РЕКОМЕНДАЦИЯ n 115 Международной организации труда"О ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ ТРУДЯЩИХСЯ"(Вместе с "ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ" и "ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ")(Принята в г. Женеве 28.06.1961 на 45-ой сессии Генеральной конференции МОТ)


[неофициальный перевод]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
РЕКОМЕНДАЦИЯ N 115
О ЖИЛИЩНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДЛЯ ТРУДЯЩИХСЯ
(Женева, 28 июня 1961 года)
Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 7 июня 1961 года на свою сорок пятую сессию,
постановив принять ряд предложений о жилищном строительстве для трудящихся, что является пятым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложения форму рекомендации,
принимает сего двадцать восьмого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят первого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1961 года о жилищном строительстве для трудящихся:
Принимая во внимание, что Устав Международной организации труда предусматривает выполнение Организацией целей, изложенных в Филадельфийской декларации, которая признает торжественное обязательство Международной организации труда способствовать принятию странами мира программ предоставления надлежащих жилищ,
принимая во внимание, что Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, признает, что "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая... жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи",
принимая во внимание, что, как указано в Объединенной программе Организации Объединенных Наций и специализированных учреждений в области жилищного вопроса и городского и сельского планирования, принятой к сведению Экономическим и Социальным Советом и Административным советом Международного бюро труда в 1949 году, Организация Объединенных Наций и Международная организация труда согласились в том, что Организация Объединенных Наций компетентна в решении вопросов в области жилищного строительства и городского и сельского планирования вообще, в то время как Международная организация труда особо заинтересована в вопросах, связанных с жилищным строительством для трудящихся,
Конференция рекомендует, чтобы каждый член Организации в рамках своей общей социальной и экономической политики применял в соответствии с условиями страны следующие общие принципы:
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
I. Сфера применения
1. Настоящая Рекомендация распространяется на жилищное строительство для работников физического и умственного труда, включая трудящихся, работающих на собственный счет, престарелых, пенсионеров и физически неполноценных лиц.
II. Цели национальной политики жилищного строительства
2. Целью национальной политики должно быть содействие в рамках общей политики жилищного строительства строительству жилых домов и введению соответствующего коммунального обслуживания с целью обеспечения всех трудящихся и их семей соответствующим удовлетворительным жилищем и подходящими для жизни условиями. Должна предоставляться известная степень первоочередности обеспечению лиц, наиболее срочно нуждающихся в жилом помещении.
3. Должно также уделяться внимание ремонту, улучшению и модернизации существующих жилищ и средств коммунального обслуживания.
4. Цель должна заключаться в том, чтобы стоимость соответствующего и удовлетворительного жилища не превышала разумной части дохода трудящегося, выплачиваемой либо в виде квартирной платы, либо в виде платежей с целью покупки такого жилища.
5. В программах жилищного строительства для трудящихся следует предусмотреть, чтобы в жилищном строительстве достаточная область деятельности была предоставлена частной, кооперативной и государственной инициативе.
6. Ввиду возможной непосредственной конкуренции между широкими программами строительства постоянных жилищ и программами экономического роста и развития, поскольку имеющиеся ограниченные ресурсы квалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы или ограниченные материальные ресурсы могут потребоваться как для жилищного строительства, так и для других видов производства, необходимых для расширения производственных мощностей, жилищная политика должна координироваться с общей социальной и экономической политикой с тем, чтобы жилищному строительству для трудящихся могла быть обеспечена такая степень приоритета, при которой учитывались бы как жилищные потребности, так и необходимость сбалансированного экономического развития.
7. Каждая семья, если она желает, должна иметь отдельное жилище с отдельным входом.
III. Роль государственных органов власти
8. 1) Компетентные национальные органы власти должны создать с учетом конституционной структуры страны центральный орган, с которым должны быть связаны все государственные органы власти, занимающиеся жилищным строительством.
2) Центральный Орган должен нести ответственность, в частности:
a) за изучение и оценку нужд в области жилищного строительства и коммунального обслуживания;
b) за выработку программ жилищного строительства, в том числе мер по сносу трущоб и по переселению из трущоб проживающих в них лиц.
