"РУКОВОДСТВО САН-РЕМО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ, ПРИМЕНИМОМУ К ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТАМ НА МОРЕ" [рус., англ.](Принято в г. Сан-Ремо 12.06.1994)


РУКОВОДСТВО САН-РЕМО
ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ, ПРИМЕНИМОМУ
К ВООРУЖЕННЫМ КОНФЛИКТАМ НА МОРЕ
(Сан-Ремо, 12 июня 1994 года)
Вводные замечания
Руководство Сан-Ремо подготовлено в 1988 - 1994 гг. группой специалистов по международному праву и военно-морских экспертов, которые в личном качестве участвовали в работе ряда "круглых столов", организованных Международным институтом гуманитарного права. Руководство призвано послужить сводом современных норм международного права, применимых к вооруженным конфликтам на море. Некоторые его положения могут рассматриваться как шаг вперед в области права, но мы полагаем, что большинство содержат те нормы права, которые применимы в настоящее время. Участники "круглых столов" считают, что данное Руководство во многих его аспектах развивает Оксфордское руководство по правилам морской войны, регулирующим отношения между воюющими сторонами, принятое Институтом международного права в 1913 г., так как многие положения последнего получили развитие в настоящем Руководстве. Необходимость в новом Руководстве обусловлена развитием права после 1913 г. Большинство результатов этого развития не нашло отражения в договорном праве (II Женевская конвенция 1949 г. в основном ограничивается защитой раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение на море). В частности, следует отметить, что право вооруженного конфликта на море не получило такого развития, как право вооруженного конфликта на суше в результате подписания Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. Хотя некоторые положения Протокола I и относятся к военным действиям на море, в особенности в том, что касается расширения защиты санитарных судов и летательных аппаратов, предоставляемой II Женевской конвенцией 1949 г., IV часть Протокола, обеспечивающая гражданским лицам защиту от последствий военных действий, применима лишь к военно-морским операциям, затрагивающим гражданских лиц и гражданские объекты на суше.
В ходе подготовительного "круглого стола" по вопросам международного гуманитарного права, применимого к вооруженным конфликтам на море, который организовали в Сан-Ремо в 1987 г. Международный институт гуманитарного права, Пизанский университет (Италия) и Сиракьюсский университет (Нью-Йорк), был сделан предварительный обзор права. Во время "круглого стола" в Мадриде, организованного Международным институтом гуманитарного права в 1988 г., был выработан План действий с целью составления проекта современного свода правил, касающихся вооруженного конфликта на море. В соответствии со своим мандатом обеспечивать развитие международного гуманитарного права Международный комитет Красного Креста поддерживал данный проект на всем протяжении его разработки. В целях претворения в жизнь Мадридского плана действий Институт ежегодно проводил "круглые столы" - в Бохуме в 1989 г., в Тулоне в 1990 г., в Бергене в 1991 г., в Оттаве в 1992 г., в Женеве в 1993 г. и наконец в Ливорно в 1994 г. На основе развернутых докладов, составленных в период между встречами, комментариев участников по этим докладам и обстоятельного обсуждения во время заседаний разработали проект Руководства, который и был принят в Ливорно в 1994 г.
ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел I
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
1. Стороны, участвующие в вооруженном конфликте на море, обязаны соблюдать принципы и нормы международного гуманитарного права с начала использования вооруженных сил.
2. В случаях, не предусмотренных настоящим документом или международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, принципов гуманности и требований общественного сознания.
Раздел II
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПРАВО НА САМООБОРОНУ
3. Осуществление права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого статьей 51 Устава ООН, возможно лишь при соблюдении условий и ограничений, указанных в Уставе и вытекающих из общего международного права, в том числе принципов необходимости и соразмерности.
4. Принципы необходимости и соразмерности применяются в равной мере к вооруженному конфликту на море и требуют, чтобы боевые действия, осуществляемые государством, не превышали степени и вида силы, которая не запрещена иным образом правом вооруженного конфликта и необходима для отражения вооруженного нападения на него и восстановления его безопасности.
5. Оправданность военных действий государства по отношению к противнику зависит от интенсивности и масштаба вооруженного нападения, ответственность за которое несет противник, и серьезности создавшейся угрозы.
6. Нормы, изложенные в настоящем документе, и любые другие нормы международного гуманитарного права в равной мере применимы ко всем сторонам, участвующим в конфликте. Международная ответственность, которую одна из сторон, участвующих в конфликте, может нести за его развязывание, не влияет на равное применение этих правил ко всем сторонам.
Раздел III
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ, В ОТНОШЕНИИ
КОТОРЫХ ПРИНЯТЫ МЕРЫ СОВЕТОМ БЕЗОПАСНОСТИ
7. Несмотря на какие бы то ни было правила, содержащиеся в настоящем документе либо в иных документах, касающихся права нейтралитета, в случае если Совет Безопасности, действуя в соответствии со своими полномочиями, предоставленными ему главой VII Устава ООН, установил ответственность одной или нескольких сторон в вооруженном конфликте за применение силы в нарушение международного права, нейтральные государства:
a) обязаны не предоставлять такому государству никакой помощи, помимо гуманитарной; и
b) могут предоставлять помощь любому государству, ставшему жертвой нарушения мира или акта агрессии со стороны этого государства.
8. Если в ходе международного вооруженного конфликта Совет Безопасности предпринял превентивные или принудительные действия, включающие меры экономического характера, в соответствии с главой VII Устава ООН, право нейтралитета не может служить для государств-членов ООН оправданием поведения, несовместимого с их обязательствами, вытекающими из Устава или решений Совета Безопасности.
9. При условии соблюдения пункта 7 нормы, закрепленные в настоящем документе, и любые иные нормы международного гуманитарного права, применимые в период вооруженных конфликтов на море, должны применяться ко всем сторонам в любом подобном конфликте, который может возникнуть в связи с тем, что Совет Безопасности принял решение применить силу или санкционировать применение силы тем или иным государством или государствами.
Раздел IV
РАЙОНЫ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА МОРЕ
10. При соблюдении иных применимых норм права вооруженного конфликта на море, приводимых в настоящем документе, либо в других документах, военные действия военно-морскими силами могут осуществляться:
a) в территориальном море или внутренних водах, на сухопутных территориях, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, и там, где это применимо, в архипелажных водах воюющих государств или над этими пространствами;
b) в открытом море или над ним; и
c) при условии соблюдения пунктов 34 и 35, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе нейтральных государств или над такой зоной либо шельфом.
11. Сторонам в конфликте рекомендуется прийти к согласию о том, что военные действия не будут проводиться в морских районах, где имеются:
a) редкие или уязвимые экосистемы, или
b) места естественного обитания рыб или иных форм морских организмов, запасы которых истощены, подвергаются угрозе или опасности.
12. При проведении операций в районах, где нейтральные государства пользуются суверенными правами, юрисдикцией или иными правами в соответствии с общим международным правом, воюющие обязаны принимать во внимание законные права и обязанности этих нейтральных государств.
