РЕШЕНИЕ Совета глав государств СНГ"ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ"(Вместе с проектом Евразийского Союза (ЕАС))(Принято в г. Москве 21.10.1994)


РЕШЕНИЕ
ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ
(Москва, 21 октября 1994 года)
Глубоко изучив предложение Н.А. Назарбаева о формировании Евразийского Союза Государств,
Совет глав государств Содружества Независимых Государств
решил:
принять к сведению информацию Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. о формировании Евразийского Союза Государств и использовать основные идеи, изложенные в предложении Республики Казахстан, для углубления интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств.
Совершено в г. Москве 21 октября 1994 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Проект
Подготовлен Республикой Казахстан
О ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА ГОСУДАРСТВ
В настоящее время все страны СНГ продолжают испытывать глубокий кризис во всех сферах общественной жизни - экономике, политике, идеологии, межнациональных отношениях, нарастает социально-экономическое напряжение.
Это происходит в условиях, когда развитие Содружества Независимых Государств определяется двумя тенденциями. С одной стороны, происходит дальнейшее становление национальной государственности, а с другой - наблюдается тенденция к интеграции стран Содружества.
СНГ, как межгосударственное объединение, играет позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ не исчерпан. Тем не менее, существующая в настоящее время структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме. На это обращают внимание не только руководители стран Содружества, но и большая часть населения этих государств.
Опыт прошлых лет функционирования СНГ показывает необходимость перехода на новый уровень интеграции, который будет гарантировать соблюдение совместно принятых обязательств всеми государствами - участниками.
Международная практика показывает, что любое межгосударственное объединение переживает различные этапы в своем развитии, дополняется новыми формами сотрудничества. СНГ имеет существенные преимущества - высокую степень интегрированности экономики, сходные социально-политические структуры и ментальность населения, а также многонациональный состав большинства республик, общие исторические традиции.
Все это свидетельствует о необходимости сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и развитием на этой основе межгосударственных интеграционных процессов. Логика истории такова, что интеграция в мировое сообщество возможна лишь совместными усилиями всех стран Содружества, использующих сформированный десятилетиями мощный интеграционный потенциал.
Сложившиеся условия показывают, что наряду с совершенствованием механизмов СНГ, не следует рассматривать его как единственную форму объединения. Как показала практика, дальнейшее развитие стран СНГ сдерживается недостаточностью внутреннего потенциала каждой из них. Развитие последнего возможно только при экономической интеграции стран постсоветского пространства на новой, рыночной основе.
Оставшиеся в наследство структуры единого народно - хозяйственного комплекса продолжают коррозировать. Объективно отмирают отжившие формы экономических связей. Вместе с тем, нарушаются отработанные технологические связи, отвечающие экономическим интересам наших стран в ближней и дальней перспективе.
Рыночные реформации имеют универсальные закономерности. Ни одна страна не может их игнорировать, не впадая при этом в экономический романтизм. Целесообразно соединить усилия по рыночному реформированию экономик стран бывшего Союза на основе уже сформировавшихся в течение десятилетий тесных хозяйственных отношений.
Как показывает мировая практика, только при коллективных усилиях переходные общества в состоянии осуществить успешную модернизацию. В то же время мы видим, что продолжающиеся попытки решить эту задачу отдельными странами СНГ в одиночку по-прежнему безуспешны. Они останутся таковыми до реализации экономической интеграции на новых условиях. С другой стороны, стала очевидной нереалистичность попыток переориентации в какие-либо региональные экономические объединения в дальнем зарубежье.
Серьезной проблемой государств стала несогласованность ценовой политики на экспортируемое сырье, негативно отражающаяся на их экономическом положении. С другой стороны, это вносит элемент нестабильности в устоявшиеся мирохозяйственные связи, вынуждает третьи страны принимать жесткие санкции. Экспорт сырья и энергоресурсов является наиболее важной статьей доходов наших государств. В связи с этим, назрела необходимость единой системы экспортной политики стран СНГ в интересах всех государств - участников с принятием серьезных мер в случае несоблюдения какой-либо страной согласованных квот и цен.
