудничестве с другими странами или международными организациями, должны играть ведущую роль в разработке национальной программы.
3) Для облегчения планирования, развития, координации и администрации программ обучения рыбаков на уровне страны и в случае надобности на уровне района или на местном уровне, должны, когда это возможно, создаваться объединенные консультативные органы по вопросам политики и администрации.
6. Компетентные органы должны обеспечить, чтобы различные организации и учреждения, занимающиеся распространением информации о профессиональном обучении и о возможностях поступления на работу, как, например, начальные и средние школы, службы профессионального ориентирования, службы, консультирующие по вопросам занятости, государственные службы трудоустройства, профессионально-технические учебные заведения, а также организации владельцев рыболовных судов и организации рыбаков, снабжались полной информацией о государственных и частных программах профессионального обучения рыбаков и об условиях поступления в рыболовную промышленность.
7. Компетентные органы власти должны обеспечить, чтобы программы профессионального обучения рыбаков были полностью согласованы с любыми другими программами и мерами, государственными или частными, которые имеют отношение к рыболовной промышленности. В частности, они должны следить за тем, чтобы:
a) исследовательские институты предоставляли информацию о своих последних открытиях, представляющих практический интерес для рыболовной промышленности, в распоряжение учебных центров и других заинтересованных органов, а через них рыбакам. По возможности, указанные исследовательские институты должны участвовать в повышении квалификации рыбаков, а центры профессионального обучения рыбаков должны содействовать, когда это целесообразно, таким институтам в осуществлении их деятельности;
b) принимались меры посредством обеспечения общего образования до получения профессионального обучения или одновременно с ним с целью поднятия общего уровня образования в рыболовных районах, чтобы обеспечить большую удовлетворенность среди рыбаков и облегчить им усвоение профессионально-технического обучения;
c) в сотрудничестве с организациями владельцев рыболовных судов и организациями рыбаков были приняты меры, чтобы при устройстве на работу предпочтение оказывалось при прочих равных обстоятельствах лицам, окончившим государственные или частные курсы профессионального обучения;
d) в сотрудничестве с организациями владельцев рыболовных судов и организациями рыбаков были приняты меры, особенно в развивающихся странах, к тому, чтобы учащиеся, оканчивающие государственные или частные курсы, либо поступали на работу на рыболовные суда, либо могли получить и эксплуатировать надлежащим образом оборудованные рыболовные суда либо индивидуально, либо путем создания кооперативов для совместной покупки и использования рыболовных судов или же в любом другом порядке;
e) количество обученных рыбаков соответствовало числу судов и объему оборудования, которые имеются или планируется иметь в соответствующей стране.
Финансирование
8. 1) Программы профессионального обучения рыбаков должны проводиться систематически на регулярной и достаточной финансовой базе, и они должны учитывать настоящие и планируемые потребности и развитие рыболовной промышленности.
2) Там, где это требуется, правительство должно участвовать в финансировании программ обучения, проводимых местными правительственными или частными органами. Это участие может осуществляться в форме предоставления общих субсидий, земельных участков или помещений или таких учебных материалов, как лодки, двигатели, навигационное оборудование и рыболовные снасти, в форме бесплатного предоставления инструкторов или же оплаты обучения рыбаков.
3) Обучение в государственных центрах профессиональной подготовки рыбаков должно быть бесплатным для обучающихся. Кроме того, обучение нуждающихся взрослых и нуждающихся молодых людей должно облегчаться финансовой и материальной помощью такого же типа, как та, которая предусмотрена в подпунктах 3 и 5 параграфа 7 Рекомендации 1962 года о профессиональном обучении.