Раздел V
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
13. Для целей настоящего документа:
a) "международное гуманитарное право" означает установленные договорами или обычаем международные нормы, ограничивающие право сторон в конфликте использовать методы или средства ведения войны по своему выбору или защищающие государства, не являющиеся сторонами в конфликте, или лиц либо объекты, которые затронуты или могут быть затронуты конфликтом;
b) "нападение" означает акт насилия, совершаемый либо при наступлении, либо при обороне;
c) "случайные потери" или "случайный ущерб" означают гибель или ранения гражданского населения или иных покровительствуемых лиц и повреждение или разрушение природной среды или объектов, не являющихся военными объектами;
d) "нейтральное государство" означает любое государство, не являющееся стороной в конфликте;
e) "госпитальные суда, прибрежные спасательные средства и другие санитарные транспортные средства" означают суда, пользующиеся защитой в соответствии с II Женевской конвенцией 1949 г. и Дополнительным протоколом I от 1977 г.;
f) "санитарный летательный аппарат" означает летательный аппарат, пользующийся защитой в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом I от 1977 г.;
См. Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны. g) "военный корабль" означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, позволяющие определить характер и национальную принадлежность такого судна, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или равнозначный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине;
h) "вспомогательное судно" означает судно, не являющееся военным кораблем, принадлежащее вооруженным силам государства или находящееся под их исключительным контролем и используемое в данный момент на правительственной некоммерческой службе;
i) "торговое судно" означает судно, не являющееся военным кораблем, вспомогательным судном или государственным судном, таким как таможенное или полицейское судно, и используемое на коммерческой или частной службе;
j) "военный летательный аппарат" означает летательный аппарат, действующий в составе соответствующего подразделения вооруженных сил государства, имея военные опознавательные знаки этого государства, находящийся под командованием военнослужащего и имеющий экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине;
k) "вспомогательный летательный аппарат" означает летательный аппарат, не являющийся военным летательным аппаратом, принадлежащий вооруженным силам государства или находящийся под их исключительным контролем и используемый в данный момент на правительственной некоммерческой службе;
l) "гражданский летательный аппарат" означает летательный аппарат, не являющийся военным, вспомогательным или государственным летательным аппаратом, таким как таможенный или полицейский, и используемый на коммерческой или частной службе;
m) "гражданский авиалайнер" означает гражданский летательный аппарат, имеющий четкие опознавательные знаки и занятый регулярными или нерегулярными перевозками гражданских пассажиров по маршрутам, находящимся в ведении органов обслуживания воздушного движения.
ЧАСТЬ II. РАЙОНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ
Раздел I
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ
И АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ
14. Нейтральные воды состоят из внутренних вод, территориального моря и там, где это применимо, архипелажных вод нейтральных государств. Нейтральное воздушное пространство состоит из воздушного пространства над нейтральными водами и сухопутной территорией нейтральных государств.
15. В нейтральных водах и над ними, включая нейтральные воды, образующие международные проливы, и воды, в которых может осуществляться право архипелажного прохода по морским коридорам, запрещаются враждебные действия вооруженных сил воюющих государств. Нейтральное государство должно принимать меры, соответствующие положениям раздела II данной части, включая осуществление наблюдения, насколько это позволяют средства, которыми оно располагает, с тем чтобы предупредить нарушение своего нейтралитета вооруженными силами воюющих государств.
16. Враждебные действия, по смыслу пункта 15, включают, в частности:
a) нападение на лиц или объекты, которые находятся в нейтральных водах, на нейтральной территории или над такими водами или территорией, либо их захват;
b) использование в качестве базы для операций, включая нападение на лиц или на объекты, которые находятся за пределами нейтральных вод, либо захват таких лиц или объектов, если нападение или захват осуществляются вооруженными силами воюющих, расположенными в нейтральных водах или над ними;
c) установку мин; или
d) осмотр, обыск, изменение курса или захват.
17. Вооруженные силы воюющих не могут использовать нейтральные воды в качестве убежища.
18. Военные и вспомогательные летательные аппараты воюющих не могут вторгаться в нейтральное воздушное пространство. Если они это делают, нейтральное государство использует средства, которыми оно располагает, для того чтобы потребовать приземления летательного аппарата на своей территории, и интернирует летательный аппарат и его экипаж на время вооруженного конфликта. Если летательный аппарат не выполняет требования о приземлении, он может быть подвергнут нападению, при условии, что будут соблюдены нормы, относящиеся к санитарным летательным аппаратам, изложенные в пунктах 181 - 183.
19. При условии соблюдения пунктов 29 и 33 нейтральное государство может, не проводя какой-либо дискриминации, ограничить или запретить вход в свои нейтральные воды или проход через них военным кораблям и вспомогательным судам, либо поставить условия, которые должны быть соблюдены при таком входе или проходе.
20. При условии соблюдения обязанности быть беспристрастным, а также при условии соблюдения пунктов 21 и 23 - 33 и в соответствии с правилами, которое оно может установить, нейтральное государство вправе без ущерба для своего нейтралитета разрешать в своих нейтральных водах следующие действия:
a) проход через свое территориальное море и, где применимо, через свои архипелажные воды военных кораблей, вспомогательных судов и призов воюющих государств; военные корабли, вспомогательные суда и призы могут пользоваться во время прохода услугами лоцманов нейтрального государства;
b) пополнение военным кораблем или вспомогательным судном воюющего государства запасов продовольствия, воды и топлива в количестве, достаточном для достижения порта на его территории; и
c) ремонт военных судов или вспомогательных судов воюющих, который нейтральное государство сочтет необходимым для обеспечения их мореходности; такой ремонт не может восстанавливать или увеличивать их боевую мощь.
21. Проход военного корабля или вспомогательного судна воюющего государства через нейтральные воды или пребывание такого корабля или судна в этих водах для пополнения запасов или ремонта не может продолжаться более 24 часов, за исключением неизбежных случаев, связанных с аварией или состоянием моря. Данное правило не применяется в международных проливах и тех водах, где осуществляется право архипелажного прохода по морским коридорам.
22. В случае нарушения воюющим государством режима нейтральных вод, изложенного в настоящем документе, нейтральное государство обязано принять меры по пресечению этого нарушения. Если нейтральному государству не удается пресечь данное нарушение своих нейтральных вод воюющим государством, противник этого воюющего государства должен известить о происходящем нейтральное государство и предоставить ему достаточное время для пресечения нарушения, допущенного воюющим государством. Если нарушение нейтралитета государства воюющим государством представляет собой серьезную и непосредственную угрозу для безопасности противника этого воюющего и нарушение не прекращается, указанный противник может, при отсутствии реальной и своевременной альтернативы, применить такую силу, которая строго необходима для ответа на угрозу, вызванную нарушением.