3) Представительные организации предпринимателей и трудящихся, а также другие заинтересованные организации должны участвовать в работе такого центрального органа.
9. Целью национальных программ жилищного строительства должно быть обеспечение, в соответствии с другими национальными целями и в пределах нужд жилищного строительства и связанных с ним потребностей, такого положения, при котором все частные, общественные и государственные ресурсы, которые могут быть предоставлены для этой цели, координировались и использовались бы для жилищного строительства для трудящихся и для развития средств коммунального обслуживания.
10. Там, где необходимо значительное постоянное расширение жилищного строительства для удовлетворения на постоянной основе потребностей страны в жилищах для трудящихся, в программы экономического развития должны включаться, с учетом других национальных целей, меры по обеспечению в долговременном плане жилищного строительства необходимыми для него квалифицированной рабочей силой, материалами, оборудованием и финансами.
11. Государственные органы власти должны в той степени, в какой это необходимо и практически осуществимо, либо непосредственно обеспечивать трудящихся жилой площадью, либо поощрять обеспечение их сдаваемым в аренду или приобретаемым в собственность жилищем.
IV. Жилища, предоставляемые предпринимателями
12. 1) Предприниматели должны признавать важность для них обеспечения их трудящихся жилой площадью на справедливой основе государственными органами или независимыми частными организациями, как например, кооперативными и другими жилищными обществами, не связанными с предприятиями.
2) Должно признаваться, что в общем нежелательно, чтобы предприниматели непосредственно предоставляли жилища своим трудящимся, за исключением тех случаев, когда это необходимо из-за особых условий, например когда предприятие находится на большом расстоянии от обычных населенных пунктов или когда характер работы трудящегося требует, чтобы он мог явиться по срочному вызову.
3) В тех случаях, когда жилая площадь предоставляется предпринимателем:
a) должны признаваться основные человеческие права трудящихся, особенно свобода объединения;
b) должны полностью соблюдаться законы и обычаи страны при расторжении договора об аренде или сроке жительства на такой жилой площади по прекращении трудовых договоров;
c) взимаемая квартирная плата должна соответствовать принципу, установленному выше в параграфе 4, и ни в коем случае не должна включать в себя спекулятивную прибыль.
4) Предоставление жилой площади и коммунального обслуживания предпринимателями в качестве платы за работу трудящихся должно запрещаться или регулироваться в той мере, в какой это необходимо для защиты интересов трудящихся.
V. Финансирование
13. 1) Компетентные органы власти должны принимать надлежащие меры для осуществления утвержденных программ жилищного строительства для трудящихся путем обеспечения регулярного и непрерывного поступления необходимых финансовых средств.
2) С этой целью:
a) должны выделяться государственные и частные средства для предоставления займов по умеренным процентным ставкам;
b) такие средства должны дополняться другими подходящими видами непосредственной и косвенной финансовой помощи, например: ссудами, налоговыми льготами и снижением суммы обложения в пользу соответствующих частных, кооперативных и государственных владельцев жилых домов.
14. Правительства и организации предпринимателей и трудящихся должны поощрять кооперативные и другие жилищные объединения, не имеющие своей целью извлечение прибыли.
15. Государственные органы власти должны стремиться к тому, чтобы обеспечить возможность предоставления на разумных условиях государственных и частных займов трудящимся, которые желают приобрести или построить себе жилища, и принимать другие меры по облегчению приобретения жилых домов.
16. В качестве средства поощрения жилищного строительства для трудящихся в странах с устойчивым кредитным рынком должны создаваться национальные страховые ипотечные системы или обеспечиваться государственная гарантия частной ипотеки.
17. В соответствии с практикой страны должны приниматься надлежащие меры:
a) для поощрения накопления отдельными лицами, кооперативными обществами и частными учреждениями сбережений, которые могут быть использованы для финансирования жилищного строительства для трудящихся;
b) для поощрения капиталовложений отдельных лиц, кооперативных обществ и частных компаний в строительство жилищ для трудящихся.