Нормы обучения
9. 1) В сотрудничестве с упомянутыми в пункте 3 параграфа 5 настоящей Рекомендации объединенными органами компетентные органы власти должны определять и устанавливать общие нормы, регулирующие профессиональное обучение рыбаков на всей территории страны. Эти нормы должны соответствовать национальным требованиям для получения различных удостоверений рыбаков о квалификации и должны устанавливать:
a) минимальный возраст для поступления на курсы профессионального обучения рыбаков;
b) характер медицинских осмотров, включая проверку легких рентгеном, проверку слуха и зрения, требуемых для лиц, поступающих на курсы обучения. Эти осмотры, особенно проверка зрения и слуха, могут быть различными для лиц, поступающих на палубное и на машинное отделения;
c) уровень общего образования, требуемый для поступления на курсы профессионального обучения рыбаков;
d) курсы рыболовства, навигации и матросского дела, техники безопасности, механики, приготовления пищи и другие предметы, которые должны быть включены в учебные программы;
e) объем практической подготовки, которую должны пройти учащиеся, включая время работы в мастерских и время работы в море;
f) продолжительность курсов профессионального обучения для различных профессий рыболовной промышленности и для различных уровней квалификации;
g) характер любых экзаменов по окончании указанных курсов; и
h) опыт и квалификацию преподавательского персонала учебных заведений.
2) Там, где невозможно установить национальные нормы, компетентные органы власти в сотрудничестве с объединенными органами, упомянутыми в пункте 3 параграфа 5 настоящей Рекомендации, должны разработать рекомендуемые нормы, которые должны служить руководством для установления как можно более единообразных норм для всей территории страны.
III. ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
10. Учебные программы различных профессиональных учебных заведений для рыбаков должны основываться на систематическом анализе труда, требуемого в рыболовной промышленности, и должны устанавливаться путем сотрудничества с упомянутыми в пункте 3 параграфа 5 настоящей Рекомендации объединенными органами. Они должны периодически пересматриваться и обновляться в соответствии с последними техническими достижениями и должны с учетом функций, которые нужно будет выполнять, включать обучение следующим предметам:
a) методы рыболовства, включая, где это целесообразно, использование и уход за электронными средствами обнаружения рыбы, а также методы использования, содержания и ремонта рыболовной снасти;
b) навигация, матросское дело и управление судном в соответствии с районом моря и типом рыболовства, для которых рассчитан курс, включая должное значение международных правил по предотвращению столкновения в море;
c) укладка, очистка и обработка рыбы на борту судна;
d) уход за судном и другие связанные с этим вопросы;
e) управление, уход и ремонт паровых двигателей или двигателей внутреннего сгорания (бензиновых или дизельных) или другого оборудования, с которым учащемуся, возможно, придется работать;
f) управление и уход за радиоаппаратурой и радаром, которыми учащемуся, возможно, придется пользоваться;
g) техника безопасности в море и техника безопасности при обращении с рыболовной снастью, включая такие вопросы, как остойчивость, влияние обледенения, тушение пожара, водонепроницаемость, личная безопасность, защитное ограждение оборудования и механизмов, меры по технике безопасности при оснастке, техника безопасности в машинном отделении; использование спасательных шлюпок, надувных спасательных лодок, первая помощь, медицинский уход и другие связанные с этим вопросы;
h) теоретические предметы, связанные с рыболовством, в том числе морская биология и океанография, которые позволят учащимся приобрести широкую основу для дальнейшего обучения в целях продвижения по работе или для перехода с одной профессии рыболовной промышленности на другую или от одного вида рыболовства к другому;
i) общеобразовательные предметы, хотя они могут даваться в ограниченной степени на краткосрочных курсах;
j) использование, содержание и ремонт холодильных систем, противопожарного оборудования, палубных и траловых лебедок и другого механического оборудования рыболовных судов;
k) основные понятия о судовых электрических силовых установках; содержание и ремонт электрооборудования рыболовного судна;
l) санитарное просвещение и физкультура, в особенности плавание, где для этого имеются учебные возможности;
m) специализированные курсы по вопросам работы на палубе, в машинном отделении и по другим предметам после вводного периода общего обучения в области рыболовства.
11. 1) Должны быть установлены там, где это практически возможно и целесообразно, государственные нормы для получения свидетельства или диплома, дающего право его владельцу выполнять обязанности капитана (различного класса), помощника (различного класса), механика (различного класса), рыболовного техника (различного класса), боцмана, квалифицированного рыбака (различного класса), кока или занимать другие должности на палубе или в машинном отделении.