Раздел II
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЛИВЫ И АРХИПЕЛАЖНЫЙ
ПРОХОД ПО МОРСКИМ КОРИДОРАМ
Общие правила
23. Военные корабли и вспомогательные суда, а также военные и вспомогательные летательные аппараты воюющих могут пользоваться правами прохода в надводном и подводном положении через нейтральные международные проливы и пролета над ними, а также архипелажного прохода по морским коридорам и пролета по ним, которые предусматриваются общим международным правом.
24. Транзитный проход военных кораблей, вспомогательных судов, военных и вспомогательных летательных аппаратов воюющих государств, равно как и мирный проход военных кораблей и вспомогательных судов воюющих государств через международный пролив не наносит ущерба нейтралитету государства, граничащего с этим проливом.
25. Осуществление военными кораблями, вспомогательными судами, а также военными или вспомогательными летательными аппаратами воюющих государств права архипелажного прохода по морским коридорам не наносит ущерба нейтралитету государства - архипелага.
26. Как предусмотрено общим международным правом, нейтральные военные корабли и вспомогательные суда, а также военные и вспомогательные летательные аппараты могут пользоваться правом прохода через международные проливы воюющих государств в надводном и подводном положениях и пролета над такими проливами, а также правом прохода через архипелажные воды воюющих государств и пролета над такими водами. Нейтральное государство должно, в качестве меры предосторожности, своевременно известить воюющее государство о своем намерении воспользоваться правами прохода.
Транзитный проход и архипелажный проход
по морским коридорам
27. Права транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам, применимые к международным проливам и архипелажным водам в мирное время, сохраняются и во время вооруженного конфликта. Законы и правила государств, граничащих с проливами, и государств-архипелагов, касающиеся транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам, принятые в соответствии с общим международным правом, остаются в силе.
28. Надводные корабли, подводные лодки и летательные аппараты, как воюющих, так и нейтральных государств, пользуются правами транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам в надводном и подводном положении, а также пролета, во всех проливах и архипелажных водах, к которым эти права обычно применяются.
29. Нейтральные государства не могут приостанавливать действие права транзитного прохода и права архипелажного прохода по морским коридорам, препятствовать их осуществлению или каким-либо иным образом затруднять осуществление этих прав.
30. При транзитном проходе (как подводном, так и надводном) воюющей стороны через нейтральный международный пролив или пролете над ним, либо при архипелажном проходе (как подводном, так и надводном) по морским коридорам через нейтральные архипелажные воды или пролете над ними воюющий должен следовать без промедления, воздерживаться от применения силы или угрозы силой, направленных против территориальной целостности или политической независимости нейтрального прибрежного государства или государства-архипелага, либо противоречащих в каком-либо отношении целям Устава ООН, и воздерживаться от любых иных враждебных действий и прочих действий, не являющихся необходимыми при транзите. Воюющие могут при проходе (как подводном, так и надводном) через нейтральные проливы и воды, где действует право архипелажного прохода по морским коридорам (и пролете над такими проливами и водами), принимать меры оборонительного характера, обеспечивающие их безопасность, включая поднятие в воздух и посадку летательных аппаратов, установление дымовой завесы, акустическое и электронное наблюдение. Воюющие, однако, не могут во время транзитного прохода либо архипелажного прохода по морским коридорам (или при соответствующих видах пролета) ни проводить наступательные операции против сил противника, ни использовать такие нейтральные воды в качестве убежища или базы для операций.
Мирный проход
31. В дополнение к осуществлению прав транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам военные корабли и вспомогательные суда воюющих государств могут, при условии соблюдения пунктов 19 и 21, пользоваться правом мирного прохода через нейтральные международные проливы и архипелажные воды в соответствии с общим международным правом.
32. Нейтральные суда также могут пользоваться правом мирного прохода через международные проливы и архипелажные воды воюющих государств.
33. Право неприостанавливаемого мирного прохода, предусмотренное для некоторых международных проливов международным правом, не может быть приостановлено во время вооруженного конфликта.
Раздел III
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА
И КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ
34. Если военные действия проводятся в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе нейтрального государства, воюющие государства, в дополнение к соблюдению других применимых норм права вооруженного конфликта на море, обязаны принимать во внимание права и обязанности прибрежного государства, в частности в том, что касается разведки и разработки экономических ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также защиты и сохранения морской среды. Они, в частности, обязаны принимать во внимание наличие искусственных островов, установок, сооружений и зон безопасности, созданных нейтральными государствами в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.
35. Если воюющее государство считает необходимым установить мины в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе нейтрального государства, оно уведомляет нейтральное государство и обеспечивает, в числе прочего, такие размеры минного поля и применяет мины такого типа, чтобы не возникало угрозы для искусственных островов, установок и сооружений и предусматривает беспрепятственный доступ к ним и старается не мешать, насколько это возможно, осуществлению разведки или разработки указанной зоны нейтральным государством. Принимается во внимание также защита и сохранение морской среды.
Раздел IV
ОТКРЫТОЕ МОРЕ И МОРСКОЕ ДНО ЗА ПРЕДЕЛАМИ
ДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ
36. Военные действия в открытом море следует осуществлять, принимая во внимание права нейтральных государств на разведку и разработку природных ресурсов морского дна и его недр за пределами действия национальной юрисдикции.
37. Воюющие государства принимают меры к тому, чтобы избежать повреждения кабелей и трубопроводов, проложенных по дну моря и не предназначенных исключительно для обслуживания воюющих.
ЧАСТЬ III. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА И РАЗЛИЧЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
Раздел I
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА
38. В любом вооруженном конфликте право сторон выбирать средства или методы ведения войны не является неограниченным.
39. Стороны, участвующие в конфликте, всегда проводят различие между гражданскими или другими покровительствуемыми лицами, с одной стороны, и комбатантами - с другой, а также между гражданскими или другими пользующимися защитой объектами и военными объектами.
40. Число военных объектов ограничивается теми, которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает определенное военное преимущество.
41. Нападения ограничиваются только военными объектами. Торговые суда и гражданские летательные аппараты являются гражданскими объектами, кроме тех случаев, когда они являются военными объектами по смыслу принципов и норм, изложенных в настоящем документе.
42. В дополнение к любым конкретным запретам, обязательным для сторон, участвующих в конфликте, запрещается применение таких средств и методов ведения войны, которые:
a) по своему характеру причиняют излишние повреждения или излишние страдания; или
b) имеют неизбирательное действие, проявляющееся в том, что:
i) они не нацелены или не могут быть нацелены на конкретный военный объект; или
ii) их действие не может быть ограничено, как это требуется в соответствии с нормами международного права, отраженными в настоящем документе.
43. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых, угрожать этим противнику или вести военные действия на такой основе.
44. При выборе методов и средств ведения военных действий необходимо принимать во внимание охрану природной среды, следуя соответствующим нормам международного права. Нанесение ущерба окружающей среде или ее уничтожение, не оправданное военной необходимостью и производимое бессмысленно, запрещается.
45. Надводные суда, подводные лодки и летательные аппараты подчиняются одним и тем же принципам и нормам.
