РЕШЕНИЕ Совета глав правительств СНГ"О ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА"(Вместе с "ТИПОВЫМ ПРОЕКТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ... НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА")(Принято в г. Чолпон-Ате 16.04.2004)


РЕШЕНИЕ
О ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
(Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 года)
Совет глав правительств Содружества Независимых Государств
решил:
1. Утвердить Программу совместных действий государств-участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром в государствах Содружества.
2. Правительствам государств-участников Содружества принять необходимые меры для реализации указанной Программы.
Совершено в городе Чолпон-Ате 16 апреля 2004 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
(Подписи)



Утверждена
Решением
Совет глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Программе совместных действий
государств-участников СНГ по
профилактике и борьбе с ящуром
в государствах Содружества
от 16 апреля 2004 года
ПРОГРАММА
СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ
В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ
СНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ
В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
Проблема профилактики ящура животных и снижение ущерба от его эпизоотий, способных вызывать чрезвычайные ситуации в животноводстве с тяжелыми социально-экономическими последствиями, актуальна для всех государств Содружества.
Настоящая Программа подготовлена в соответствии с Решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии СНГ от 17 апреля 2002 года во исполнение Решения Совета глав правительств СНГ об эпизоотической обстановке по ящуру и мерах его профилактики и ликвидации в государствах-участниках СНГ от 29 ноября 2001 года.
Программа направлена на недопущение возникновения и распространения на территории государств Содружества эпизоотий ящура, сведение к минимуму ущерба от возможных ящурных вспышек благодаря быстрой локализации и ликвидации эпизоотических очагов.
В соответствии с требованиями Международного ветеринарного кодекса МЭБ разработаны типовые правила профилактики и борьбы с ящуром животных и типовой проект национальной программы по профилактике и борьбе с ящуром в государствах Содружества на период до 2005 года.
В Программе изложен анализ эпизоотической ситуации по ящуру в государствах-участниках СНГ и других государствах мира за период с 1996 по 2002 год, разработан прогноз риска заноса, возникновения и распространения ящура в государствах Содружества на 2002 - 2005 годы, определены регионы высокой степени риска заноса и распространения ящура, намечены мероприятия по профилактике и борьбе с ящуром в государствах Содружества, предложены меры для повышения квалификации ветеринарных кадров и дана оценка ожидаемой эффективности от реализации программных мероприятий.
Финансирование намечаемых в Программе мероприятий в каждом государстве Содружества будет осуществляться за счет собственных средств.
Головным разработчиком Программы является Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных Минсельхоза России, имеющий международный статус Региональной референтной лаборатории МЭБ по ящуру и Центра МЭБ по сотрудничеству в области диагностики и контроля болезней животных для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И БОРЬБЕ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Программа совместных действий ¦
¦ ¦государств-участников СНГ по ¦
¦ ¦профилактике и борьбе с ящуром в ¦
¦ ¦государствах Содружества ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Дата и основание для ¦Соглашение о сотрудничестве в области ¦
¦принятия решения о ¦ветеринарии (1993 год) ¦
¦разработке Программы ¦Решение Совета глав правительств СНГ ¦
¦ ¦от 29 ноября 2001 года ¦
¦ ¦Решение Межправительственного Совета по ¦
¦ ¦сотрудничеству в области ветеринарии СНГ¦
¦ ¦от 17 апреля 2002 года ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Заказчик ¦Межправительственный совет по ¦
¦ ¦сотрудничеству в области ветеринарии ¦
¦ ¦СНГ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Исполнитель и ¦Департаменты (главные управления) ¦
¦соисполнители ¦ветеринарии государств Содружества ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Разработчики ¦Всероссийский научно-исследовательский ¦
¦ ¦институт защиты животных (ВНИИЗЖ) ¦
¦ ¦Департамент ветеринарии Минсельхоза ¦
¦ ¦России ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2003 - 2010 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Основные программные ¦Утверждение государствами Содружества ¦
¦мероприятия ¦национальных программ по профилактике ¦
¦ ¦и борьбе с ящуром и Правил профилактики ¦
¦ ¦и борьбы с ящуром животных с ¦
¦ ¦использованием разработанных ВНИИЗЖ ¦
¦ ¦и одобренных Межправительственным ¦
¦ ¦советом по сотрудничеству в области ¦
¦ ¦ветеринарии СНГ проектов типовых правил ¦
¦ ¦и национальных программ. ¦
¦ ¦Унификация в соответствии с требованиями¦
¦ ¦МЭБ порядка, средств и методов ¦
¦ ¦диагностики (типирования) и ¦
¦ ¦идентификации полевых изолятов вируса ¦
¦ ¦ящура. ¦
¦ ¦Проведение регулярных эпизоотологических¦
¦ ¦обследований хозяйств и ферм, в первую ¦
¦ ¦очередь, в зонах высокой степени риска ¦
¦ ¦заноса и распространения ящура, ¦
¦ ¦осуществление в них профилактической ¦
¦ ¦иммунизации животных и слежение за ¦
¦ ¦иммунным статусом стад. ¦
¦ ¦Создание и поддержание резерва вакцин, ¦
¦ ¦диагностикумов, химфармпрепаратов, ¦
¦ ¦дезинфектантов, автотранспорта и ¦
¦ ¦других материально-технических средств ¦
¦ ¦для ликвидации возможных очагов ящура. ¦
¦ ¦Проведение работ по ликвидации возможных¦
¦ ¦эпизоотий ящура и их последствий. ¦
¦ ¦Организация и проведение учебы ¦
¦ ¦и стажировок ветеринарных специалистов ¦
¦ ¦государств Содружества в целях повышения¦
¦ ¦их квалификации по диагностике, ¦
¦ ¦профилактике и методам борьбы с ящуром и¦
¦ ¦другими везикулярными болезнями. ¦
¦ ¦Гармонизация совместных действий ¦
¦ ¦ветеринарных служб государств-участников¦
¦ ¦СНГ и международных организаций ¦
¦ ¦(МЭБ/ФАО/ЕС) по функционированию ¦
¦ ¦противоящурной буферной зоны государств ¦
¦ ¦Содружества в Кавказском регионе и ее ¦
¦ ¦расширение за счет включения государств ¦
¦ ¦Центральной Азии. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Контроль за реализацией¦Осуществляет Межправительственный совет ¦
¦Программы ¦по сотрудничеству в области ветеринарии.¦
¦ ¦Координатором работ и мероприятий по ¦
¦ ¦Программе является Всероссийский ¦
¦ ¦научно-исследовательский институт защиты¦
¦ ¦животных Минсельхоза России. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Наиболее важные целевые¦Обеспечение благополучия по ящуру ¦
¦показатели Программы ¦каждого государства и Содружества в ¦
¦ ¦целом, минимизация экономического ущерба¦
¦ ¦при возможном возникновении вспышек ¦
¦ ¦путем их быстрой локализации и ¦
¦ ¦ликвидации. ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные ¦Снижение негативного воздействия ящура, ¦
¦результаты Программы ¦поражающего животных разных видов ¦
¦ ¦и вызывающего чрезвычайные ситуации в ¦
¦ ¦животноводстве, повышение продуктивности¦
¦ ¦животноводства и рентабельности ¦
¦ ¦агропромышленного комплекса. ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ
Эпизоотическая ситуация по ящуру в мире
за 1996 - 2002 годы
Эпизоотическая ситуация в мире по ящуру в 1996 - 2002 годах оставалась сложной и весьма напряженной.