18. Жилища для трудящихся, построенные с помощью общественных средств, не должны становиться предметом спекуляции.
VI. Жилищные нормы
19. Как правило, компетентный орган власти должен, с учетом местных условий, устанавливать минимальные жилищные нормы для обеспечения надежности постройки, разумных архитектурных требований, санитарных условий и удобств и принимать соответствующие меры для соблюдения этих норм.
VII. Меры по повышению эффективности строительства
20. Правительства, совместно с организациями предпринимателей и трудящихся, должны принимать меры, направленные на достижение наиболее эффективного использования существующих ресурсов в строительстве и связанных с ним отраслях промышленности, и там, где это необходимо, поощрять создание и развитие новых ресурсов.
VIII. Жилищное строительство как средство
стабилизации занятости
21. Программы жилищного строительства в масштабе страны должны планироваться таким образом, чтобы можно было ускорить строительство жилищ и проведение связанных с коммунальным обслуживанием работ в периоды экономического спада.
22. Правительства и организации предпринимателей и трудящихся должны принимать необходимые меры для увеличения годового объема жилищного строительства для трудящихся и коммунального обслуживания путем сокращения сезонной безработицы в строительстве при условии соблюдения принципов, упомянутых выше в параграфе 6.
IX. Городское, сельское и районное планирование
23. Разработка и выполнение программ жилищного строительства для трудящихся должны соответствовать правильной практике городского, сельского и районного планирования.
24. 1) Государственные органы власти должны принять все соответствующие меры для предотвращения спекуляции землей.
2) Государственные органы власти должны:
a) иметь право приобретать по справедливой цене земельные участки для жилищного строительства и коммунального обслуживания трудящихся;
b) создавать резервы должным образом расположенных земельных участков с целью облегчить заблаговременное планирование такого строительства и коммунального обслуживания.
3) Такие земельные участки для жилищного строительства для трудящихся и других средств коммунального обслуживания должны предоставляться по справедливой цене.
X. Применение Общих принципов
25. При применении установленных в настоящей Рекомендации Общих принципов каждый член Международной организации труда и заинтересованные организации предпринимателей и трудящихся, по мере возможности и желательности, должны руководствоваться нижеследующими предложениями о методах применения Рекомендации.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕТОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ
I. Общие положения
1. Программы жилищного строительства для трудящихся, принятые и осуществленные согласно параграфу 8 Общих принципов, должны способствовать максимальному улучшению жилищных условий трудящихся так быстро, как это позволяют такие связанные с этим факторы, как наличие национальных ресурсов, степень экономического развития, техника и имеющие приоритет работы, которые конкурируют с жилищным строительством.
2. В национальных программах жилищного строительства должно уделяться особое внимание, особенно в развивающихся странах, жилищным нуждам трудящихся, которые уже работают или должны работать в отраслях или районах, представляющих важное значение для страны.
3. При разработке и осуществлении программ жилищного строительства для трудящихся особое внимание на местах должно обращаться:
a) на численность, возрастной и половой состав семьи трудящегося;
b) на степень родства членов семьи;
c) на особые обстоятельства физически неполноценных, одиноких и престарелых лиц.
4. В надлежащих случаях должны приниматься меры, чтобы обеспечить более эффективное использование жилищ, сдаваемых внаем, путем поощрения обмена жилищами в соответствии с потребностями в жилье, возникающими, например, в связи с изменением размера семьи или с переменой места работы.
5. Компетентные органы власти должны уделять особое внимание специфической проблеме обеспечения жилищами трудящихся - мигрантов и, в соответствующих случаях, их семей с целью по возможности более быстрого достижения равноправия в этом отношении между трудящимися - мигрантами и трудящимися - гражданами данной страны.
6. Должны поощряться сбор и анализ полных статистических данных о строительстве и населении, а также проведение социологических исследований в качестве важного условия для выработки и осуществления долгосрочных программ жилищного строительства.