Раздел II
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ НАПАДЕНИИ
46. При нападении соблюдаются следующие меры предосторожности:
a) те, кто планирует нападение, принимает решение о его проведении или осуществляет его, должны сделать все практически возможное для того, чтобы собрать сведения, необходимые для выявления в районе нападения объектов, не являющихся военными объектами;
b) в свете имеющихся у них сведений, те, кто планирует нападение, принимает решение о его проведении или осуществляет его, делают все практически возможное, чтобы нападения ограничивались военными объектами;
c) кроме того, принимаются все практически возможные меры предосторожности при выборе методов и средств, с тем чтобы избежать случайных потерь или ущерба или свести их к минимуму, и
d) нападение не предпринимается, если можно ожидать, что оно вызовет случайные потери или ущерб, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить от нападения в целом; нападение отменяется или приостанавливается, как только становится очевидным, что случайные потери или ущерб будут чрезмерными.
Раздел VI настоящей части содержит дополнительные правила предосторожности, касающиеся гражданских летательных аппаратов.
Раздел III
СУДА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ПРОТИВНИКА,
НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАПАДЕНИЮ
Категории судов, не подлежащих нападению
47. Следующие категории судов противника не подлежат нападению:
a) госпитальные суда;
b) небольшие суда, используемые для прибрежных спасательных операций и другие санитарные транспортные средства;
c) суда, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между воюющими сторонами, в том числе:
i) картельные суда, например суда, предназначенные для перевозки военнопленных и занятые ею;
ii) суда, используемые для выполнения гуманитарных миссий, включая суда, перевозящие грузы, необходимые для выживания гражданского населения, и суда, используемые для проведения акций по оказанию помощи и спасательных операций;
d) суда, перевозящие культурные ценности, пользующиеся особой защитой;
e) пассажирские суда, когда они используются исключительно для перевозки гражданских пассажиров;
f) суда, выполняющие религиозные, научные невоенного характера или филантропические функции. Суда, собирающие научные данные, которые, вероятно, могут быть применены в военных целях, не пользуются защитой;
g) небольшие суда, предназначенные для прибрежного рыболовства и занятые местной прибрежной торговлей; однако они подчиняются указаниям командующего военно-морским подразделением воюющей стороны, действующим в данном районе, и подлежат осмотру;
h) суда, предназначенные по своей конструкции или приспособленные исключительно для ликвидации последствий происшествий, вызывающих загрязнение морской среды;
i) суда, сдавшиеся в плен;
j) спасательные плоты и шлюпки.
Условия предоставления иммунитета
(включения в категорию не подлежащих нападению)
48. Суда, перечисленные в пункте 47, не подлежат нападению, только если они:
a) добросовестно используются в своей обычной роли;
b) подчиняются требованиям об опознавании и осмотре и
c) не препятствуют намеренно передвижению комбатантов и подчиняются приказу об остановке и освобождении прохода, когда это требуется.
Утрата иммунитета
Госпитальные суда
49. Госпитальное судно может лишиться иммунитета только по причине нарушения им одного из условий предоставления иммунитета, перечисленных в пункте 48, и в таком случае только после того как было должным образом сделано предупреждение всегда, когда это возможно, с указанием разумного промежутка времени, в течение которого судно должно устранить причину, по которой оно может лишиться иммунитета, и после того как данное предупреждение было оставлено без внимания.
50. Если после надлежащего предупреждения госпитальное судно продолжает нарушать условие предоставления иммунитета, оно может быть подвергнуто захвату или иным мерам, необходимым для того, чтобы заставить его подчиниться.
51. Нападение на госпитальное судно может быть предпринято в качестве крайней меры, только если:
a) изменить курс судна или захватить его невозможно;
b) не существует никакого другого способа осуществить военный контроль;
c) обстоятельства нарушения, допущенного судном, настолько серьезны, что госпитальное судно стало военным объектом или можно с достаточным основанием полагать, что оно является таким объектом, и
d) случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.
Все остальные категории судов, не подлежащих нападению
52. Если судно, принадлежащее к любой другой категории судов, не подлежащих нападению, нарушает любое из условий предоставления иммунитета, перечисленных в пункте 48, оно может быть подвергнуто нападению, только если:
a) изменить курс судна или захватить его невозможно;
b) не существует никакого другого способа осуществить военный контроль;
c) обстоятельства нарушения, допущенного судном, настолько серьезны, что судно стало военным объектом или можно с достаточным основанием полагать, что оно является таким объектом, и
d) случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.
Категории летательных аппаратов, не подлежащих нападению
53. Следующие категории летательных аппаратов противника не подлежат нападению:
a) санитарные летательные аппараты;
b) летательные аппараты, которым предоставлены охранные грамоты по соглашению сторон в конфликте, и
c) гражданские авиалайнеры.
Условия предоставления иммунитета санитарным
летательным аппаратам
54. Санитарные летательные аппараты не подлежат нападению, только если они:
a) признаны таковыми;
b) действуют в соответствии с соглашением, как определено в пункте 177;
c) совершают полеты над районами, контролируемыми своими или дружественными силами, или
d) совершают полеты за пределами зоны вооруженного конфликта.
В остальных случаях санитарные летательные аппараты действуют на свой страх и риск.
Условия предоставления иммунитета летательным аппаратам,
которым выданы охранные грамоты
55. Летательные аппараты, которым выданы охранные грамоты, не подлежат нападению, только если они:
a) добросовестно используются в согласованной роли;
b) не препятствуют намеренно передвижению комбатантов и
c) соблюдают все условия соглашения, включая возможность проведения осмотра.
Условия предоставления иммунитета гражданским
авиалайнерам
56. Гражданские авиалайнеры не подлежат нападению, только если они:
a) добросовестно используются в их обычной роли и
b) не препятствуют намеренно передвижению комбатантов.
Утрата иммунитета
57. Если летательные аппараты, не подлежащие нападению, нарушают любое из применимых к ним условий предоставления иммунитета, приведенных в пунктах 54 - 56, они могут быть подвергнуты нападению, только если:
a) изменение их курса с целью посадки, осмотра, обыска и возможного захвата реально неосуществимо;
b) не имеется никакого другого способа осуществить военный контроль;
c) обстоятельства нарушения, допущенного летательным аппаратом, настолько серьезны, что летательный аппарат стал военным объектом или можно с достаточным основанием полагать, что он является таким объектом, и
d) случайные потери или ущерб не будут несоразмерны полученному или ожидаемому военному преимуществу.
58. В случае сомнения по поводу использования судна или летательного аппарата, не подлежащих нападению, для эффективного вклада в военные действия, считается, что они не используются в таких целях.
Раздел IV
ДРУГИЕ СУДА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ ПРОТИВНИКА
Торговые суда противника
59. Торговые суда противника могут быть подвергнуты нападению, только если они соответствуют определению военного объекта, приведенному в пункте 40.