2) Учебные программы должны быть прежде всего направлены на то, чтобы готовить обучающихся к сдаче экзамена на получение свидетельства, и должны быть непосредственно увязаны с национальными требованиями для получения свидетельства; они должны учитывать минимальный возраст и минимальный практический опыт, установленные компетентными органами власти для различных классов свидетельств о квалификации.
3) Там, где государственных экзаменов на получение свидетельства вообще не существует или не существует для определенной специальности, курсы подготовки должны тем не менее готовить обучающихся к выполнению определенных обязанностей, таких как перечислены выше. Все обучающиеся, успешно закончившие такие курсы подготовки, должны получить удостоверение о прохождении соответствующего курса.
12. 1) Должны существовать программы подготовки рыбаков к выполнению обязанностей капитана и механика на всех типах судов, используемых в рыболовном флоте соответствующей страны, в том числе и на крупных судах, ведущих лов в отдаленных водах.
2) Там, где это целесообразно с точки зрения используемых судов, следует учредить в области рыболовства и навигации курсы на уровне колледжа, которые должны проводиться на том же уровне, что и курсы обучения офицеров торгового флота, но со специализацией в вопросах, касающихся рыболовства.
13. Срок обучения по различным программам профессионального обучения должен быть достаточным, чтобы позволить учащимся усвоить учебный материал, и должен определяться такими факторами, как:
a) уровень подготовки, требуемый для той специальности, по которой проводится обучение;
b) уровень общего образования и возраст, требуемые от поступающих на курсы учащихся;
c) прежний практический опыт учащихся; и
d) степень срочности подготовки квалифицированных рыбаков в соответствующей стране при условии сохранения надлежащего уровня подготовки.
14. 1) Преподавательский персонал должен состоять из лиц, имеющих широкое общее образование, теоретическую техническую подготовку и достаточный соответствующий опыт практического рыболовства.
2) Там, где невозможно подобрать преподавательский персонал, имеющий такую квалификацию, следует привлекать к работе преподавателей, обладающих практическим опытом рыболовства и имеющих соответствующие свидетельства о квалификации.
3) Там, где невозможно принимать на полное рабочее время преподавательский персонал, обладающий практическим опытом рыболовства, следует привлекать к работе на неполное рабочее время лиц, имеющих достаточный практический опыт рыболовства.
4) Весь преподавательский состав должен обладать педагогическими способностями и должен получать соответствующую педагогическую подготовку в компетентных учебных заведениях.
Допрофессиональное обучение
15. В рыбацких поселках в соответствии с Конвенцией 1959 года о минимальном возрасте рыбаков должны быть приняты меры к организации допрофессионального обучения детей школьного возраста, в том числе обучения элементарной матросской практике, основным понятиям о методах коммерческого рыболовства и принципам навигации, насколько это соответствует общим условиям конкретной страны.
Краткосрочные курсы для работающих рыбаков
16. Должны существовать краткосрочные курсы обучения для работающих рыбаков, позволяющие им повышать свою техническую квалификацию и знания, овладевать новыми методами рыболовства и навигации и получать право на продвижение по работе.
17. 1) Курсы обучения для работающих рыбаков должны быть специально рассчитаны:
a) для дополнения основных долгосрочных курсов путем обеспечения повышенного специального обучения в целях продвижения по работе;
b) для организации обучения в области новых для данного района методов рыболовства и в области использования, содержания и ремонта новых видов двигателей или снастей и изготовления снастей в соответствующих случаях;
c) для организации профессионального обучения на всех уровнях для рыбаков, которые не смогли пройти основного долгосрочного курса обучения;
d) для обеспечения ускоренного обучения в развивающихся странах.
2) Эти курсы должны быть краткосрочными и должны рассматриваться как дополнение, а не замена программ основного долгосрочного обучения.
18. Эти курсы, которые могут иметь форму передвижных курсов с направлением инструкторов и учебного оборудования в рыболовные центры, должны, в частности, состоять из программ, включающих:
a) вечерние курсы;
b) сезонные курсы, которые проводятся в месяцы штормов или в периоды, когда сокращается объем лова; или
c) дневные курсы, для которых рыбаки временно оставляют свою работу на короткие периоды.