II. Жилищные нормы
7. Жилищные нормы, упомянутые в параграфе 19 Общих принципов, должны относиться в особенности:
a) к минимальному размеру жилища на человека или на семью с надлежащим учетом необходимости обеспечить комнаты достаточных размеров, определяемому одним или более из следующих факторов, а именно:
i) площадь,
ii) кубатура или
iii) размер и количество комнат;
b) к снабжению питьевой водой в домах трудящихся в количестве, достаточном для обеспечения всех личных и домашних потребностей;
c) к необходимым системам канализации и уборке отходов;
d) к соответствующей защите от жары, холода, сырости, шума, пожара и распространяющих заболевания животных и, в особенности, насекомых;
e) к необходимым санитарным устройствам и оборудованию для стирки, к вентиляции, кухонным приспособлениям и помещению для хранения вещей, а также к естественному и искусственному освещению;
f) к минимальной степени изолированности:
i) между отдельными членами;
ii) от посторонних нарушающих покой факторов;
g) к надлежащей изоляции комнат, предназначенных для жилья, от помещений для скота.
8. Там, где одинокие трудящиеся или трудящиеся, разлученные со своими семьями, живут в общежитиях, компетентный орган власти должен установить жилищные нормы, предусматривающие по крайней мере:
a) отдельную кровать для каждого трудящегося;
b) отдельные помещения для мужчин и для женщин;
c) достаточное количество питьевой воды;
d) надлежащую канализацию и санитарные устройства;
e) надлежащую вентиляцию и, где это необходимо, надлежащее отопление;
f) общие столовые и кухни, комнаты для отдыха и развлечения и медицинские пункты, если таковых не имеется поблизости.
9. Жилищные нормы для трудящихся должны время от времени пересматриваться с учетом социального, экономического и технического развития и увеличения реального дохода на душу населения.
10. Вообще и в тех районах, в которых возможности трудоустройства не носят временный характер, жилые здания и связанное с ними коммунальное обслуживание должны представлять собой сооружения длительного пользования.
11. Цель должна состоять в том, чтобы сооружать жилые здания для трудящихся и связанные с ними установки для коммунального обслуживания из наиболее подходящих имеющихся материалов, учитывая такие местные условия, как, например, подверженность землетрясениям.
III. Специальные программы
12. В развивающихся странах особое внимание должно уделяться, в качестве временной меры до подготовки квалифицированной рабочей силы и развития строительства, широким программам строительства своими силами временных жилищ, которые являются одним из средств улучшения жилищных условий, в частности в сельских районах. Одновременно в этих странах должны приниматься меры по обучению безработных и неквалифицированных рабочих для работы в строительстве, увеличивая тем самым возможности для строительства постоянных жилищ.
13. Правительства, предприниматели, а также организации предпринимателей и трудящихся должны принимать все соответствующие меры, чтобы помочь трудящимся приобрести в собственность свои жилища и, где это желательно, оказывать помощь в строительстве своими силами. Такие мероприятия могли бы включать, например:
a) предоставление технического обслуживания, например в области архитектуры, и там, где это необходимо, наблюдение за строительством со стороны компетентных лиц;
b) исследование жилищного вопроса и проблем строительства и опубликование и распространение учебников и простых иллюстрированных брошюр с информацией по таким вопросам, как проектирование жилищ, жилищные нормы и строительная техника и материалы;
c) обучение трудящихся простым методам строительства жилищ своими силами;
d) выделение оборудования, материалов или инструментов для аренды или продажи по ценам ниже себестоимости;
e) сокращение процентной ставки и аналогичные льготы, например, прямые финансовые субсидии для покрытия первоначальных платежей, продажу земли по цене ниже ее стоимости после подготовки к застройке, а также сдачу земли в долгосрочную аренду за номинальную арендную плату.
14. Там, где это необходимо, должны приниматься все надлежащие меры для того, чтобы обучить семьи уходу, содержанию и наилучшему использованию удобств и оборудования своих жилищ.
