"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА"(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-7 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на двадцать четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 24-7
от 4 декабря 2004 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СТАТУСЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Настоящий Закон в соответствии с конституцией и законодательством государства-участника Содружества Независимых Государств определяет основные положения, регулирующие статус уполномоченного по правам человека, порядок назначения на должность и освобождения от должности, принципы и гарантии деятельности, его компетенцию и полномочия.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 2. Правовые основы деятельности уполномоченного. 1. Правовыми основами деятельности уполномоченного являются конституция и законы государства, его международные договоры о правах человека (далее - международные договоры), общепризнанные принципы и нормы международного права.

Статья 4. Исполнение уполномоченным своих полномочий в период чрезвычайного или военного положения. Введение на территории государства или в его отдельных местностях чрезвычайного или военного положения не влечет за собой приостановления, ограничения или прекращения полномочий уполномоченного.

Статья 5. Статус уполномоченного. 1. Уполномоченный является независимым должностным лицом (должностными лицами), принципы и гарантии деятельности, компетенция и полномочия которого устанавливаются законом.

Статья 6. Неприкосновенность уполномоченного. 1. Уполномоченный в период срока исполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью.

Статья 7. Назначение уполномоченного на должность. 1. Уполномоченный назначается на должность парламентом на срок, установленный законом. В соответствии с законодательством государства может предусматриваться иной порядок назначения уполномоченного на должность.

Статья 8. Ограничения для замещения должности уполномоченного. 1. Уполномоченный не может совмещать свои полномочия с другой оплачиваемой деятельностью, иметь частную практику, сохранять за собой иные государственные или общественные должности.

Статья 9. Приведение уполномоченного к присяге, вступление его в должность. 1. Уполномоченный, назначенный на должность, приводится к присяге на открытом заседании парламента его председателем.

Статья 10. Удостоверение уполномоченного. 1. Уполномоченному, вступившему в должность, председателем парламента вручается удостоверение установленного образца, являющееся документом, удостоверяющим его личность, должностное положение и служебные полномочия.

Статья 12. Заместитель уполномоченного. 1. Уполномоченный может иметь заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности парламентом по представлению уполномоченного.

Статья 13. Приостановление полномочий уполномоченного. 1. Парламент может приостанавливать полномочия уполномоченного в случае его привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу.

Статья 14. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного. 1. Парламент досрочно прекращает полномочия уполномоченного в случае:

Статья 15. Освобождение уполномоченного от должности. Уполномоченный считается освобожденным от должности в связи с окончанием срока своих полномочий со дня принесения присяги вновь назначенным уполномоченным и вступления его в должность.

Статья 16. Независимость уполномоченного. 1. Уполномоченный при исполнении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Статья 17. Гласность деятельности уполномоченного. 1. Деятельность уполномоченного по осуществлению государственной защиты прав человека является гласной и освещается в средствах массовой информации.

Статья 18. Язык делопроизводства уполномоченного. 1. Делопроизводство уполномоченного ведется на государственном языке или языке, принятом в качестве официального.

Статья 20. Допуск уполномоченного к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне. 1. Уполномоченный в период срока исполнения своих полномочий имеет допуск к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне; в порядке, установленном законом, несет ответственность за их разглашение.

Статья 23. Гарантии трудовых прав уполномоченного. 1. Срок исполнения полномочий уполномоченного засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

Статья 24. Ответственность за воспрепятствование деятельности уполномоченного. Вмешательство в деятельность уполномоченного с целью повлиять на его решение или действие, посягательство на его неприкосновенность, неисполнение должностными лицами обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, а равно воспрепятствование его деятельности в иной форме влечет за собой ответственность, установленную законом.

Статья 25. Компетенция уполномоченного. 1. Уполномоченный осуществляет на всей территории государства независимый контроль за признанием и соблюдением прав человека в решениях и действиях (бездействии) государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, командования воинских частей и администрации мест принудительного содержания, а также при производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве; по жалобам обратившихся к нему заявителей осуществляет государственную защиту их нарушенных прав.

Статья 29. Государственный доклад уполномоченного. 1. По окончании календарного года уполномоченный представляет главе государства, парламенту, правительству, высшим органам судебной власти и прокуратуре государственный доклад о своей деятельности и положении в стране с соблюдением прав человека.

Статья 30. Специальные доклады уполномоченного. 1. По отдельным вопросам нарушений прав человека уполномоченный представляет парламенту, правительству, органам исполнительной власти и прокуратуре специальные доклады.

Статья 32. Опубликование докладов уполномоченного. 1. Государственный доклад уполномоченного о своей деятельности и положении в стране с соблюдением прав человека подлежит опубликованию в печатных средствах массовой информации в порядке, установленном законом.