В целом частота проявления заболевания в мире не имеет тенденции к снижению (от 56 до 70 неблагополучных стран ежегодно за последнее десятилетие).
С 1996 по 2000 год заболевание регистрировали в 88 странах мира, в том числе в 34 азиатских, 33 африканских, 8 южноамериканских, 5 европейских и 8 государствах Содружества. В 2001 - 2002 годах ящур установлен в 66 странах, в том числе в 30 азиатских, 23 африканских, 7 южноамериканских и 6 европейских (рис. 1) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводится.
В указанный период были идентифицированы все известные типы вируса, но преобладали типы О и А. В некоторых странах регистрировали два, три и даже четыре - пять типов (Иран, Турция, Индия, Пакистан, Непал, Кувейт, Кения, Мали, ЮАР, Чад, южноамериканские страны и др.).
Ветеринарные службы государств Содружества обеспокоены
неблагоприятной эпизоотической обстановкой по ящуру, особенно
экзотических типов, в некоторых пограничных с ними государствах.
Ситуация обострилась в связи с появлением в 1996 - 1998 годах
нового варианта вируса типа А в Иране и Турции, который в 1998
году был занесен в Армению и Грузию. Этот вариант вызывает
заболевание даже у вакцинированных животных, так как обычная
вакцина из вируса ящура А практически не защищает животных от
22
нового варианта.
В 1999 году впервые после 1991 года ящур экзотического типа Азия-1 установлен в Иране, затем в Турции, откуда в 2000 году он был занесен в Армению, Грузию и Грецию, а в 2001 году - в Азербайджан.
В 1999 - 2001 годах много очагов ящура типов О, А и Азия-1 среди крупного рогатого скота (КРС) и мелкого рогатого скота (МРС) отмечалось в Иране и Турции, в том числе в районах, пограничных с Арменией, Азербайджаном и Туркменистаном. Крупная эпизоотия ящура типа О имела место в 1997 году на Тайване, где возникло более 6 тыс. очагов инфекции, пало и было уничтожено свыше 4 млн. свиней. Общий экономический ущерб составил около 10 млрд. долл. США.
В 1999 году в Китае отмечены вспышки ящура типа О среди КРС и свиней, в 2000 и 2001 годах - среди свиней. В 2000 году ящур типа О возник среди КРС в благополучных длительное время Японии и Южной Корее. В апреле - мае 2000 г. вспышки ящура типа О отмечены и в Монголии (благополучной с 1974 года) вблизи границы с Китаем среди КРС, МРС и верблюдов. В феврале 2001 года ящур этого же типа вновь зарегистрирован среди КРС и МРС в Монголии, в том числе вблизи границы с Читинской областью России, в июле 2002 г. на западе Монголии вблизи границы с Россией и Казахстаном. В феврале 2001 г. ящур среди КРС и овец установлен в Кыргызстане, Великобритании, а в марте 2001 г. - во Франции, Ирландии и Нидерландах (тип О).
Следует более детально остановиться на уроках прошедшей эпизоотии ящура 2001 года в Западной Европе. После 20-летнего благополучия первый случай ящура в Великобритании был установлен 20.02.01 на бойне у взрослых свиней. Считают, что заболевание возникло в стране еще раньше, т.е. имела место запоздалая диагностика (на 1 - 2 недели), и как следствие, несвоевременное осуществление карантинных мер. Выделенный вирус относится к паназиатскому штамму типа О, который в 2000 году вызывал вспышки болезни в ряде стран, в том числе на Тайване, в Южной Корее, Японии, Монголии и России (Приморский край). Предполагают, что он был занесен в Великобританию из Азии вследствие нелегального завоза животноводческой продукции. Начало эпизоотии совпало с мусульманскими праздниками, когда мусульмане покупали живых овец, в том числе в ряде случаев уже инфицированных вирусом ящура или со стертой клинической картиной болезни. В этом случае рынки способствовали распространению ящура в Великобритании. С овцами ящур был занесен во Францию (2 очага) и в Нидерланды (26 очагов).
Для борьбы с ящуром в Великобритании была избрана стратегия "стемпинг-аут", т.е. уничтожение всех животных в очагах при отказе от политики вакцинации, однако это оказалось неэффективным. Из Великобритании ящур был занесен в Северную Ирландию, где возникли четыре очага, а затем в Республику Ирландию (один очаг). В странах Европы проводили политику "стемпинг-аут", кроме Нидерландов, где наряду с убоем животных осуществляли еще и кольцевую вакцинацию. В последующем всех вакцинированных животных в этой стране убили, провели детальные клинические и серологические исследования и в соответствии с Международным ветеринарным кодексом Нидерланды возвратили себе статус "страны, благополучной по ящуру без вакцинации".
С учетом этого опыта в Решении Международной научной конференции по ящуру (Париж, 17 - 18 апреля 2001 г.) отмечено, что в связи с тем, что в некоторых странах практика "стемпинг-аут" оказалась недостаточно эффективной, в борьбе с ящуром в чрезвычайных ситуациях рекомендуется наряду с карантинными мерами применять и вакцины, отвечающие требованиям стандартов МЭБ.
В Великобритании эпизоотия ящура продолжалась более 7 месяцев, было зарегистрировано 2030 ящурных очагов. За 9 месяцев было убито и уничтожено более 4 млн. голов животных разных видов, в том числе 3,3 млн. голов овец, почти 600 тыс. голов КРС, 145 тыс. голов свиней, 2,5 тыс. голов коз, 1,6 тыс. голов оленей и других животных. Только через 11 месяцев после возникновения эпизоотии Соединенное Королевство (Великобритания и Северная Ирландия) вернуло себе статус "страны, свободной от ящура без вакцинации". Общий экономический ущерб для страны в целом оценивается в 31 млрд. долл. США.
Очень неблагоприятная ситуация отмечалась в 2001 году в некоторых странах Южной Америки. Так, в Аргентине, благополучной по ящуру с 1994 года, с 12.03.01 по 16.06.01 возник 1351 ящурный очаг типа А среди КРС и свиней, в Уругвае - с 25.04.01 по 21.08.01 около 2 тыс. очагов типа А с поражением КРС, овец и свиней. В Бразилии с 05.05.01 по 18.07.01 отмечено 30 очагов типа А с поражением КРС и свиней. В этих странах проводились убой (уничтожение) больных животных и вакцинация.