60. Следующие виды деятельности торговых судов противника могут служить основанием считать их военными объектами:
a) участие во враждебных действиях в пользу противника, например: установка мин, разминирование, разрыв подводных кабелей и трубопроводов, участие в осмотре и обыске нейтральных торговых судов или в нападении на другие торговые суда;
b) действие в качестве вспомогательного судна вооруженных сил противника, например: перевозка войск или пополнение запасов военных кораблей;
c) включенность в систему сбора разведывательных данных противника или оказание содействия подобной деятельности, например: участие в работе разведки, выполнение задач по раннему предупреждению, наблюдению, управлению или связи, а также осуществление командных функций;
d) плавание под конвоем военных кораблей или военных летательных аппаратов противника;
e) отказ подчиниться требованию об остановке или оказание активного сопротивления осмотру, обыску или захвату;
f) наличие такого вооружения, которое позволяет нанести повреждения военному кораблю. К указанному вооружению не относится легкое личное оружие, предназначенное для защиты личного состава, например от пиратов, а также системы чисто отражательного характера, например дипольные отражатели, или
g) эффективный вклад в военные действия иным образом, например перевозка военных материалов.
61. При любом нападении на эти суда соблюдаются основные правила, изложенные в пунктах 38 - 46.
Гражданские летательные аппараты противника
62. Гражданские летательные аппараты противника могут быть подвергнуты нападению, только если они соответствуют определению военного объекта, приведенному в пункте 40.
63. Следующие виды деятельности гражданских летательных аппаратов противника могут служить основанием для отнесения их к военным объектам:
a) участие в военных действиях в интересах противника, например: установка мин, разминирование, установка акустических датчиков и их использование, участие в электронной войне, перехват других гражданских летательных аппаратов или нападение на них, или предоставление информации о целях вооруженным силам противника;
b) действие в качестве вспомогательного летательного аппарата вооруженных сил противника, например: перевозка войск или военных грузов или дозаправка топливом военных летательных аппаратов;
c) включенность в систему сбора разведывательных данных противника или оказание содействия подобной деятельности, например: участие в работе разведки, в системе раннего предупреждения, наблюдении или выполнении задач по командованию, управлению или связи;
d) полет под защитой сопровождающих военных кораблей или летательных аппаратов противника;
e) отказ подчиниться требованию об опознавании, изменении курса или направлении для осмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, безопасный для данного типа летательных аппаратов и находящийся в пределах разумной досягаемости, или использование оборудования по управлению огнем, которое с разумной степенью вероятности можно счесть частью системы вооружения летательного аппарата, или маневрирование при перехвате с явной целью напасть на перехватывающий летательный аппарат воюющей стороны;
f) наличие оружия класса "воздух - воздух" или "воздух - поверхность" или
g) эффективный вклад в военные действия иным способом.
64. При всяком нападении на эти летательные аппараты соблюдаются основные правила, изложенные в пунктах 38 - 46.
Военные корабли и летательные аппараты противника
65. За исключением случаев, когда они не подлежат нападению в соответствии с пунктами 47 или 53, военные корабли и летательные аппараты противника, а также вспомогательные суда и летательные аппараты противника являются военными объектами по смыслу пункта 40.
66. Они могут быть подвергнуты нападению в соответствии с основными правилами, приведенными в пунктах 38 - 46.
Раздел V
НЕЙТРАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СУДА И ГРАЖДАНСКИЕ
ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
Нейтральные торговые суда
67. Торговые суда под флагами нейтральных государств не могут быть подвергнуты нападению, за исключением тех случаев, когда:
a) существуют разумные основания предполагать, что они перевозят контрабанду или нарушают блокаду, и если после того, как им сделано предупреждение, они намеренно и явно отказываются остановиться или намеренно и явно сопротивляются осмотру, обыску или захвату;
b) они участвуют в военных действиях на стороне противника;
c) они действуют в качестве вспомогательных судов вооруженных сил противника;
d) они включены в систему разведки противника или оказывают ей содействие;
e) они следуют под конвоем военных кораблей или военных летательных аппаратов противника или
f) вносят эффективный вклад в военные действия противника другим образом, например перевозя военное имущество, и нападающие силы не имеют возможности сначала поместить пассажиров и экипаж в безопасное место. Кроме тех случаев, когда обстоятельства не допускают этого, им должно быть сделано предупреждение, с тем чтобы они могли изменить курс, разгрузиться или принять иные меры предосторожности.
68. При любом нападении на эти суда соблюдаются основные правила, изложенные в пунктах 38 - 46.
69. То обстоятельство, что нейтральное торговое судно вооружено, само по себе не может служить основанием для нападения на него.
Нейтральные гражданские летательные аппараты
70. Гражданские летательные аппараты, имеющие опознавательные знаки нейтральных государств, не могут быть подвергнуты нападению, за исключением тех случаев, когда:
a) существуют разумные основания предполагать, что они перевозят контрабанду, и если после предупреждения или перехвата они намеренно и явно отказываются изменить курс или намеренно и явно отказываются проследовать для осмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, безопасный для данного типа летательных аппаратов и находящийся в пределах разумной досягаемости;
b) они участвуют в военных действиях в интересах противника;
c) они действуют в качестве вспомогательных летательных аппаратов вооруженных сил противника;
d) они включены в систему разведки противника или оказывают ей содействие или
e) вносят иной эффективный вклад в военные действия противника (например перевозят военные материалы) и после предупреждения или перехвата намеренно и явно отказываются изменить курс или намеренно и явно отказываются проследовать для осмотра и обыска на аэродром воюющей стороны, безопасный для данного типа летательных аппаратов и находящийся в пределах разумной досягаемости.
71. При любом нападении на эти летательные аппараты соблюдаются основные правила, изложенные в пунктах 38 - 46.
Раздел VI
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
72. Гражданские летательные аппараты должны избегать районов, потенциально опасных в связи с деятельностью военного характера.
73. В непосредственной близости от районов военно-морских операций гражданские летательные аппараты выполняют указания воюющих сторон, касающиеся направления и высоты полета.
74. Заинтересованные воюющие и нейтральные государства, а также власти, обеспечивающие обслуживание воздушного движения, должны установить процедуры, для того чтобы постоянно сообщать командирам военных кораблей и летательных аппаратов информацию об установленных предписанных маршрутах и полетных планах, представляемых гражданскими летательными аппаратами в районах военных действий, включая информацию о каналах связи, способах и кодах опознавания, пунктах назначения, пассажирах и грузе.
75. Воюющие и нейтральные государства должны обеспечивать выпуск Извещения летчикам (НОТАМ) с информацией о деятельности военного характера в районах, где существует потенциальная опасность для гражданских летательных аппаратов, включая информацию об активизации военных действий в опасных районах или временных ограничениях доступа в воздушное пространство. НОТАМ должен содержать сведения о:
a) частотах, на которых летательные аппараты должны вести постоянное прослушивание;
b) постоянной работе гражданской метеорологической РЛС и способах и кодах опознавания;
c) высоте, курсе и ограничениях скорости полетов;
d) процедурах ответа на радиозапрос, сделанный вооруженными силами, и процедурах установления двусторонней связи и
e) возможных действиях вооруженных сил, если рекомендации, изложенные в НОТАМ, не выполняются и эти вооруженные силы сочтут действия гражданского летательного аппарата угрожающими.
