"Лапша" в абсолютных цифрах

Объемы бюджетных средств, которые предполагается направить в будущем году на здравоохранение, увеличены. Но это вовсе не значит, что с пациентов будут "меньше брать". Брать будут, скорее всего, больше. 7 декабря правительство Санкт-Петербурга приняло "Концепцию модернизации системы здравоохранения". В этот же день чуть позже в комитете по здравоохранению состоялось заседание медицинского совета, где обсуждалось плачевное состояние питерской амбулаторной хирургии. Красивые фразы "Концепции", например, о приоритетности для городского здравоохранения именно амбулаторной службы, тут же разбились вдребезги о реалии поликлинической жизни. Рассказали о ней хирурги, чьи операции по нынешним тарифам оцениваются в... 100 рублей, и, чтобы "насобирать" только себе на зарплату, амбулаторному хирургу надо сделать за месяц 65 операций первой категории сложности!

Рождалась в трудных муках

Долгонько формулировалась "Концепция модернизации"... Лишь только заняв свой пост, новый губернатор Петербурга дала указание - подготовить программу реформирования городской медицины, поскольку ни ее качество, ни уровень обеспечения прав пациентов на бесплатную помощь, ни заработки (легальные) врачей никого устроить не могли.

Указание старательно выполняли - почти год собирались предложения, их обсуждали, меняли и исправляли. Правда, изучая сегодня итоговый документ, невольно думаешь: все правильно и все... старо. И приоритетность первичной медицинской помощи. И реструктуризация коечного фонда. И "разделение" больниц на экстренные, плановые, сестринского ухода и реабилитации.

Все это, как поет любимая многими певица, было, да прошло. Так и не восстав из "бумажных носителей" в реальное наше бытие. Если не считать "реструктуризацией" закрытие еще при председателе комитета Валерии Корюкине детской больницы имени Пастера да перепрофилирование при председателе Анатолии Кагане больницы N 29 в "сестринский уход". Корпуса первой так сейчас и разрушаются, не считая одного, "подобранного" администрацией Адмиралтейского района под свой тубдиспансер, а в фешенебельном здании на Большом проспекте Петроградской стороны, где раньше располагалась 29-я больница, "уход" теперь смогут получить лишь бизнесмены, арендовавшие там себе офисы.

Вот и возникает вопрос: могут ли нынешние "модернизаторы" гарантировать, что записанное на бумаге они наконец-то воплотят в жизнь городской медицины? И по-прежнему так необходимая реструктуризация "коечного фонда" (например, "слияние" женских консультаций с роддомами, а детских поликлиник - со взрослыми) не превратится в банальный передел собственности?

Еще весной председатель комитета по здравоохранению Юрий Щербук на этот вопрос ответил философски: мол, медицина - это такая отрасль, где вообще что-либо гарантировать трудно.

И остается лишь руками развести. Один из соавторов нынешней концепции признался, что она нужна руководителям отрасли, чтобы знать... чем и как руководить. А без "Концепций" они, получается, не знают. И то верно: жизнь (в том числе письма и звонки в редакцию) ежедневно демонстрирует неисправимый "параллелизм" между руководителями отрасли и теми, кто заправляет ее практической жизнью.

Вот тысячу раз повторяли руководители: не надо, уважаемые неработающие горожане, менять страховые полисы. Да, страховщик почти в каждом районе поменялся, но это важно для больниц и поликлиник, которые располагают полной информацией о том, какой страховой компании они теперь

должны выставлять счета, а пациенту это становится небезразличным лишь в одном случае: если он решит пожаловаться на медучреждение, в котором лечился.

Например, в той же детской поликлинике на учете только дети, живущие в одном и том же районе. Значит, все пациенты этой поликлиники "застрахованы" одной и той же компанией. Зачем заставлять родителей менять полисы? Совершенно незачем. Между тем поликлиники отказывают в приеме по старым полисам! И родители вынуждены сутками стоять в очередях на получение полиса нового. Благо бы это как-то отражалось на качестве и количестве медицинской услуги, которую им эта поликлиника по "новому" полису предложит.

Или: сто тысяч раз говорили руководители, что давать деньги напрямую врачу пациенты не должны! Только через кассу! Но представьте: вашего старого отца "скорая" доставила в тяжелейшем состоянии в ближайшую больницу. Его везут в операционную, а врач тихо "намекает": мол, чтобы операция прошла успешно, надо бы заплатить. Сколько можете. И обескураженные родственники платят: не дай Господи, операция не удастся - будешь ведь век себя, а не врача корить.

А руководители только и говорят про то, что "денег мало". В этом, мол, вся беда...

Аппетиты растут?

В этот же день, когда городское правительство обсуждало "Концепцию", правительство России предложило Государственной Думе принять несколько новых законов, вносящих существенные изменения в организацию нашего здравоохранения.

Один закон все (в том числе и мы, пациенты) ждут давно - "О государственных гарантиях медицинской помощи". Этот документ должен определить наконец-то, какую часть медуслуг взваливает на себя государство, а что отдается на откуп кому-нибудь другому (страховой компании, предприятию, где больной трудится, или самому пациенту). И кроме перечня должен появиться экономически просчитанный объем услуг (при каком заболевании какую бесплатную помощь человек должен ЗАКОННО получить).