Таким образом, эпизоотическая ситуация по ящуру в мире остается довольно напряженной, в том числе в сопредельных и приграничных с государствами СНГ странах.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели Программы. Обеспечение благополучия по ящуру каждого государства и Содружества в целом, минимизация экономического ущерба при возможном возникновении вспышек ящура, координация и гармонизация (оптимизация) совместных действий ветеринарных служб государств-участников СНГ в этих направлениях.
Задачи Программы следующие.
Создание необходимого нормативно-правового обеспечения для реализации мероприятий ветеринарными службами государств Содружества, включая разработку и утверждение национальных программ по профилактике и борьбе с ящуром в государствах Содружества и правил профилактики и борьбы с ящуром животных.
Унификация в соответствии с требованиями МЭБ порядка, средств и методов диагностики (типирования) и идентификации полевых изолятов вируса ящура.
Проведение регулярных эпизоотологических обследований хозяйств и ферм, в первую очередь в зонах высокой степени риска заноса и возникновения ящура, осуществление в них профилактической иммунизации животных и слежение за иммунным статусом стад.
Создание и поддержка резерва вакцин, диагностикумов, химфармпрепаратов, дезинфектантов, автотранспорта и других материально-технических средств для ликвидации возможных очагов ящура.
Оперативные работы по ликвидации возможных эпизоотий ящура и их последствий.
Организация учебы и стажировки ветеринарных специалистов государств-участников СНГ в целях повышения их квалификации в вопросах диагностики, профилактики и методам борьбы с ящуром и другими везикулярными болезнями животных.
Гармонизация (координация) совместных действий ветеринарных служб государств Содружества и международных организаций (МЭБ/ФАО/ЕС) по функционированию противоящурной буферной зоны государств Содружества в Кавказском регионе и ее расширение за счет включения государств Центральной Азии.
Создание информационно-коммуникационной системы взаимодействия ветеринарных служб государств-участников СНГ.
Раздел 2. СОВРЕМЕННАЯ ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ
ОБСТАНОВКА ПО ЯЩУРУ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
2.1. Эпизоотическая ситуация по ящуру
в государствах-участниках СНГ
Из государств Содружества в 1996 - 2002 годах неблагополучными по ящуру были Азербайджан (1996, 2001 годы), Армения (1996, 1998 годы), Грузия (1996 - 2001 годы), Казахстан (1996 , 1998 - 2001 годы), Кыргызстан (1996 - 1999, 2001 годы), Таджикистан (1997, 2000 годы), Туркменистан (1997, 1999 годы) и Россия (2000 год) (рис. 2) <*>.
--------------------------------
<**> Не приводится.
Основная причина вспышек ящура в государствах-участниках СНГ - занос вируса из сопредельных неблагополучных стран, в первую очередь в связи с нелегальным завозом животных, продуктов животноводства и кормов, случайными контактами животных на пастбищах и водопоях, а также вследствие туризма, паломничества, возросшего перемещения автотранспорта, в том числе грузового, массовой миграции людей, военных конфликтов и т.п. Распространению болезни способствует и недостаточный иммунный фон или отсутствие его у животных в связи с сокращением (проведением частичной) или прекращением в них профилактической вакцинации животных против ящура.
Из государств Содружества в 1996 - 2001 годах благополучными по ящуру были Украина, Молдова и Беларусь, которые вследствие своего географического положения и того, что граничат с благополучными по ящуру государствами, как и многие европейские страны отказались от политики профилактической иммунизации животных против ящура в начале 90-х годов. В Центрально-Азиатском регионе в указанный период благополучной по ящуру была Республика Узбекистан.
В 2002 году по состоянию на 01.10.02 государства Содружества были благополучными по ящуру. В настоящее время только в Российской Федерации и Республике Узбекистан осуществляется ежегодная профилактическая иммунизация животных против ящура в зонах высокой степени риска заноса ящура. В других государствах-участниках СНГ количество животных, прививаемых против ящура, зависит от финансовых возможностей данных стран.
2.2. Опыт профилактики и борьбы с ящуром в мире
В разных странах для профилактики ящура или его искоренения сложился тот или иной комплекс мероприятий, определяемый эпизоотической обстановкой, экономическими возможностями страны, способом ведения животноводства и уровнем развития науки. Как правило, противоящурные мероприятия рассматриваются на государственном и межгосударственном уровнях и имеют обязательный характер. В принципе меры борьбы сводятся к проведению ветеринарно-санитарных мероприятий и вакцинации.
В благополучных по ящуру государствах основные мероприятия направлены на предупреждение заноса вируса извне, и в законодательном порядке предусмотрены строжайшие мероприятия по ликвидации ящурных очагов в случае их возникновения. Так, при создании Европейского Союза (ЕС) в области ветеринарии одной из задач была разработка и выполнение единой системы борьбы с болезнями животных с соблюдением минимальных стандартов сохранения здоровья и гигиены животных. Это диктовалось общим принципом при создании внутреннего рынка ЕС, состоящем в том, что животные и животноводческая продукция должны свободно перемещаться в пределах ЕС, если только на них не введены ограничения по особым причинам, например в случае возникновения ящура.
В отношении прошлого опыта успешной борьбы с ящуром в странах-членах ЕС можно отметить, что в большинстве этих стран в течение многих лет проводилась систематическая профилактическая иммунизация животных в сочетании со все более увеличивающейся долей политики убоя и кольцевой вакцинации животных. В некоторых же странах вакцинацию практически не проводили, а при возникновении ящура осуществляли в основном политику поголовного убоя больных и подозреваемых в заражении животных с карантинированием зараженных зон.
С учетом того, что в конце 80-х годов ящур рассматривался в Европе как экзотическое заболевание, была разработана Директива 85/511/ЕЭС, в которой подробно перечислялись необходимые мероприятия по профилактике и ликвидации очагов инфекции, а также прекращение профилактической вакцинации животных против ящура с 1992 года. Однако последующие вспышки и эпизоотии ящура в ряде европейских стран (Болгария, 1991, 1993, 1996; Италия, 1993; Греция, 1994, 1996; Албания, Македония и Югославия, 1996 год) убедительно свидетельствовали о том, что обеспечить устойчивое благополучие Европы при помощи разработанных мер не удается и требуется дальнейшее совершенствование противоящурных мероприятий с участием многих стран и международных организаций. Такие обстоятельства диктовали необходимость разработки для каждой страны плана мероприятий на случай возникновения вспышек ящура, в том числе создание стратегических и национальных резервов противоящурной вакцины для экстренной иммунизации. Так, Болгария при ликвидации очагов ящура типа О в 1991 и 1993 годах применяла соответствующие противоящурные вакцины, а вспышка заболевания в 1996 году была ликвидирована без применения вакцин. Албания и Македония при ликвидации эпизоотии ящура типа А в 1996 году наряду с убоем заболевших животных использовали противоящурные вакцины. Аналогичные меры применяются и в большинстве стран Южной Америки.
