"РЕКОМЕНДАЦИЯ, КАСАЮЩАЯСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ"(Принята в г. Париже 14.12.1960 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
РЕКОМЕНДАЦИЯ,
КАСАЮЩАЯСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБЩЕДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ
(Париж, 14 декабря 1960 года)
Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, созванная в Париже с 14 ноября по 15 декабря 1960 года на свою одиннадцатую сессию,
учитывая, что Устав Организации предписывает ей, среди других функций, функции активного воздействия на народное просвещение и распространение культуры, содействия международному взаимопониманию и установлению международного сотрудничества в целях постепенного осуществления идеала, предусматривающего всеобщее равное право на образование, без различия расы, пола или каких-либо экономических или социальных условий, и содействия развитию и распространению знаний,
считая, что музеи могут оказать действенную помощь в осуществлении этих задач,
считая, что музеи всех категорий являются источником эстетического наслаждения и знаний,
считая, кроме того, что, сохраняя и показывая публике шедевры искусства и предметы науки, музеи способствуют ознакомлению с различными культурами и, таким образом, содействуют взаимопониманию между народами,
считая, что, следовательно, важно всемерно способствовать посещению музеев всеми категориями населения и особенно трудящимися классами,
считая, что прогресс промышленной организации мира приводит к увеличению досуга и что следует использовать этот досуг на благо и культурное совершенствование всех,
учитывая новые социальные условия и потребности, которые музеи должны принимать во внимание, чтобы постоянно осуществлять свою просветительную миссию, так же как и тягу трудящихся к культуре,
ознакомившись с предложениями, касающимися наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев, внесенными в пункт 17.4.1 повестки дня настоящей сессии,
учитывая принятое десятой сессией решение, что предложения по этому вопросу должны стать предметом международной регламентации в форме рекомендации государствам - членам,
принимает четырнадцатого декабря 1960 года настоящую Рекомендацию.
Генеральная конференция рекомендует государствам - членам применять нижеследующие положения, принимая законодательные и иные меры, направленные на проведение в жизнь на территориях, находящихся под их юрисдикцией, норм и принципов, сформулированных в настоящей Рекомендации.
Генеральная конференция рекомендует государствам - членам довести настоящую Рекомендацию до сведения органов и учреждений, занимающихся музеями, и самих музеев.
Генеральная конференция рекомендует государствам - членам представлять ей в сроки, которые она установит, и в форме, которую она определит, доклады, касающиеся осуществления ими настоящей Рекомендации.
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. В настоящей Рекомендации под "музеем" понимается любое постоянное учреждение, служащее в общих интересах для хранения, изучения и демонстрации разными способами и, прежде всего, путем экспонирования для удовольствия и просвещения публики совокупности элементов, представляющих культурную ценность: коллекций предметов искусства, истории, науки и техники, ботанические и зоологические сады, аквариумы.
II. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
2. Государства - члены должны принимать все соответствующие меры для того, чтобы музеи, расположенные на их территории, были общедоступны, без различия экономических или социальных условий.
3. С этой целью при выборе мер, которые следует применить, нужно учитывать формы управления музеями в различных государствах - членах. Эти меры могут, например, изменяться в соответствии с тем, являются ли музеи собственностью государства и управляются им, или, не будучи собственностью государства, они получают от него постоянно или время от времени финансовую помощь, или государство принимает участие в научном, техническом или административном руководстве ими.
III. МАТЕРИАЛЬНЫЕ УДОБСТВА И ДОСТУП В МУЗЕИ
4. Понимание коллекций должно быть облегчено для любой публики с помощью четко организованной экспозиции, систематического снабжения экспонатов надписями и этикетками, содержащими краткие пояснения, изданием путеводителей и проспектов, дающих посетителям необходимые пояснения, и регулярной организацией осмотра с экскурсоводами, дающими пояснения, которые должны учитывать различный состав групп посетителей. Эта работа должна поручаться квалифицированным лицам, набранным, по возможности, с помощью органов, указанных в пункте 16 настоящей Рекомендации; в случае необходимости она может проводиться с помощью умеренного использования звуковой аппаратуры.
5. Музеи должны быть открытыми ежедневно, в часы, наиболее удобные для всех категорий посетителей, и особенно с учетом часов отдыха трудящихся. Они должны иметь обслуживающий персонал, достаточно многочисленный для обеспечения, с помощью организации смен, ежедневной работы музеев без выходных и без перерывов, а также и вечером, после окончания рабочего дня, если местные условия и обычаи не требуют иной организации работы. Музеи должны быть снабжены соответствующим оборудованием (освещением, отоплением и т.д.).