Важным элементом обеспечения успешного проведения рыночных реформ является совершенствование национального законодательства стран СНГ. Дальнейшая модернизация невозможна без сближения законодательных основ хозяйственной деятельности, поскольку существующие различия между ними становятся серьезным препятствием интегративных процессов в экономике.
Учитывая различия между странами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, мы предлагаем формирование дополнительной интеграционной структуры - Евразийского Союза, сочетающейся с деятельностью СНГ. При этом принимаются во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разновекторность в развитии государств СНГ. Это дает основания говорить о настоятельной потребности в формировании нового экономического порядка в СНГ. Цель - согласование экономической политики и принятие обязательных для исполнения государствами - участниками совместных программ проведения экономических реформ.
Социально-экономический и политический кризис протекает на фоне многонационального состава населения практически всех государств СНГ. Вследствие этого растет межэтническое напряжение, приводящее не только к внутригосударственной напряженности, но и в ряде случаев перерастающее в межгосударственные конфликты. Такая ситуация подрывает сам институт Содружества Независимых Государств. Следовательно, совместными усилиями необходимо разработать механизмы сдерживания, локализации и погашения конфликтов разного типа.
В настоящее время все страны СНГ находятся в поисках форм государственного устройства, адекватных внутренним условиям. Но, как показывает практика, ни унитарные, ни федеративные государства СНГ не могут быть признаны в полной мере стабильными, в том числе и с ростом сепаратистских тенденций.
Решение вопросов экономической интеграции диктует необходимость создания политических институтов, обладающих достаточным объемом полномочий. Они должны включать в себя функции регулирования взаимоотношений государств в собственно экономической, политической, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.
Таким образом, настало время устранения препятствий для взаимодействия на более высоком уровне и одновременном создании его инструментов.
В настоящий момент происходит процесс дезинтеграции в сфере науки, культуры, образования. Некогда единое культурно - образовательное пространство оказывается разобщенным. В этих условиях утверждение, что "наука не имеет границ" оказывается просто несостоятельным. На фоне усугубляющихся социально - экономических трудностей резко усиливается отток специалистов из сферы науки, культуры, образования, снижение интеллектуального потенциала, падение уровня и качества образования. Данные процессы приводят не только к разрыву некогда единой системы, но и к изоляции от культурно-научных достижений мировой цивилизации.
В то же время стремление интенсифицировать интеграционные процессы в экономике и политике должно опираться на сохранение и развитие согласованной политики в сфере культуры, образования и науки. Необходимо сохранить и укрепить интернационализацию процессов получения и практического использования новых знаний. Интеграция исследований и разработок в научно-технической сфере стала неотъемлемой частью глобализации промышленной деятельности вообще.
Изоляция постсоветского пространства от мирового культурного и научного сообщества чревата новым этапом отставания в технологической сфере.
Одной из ключевых задач для новых государств является обеспечение территориальной целостности и безопасности. В настоящее время постсоветское пространство является зоной нестабильности, сочетания конфликтов различного типа, а также испытывает воздействие очагов напряженности вне СНГ. Охрана внешних границ и стабилизация ситуации в конфликтных регионах может осуществляться только совместными усилиями всех заинтересованных государств, требует согласованного подхода участников к кругу вопросов оборонного характера.
Проблема экологической безопасности остается одной из наболевших и нерешенных в странах СНГ. Экологическая напряженность вызвана рядом причин. К ним можно отнести последствия испытаний ядерного оружия, деятельности атомных электростанций, загрязнение окружающей среды промышленными отходами, деградацию природной среды в результате хозяйственной деятельности человека (высыхание водных бассейнов, обезлесение, эрозия почв и т.д.).
Эти проблемы актуальны практически для всех стран СНГ, тем более, что основные зоны экологического бедствия, как правило, расположены в пограничных районах. Они вызваны общностью сложившейся технологической базы, методов ведения хозяйственной деятельности, в основе который была заложена экстенсивная направленность. Сегодня нельзя решить ни одну из этих проблем самостоятельными усилиями одного, даже самого крупного государства. Сохранение окружающей среды является глобальной задачей, требующей крупных капиталовложений, соединения усилий всех государств.