В настоящее время в большинстве стран мира сложились определенные меры профилактики ящура. Конкретные противоящурные меры в каждой стране отражены в их ежегодных отчетах МЭБ. В табл. 1 в обобщенном виде приведены данные о принимаемых противоящурных мерах в 104 странах.
Убой или модифицированная политика уничтожения предусматривает уничтожение больных ящуром и убой клинически здоровых животных в очагах с последующим использованием их мяса для вареных изделий. Такие методы предусмотрены в Албании, Бразилии и в ряде азиатских стран. Метод убоя широко использовался в СССР, а также в 1996 году в Турции, Болгарии, Македонии, азиатских и южноамериканских странах.
Как следует из представленных данных, вакцинопрофилактика в неблагополучных по ящуру странах остается основным противоящурным мероприятием.
В Европе систематическая иммунизация ограниченного количества животных против ящура в последние годы проводилась в трех странах: России, Албании и Швейцарии. В последней в 1996 году было привито 27 тыс. голов КРС и 1,8 тыс. коз.
Таблица 1
Основные меры борьбы и профилактики ящура в странах мира
----------T-------------T----------------------------------------------¬
¦Континент¦Число стран, ¦ Меры борьбы и профилактики (число стран) ¦
¦ ¦представивших+-----------T----T----------T----------T-------+
¦ ¦ сведения ¦Уничтожение¦Убой¦Вакцинация¦Запрещение¦Лечение¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинации¦ ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Азия ¦ 26 ¦ 5 ¦ 4 ¦ 17 ¦ 4 ¦ 6 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Африка ¦ 28 ¦ 1 ¦ 0 ¦ 11 ¦ 0 ¦ 4 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Америка ¦ 16 ¦ 5 ¦ 1 ¦ 7 ¦ 3 ¦ 0 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Европа ¦ 34 ¦ 24 ¦ 1 ¦ 3 ¦ 26 ¦ 0 ¦
+---------+-------------+-----------+----+----------+----------+-------+
¦Всего ¦ 104 ¦ 35 ¦ 6 ¦ 38 ¦ 33 ¦ 10 ¦
L---------+-------------+-----------+----+----------+----------+--------
Широкая вакцинация животных против ящура осуществляется в странах Южной Америки и экономически развитых государствах Азии. В странах, где достигнуто благополучие по ящуру и имеется экономическая возможность ликвидировать возникшие очаги методом уничтожения животных, применение противоящурных вакцин запрещено. Из 33 стран, где применение противоящурных вакцин запрещено, 26 расположены в Европе.
В экономически отсталых государствах, где постоянно регистрируют очаги ящура, вакцину используют очень ограниченно или только иммунизируют племенных животных, осуществляют лечение заболевших животных и после выздоровления оставляют их в стадах. Ежегодно число таких государств сокращается, но до настоящего времени они имеются в Африке и Азии. Другие общепринятые меры, такие как карантин, запрещение ввоза и вывоза зараженных животных, предусмотрены практически во всех странах мира.
В настоящее время в различных странах осуществляются три основные системы мероприятий для профилактики и борьбы с ящуром:
а) отказ от политики вакцинации животных, а при возникновении ящура - убой (уничтожение) всех восприимчивых животных в очагах ("стемпинг-аут") при строгом соблюдении карантинных мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемой зоне;
б) отказ от профилактической иммунизации животных, а в случае возникновения ящура - убой (уничтожение) животных в очаге с проведением вынужденной кольцевой вакцинации (вокруг очага инфекции);
в) систематическая профилактическая иммунизация животных во всей стране или в определенных зонах, а при возникновении ящура - убой (уничтожение) больных животных с осуществлением кольцевой вакцинации.
Сравнительный анализ официальных материалов МЭБ, касающихся двух систем борьбы с ящуром ("стемпинг-аут" (а) или убой животных + кольцевая вакцинация (б)), которые осуществлялись в 90-е годы в ряде европейских и азиатских стран, также свидетельствует об эффективности осуществления системы, применяемой в России в случае возникновения ящура (убой больных животных + кольцевая вакцинация) (табл. 2). Вспышки ящура были ликвидированы в первичных очагах при условии ранней диагностики, убое (уничтожении) больных животных и оперативном осуществлении кольцевой вакцинации (Болгария, 1991, 1993; Турция, 1995, 1996; Тайвань, 1999 - 2001 годы). Ящур распространялся тогда, когда задерживались с проведением кольцевой вакцинации (Албания, 1996; Македония, 1996; Монголия, 2000, 2001; Нидерланды, 2001 год). Характер эпизоотий он приобретал в тех странах, где осуществляли только карантинные мероприятия и при отказе от вакцинации уничтожение животных в очагах (Италия, 1993; Греция, 1994, 1996, 2000; Югославия, 1996; Тайвань, 1997; Великобритания, 2001 год).
Об этом же свидетельствует и положительный опыт ликвидации последних четырех ящурных вспышек на территории России в 1990 - 2000 годах.
В 1990 году ящур А был установлен в Советском районе
22
Тюменской области, которая в течение 20 лет входила в зону, не
подлежащую вакцинации против ящура. Заболевание возникло на двух
соседних фермах лесопредприятия "Пионерский", на которых
содержались 79 голов КРС и 69 свиней разного возраста. В очаге
пали 19 телят и 23 поросенка.
После установления диагноза было принято решение об
уничтожении всех восприимчивых животных на фермах. На
неблагополучный населенный пункт наложен карантин, запрещено
передвижение (перевозка) животных и продуктов животного
происхождения за пределы карантинируемой территории. Была
определена угрожаемая зона (Советский и прилегающие к нему
районы), в которых провели срочную вакцинацию всех восприимчивых к
ящуру животных. При данной стратегии борьбы с ящуром болезнь
удалось ликвидировать в первичном очаге, и она не получила
дальнейшего распространения. При выяснении путей заноса вируса
ящура было установлено, что лесопредприятие незадолго до
возникновения заболевания получило сено из неблагополучной по
ящуру А местности Центральной Азии, т.е. имел место занос вируса
22
ящура с фуражом.