19. 1) Должны быть приняты соответствующие меры, для того чтобы дать возможность работающим рыбакам посещать на берегу краткосрочные курсы.
2) Работающие рыбаки должны получать достаточную финансовую компенсацию за время посещения ими краткосрочных курсов.
20. Там, где долгосрочные и кратковременные курсы для работающих рыбаков не отвечают потребностям профессионального обучения, в особенности в изолированных районах, эти курсы могут дополняться:
a) специальными курсами по радио и телевидению и программами, обеспечивающими информацию о рыболовстве;
b) заочными курсами, специально приспособленными к потребностям работающих рыбаков и устраиваемыми для обучения групп учащихся, с организацией время от времени лекций или посещения школ профессионального обучения;
c) периодическими посещениями рыбацких поселков научно-исследовательскими работниками и сотрудниками служб по распространению знаний.
IV. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
21. Методы обучения, применяемые в системах профессионального обучения рыбаков, должны быть как можно более эффективными с учетом характера курсов, опыта учащихся, их общего образования и возраста и наличия демонстрационного оборудования и финансовой помощи.
22. Практическое обучение, в котором участвуют сами учащиеся, должно быть важной частью всех программ профессионального обучения в области рыболовства.
23. 1) Рыболовные учебные суда должны использоваться всеми профессиональными учебными заведениями, программы которых предназначены для лиц, поступающих в рыболовную промышленность, в целях проведения обучения в области техники рыболовства, навигации, матросского дела, механики и других вопросов. Эти суда должны заниматься настоящими рыболовными операциями.
2) Учебные суда должны, по мере возможности, быть приданы техническим школам, дающим повышенную подготовку.
24. 1) Демонстрационное оборудование, как, например, двигатели, снасти, модели рыболовных судов, оборудование мастерских и навигационные приборы, должно использоваться в программах обучения.
2) Такое оборудование должно быть подготовлено в сотрудничестве с рыболовными исследовательскими центрами и включать, по мере возможности, новейшие рыболовные и навигационные средства.
3) Такое оборудование должно подбираться с учетом снасти, судов и двигателей, с которыми учащемуся, возможно, придется работать.
4) Фильмы и другие наглядно-слуховые учебные пособия, хотя они и могут быть полезными в некоторых случаях, не должны заменять демонстрационное оборудование, в использовании которого активно участвуют все учащиеся.
5) Следует организовывать посещение учащимися рыболовных судов с современными или специальными установками, рыболовных исследовательских институтов или рыболовных центров, находящихся за пределами района, в котором расположена школа.
25. Практическое обучение может также осуществляться при помощи стажировки в море на борту коммерческих рыболовных судов.
26. Теоретическое обучение, включая общее образование, которое проводится как часть курса профессионального обучения, должно быть непосредственно связано со знаниями и навыками, необходимыми рыбакам, и, по возможности, должно быть связано с проводимым практическим обучением.
V. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
27. 1) Страны должны сотрудничать между собой в содействии организации профессионального обучения в области рыболовства, в особенности в развивающихся странах.
2) Это сотрудничество может в соответствующих случаях охватывать такие меры, как:
a) с помощью международных организаций или других стран набор и подготовка преподавательского персонала для создания и улучшения средств профессионального обучения в области рыболовства;
b) создание вместе с другими странами объединенных профессиональных учебных заведений или объединенных рыболовных исследовательских центров;
c) предоставление возможностей для обучения отобранным учащимся - рыбакам или учащимся - инструкторам из других стран и направление учащихся - рыбаков или учащихся - инструкторов в учебные заведения других стран для обучения;
d) организация международного обмена кадрами, международных семинаров и рабочих групп;
e) направление инструкторов в рыболовные школы профессионального обучения в других странах.

КОНВЕНЦИЯ n 125 Международной организации труда"О СВИДЕТЕЛЬСТВАХ О КВАЛИФИКАЦИИ РЫБАКОВ"(Принята в г. Женеве 21.06.1966 на 50-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также