6. Доступ в музеи должен быть легким, и сами музеи должны быть возможно более уютными и обладать определенным комфортом. Насколько позволяет характер места и так, чтобы не помешать осмотру коллекций, следует обеспечить публику залами отдыха, ресторанами, кафе и т.п. по возможности при музее (в садах, на террасах, в приспособленных подвальных помещениях и т.д.) или вблизи него.
7. Должны быть приняты меры, позволяющие там, где это возможно, свободный вход в музеи. Если постоянный бесплатный вход невозможен и нужно установить хотя бы небольшую символическую входную плату, вход в музеи должен быть бесплатным по крайней мере один день в неделю или количество времени, равное одному дню в неделю.
8. Если установлена плата за вход, она не должна взиматься с лиц с небольшим доходом и с больших семей, в тех странах, где имеется возможность их официального учета.
9. Следует предусмотреть специальные меры для содействия часто повторяемым посещениям, например, в форме абонемента с пониженной входной платой, дающего право в течение определенного периода на неограниченное число посещений либо одного музея, либо определенной группы музеев.
10. Там, где это возможно, вход должен быть бесплатным для групп (школьников или взрослых), посещающих музей в рамках культурно-просветительных программ, а также для членов музея и членов ассоциаций, предусмотренных в пункте 17 настоящей Рекомендации.
IV. ПРОПАГАНДА В ПОЛЬЗУ МУЗЕЕВ
11. Государства - члены должны способствовать по линии национального образования и международных отношений увеличению посещаемости музеев и выставок, организуемых ими, либо через посредничество местных властей, либо с помощью своих служб культурных и туристических связей.
12. a) Государства - члены должны побуждать национальные или региональные туристические агентства к тому, чтобы одной из их основных и постоянных задач стало увеличение посещаемости музеев и чтобы они посвятили достижению этой цели часть их деятельности и ресурсов.
b) Музеям следует постоянно прибегать к услугам этих организаций и привлекать их к своим мероприятиям в целях распространения своего социального и культурного влияния.
V. МЕСТО И РОЛЬ МУЗЕЕВ В ОБЩЕСТВЕ
13. В местности, где они расположены, музеи должны быть центрами разума и культуры. С этой целью они должны вносить вклад в духовную и культурную жизнь населения, а оно, в свою очередь, должно иметь возможность участвовать в деятельности и развитии музеев. Это должно применяться, в частности, к музеям, которые находятся в небольших городах и деревнях и которые часто имеют важное значение, несмотря на их небольшие размеры.
14. Следует устанавливать и развивать тесные культурные связи между музеями и различными группами населения, такими как профессиональные организации, профсоюзы, а также социальными службами промышленных и торговых предприятий.
15. Следует установить и развивать сотрудничество между музеями и службами или компаниями радио и телевидения, с тем чтобы для народного и школьного образования можно было использовать, с обеспечением максимальных мер предосторожности, предметы, хранимые в музеях.
16. Следует признать и поощрять содействие, которое музеи могут оказать школьному и послешкольному образованию. Это содействие должно также быть узаконено путем создания соответствующих органов, ответственных за установление официальной и постоянной связи между местными руководителями просвещения и музеями, в которых особенно часто бывают школьники в связи с характером коллекций этих музеев. Указанная связь может принять следующие формы:
a) создание при каждом музее должностей специалистов - педагогов, осуществляющих под руководством хранителя использование коллекций музея в учебных целях;
b) создание в музеях просветительной или учебной части, которая прибегала бы к сотрудничеству с преподавателями;
c) создание органов местного, регионального или провинциального масштаба, объединяющих сотрудников музея и преподавателей в интересах лучшего использования музеев в учебных целях;
d) принятие любых других мер, направленных на обеспечение координации между потребностями образования и возможностями музея.
17. Государства - члены должны содействовать, в частности путем предоставления льгот юридического характера, созданию и развитию обществ друзей музея или аналогичных ассоциаций, способных оказать музеям моральную и материальную поддержку. За этими обществами должны быть признаны соответствующие полномочия и им должны быть предоставлены преимущества, необходимые для осуществления их задач.
18. Государства - члены должны содействовать развитию клубов при музеях с целью привлечения молодежи к участию в определенных видах деятельности музеев.

"КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ"(Принята в г. Париже 14.12.1960 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)  »
Международное законодательство »
Читайте также