Таблица 2
Эффективность двух систем противоящурных
мероприятий в различных странах в 1990 - 2001 годах
(по данным МЭБ)
----T--------------T-------------T------T---------------T--------¬
¦ N ¦ Страна ¦ Год ¦ Тип ¦ Система ¦ Число ¦
¦п/п¦ ¦возникновения¦вируса¦ мероприятий ¦ очагов ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦1. ¦Россия ¦ 1990 ¦ А ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦2. ¦Болгария ¦ 1991 ¦ О ¦То же ¦ 1 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦3. ¦Болгария ¦ 1993 ¦ О ¦ >> ¦ 1 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦4. ¦Италия ¦ 1993 ¦ О ¦Убой животных ¦> 50 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦5. ¦Россия ¦ 1993 ¦ А ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦6. ¦Греция ¦ 1994 ¦ О ¦Убой животных ¦ 98 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦7. ¦Россия ¦ 1995 ¦ О ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦8. ¦Турция ¦ 1995 ¦ О ¦То же ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦9. ¦Турция ¦ 1996 ¦ О ¦>> ¦ 2 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦10.¦Болгария ¦ 1996 ¦ О ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦11.¦Греция ¦ 1996 ¦ О ¦Убой животных ¦ 28 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦12.¦Албания ¦ 1996 ¦ А ¦Убой животных ¦ 10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(с задержкой) ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦13.¦Македония ¦ 1996 ¦ А ¦То же ¦ 18 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦14.¦Югославия ¦ 1996 ¦ А ¦Убой животных ¦ 101 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦15.¦Россия ¦ 2000 ¦ О ¦Убой животных ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦16.¦Греция ¦ 2000 ¦Аsia-1¦Убой животных ¦ 6 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦без вакцинации ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦17.¦Великобритания¦ 2001 ¦ О ¦То же ¦2010 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦18.¦Франция ¦ 2001 ¦ О ¦>> ¦ 2 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦19.¦Ирландия ¦ 2001 ¦ О ¦>> ¦ 1 ¦
+---+--------------+-------------+------+---------------+--------+
¦20.¦Нидерланды ¦ 2001 ¦ О ¦Убой животных ¦ 26 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦+ кольцевая ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вакцинация (с ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦задержкой) ¦ ¦
L---+--------------+-------------+------+---------------+---------
В 1993 году установлен ящур А во Владимирской области,
22
которая входила в зону систематической вакцинации крупного
рогатого скота против ящура типов А, О и С. Заболевание возникло в
с. Спасское Суздальского района в личном хозяйстве вблизи
биопредприятия, выпускающего противоящурную вакцину. Заболела одна
корова, афтозный патматериал от которой в день обнаружения сразу
же был подвергнут исследованию. Корова в тот же день была
уничтожена, как и контактировавшие с ней 2 головы молодняка КРС,
12 овец и 2 подсвинка. Были срочно осуществлены вынужденные
вакцинация и ревакцинация восприимчивых животных, проведены
охранно-карантинные, ветеринарно-санитарные и другие мероприятия.
Ящур был ликвидирован в первичном очаге.
В 1995 году ящур диагностирован на свиноферме племзавода
"Петровское", расположенной на окраине г. Лыткарино Люберецкого
района Московской области. При лабораторных исследованиях
патматериала во ВНИИЗЖ из него был выделен вирус ящура типа О ,
1
относящийся к группе вирусов Гонконг/1993 - 1995. Из имеющихся на
ферме 5800 свиней различного возраста, размещенных в 15
помещениях, в одном свинарнике обнаружено около 200 больных свиней
и более 50 павших поросят.
На хозяйство был наложен карантин с осуществлением ветеринарно-санитарных мероприятий внутри хозяйства и угрожаемой зоны, запрещен вывоз (включая экспорт) животных и продуктов животноводства за пределы Московской области.
После установления диагноза на свиноферме больные свиньи убиты бескровным методом и уничтожены, а клинически здоровые животные срочно привиты эмульсионной вакциной для ранней защиты животных. С профилактической целью этой же вакциной были привиты свиньи всех возрастов и в других хозяйствах Московской области в количестве 357 тыс. голов. Кроме того, в хозяйствах Московской области, которым угрожало заражение, привиты 4357 овец и ревакцинированы 197825 голов крупного рогатого скота с использованием ГОА - сапонинвакцины. После проведения данного комплекса мер последующих вспышек ящура не наблюдалось и было принято решение об уничтожении всех свиней бескровным методом в первичном очаге.
Предполагается, что вирус ящура на племзавод "Петровское" мог быть занесен с замороженной свининой из Китая, которая поступила на рядом расположенное мясоперерабатывающее предприятие. Экономический ущерб от этой вспышки ящура оценивается в 3,2 млн. долл. США.
В 2000 году ящур типа О установлен на СТФ "Элитное" ОПХ "Степное" Уссурийского района Приморского края, который был благополучен по ящуру с 1964 года. Расстояние от неблагополучной по ящуру свинофермы до границы с Китаем, с которым имелись хозяйственные связи, составило около 70 км.
Были осуществлены карантинные мероприятия и проведена вакцинация восприимчивых животных против ящура в неблагополучном пункте и в близлежащих районах. Новых зарегистрированных вспышек ящура в последующем не было. Все свинопоголовье в ящурном очаге было убито и захоронено на его территории, ущерб составил 900 тыс. долл. США.
Таким образом, все упомянутые вспышки благодаря своевременной диагностике и проведению комплекса противоящурных мероприятий (карантин, убой животных и срочная кольцевая вакцинация) были ликвидированы в первичных очагах.
Опыт многих стран дает основание заключить, что осуществление карантинных мер, убоя животных в очагах в сочетании с кольцевой вакцинацией способствует быстрой и с минимальными потерями ликвидации ящура в первичных очагах в случае их возникновения в благополучной стране, к числу которых в настоящее время относятся Россия и другие государства Содружества.
2.3. Функционирование противоящурной буферной
зоны стран СНГ (1999 - 2001 годы)
В целях снижения риска заноса и возникновения ящура на территории России, других государств-участников СНГ и предупреждения его распространения в европейские страны с мая 1999 г. при финансовой поддержке МЭБ/ФАО/ЕС и координации ВНИИЗЖ выполняется международный проект по функционированию противоящурной буферной зоны государств Содружества, в которую включены районы Азербайджана, Армении, Грузии и Северного Кавказа России. В связи с ухудшением в середине 90-х годов эпизоотической ситуации по ящуру в Закавказских и Центрально-Азиатских государствах-участниках СНГ Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии обратился к Генеральному секретарю МЭБ с предложением о создании буферной зоны по ящуру сельскохозяйственных животных и просьбой о финансовой поддержке проекта со стороны МЭБ и Европейской комиссии ФАО по борьбе с ящуром.
Одновременно Всероссийским научно-исследовательским институтом защиты животных, выполняющим функции Региональной референтной лаборатории МЭБ по ящуру для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья, совместно с руководителями ветеринарных служб государств Содружества подготовлены предложения и разработаны мероприятия по созданию противоящурной буферной зоны СНГ. В связи с общими экономическими трудностями, возникшими в государствах Содружества в начале 90-х годов, "прозрачностью границ", нарушением существовавшей ранее общей системы противоящурных мероприятий, резким сокращением объемов противоящурной вакцинопрофилактики эпизоотическая ситуация по ящуру в те годы в них значительно ухудшилась. Первоначально в буферную зону были включены все государства Содружества в целях обеспечения их потребностей, в первую очередь, в противоящурных вакцинах (для профилактической иммунизации или для резерва) с частичным финансированием за счет средств международных организаций (МЭБ/ФАО/ЕС). Однако при последующем рассмотрении в 1997 - 1999 годах вопроса о финансировании противоящурной буферной зоны государств-участников СНГ в связи с большими затратами на первоначальный вариант проекта в международных организациях (МЭБ, ФАО, ЕС, их комиссиях и комитетах) было предусмотрено на начальном этапе включить в нее только государства Закавказья и Северный Кавказ России как наиболее опасные регионы в смысле заноса вируса ящура в Европу из стационарно неблагополучных стран Ближнего Востока. Для реализации проекта была разработана Программа по контролю за ящуром на территории СНГ, введенная в действие с мая 1999 года. Работа по координации борьбы с ящуром в государствах Содружества и производству противоящурных вакцин, в том числе и для резерва, возложена на Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных.