IV. Жилища, предоставляемые предпринимателями
15. В тех случаях, когда жилища предоставляются предпринимателем, и если не предусматривается равноценная защита трудящихся ни в законе, ни в коллективном или другом обязательном для предпринимателя договоре, должны применяться следующие положения:
a) предприниматель должен иметь право вновь располагать жилищем по истечении разумного периода времени в случае прекращения трудового договора;
b) трудящихся или его семья должны иметь право занимать свое помещение на протяжении разумного периода времени, позволяющего им получить другое удовлетворительное жилище, в случае прекращения работы в результате заболевания, потери трудоспособности, последствий несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, выхода на пенсию или смерти;
c) трудящийся, который при окончании трудового договора обязан освободить свое жилище, должен иметь право на получение справедливой компенсации:
i) за урожай, который ему было разрешено выращивать на принадлежащей предпринимателю земле,
ii) как правило, за сделанные им с согласия предпринимателя улучшения постоянного характера, которые еще не амортизированы.
16. Трудящийся, занимающий жилище, предоставленное ему предпринимателем, должен поддерживать его в том состоянии, в котором оно находилось к моменту его въезда, не считая нормального износа.
17. Лица, поддерживающие частные или деловые связи, а также связи по профсоюзным делам с трудящимся, занимающим помещение, предоставленное предпринимателем, должны иметь право на свободный вход в дом, занимаемый этим трудящимся.
18. Там, где это целесообразно, должна изучаться возможность приобретения в собственность государственными или иными органами или проживающими в них трудящимися за справедливую плату жилищ, предоставляемых предпринимателем, за исключением случаев, когда такие жилища расположены в пределах территории деятельности данного предприятия.
V. Финансирование
19. Государственные органы власти должны либо непосредственно финансировать программы обеспечения жилой площадью на условиях аренды, либо оказывать финансовую поддержку таким программам, особенно таким определенным группам трудящихся, как главам вновь образовавшихся семей, одиноким лицам и трудящимся, переезд которых желателен с точки зрения сбалансированного развития экономики.
20. Займы, предоставляемые трудящимся в соответствии с параграфом 15 Общих принципов, должны покрывать всю или значительную часть первоначальной стоимости строительства жилища и должны погашаться на протяжении длительного периода времени по умеренной процентной ставке.
21. Следует поощрять использование сберегательными кассами и учреждениями социального обеспечения имеющихся в их распоряжении ресурсов для долгосрочных капиталовложений, предназначенных для предоставления займов для строительства жилищ для трудящихся.
22. Если займы предоставляются трудящемуся для того, чтобы оказать ему помощь в приобретении жилища в свою собственность, должны приниматься соответствующие меры для защиты трудящегося от потери своих финансовых средств, вложенных в жилище, в случае безработицы, несчастного случая или других не зависящих от него факторов, в особенности для защиты его семьи от потери вложенных финансовых средств в случае его смерти.
23. Государственные органы власти должны оказывать специальную финансовую помощь трудящимся, которые, имея недостаточные доходы или чрезвычайно высокие расходы, связанные с содержанием семьи, не в состоянии получить надлежащее жилище.
24. В тех случаях, когда государственные органы власти предоставляют непосредственную финансовую помощь для приобретения жилищ в свою собственность, получающий эту помощь трудящийся должен нести финансовую и другую ответственность за такое жилище, насколько это допускают его средства.
25. Государственные органы власти, оказывающие финансовую помощь программам жилищного строительства, должны обеспечивать, чтобы в праве на аренду или владение такими жилищами для трудящихся не могло быть отказано на основании признаков расы, вероисповедания, политических убеждений или профсоюзного членства.
VI. Меры повышения эффективности строительства
26. Программы жилищного строительства для трудящихся должны осуществляться на долгосрочной основе в течение всего года с тем, чтобы возможно было осуществить экономию благодаря непрерывности строительных работ.
27. Должны приниматься соответствующие меры для улучшения и там, где это необходимо, для расширения возможностей подготовки квалифицированных и полуквалифицированных специалистов, руководящего персонала, подрядчиков и таких специалистов, как архитекторы и инженеры.