76. Гражданские летательные аппараты должны представлять компетентным органам обслуживания воздушного движения полетный план, содержащий исчерпывающие сведения о регистрации, пункте назначения, пассажирах, грузе, аварийных каналах связи, способах и кодах опознавания, а также последние данные по трассе, и иметь свидетельства о регистрации, летной годности, пассажирах и грузе. Они не должны отклоняться от курса, установленного органами обслуживания воздушного движения, или отступать от полетного плана без разрешения службы управления воздушным движением, за исключением тех случаев, когда возникают непредвиденные обстоятельства, (например угроза безопасности или бедствие), при этом надлежит немедленно сделать соответствующее уведомление.
77. Если гражданский летательный аппарат входит в район, потенциально опасный из-за деятельности военного характера, он должен выполнять указания соответствующего НОТАМ. Вооруженные силы должны использовать все имеющиеся у них средства для опознавания и предупреждения гражданского летательного аппарата путем использования, в частности режимов и кодов вторичного радиолокационного обнаружения, средств связи, сверки с информацией полетных планов, перехвата военными летательными аппаратами и, когда это возможно, связываться с соответствующей службой управления воздушным движением.
ЧАСТЬ IV. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ НА МОРЕ
Раздел I
СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Ракеты и другие снаряды
78. Ракеты и снаряды, в том числе с загоризонтными возможностями, используются в соответствии с принципами различения целей, изложенными в пунктах 38 - 46.
Торпеды
79. Запрещается использовать торпеды, которые в конце боевого хода, не попав в цель, не тонут или не становятся безопасными каким-либо иным образом.
Мины
80. Мины могут быть использованы только в законных военных целях, включая недопущение противника в какие-либо районы моря.
81. Без ущерба для правил, изложенных в пункте 82, стороны в конфликте не устанавливают мины, если в случае отрыва мин или иной потери контроля над ними не происходит их эффективного обезвреживания.
82. Свободно плавающие мины применять запрещено, если только они:
a) не предназначены для нанесения удара по военному объекту и
b) не становятся безвредными в течение одного часа после потери контроля над ними.
83. Об установке мин, приведенных в боевое положение, или о приведении в боевое положение ранее установленных мин должно быть сделано уведомление, за исключением тех случаев, когда взрыв указанных мин может поразить только те суда, которые являются военными объектами.
84. Воюющие стороны регистрируют места, в которых они установили мины.
85. Операции по минированию во внутренних водах, территориальном море или архипелажных водах воюющего государства должны обеспечивать - когда минирование проводится впервые - возможность свободного выхода судов нейтральных государств.
86. Минирование нейтральных вод воюющей стороной запрещается.
87. Минирование не должно приводить к такой ситуации, когда невозможен проход из нейтральных вод в международные и из международных в нейтральные.
88. Государства, устанавливающие мины, должны принимать во внимание законные виды использования открытого моря, обеспечивая, в частности, безопасные альтернативные маршруты для судоходства нейтральных государств.
89. Транзитный проход через международные проливы и проход через воды, где действует право архипелажного прохода по морским коридорам, не должен быть затруднен, если не будут предоставлены безопасные и удобные альтернативные маршруты.
90. По окончании активных военных действий участвующие в конфликте стороны сделают все от них зависящее, чтобы снять или обезвредить, каждая со своей стороны, мины, установленные ими. Что касается мин, установленных в территориальных водах противника, каждая из сторон сообщает об их местоположении и в кратчайший возможный срок приступает к снятию мин в своих территориальных водах или иным образом делает свои территориальные воды безопасными для мореплавания.
91. В дополнение к обязательствам, указанным в пункте 90, стороны, участвующие в конфликте, прилагают усилия к достижению согласия, как между собой, так и, когда это уместно, с другими государствами и международными организациями, о предоставлении информации, а также технической и материальной помощи, включающей в соответствующих обстоятельствах совместные операции, необходимые для того, чтобы снять минные поля или иным образом обезвредить их.
92. Снятие нейтральными государствами мин, установленных в нарушение международного права, не является действием, несовместимым с законами нейтралитета.
Раздел II
МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Блокада
93. Блокада должна быть объявлена, и уведомление о ней направляется всем воюющим и нейтральным государствам.
94. При объявлении блокады определяется ее начало, продолжительность, местоположение, масштабы и период, в течение которого суда нейтральных государств могут покинуть блокированное побережье.
95. Блокада должна быть действительной. Вопрос действительности блокады есть вопрос факта.
96. Блокирующая сила может быть дислоцирована на расстоянии, определяемом требованиями военной обстановки.
97. Блокада может устанавливаться и поддерживаться сочетанием законных методов и средств ведения войны при условии, что это сочетание не повлечет за собой действий, несовместимых с правилами, изложенными в настоящем документе.
98. При наличии разумных оснований полагать, что торговое судно нарушает блокаду, это торговое судно может быть захвачено. Торговые суда, которые, после того как им было сделано предупреждение, явно сопротивляются захвату, могут быть подвергнуты нападению.
99. Блокада не должна преграждать доступ к портам и берегам нейтральных государств.
100. Блокада должна применяться на равных основаниях к судам всех государств.
101. Прекращение, временное снятие, восстановление, продление или иные изменения блокады должны объявляться, и уведомления о них направляются по аналогии с пунктами 93 и 94.
102. Объявление или установление блокады запрещается, если:
a) ее единственная цель состоит в том, чтобы вызвать голод среди гражданского населения или лишить его других предметов, необходимых для выживания; или
b) ущерб, причиняемый гражданскому населению, чрезмерен, или ожидается, что он будет чрезмерен по сравнению с конкретным и прямым военным преимуществом, которое предполагается получить в результате блокады.
103. Если гражданское население блокированной территории плохо снабжается продуктами питания или иными предметами, необходимыми для его выживания, блокирующая сторона должна обеспечить свободный пропуск таких продуктов питания и других необходимых припасов, при условии, что:
a) за блокирующей стороной сохраняется право устанавливать процедуру, включая обыск, при соблюдении которой такой пропуск разрешается, и
b) распределение таких припасов осуществляется под местным контролем державы-покровительницы или гуманитарной организации, предоставляющей гарантии беспристрастности, например Международного комитета Красного Креста.
104. Блокирующая воюющая сторона разрешает пропуск медикаментов для гражданского населения или раненых и больных из состава вооруженных сил при условии, что за ней сохраняется право устанавливать процедуру, включая обыск, при соблюдении которой такой пропуск разрешается.
Зоны
105. Установление воюющей стороной зон, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на законное использование определенных районов моря, не освобождает указанную воюющую сторону от ее обязательств в соответствии с международным гуманитарным правом.