В 1999 году в соответствии с мероприятиями по выполнению указанного международного проекта ВНИИЗЖ поставил в буферную зону СНГ наборы диагностикумов и бивалентную (АО) противоящурную вакцину в количестве 1065 тыс. доз, в том числе в Азербайджан - 350, Армению - 250, Грузию - 315, Россию - 150 тыс. доз, в 2000 году - 1 млн. доз, в том числе в Азербайджан - 300, Армению - 250, Грузию - 300, Россию - 150 тыс. доз (табл. 3). ВНИИЗЖ осуществлял эпизоотологические обследования, оказывал помощь и консультации по диагностике и организации противоящурных мероприятий, проводил семинары, отборы проб крови от животных для серомониторинга и оценки иммунного фона. В частности, в 1999 - 2001 годах исследовано 4214 проб сыворотки крови от КРС и 1335 проб от МРС из стран Закавказья, а также 202 пробы сыворотки крови от КРС и 81 проба от МРС из России (Калмыкия и Краснодарский край).
Результаты проведенного серомониторинга показали, что до начала выполнения международного проекта в странах Закавказья отмечался невысокий процент иммунных к ящуру животных. В процессе реализации проекта после неоднократного применения бивалентной (АО) противоящурной вакцины производства ВНИИЗЖ этот показатель значительно возрос, особенно среди овец.
Осуществляемые в странах Закавказья и на Северном Кавказе России противоэпизоотические мероприятия в соответствии с национальными программами и международным проектом функционирования противоящурной зоны государств Содружества позволили не допустить распространения ящура в государствах и заноса его на европейскую часть России и далее в сопредельные страны.
Таблица 3
Функционирование противоящурной буферной зоны
государств Содружества при финансировании МЭБ/ФАО/ЕС
(с мая 1999 г.)
---T-------------------------------------------------------------¬
¦1.¦Буферная зона включает южные районы Азербайджана, Армении, ¦
¦ ¦Грузии и Северокавказские регионы России ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦2.¦Координатор работ - ВНИИЗЖ ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦3.¦Эпизоотологический мониторинг за ящуром - национальные ¦
¦ ¦государственные ветеринарные службы ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦4.¦Вакцинация КРС и МРС в районах высокого риска возникновения ¦
¦ ¦ящура - национальные госветслужбы ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦5.¦Производство и поставки ВНИИЗЖ противоящурной бивалентной ¦
¦ ¦(ОА) вакцины в следующих объемах (тыс. доз): ¦
¦ ¦ 1999 год 2000 год ¦
¦ ¦Азербайджан 350 300 ¦
¦ ¦Армения 250 250 ¦
¦ ¦Грузия 315 300 ¦
¦ ¦Россия 150 150 ¦
¦ ¦Всего: 1065 1000 ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦6.¦Изготовление и поставка диагностикумов - ВНИИЗЖ ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦7.¦Выезды сотрудников ВНИИЗЖ в районы буферной зоны: ¦
¦ ¦7.1. Оказание помощи и консультаций по диагностике и ¦
¦ ¦организации противоящурных мероприятий. ¦
¦ ¦7.2. Исследования сывороток крови от животных для ¦
¦ ¦осуществления серомониторинга и оценки иммунного фона. ¦
¦ ¦7.3. Исследования сывороток крови от животных для ¦
¦ ¦выявления постинфекционных антител (с помощью ЗАВС-ELISA) ¦
¦ ¦и возможной циркуляции вируса ящура. ¦
¦ ¦7.4. Проведение семинаров, обучение ветспециалистов по ¦
¦ ¦вопросам диагностики, профилактики и мерам борьбы с ящуром ¦
+--+-------------------------------------------------------------+
¦8.¦Выдача рекомендаций с учетом результатов исследований и ¦
¦ ¦эпизоотической ситуации ¦
L--+--------------------------------------------------------------
Раздел 3. ВЕРОЯТНЫЙ ПРОГНОЗ РИСКА ЗАНОСА,
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯЩУРА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ЗАБОЛЕВАНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
При разработке настоящего прогноза использованы методы прогнозирования и результаты соответствующих научных исследований ВНИИЗЖ. Учтена также и эпизоотическая ситуация за последние годы по ящуру сельскохозяйственных животных в государствах-участниках СНГ, сопредельных государствах.
Проведенный ретроспективный анализ возникновения и распространения ящура на территориях государств Содружества свидетельствует о стойкой тенденции к снижению как количества неблагополучных пунктов, так и заболеваемости животных ящуром. Такую закономерность, выраженную в виде убывающей экспоненты, особенно можно отнести ко всем регионам Российской Федерации.
Благодаря принятым противоэпизоотическим мерам, в том числе осуществлению систематической иммунизации животных против ящура в зонах высокой степени риска его возникновения, удалось обеспечить благополучие почти всех регионов России по ящуру в 2000 - 2002 годах (за исключением Приморского края, где в 2000 году возник единственный ящурный очаг), что позволяет говорить об удовлетворительной достоверности прогноза. Профилактическая иммунизация животных против ящура в последние годы в Закавказских и Центрально-Азиатских государствах Содружества осуществляется в ограниченных или недостаточных объемах, поэтому вероятность вспышек ящура в данных регионах остается довольно высокой.
Проведенный анализ эпизоотической ситуации по ящуру в мире, в первую очередь в сопредельных с СНГ странах, свидетельствует о том, что пока существуют неблагополучные по ящуру страны и многочисленные пути заноса его возбудителя, ящур остается серьезной проблемой для любой из этих стран.
При ослаблении существующих мер профилактики и борьбы с ящуром, особенно необоснованного сокращения зон систематической вакцинации животных, ящур может получить широкое распространение и ситуация станет неконтролируемой.
Учитывая реальную ситуацию относительно циркуляции в предыдущие годы вируса ящура типов О и А в государствах Закавказья и Центральной Азии, а также вируса типа Азия-1 в Азербайджане, Армении, Грузии, Иране и Турции, недостаточность профилактических прививок против них в упомянутых зонах и в связи с этим отсутствие иммунитета у части популяции животных, а также интенсивные хозяйственно-экономические связи, следует ожидать с большой вероятностью заноса и появления ящура в пограничных регионах СНГ.
Кроме того, в ряд государств Содружества в последние годы завозят большое количество мяса и мясопродуктов из различных, в том числе и неблагополучных по ящуру стран (Китай, Монголия, Вьетнам, Южная Америка и др.), что также представляет большую угрозу относительно заноса вируса ящура, в том числе экзотических типов и вариантов.