28. Там, где ощущается недостаток строительных материалов, инструментов или оборудования, должна рассматриваться возможность принятия таких мер, как приоритетное строительство заводов, производящих такие материалы, инструменты или оборудование, импорт оборудования для таких заводов и расширения торговли их продукцией.
29. С должным учетом вопросов здравоохранения и безопасности, своды правил строительства и другие правила, относящиеся к проектированию, материалам и технике строительства, должны составляться таким образом, чтобы давать возможность использовать новые строительные материалы и методы, в том числе местные материалы и методы строительства своими силами.
30. Особое внимание должно уделяться, наряду с другими мероприятиями, улучшению планирования и организации работ на строительных площадках, большей стандартизации материалов и упрощению методов труда, а также применению результатов исследований в области строительства.
31. Должны прилагаться все усилия к тому, чтобы устранить в строительстве ограничительную практику со стороны подрядчиков, лиц, поставляющих строительные материалы, а также трудящихся.
32. Должны создаваться и развиваться национальные институты по изучению социальных, экономических и технических проблем жилищного строительства для трудящихся. Там, где это целесообразно и возможно, могут использоваться услуги региональных жилищных центров, созданных под эгидой или с помощью Организации Объединенных Наций и других соответствующих международных организаций.
33. Должны прилагаться все усилия к тому, чтобы повышать эффективность работы мелких подрядчиков, например, путем обеспечения им в централизованном порядке возможности брать напрокат инструменты и оборудование, организации курсов специальной подготовки, а также путем создания соответствующей системы финансирования там, где ее еще не существует.
34. Мероприятия по снижению стоимости строительства не должны приводить к снижению жилищных норм для трудящихся и соответствующего коммунального обслуживания.
VII. Жилищное строительство как средство
стабилизации занятости
35. Там, где в строительстве существует безработица, значительно превышающая частичную безработицу, которая имеет место в период между прекращением работы строительных рабочих на одной стройке и началом их работы на другой стройке, или где существует значительная безработица вне строительства, программы строительства жилищ для трудящихся и введения связанного с ними коммунального обслуживания должны быть расширены, когда это целесообразно, чтобы предоставить работу как можно большему числу безработных.
36. В период спада частного строительства или спада экономической активности вообще и в тех случаях, когда необходимо увеличить объем строительства, правительство должно принимать особые меры в целях поощрения строительства местными органами власти, частными предприятиями или теми и другими, жилищ для трудящихся и введения связанного с ними коммунального обслуживания с помощью таких средств, как оказание финансовой помощи или расширение возможностей получения кредита.
37. Меры по увеличению, в случае необходимости, объема частного строительства жилищ могут включать снижение процента и необходимого первичного взноса, а также продление срока погашения займа.
38. Там, где это целесообразно, меры, принимаемые для сокращения сезонное безработицы в строительстве, могут включать:
a) применение всего необходимого оборудования, машин, материалов и техники с тем, чтобы строительство велось удовлетворительным образом и в условиях безопасности и чтобы трудящиеся были защищены в те периоды, которые всегда считались неблагоприятными для ведения строительных работ;
b) разъяснение заинтересованным лицам, что с технической точки зрения возможно, а с социальной - выгодно не прерывать строительных работ в неблагоприятных климатических условиях;
c) предоставление субсидий для полного или частичного возмещения дополнительных расходов, которые могут потребоваться при проведении строительных работ в таких условиях;
d) распределение во времени различных стадий выполнения программ строительства жилищ и средств коммунального обслуживания таким образом, чтобы содействовать сокращению сезонной безработицы.
39. В случае необходимости должны приниматься надлежащие меры для обеспечения сотрудничества административного и финансового порядка между различными центральными и местными государственными органами, а также между ними и частными организациями в осуществлении программы стабилизации занятости, затрагивающей строительство жилищ и введение связанного с ними коммунального обслуживания.