Для обсуждения предлагается проект создания нового интегративного объединения с условным названием "Евразийский Союз" (ЕАС).
ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ (ЕАС)
ЕАС - союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны - участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала. ЕАС является формой интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности, социально - экономической модернизации в постсоветском пространстве.
Экономические интересы определяют основы сближения независимых государств. Политические институты ЕАС должны адекватно отражать эти интересы и способствовать экономической интеграции.
I. Принципы объединения
Предлагаются следующие принципы и механизм формирования Евразийского Союза:
Проведение национальных референдумов или решения парламентов о вхождении государств в ЕАС.
Подписание государствами - участниками Договора о создании ЕАС на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ. Договор должен заложить юридические и организационные предпосылки для углубления интеграции в направлении формирования экономического, валютного и политического союза.
В ЕАС не допускается ассоциированное членство.
Принятие решений в ЕАС осуществляется на основе принципа квалифицированного большинства в 4/5 (четыре пятых) от общего количества стран - участниц.
Независимые государства входят в ЕАС при выполнении предварительных условий:
обязательное соблюдение принятых межгосударственных соглашений;
взаимное признание сложившихся государственно-политических институтов стран - участниц ЕАС;
признание территориальной целостности и нерушимости границ;
отказ от экономического, политического и иных форм давления в межгосударственных отношениях;
прекращение военных действий между собой.
Вхождение новых стран в состав ЕАС осуществляется после вынесения экспертного заключения об их готовности к вступлению в ЕАС, единогласным голосованием всех членов ЕАС. Экспертное заключение дается органом, формируемым на паритетных началах государствами, выразившими согласие стать членами ЕАС.
Государства ЕАС могут участвовать в других интеграционных объединениях, в том числе в СНГ, на основе ассоциированного или постоянного членства, либо иметь статус наблюдателя.
Каждый участник может выйти из ЕАС, предварительно уведомив другие государства не позднее чем за шесть месяцев до принятия решения.
Предлагается формирование следующих наднациональных органов.
* Совет глав государств и глав правительств ЕАС - высший орган политического руководства ЕАС. Каждое государство - участник председательствует в ЕАС по 6 месяцев согласно русскому алфавиту.
* Высшим консультативно-совещательным органом является Парламент ЕАС. Парламент формируется путем делегирования депутатов парламентов государств - участников на основе равного представительства от каждой страны - участницы или путем прямых выборов. Решения Парламента ЕАС вступают в силу после ратификации их парламентами государств ЕАС. Вопрос о ратификации должен быть рассмотрен в течение 1 месяца.
* Основным направлением деятельности Парламента ЕАС является координация законодательства стран - участниц, обеспечивающая развитие единого экономического пространства, решение задач по защите социальных прав и интересов человека, взаимного уважения государственного суверенитета и прав граждан в государствах ЕАС.
* Через Парламент ЕАС осуществляется создание общей правовой базы, регулирующей взаимоотношения хозяйствующих субъектов стран - участниц.
* Совет министров иностранных дел ЕАС с целью координации внешнеполитической деятельности.
* Межгосударственный Исполнительный комитет (Исполком) ЕАС, постоянно действующий исполнительно-контролирующий орган. Руководитель Исполкома назначается поочередно из представителей стран - участниц главами государств ЕАС на определенный ими срок. Структуры Исполкома формируются из представителей всех стран - участниц.
ЕАС в лице своего Исполкома должен получить статус наблюдателя в ряде крупных международных организаций.
Информационное бюро Исполкома ЕАС. Принятие специального обязательства или закона стран - участниц о недопущении недружественных высказываний в адрес государств - участников договора, которые могут нанести вред отношениям между ними.
Совет по вопросам образования, культуры, науки. Формирование согласованной образовательной политики, культурного, научного сотрудничества и обмена, совместная деятельность по созданию учебников, пособий.
В целях более глубокой координации и эффективности деятельности стран ЕАС целесообразно создание в каждой из них Государственного комитета (министерства) по делам ЕАС.
На уровне министров стран ЕАС проведение регулярных встреч и консультаций по вопросам здравоохранения, образования, труда и занятости, экологии, культуры, борьбы с преступностью и т.д.