Отечественный и мировой опыт свидетельствует о том, что вирус ящура может быть занесен в благополучные зоны (страны) с мясом и другими животноводческими продуктами, кормами, автотранспортом, а также с животными, особенно вакцинированными и имевшими контакт с больными животными. Возможно возникновение ящура в хозяйствах вокруг биопредприятий и мясопредприятий, работающих с вирусом ящура или перерабатывающих импортные продукты животноводства, как это было в 1995 году в Московской области. Нельзя полностью исключить вероятность возникновения ящура после применения противоящурных вакцин с остаточной вирулентностью, если для инактивации вируса в них использовали формалин.
В последнее время возникла реальная угроза применения со стороны экстремистов вируса ящура в целях биотерроризма.
Принимая во внимание все вышеизложенное и учитывая результаты прогностического моделирования, вероятную эпизоотическую ситуацию по ящуру в 2002 - 2005 годах можно представить следующей.
Сохранить благополучие по ящуру в государствах Содружества без принятия необходимых мер маловероятно. Основываясь на данных среднесрочного прогноза и учитывая общую тенденцию течения ящура, можно предположить возникновение единичных очагов инфекции, но широкое распространение ящура в таких государствах-участниках СНГ, как Россия, Украина, Беларусь не прогнозируется. Более вероятны занос и возникновение отдельных очагов ящура типов О и А, а возможно, и типа Азия-1. Вероятность возникновения ящура типа С мала, так как в мире в последнее время он распространен очень ограниченно. Как отмечалось ранее, ящур вследствие заноса возбудителя может возникнуть в любом регионе СНГ, где есть восприимчивые животные. Ситуация осложняется развитием новых рыночных отношений, когда во многих случаях трудно осуществлять ветеринарный контроль за перевозками продуктов животноводства, кормов и животных. Однако и при этих условиях не все регионы СНГ в одинаковой степени опасны по риску возникновения и распространения ящура.
В соответствии с ранее разработанной моделью потенциального нозоареала ящура, по степени риска его заноса, возникновения и распространения всю территорию государств Содружества можно разделить на четыре зоны:
а) очень высокой степени;
б) высокой степени;
в) средней степени;
г) низкой степени (рис. 3) <***>.
--------------------------------
<***> Не приводится.
1. В зону очень высокой степени риска заноса и возникновения ящура включены южные регионы России (Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Адыгея и Калмыкия), а также приграничные с Ираном и Турцией районы Азербайджана, Армении и Грузии. В этой зоне очень вероятно ухудшение эпизоотической обстановки по ящуру. Ящур типов О, А и Азия-1 может возникнуть в любое время, но наиболее опасным периодом является лето и осень. Из Центрально-Азиатских государств высокому риску заноса и распространения ящура подвержены регионы Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана и Казахстана, которые граничат с Афганистаном, Ираном и Китаем.
Для предотвращения риска возникновения и распространения ящура в упомянутых государствах Содружества наряду с общими ветеринарно-санитарными мероприятиями необходимо продолжить систематическую профилактическую иммунизацию КРС и овец против ящура типов О и А и создать буферную иммунную зону по границе этих государств. Это позволит обеспечить выработку у животных напряженного иммунитета и тем самым обеспечить надежную иммунную зону по южным границам государств-участников СНГ.
2. К зоне высокой степени риска заноса и возникновения ящура отнесены такие регионы России, как Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, Еврейская АО, Приморский и Хабаровский края, Амурская и Читинская области, Бурятия, Тыва, Республика Алтай, граничащие с Китаем и Монголией, а также Владимирская и Московская области (хозяйства вокруг ВНИИЗЖ и Щелковского биокомбината, производящих противоящурные вакцины). В данной зоне не исключается ухудшение эпизоотической ситуации в результате возможного заноса вируса ящура типов О и А.
В регионах Восточной Сибири обстановка может ухудшиться в первую очередь при обострении ситуации по ящуру в Северном Китае и Монголии. В морские порты Дальнего Востока поступает много сельскохозяйственной продукции, включая мясо, мясопродукты и корма, из стран Юго-Восточной Азии, неблагополучных по ящуру типов О, А, Азия-1 и С. К этой зоне следует отнести также регионы Закавказских и Центрально-Азиатских государств, не вошедшие в первую зону.
Здесь требуется уделять особое внимание раннему выявлению первых подозрительных больных, диагностике болезни, срочному отбору и направлению патматериала для лабораторного исследования. При подтверждении диагноза на ящур следует немедленно решить вопрос об уничтожении больных и подозреваемых в заболевании животных, срочно провести кольцевую вакцинацию всех восприимчивых животных. С профилактической целью в этой зоне при возможности целесообразно проводить вакцинацию КРС, что осуществляется в последнее время в районах Сибири и Дальнего Востока России, пограничных с Китаем и Монголией.
3. К зоне средней степени риска заноса и возникновения ящура относятся такие регионы России, как Алтайский край, Башкортостан, Воронежская, Саратовская, Самарская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Оренбургская, Омская и Новосибирская области. Прогнозом предусматривается, что благополучие регионов Урала и Западной Сибири во многом будет зависеть от эпизоотической ситуации по ящуру стран Центральной Азии, а также Монголии и Китая, так как между этими территориями поддерживаются тесные хозяйственно-экономические связи. В связи с этим существует риск заноса и возникновения ящура типов О и А в первую очередь в таких регионах Российской Федерации, как Алтайский край, Омская, Новосибирская, Оренбургская, Саратовская, Челябинская, Курганская области, а также Башкортостан. Этим регионам нужно уделить особое внимание, обеспечить в них постоянное наблюдение за состоянием животных.
4. К зоне низкой степени риска заноса и возникновения ящура относятся регионы, не вошедшие в три предыдущие зоны, т.е. большая часть территории России, где нельзя полностью исключить заноса и возникновения ящура, а ее устойчивое благополучие будет зависеть от ситуации в соседних зонах. Здесь требуется выполнять общие ветеринарно-санитарные меры, направленные на недопущение заноса вируса ящура. В частности, для сохранения благополучия этой зоны следовало бы не допускать для нее закупок животных в первой и второй зонах, в которых проводится их иммунизация против ящура, ограничить или взять под строгий контроль импорт продуктов животного происхождения из стран, неблагополучных по ящуру, а также применяющих противоящурные вакцины, при изготовлении которых в качестве инактиванта используют формалин. В этой зоне следует осуществлять те же мероприятия, что и в третьей зоне. Из государств Содружества к данной зоне с низким риском заноса и возникновения ящура следует отнести Беларусь, Молдову и Украину.