VIII. Политика в области квартирной платы
40. 1) Хотя в странах с высокоразвитой промышленностью, с высоким и растущим уровнем жизни одной из долгосрочных целей должно быть то, чтобы квартирная плата имела тенденцию к покрытию нормальных расходов на содержание жилища, принимая во внимание принципы, изложенные в параграфе 4 Общих принципов, общей целью должно быть то, чтобы в результате повышения реальной заработной платы и увеличения производительности труда в строительстве процент доходов трудящихся, отчисляемый на квартирную плату, покрывающую нормальную стоимость жилища, постепенно сокращался.
2) Процент возврата капиталовложений не может быть повышен сверх разумного за счет увеличения квартирной платы.
3) В периоды острой нехватки жилищ должны приниматься меры к предотвращению чрезмерного повышения квартирной платы за существующие жилища трудящихся. По мере облегчения положения с нехваткой жилищ и строительства достаточного количества отвечающих основным требованиям жилищ для удовлетворения нужд трудящихся эти меры могут там, где это целесообразно, постепенно ослабляться с учетом положений данного параграфа.
IX. Городское, сельское и районное планирование
41. С учетом существующих государственных и частных транспортных средств, жилища трудящихся должны, насколько это осуществимо, находиться в районе, из которого можно легко добираться до места работы, и недалеко от таких коммунальных учреждений, как школы, магазины, места и возможности для отдыха лиц всех возрастов, религиозные и медицинские учреждения, причем они должны быть расположены таким образом, чтобы представлять собой привлекательный и хорошо спланированный район, располагающий свободными от построек зонами.
42. При проектировании новых зданий и планировании новых жилых районов для трудящихся должны прилагаться все усилия к тому, чтобы проводить консультации с организациями, представляющими будущих жильцов, которые лучше других могут дать советы о наиболее подходящих способах удовлетворения их жилищных и других потребностей.
43. При выборе площадки для жилищного строительства для трудящихся следует принимать во внимание возможность загрязнения воздуха заводами, а также топографические условия, которые могут оказывать важное влияние на удаление сточных и канализационных вод и прочих отходов.
44. При строительстве временных жилищ особенно важно обеспечивать планирование жилых массивов и контроль над плотностью их заселенности.
45. Желательно придерживаться принципа создания в крупных и мелких городах таких взаимосвязанных районов, как жилищный, торговый и промышленный, с целью обеспечения наиболее благоприятной обстановки для трудящихся и их семей и сведения к минимуму как времени, затрачиваемого трудящимися на поездку к месту работы и обратно, так и связанного с этими поездками риска.
46. В целях борьбы с трущобами компетентные органы власти в сотрудничестве, в случае необходимости, с местными и другими заинтересованными организациями, а также с землевладельцами, домовладельцами и жильцами должны принимать все практически осуществимые меры для реконструкции районов трущоб путем, в частности, восстановления и модернизации пригодных для этого зданий и сохранения зданий, представляющих архитектурный или исторический интерес. Компетентные органы власти должны также принимать надлежащие меры по обеспечению удовлетворительной временной жилой площадью семей, которых приходится временно выселять на период осуществления такой реконструкции.
47. Для того, чтобы ликвидировать перенаселенность в крупных городских центрах, планы будущего строительства должны составляться на порайонной основе, чтобы не допускать излишнего скопления промышленных объектов и населения и достигнуть лучшего равновесия между городским и сельским развитием.

КОНВЕНЦИЯ n 116 Международной организации труда"О ЧАСТИЧНОМ ПЕРЕСМОТРЕ КОНВЕНЦИЙ, ПРИНЯТЫХ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИЕЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА СВОИХ ПЕРВЫХ ТРИДЦАТИ ДВУХ СЕССИЯХ, С ЦЕЛЬЮ УНИФИКАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ПОДГОТОВКЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ СОВЕТОМ МЕЖДУНАРОДНОГО БЮРО ТРУДА ДОКЛАДОВ О ПРИМЕНЕНИИ КОНВЕНЦИЙ"(Принята в г. Женеве 26.06.1961 на 45-ой сессии Генеральной конференции МОТ)  »
Международное законодательство »
Читайте также