Поощрение деятельности неправительственных организаций в различных областях сотрудничества в соответствии с национальным законодательством стран - участниц ЕАС.
Официальным языком ЕАС, наряду с функционированием национального законодательства по языкам, является русский язык.
Гражданство. Свободное перемещение граждан в границах ЕАС требует координации внешней, по отношению к третьим странам, визовой политики. При изменении страны проживания в рамках ЕАС индивид по желанию автоматически получает гражданство другой страны.
Столицей ЕАС можно было предложить один из городов на стыке Европы и Азии, например, г. Казань, г. Самара.
II. Экономика
С целью создания единого экономического пространства в рамках ЕАС предлагается формирование ряда наднациональных координирующих структур:
Комиссия по экономике при Совете глав государств ЕАС, разрабатывающая основные направления экономических реформ в
рамках ЕАС с учетом интересов национальных государств и представляющая их на утверждение Совету глав государств ЕАС;
Комиссия по сырьевым ресурсам стран - экспортеров ЕАС в целях согласования и утверждения цен и квот на экспортируемые сырьевые товары и энергоносители, подписание соответствующего межгосударственного соглашения. Координация политики в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов.
Фонд по делам экономического и технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАС. Фонд финансирует перспективные, наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении широкого круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т.д.;
Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
Международный инвестиционный банк ЕАС;
Межгосударственный арбитраж ЕАС по экономическим вопросам, правовым путем разрешающий спорные вопросы и накладывающий штрафные санкции;
Комиссия по вводу расчетной денежной единицы (переводной рубль).
III. Наука, культура, образование
Предлагается осуществить ряд мер по сохранению потенциала, достигнутого за предыдущие десятилетия и усилению интеграции в этой сфере:
создание общих исследовательских центров ЕАС по фундаментальным исследованиям в области современного знания;
создание Фонда развития научных исследований ЕАС, объединяющего научные коллективы различных стран;
создание Комитета по вопросам связей в области культуры, науки, образования при Совете глав правительств ЕАС;
содействие в формировании неправительственных ассоциаций и объединений в культурно-образовательной и научной сфере;
учреждение стипендиального фонда при Исполкоме ЕАС.
IV. Оборона
Предлагается заключение в рамках ЕАС следующих договоренностей:
Договор о совместных действиях по укреплению национальных Вооруженных Сил стран - членов ЕАС и охране внешних границ ЕАС.
ЕАС предполагает создание единого оборонного пространства с целью координации оборонной деятельности:
формирование коллективных миротворческих сил ЕАС для поддержания стабильности и погашения конфликтов в странах - участницах и между ними. С согласия государств - участников ЕАС, в соответствии с международными правовыми нормами, направление миротворческих сил в конфликтные зоны на территории ЕАС;
внесение коллективного обращения стран - участниц ЕАС в международные организации, в том числе в Совет Безопасности ООН, о придании совместному контингенту статуса миротворческих сил;
создание Межгосударственного Центра по проблемам ядерного разоружения с участием представителей международных организаций.
Все государства ЕАС, кроме России, сохраняют безъядерный статус.
V. Экология
В ближайшее время необходимо формирование следующих механизмов:
фонд по экологии при Совете глав государств ЕАС, реализующий в рамках ЕАС экологические программы и финансируемый всеми государствами - участниками;
координация действий с международными организациями по снижению степени экологического загрязнения;
принятие краткосрочных и долгосрочных программ по крупным проблемам восстановления окружающей среды и ликвидации последствий экологических катастроф (Арал, Чернобыль, Семипалатинский ядерный полигон);
принятие Межгосударственного договора ЕАС по складированию ядерных отходов.
* * *
История дает нам шанс войти в XXI век цивилизованным путем. Одним из способов является, на наш взгляд, реализация интеграционного потенциала инициативы по созданию Евразийского Союза, отражающей объективную логику развития постсоветского пространства и волю народов бывшего СССР к интеграции.

"СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ И СОСТАВА ПРАВОВОГО КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА"(Заключено в г. Москве 21.10.1994)  »
Международное законодательство »
Читайте также