106. Однако если воюющая сторона, в качестве меры исключительного характера, устанавливает такую зону:
a) одна и та же совокупность правовых норм применяется как внутри такой зоны, так и за ее пределами;
b) размеры, местоположение зоны, срок, на который она установлена, и принимаемые меры никак не должны превышать требований военной необходимости и принципа соразмерности;
c) принимаются во внимание права нейтральных государств на законное использование моря;
d) обеспечивается необходимый безопасный проход через зону нейтральных судов и летательных аппаратов:
i) там, где географическая протяженность зоны в значительной мере препятствует свободному и безопасному доступу к портам и побережью какого-либо нейтрального государства;
ii) в других случаях, когда установление зоны затрагивает нормальные судоходные пути, если только этому не препятствуют требования военной обстановки, и
e) дата установления зоны, срок, на который установлена зона, ее местоположение и размеры, а также налагаемые ограничения открыто объявляются, и о них надлежащим образом делается уведомление.
107. Соблюдение правил, установленных одной из воюющих сторон в зоне, не рассматривается как враждебное действие по отношению к противнику этой воюющей стороны.
108. Ни одно положение настоящего раздела не должно рассматриваться в качестве ограничения обычного права воюющей стороны контролировать действия нейтральных судов и летательных аппаратов в непосредственной близости от района ведения военно-морских операций.
Раздел III
ДЕЗИНФОРМАЦИЯ, ВОЕННАЯ ХИТРОСТЬ И ВЕРОЛОМСТВО
109. Военным и вспомогательным летательным аппаратам запрещается когда бы то ни было симулировать обладание статусом, предоставляющим право на защиту, гражданским или нейтральным статусом.
110. Военная хитрость разрешается. Однако военным кораблям и вспомогательным судам запрещается нападать под чужим флагом и в любое время активно симулировать обладание статусом:
a) госпитальных судов, небольших судов, используемых для прибрежных спасательных операций, или санитарных транспортных средств;
b) судов, выполняющих гуманитарные миссии;
c) пассажирских судов, перевозящих гражданских пассажиров;
d) судов, защищенных флагом Организации Объединенных Наций;
e) судов, получивших охранные грамоты в соответствии с прежними соглашениями между сторонами, включая картельные суда;
f) судов, обладающих правом использовать отличительную эмблему красного креста или красного полумесяца, или
g) судов, перевозящих культурные ценности, пользующиеся особой защитой.
111. Вероломство запрещается. Актами вероломства считаются действия, направленные на то, чтобы обманным путем вызвать доверие противника и убедить его в том, что он имеет право на защиту или обязан предоставить защиту согласно нормам международного права, применимого в период вооруженного конфликта. Акты вероломства включают нападение с имитацией:
a) обладания статусом, предоставляющим право на защиту, обладания нейтральным или гражданским статусом либо статусом, обеспечивающим защиту Организации Объединенных Наций;
b) сдачи в плен или нахождения в положении бедствия, например путем подачи сигнала бедствия или направления экипажа на спасательные шлюпки.
ЧАСТЬ V. МЕРЫ ПОМИМО НАПАДЕНИЯ: ПЕРЕХВАТ, ОСМОТР,
ОБЫСК, ИЗМЕНЕНИЕ КУРСА, ЗАХВАТ
Раздел I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕПРИЯТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА СУДОВ
И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
112. Если торговое судно несет флаг неприятельского государства или если гражданский летательный аппарат имеет опознавательные знаки неприятельского государства, это является решающим доказательством его неприятельского характера.
113. Если торговое судно несет флаг нейтрального государства или если гражданский летательный аппарат имеет опознавательные знаки нейтрального государства, это является, при отсутствии свидетельств в пользу противного, доказательством его нейтрального характера.
114. Если командир военного корабля подозревает, что торговое судно под нейтральным флагом имеет в действительности неприятельский характер, он может использовать право осмотра и обыска, включая право изменить курс указанного судна, с тем чтобы произвести обыск в соответствии с пунктом 121.
115. Если командир военного летательного аппарата подозревает, что гражданский летательный аппарат с опознавательными знаками нейтрального государства имеет в действительности неприятельский характер, он может использовать право перехвата и, если того потребуют обстоятельства, право изменения курса указанного гражданского летательного аппарата, с тем чтобы произвести осмотр и обыск.
116. Если после осмотра и обыска остаются достаточные основания для подозрений, что торговое судно под нейтральным флагом или гражданский летательный аппарат с опознавательными знаками нейтрального государства имеют в действительности неприятельский характер, указанные судно или летательный аппарат могут быть захвачены в качестве приза до решения суда.
117. Неприятельский характер может быть выявлен на основании данных о регистрации, о владельце, о фрахтователе или согласно другим критериям.
Раздел II
ОСМОТР И ОБЫСК ТОРГОВЫХ СУДОВ
Основные правила
118. Применяя свои законные права во время международного вооруженного конфликта на море, военные корабли и военные летательные аппараты воюющих государств имеют право осматривать и обыскивать торговые суда за пределами нейтральных вод в тех случаях, когда имеются разумные основания подозревать, что эти суда подлежат захвату.
119. В качестве меры, заменяющей осмотр и обыск, курс нейтрального судна, с его согласия, может быть изменен, с тем чтобы оно не могло следовать в заявленный пункт назначения.
Торговые суда, следующие под конвоем
нейтральных военных кораблей
120. Нейтральное торговое судно освобождается от применения к нему права на осмотр и обыск, если удовлетворены следующие условия:
a) судно следует в нейтральный порт;
b) судно конвоируется нейтральным военным кораблем той же национальности или нейтральным военным кораблем государства, с которым государство, чей флаг несет торговое судно, заключило соглашение о таком конвоировании;
c) государство, под флагом которого следует нейтральный военный корабль, гарантирует, что нейтральное торговое судно не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, несовместимых с его нейтральным статусом, и
d) командир нейтрального военного корабля предоставит по запросу командира перехватывающего военного корабля или военного летательного аппарата воюющего государства всю касающуюся характера торгового судна и его груза информацию, которую в противном случае можно было бы получить путем осмотра и обыска.
Изменение курса с целью осмотра и обыска
121. Если осмотр и обыск на море невозможны или небезопасны, военный корабль или военный летательный аппарат воюющей стороны может изменить курс торгового судна, с тем чтобы оно проследовало в соответствующий район или порт с целью осуществления воюющей стороной права на осмотр и обыск.
Меры по контролю
122. Во избежание необходимости осмотра и обыска воюющие государства могут установить разумные меры по инспекции груза нейтральных торговых судов и осуществлять выдачу свидетельств, подтверждающих, что судно не перевозит контрабанду.
123. То обстоятельство, что нейтральное торговое судно подчинилось таким применяемым одной из воюющих сторон мерам по контролю, как инспекция его груза и выдача свидетельства о том, что его груз не является контрабандой, не означает, что со стороны указанного судна имела место противная нейтралитету услуга по отношению к другой воюющей стороне.