Раздел 4. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Основные этапы реализации Программы
Для последовательной реализации всего комплекса программных мероприятий выделены три этапа:
1) создание базы по нормативно-правовому и информационно-коммуникационному обеспечению программных мероприятий;
2) организация выполнения принятых на первом этапе нормативно-правовых документов и взаимного информационного оповещения об изменении эпизоотической ситуации по ящуру в каждом государстве Содружества;
3) осуществление мероприятий по совместным действиям государств-участников СНГ по профилактике и борьбе с ящуром.
4.2. Сроки поэтапного выполнения Программы
и ее общая продолжительность
Реализация всей Программы невозможна без создания нормативно-правовой основы, являющейся базой для ее выполнения, и блока первоочередных мероприятий, которые необходимо осуществить в период до 2005 года.
Вместе с тем вся Программа в целом ориентирована до 2010 года. Программные мероприятия на 2006 - 2010 годы будут определяться, уточняться по мере реализации ранее намеченных мероприятий и после рассмотрения на заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии вноситься в действующую Программу.
Раздел 5. ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ПРОГРАММНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ ОБЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПРОФИЛАКТИКИ
И БОРЬБЫ С ЯЩУРОМ В ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА
Программа в целом рассчитана на постепенное расширение и углубление сотрудничества ветеринарных служб государств-участников СНГ, прежде всего, в осуществлении совместных действий по профилактике и борьбе с ящуром.
В течение первого трехлетнего периода предстоит реализовать комплекс первоочередных программных мероприятий, создающих нормативно-правовой и информационно-коммуникационный базис сотрудничества в профилактике и борьбе с ящуром в интересах каждого государства и Содружества в целом.
При этом должна быть обеспечена гармонизация программных мероприятий с принципами и требованиями по ящуру Международного эпизоотического бюро (МЭБ), изложенными в Международном ветеринарном кодексе и осуществляемыми при создании международных противоящурных буферных зон МЭБ/ФАО/ЕС.
5.1. Создание нормативно-правовой
и информационно-коммуникационной базы (2003 год)
1. Утверждение на правительственном уровне в каждом государстве-участнике СНГ национальной программы по профилактике и борьбе с ящуром на 2002 - 2005 годы на основе типового проекта программы, одобренного Решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии.
Национальные программы должны быть согласованы с административными и финансово-экономическими органами государств Содружества в плане укрепления ветеринарной службы, обеспечения карантинных мероприятий, в том числе выплат компенсаций в случае отчуждения скота.
2. Утверждение каждым государством на соответствующем уровне "Правил (инструкций) по профилактике и борьбе с ящуром" на основе Типовых правил, одобренных Решением Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии.
3. Принятие каждым государством порядка обязательного немедленного взаимного информирования о случаях возникновения ящура, а также предоставления соответствующей информации в штаб-квартиру МЭБ (Париж, Франция) и Региональную референтную лабораторию МЭБ для стран Восточной Европы, Центральной Азии и Закавказья (ВНИИЗЖ, г. Владимир, Россия).
5.2. Первоочередные мероприятия Программы (2003 - 2005 годы)
1. Унификация в соответствии с требованиями МЭБ порядка, средств и методов диагностики (типирования) полевых изолятов вируса ящура в национальных лабораториях:
- оказание консультативной помощи национальным диагностическим лабораториям со стороны Региональной референтной лаборатории МЭБ по ящуру (ВНИИЗЖ, г. Владимир);
- обеспечение национальных диагностических лабораторий специфическими ящурными диагностикумами с учетом антигенных характеристик вируса, циркулирующего в конкретном регионе, диагностическим оборудованием, компьютерными программами;
- организация обучения/тренинга ветеринарных специалистов государств Содружества (вирусологов, серологов, эпизоотологов) на базе ВНИИЗЖ по вопросам диагностики ящура, современным методам профилактики и борьбы с заболеванием в рамках программы учебно-практического семинара.
2. Идентификация возбудителя с применением молекулярно-биологических методов исследования должна проводиться при каждой новой вспышке заболевания на базе Всемирной справочной лаборатории МЭБ по ящуру (Пербрайт, Великобритания) и/или Региональной референтной лаборатории МЭБ по ящуру (ВНИИЗЖ, г. Владимир).
3. Обеспечение противоящурными вакцинами, отвечающими стандартам МЭБ.
4. Поддержание на базе ВНИИЗЖ резерва противоящурных вакцин для государств-участников СНГ.
5. Изготовление во ВНИИЗЖ в случае экстренной необходимости противоящурных вакцин и диагностикумов.
6. Оценка риска заноса ящура при экспортно-импортных операциях по унифицированным стандартам МЭБ и в соответствии с требованиями, предусмотренными в Соглашении ВТО по применению санитарных и фитосанитарных норм, районирование территории государства Содружества с учетом риска заноса и распространения заболевания животных ящуром.
7. Разработка согласованных планов профилактической иммунизации животных, проведение иммунологического мониторинга за состоянием животных в зонах высокой степени риска заноса и распространения ящура.
8. Оказание взаимной помощи при проведении противоэпизоотических противоящурных мероприятий, в том числе и с привлечением, при необходимости, группы быстрого реагирования при ВНИИЗЖ.
9. Проведение регулярных эпизоотологических обследований хозяйств и ферм, в первую очередь в зонах высокой степени риска заноса и распространения ящура.
10. Осуществление консультационной помощи специалистами ВНИИЗЖ при организации производства противоящурных биопрепаратов на биопредприятиях государств-участников СНГ.
11. Участие в комплексных научных программах по изучению циркуляции вируса ящура в природе, совершенствованию средств и методов диагностики, специфической профилактики и мер борьбы с ящуром, осуществляемых в рамках Координационного совета по научному сотрудничеству при Межправительственном совете по сотрудничеству в области ветеринарии.
12. Подготовка на базе ВНИИЗЖ специалистов по ящуру через аспирантуру и докторантуру.
13. Гармонизация действий ветеринарных служб в государствах Содружества и международных организаций (МЭБ/ФАО/ЕС) по обеспечению функционирования противоящурной буферной зоны государств-участников СНГ в Кавказском и Центрально-Азиатском регионах.
14. Осуществление мероприятий по расширению противоящурной буферной зоны государств Содружества, поддерживаемой за счет финансирования со стороны международных организаций, на Центрально-Азиатский регион.
15. Проведение (при необходимости) координационных совещаний по проблеме ящура с участием ветеринарных служб, научно-исследовательских учреждений и производственных предприятий, экспертов МЭБ.
Раздел 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Ресурсное обеспечение мероприятий Программы предусматривается каждым государством при утверждении нормативно-правовых документов и реализуется внутри страны за счет собственных финансовых средств, предусмотренных на текущий год.
При взаимодействии стран, требующем финансовых вложений, используется принятая в международных связях система двусторонних договорных отношений. На основе таких договоров строятся также все коммерческие отношения.
Государства-участники СНГ для обеспечения совместных действий по профилактике и борьбе с я

"ПРОТОКОЛ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА СССР В ТОГОЛЕЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"(Подписан в г. Ломе 14.06.1961)  »
Международное законодательство »
Читайте также