Статья 33. Подача жалобы уполномоченному. 1. В целях содействия восстановлению нарушенных прав человека, признаваемых и гарантируемых согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с конституцией государства, уполномоченный рассматривает жалобы заявителей, поступившие от граждан и находящихся на территории государства иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статья 34. Срок подачи жалобы уполномоченному. 1. Жалоба может быть подана уполномоченному не позднее истечения года со дня принятия по ней решения в судебном или административном порядке.

Статья 36. Подача жалобы уполномоченному лицом, находящимся в местах принудительного содержания. 1. Жалоба, подаваемая уполномоченному лицом, находящимся в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежит и безотлагательно направляется уполномоченному.

Статья 37. Содержание жалобы уполномоченному. 1. Жалоба о нарушениях прав человека, подаваемая уполномоченному, должна содержать фамилию, инициалы и адрес места жительства заявителя, его подпись, сведения о гражданстве, изложение существа обжалуемого им решения или действия (бездействия) и сопровождаться копиями документов о решении, принятом по его жалобе при рассмотрении ее в судебном или административном порядке.

Статья 38. Решение уполномоченного по принятию жалобы к производству. 1. Получив поданную жалобу, уполномоченный выносит решение:

Статья 39. Обращение уполномоченного за содействием в проверке жалобы. 1. Приняв жалобу к производству, уполномоченный вправе обратиться за содействием в ее проверке к компетентным государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам или в прокуратуру. О результатах проверки и принятых мерах по выявленным нарушениям прав заявителя должно быть сообщено уполномоченному в установленный им срок.

Статья 40. Права уполномоченного при проверке жалобы. При проверке жалобы уполномоченный вправе беспрепятственно:

Статья 42. Права уполномоченного по содействию в восстановлении нарушенных прав человека. 1. В целях содействия заявителю в восстановлении нарушенных прав человека уполномоченный вправе обращаться:

Статья 43. Право уполномоченного на реализацию итогов обобщения жалоб. По результатам обобщения итогов проверок жалоб о нарушениях прав человека, изучения и анализа предоставленных ему сведений, документов, материалов и нормативно-правовых актов уполномоченный вправе:

Статья 45. Права уполномоченного в содействии совершенствованию законодательства о правах человека. 1. В целях содействия совершенствованию законодательства о правах человека уполномоченный вправе:

Статья 46. Участие уполномоченного в проведении юридической экспертизы нормативно-правовых актов. Уполномоченный в порядке, установленном законом, участвует в проведении юридической экспертизы представленных на государственную регистрацию нормативно-правовых актов, касающихся прав человека.

Статья 47. Деятельность уполномоченного по содействию правовому просвещению. Деятельность уполномоченного по содействию правовому просвещению в области прав человека, форм и методов их защиты осуществляется в сферах информации, образования и воспитания и служит целям:

Статья 48. Права уполномоченного в содействии правовому просвещению. В целях содействия правовому просвещению в области прав человека, форм и методов их защиты уполномоченный вправе беспрепятственно:

Статья 50. Награды, премии и памятные знаки уполномоченного. В целях поощрения деятельности, направленной на признание, соблюдение и защиту прав человека, уполномоченный учреждает награды, премии и памятные знаки.

Статья 52. Права уполномоченного по содействию во взаимодействии государственных органов. Уполномоченный вправе вносить главе государства и правительству предложения по разработке национальных целевых программ и проведению комплексных и скоординированных мероприятий по защите прав человека, участвовать в их осуществлении.

Статья 54. Права уполномоченного по содействию в развитии международного сотрудничества. В целях содействия развитию международного сотрудничества в области прав человека уполномоченный вправе:

Статья 55. Право уполномоченного на внесение предложений о заключении, денонсации или приостановлении действия международных договоров. Уполномоченный, в зависимости от затрагиваемых вопросов, вправе вносить главе государства или правительству предложения о заключении, денонсации или приостановлении действия международных договоров.

Статья 56. Учреждение национального органа по правам человека. 1. Национальный орган по правам человека учреждается законом, которым устанавливаются его компетенция и место нахождения.

Статья 57. Финансирование национального органа по правам человека. 1. Национальный орган по правам человека финансируется из средств государственного бюджета. Размер финансирования должен обеспечивать независимое осуществление им своей деятельности в полном объеме и не может уменьшаться по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Статья 60. Аппарат национального органа по правам человека. 1. Для обеспечения деятельности уполномоченного и руководимого им национального органа по правам человека создается аппарат.

Статья 61. Полномочия работников аппарата национального органа по правам человека и гарантии их деятельности. 1. Полномочия работников аппарата национального органа по правам человека по обеспечению деятельности уполномоченного в осуществлении независимого контроля за признанием и соблюдением прав человека и их государственной защиты устанавливаются законом.

"СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ГРАЖДАНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ"(Заключено в г. Риге 21.05.1993)  »
Международное законодательство »
Читайте также