124. Во избежание необходимости осмотра и обыска нейтральным государствам рекомендуется вводить разумные меры контроля и устанавливать процедуры выдачи свидетельств, с тем чтобы предотвратить перевозку контрабанды их торговыми судами.
Раздел III
ПЕРЕХВАТ, ОСМОТР И ОБЫСК ГРАЖДАНСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ
АППАРАТОВ
Основные правила
125. Применяя свои законные права во время международного вооруженного конфликта на море, военные летательные аппараты воюющих государств имеют право перехватывать гражданские летательные аппараты за пределами нейтрального воздушного пространства в тех случаях, когда имеются достаточные основания подозревать, что они подлежат захвату. Если после перехвата сохраняются основания предполагать, что гражданский летательный аппарат подлежит захвату, военный летательный аппарат воюющего государства имеет право приказать гражданскому летательному аппарату проследовать для осмотра и обыска на аэродром воюющего государства, безопасный для данного типа летательных аппаратов и находящийся в пределах разумной досягаемости. Если у воюющего государства не имеется безопасного и находящегося в пределах разумной досягаемости аэродрома, то курс нейтрального гражданского летательного аппарата может быть изменен, с тем чтобы указанный летательный аппарат не сумел проследовать в заявленный пункт назначения.
126. В качестве меры, заменяющей осмотр и обыск:
a) курс гражданского летательного аппарата противника может быть изменен, с тем чтобы он не сумел проследовать в его заявленный пункт назначения;
b) курс нейтрального летательного аппарата может быть изменен с его согласия, для того чтобы он не сумел проследовать в заявленный пункт назначения.
Гражданские летательные аппараты,
находящиеся под оперативным контролем сопровождающего
нейтрального военного летательного аппарата или корабля
127. Нейтральный гражданский летательный аппарат освобождается от применения к нему права на осмотр и обыск, если удовлетворены следующие условия:
a) он следует на нейтральный аэродром;
b) он находится под оперативным контролем сопровождающего:
i) нейтрального военного летательного аппарата или военного корабля той же национальности или
ii) нейтрального военного летательного аппарата или военного корабля государства, с которым государство флага гражданского летательного аппарата заключило соглашение о таком контроле;
c) государство флага нейтрального военного летательного аппарата или военного корабля гарантирует, что нейтральный гражданский летательный аппарат не перевозит контрабанду и не участвует каким-либо иным образом в действиях, несовместимых с его нейтральным статусом, и
d) командир нейтрального военного летательного аппарата или военного корабля предоставляет по запросу командира перехватывающего военного летательного аппарата воюющего государства всю касающуюся характера гражданского летательного аппарата и его груза информацию, которую в противном случае можно было бы получить путем осмотра и обыска.
Меры по перехвату и контролю
128. Воюющие государства должны промульгировать и соблюдать процедуры безопасного перехвата гражданских летательных аппаратов, принятые компетентной международной организацией.
129. Гражданские летательные аппараты должны представлять компетентным органам обслуживания воздушного движения необходимый полетный план, содержащий исчерпывающие сведения о регистрации, пункте назначения, пассажирах, грузе, аварийных каналах связи, способах и кодах опознавания, а также последние данные по трассе и иметь свидетельства о регистрации, летной годности, пассажирах и грузе. Они не должны отклоняться от трассы, назначенной органами обслуживания воздушного движения, или отступать от полетного плана без разрешения службы управления воздушным движением, за исключением тех случаев, когда возникают непредвиденные обстоятельства (например угроза безопасности или бедствие). В таком случае надлежит немедленно сделать соответствующее уведомление.
130. Заинтересованные воюющие и нейтральные государства, а также власти, обеспечивающие обслуживание воздушного движения, должны установить процедуры, посредством которых командирам военных кораблей и военных летательных аппаратов постоянно сообщается об установленных назначенных маршрутах и полетных планах, представляемых гражданскими летательными аппаратами в районах военных операций, включая информацию о каналах связи, способах и кодах опознавания, пунктах назначения, пассажирах и грузе.
131. В непосредственной близости от районов военно-морских операций гражданские летательные аппараты выполняют указания воюющих сторон, касающиеся направления и высоты их полета.
132. Во избежание необходимости осмотра и обыска воюющие государства могут установить разумные меры по инспекции груза нейтральных гражданских летательных аппаратов и выдаче свидетельств, подтверждающих, что летательный аппарат не перевозит контрабанду.
133. То обстоятельство, что нейтральный гражданский летательный аппарат подчинился таким применяемым одной из воюющих сторон мерам по контролю, как инспекция его груза и выдача свидетельства о том, что его груз не является контрабандой, не означает, что со стороны указанного гражданского летательного аппарата имела место противная нейтралитету услуга по отношению к другой воюющей стороне.
134. Во избежание необходимости осмотра и обыска нейтральным государствам рекомендуется вводить разумные меры контроля и устанавливать процедуры выдачи свидетельств, с тем чтобы предотвратить перевозку контрабанды их гражданскими летательными аппаратами.
Раздел IV
ЗАХВАТ СУДОВ И ГРУЗОВ ПРОТИВНИКА
135. При условии соблюдения положений пункта 136 суда противника, как торговые, так и иные, а также грузы на борту таких судов могут быть захвачены за пределами нейтральных вод. Предварительного осмотра и обыска не требуется.
136. Следующие суда не подлежат захвату:
a) госпитальные суда и небольшие суда, используемые для прибрежных спасательных операций;
b) другие санитарные транспортные средства, до тех пор пока они необходимы для находящихся на борту раненых, больных и потерпевших кораблекрушение;
c) суда, которым предоставлены охранные грамоты в соответствии с соглашением между воюющими сторонами, включая:
i) картельные суда, например суда, предназначенные и используемые для перевозки военнопленных, и
ii) суда, используемые для выполнения гуманитарных миссий, включая суда, перевозящие грузы, необходимые для выживания гражданского населения, и суда, используемые для проведения акций по оказанию помощи и спасательных операций;
d) суда, перевозящие культурные ценности, пользующиеся особой защитой;
e) суда, выполняющие религиозные, невоенные научные или филантропические миссии. Суда, собирающие научные данные, которые, по всей вероятности, могут быть применены в военных целях, не пользуются защитой;
f) небольшие суда, предназначенные для прибрежного рыболовства, и небольшие суда, занятые местной прибрежной торговлей; однако они подчиняются указаниям командующего военно-морским подразделением воюющей стороны, действующим в данном районе, и подлежат осмотру, и
g) суда, предназначенные или приспособленные исключительно для ликвидации последствий происшествий, вызывающих загрязнение морской среды, во время непосредственного выполнения ими так

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 11.06.1994 n 657"О ПОДПИСАНИИ ПРОТОКОЛА К КОНВЕНЦИИ 1979 ГОДА О ТРАНСГРАНИЧНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ ВОЗДУХА НА БОЛЬШИЕ РАССТОЯНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ДАЛЬНЕЙШЕГО СОКРАЩЕНИЯ ВЫБРОСОВ СЕРЫ"  »
Международное законодательство »
Читайте также