Второй закон - "Об обязательном медицинском страховании" - несет некие новшества в систему ОМС. Например, богатые предприятия вообще смогут из системы выйти - вместе с соответствующими налогами. Правда, возникает опасение, что, после того как они "выйдут", у государства не останется средств на оплату тех самых "гарантий".

Еще два закона, по сути, предлагают изменить форму собственности медучреждений. Большинство из них, как планируют уже российские реформаторы, останутся все же государственными, но при этом станут автономными. Что реально изменится? Главврачи больниц и поликлиник получат полную свободу действий в расходовании средств - сегодня они сетуют на строгое "сметное" финансирование, которое мешает им "развернуться". Видимо, кто-то всерьез считает, что именно это и создает проблемы для пациентов.

Наконец, следующей группе медучреждений будет предоставлен статус автономных некоммерческих организаций. Основные фонды (то бишь государственное имущество!) им будут переданы в собственность. Многие откровенно называют этот путь "прихватизацией" медицины, причем абсолютно не затратной для будущих собственников: им же фонды "передадут"!

Авторы реформ успокаивают: независимо от формы собственности учреждения объем бесплатной медицинской помощи сократиться не должен. Но насколько эти гигантские планы поддержаны государственным финансированием?

В бюджете российского здравоохранения на 2005 год запланировано 82,5 миллиарда рублей, и это на семь миллиардов больше, чем было выделено на этот год. Но при этом доля расходов на медицину в ВВП снизилась с 2,5% до 2,4%, и мы по-прежнему лишь мечтаем приблизиться к 5%, признанным как рубеж между развитием отрасли и ее деградацией.

Посмотрим на наш городской бюджет здравоохранения-2005. В абсолютных цифрах он тоже возрос и равняется 17 миллиардам 377 миллионам рублей, и это на 20% выше нынешних расходов. Но при этом будущий консолидированный (из всех источников) бюджет здравоохранения лишь на 5% выше бюджета этого года, а прогнозируемый рост инфляции - 9%.

Вот один лишь пример. Как мы знаем, с 1 января значительная часть петербургских льготников переходит под "федеральную крышу", в том числе и в сфере лекарственного обеспечения. Получается, что в бюджете города эту статью можно было бы как-то уменьшить. Смотрим бюджет: на закупку лекарств для льготников запланировано выделить... почти на миллион рублей больше. Спрашиваю депутатов ЗакСа: эта цифра была каким-то образом обсчитана? И вижу: меня явно не понимают.

Действительно, все привыкли долдонить, что денег на лекарства мало (и действительно, лекарств всегда не хватало!), тут "немного" добавили - и кто-то чем-то не доволен?

И так у нас, похоже, "верстаются" все статьи бюджетной медицины. Точно так же "берутся с потолка" и размеры тарифов на оплату медуслуг - реальная цена каждой услуги до сих пор не просчитана! Это крайне выгодно для теневой экономики в здравоохранении. Все это понимают, но делать медицину "прозрачной" не торопятся. Наоборот, уже сегодня слышны разговоры, что 17 миллиардов - это лишь треть (!) от необходимых городской медицине денег. Аппетиты растут?

За город стыдно

Незадолго до медсовета по поликлинической хирургии в Петербурге прошел I Всероссийский съезд амбулаторных хирургов. Наш город 15 лет назад стал родоначальником организации так называемых стационарозамещающих технологий: сегодня у нас работают 18 центров амбулаторной и специализированной хирургии. Но на съезде Петербург мог хвастать лишь своей историей. И в то время как представители других регионов России рассказывали о достижениях в этой области (наиболее дешевой по сравнению со стационарной помощью), нашим хирургам приходилось скромно молчать.

Все последние годы амбулаторная хирургия в Петербурге просто разваливалась. Мы же помним пресловутую "параболу" в оплате больничных услуг, когда стационарам было архивыгодно лечить как раз "легких" пациентов, и поликлинические хирурги остались не у дел. К тому же с октября наша амбулаторная служба перешла к финансированию по посещениям. Но одно дело, когда поликлинику "посетил" больной ОРВИ, и совсем другое - усечь больному грыжу. А тариф и за первое "посещение", и за второе почти один и тот же! Неудивительно, что амбулаторные хирурги стали еще меньше оперировать, но зато увеличился процент так называемых оформительско-канцелярских работ.

Словом, служба почти разрушена. И когда приезжают коллеги из других регионов, им показывают центры амбулаторной хирургии... коммерческих больниц.

- Руководство фонда ОМС, - сказал на том медсовете зампредседателя комитета по здравоохранению Владимир Жолобов, - пообещало в ближайшее же время пересмотреть тарифы на амбулаторную хирургию.

- Хорошо бы, - ответили хирурги. - Помнится, ровно два года назад на таком же медсовете нам обещали то же самое...

Министр минздравсоцразвития Михаил Зурабов на слушаниях в Госдуме назвал "брехней" все обещания прежних руководителей российского здравоохранения. Мол, за этими обещаниями никогда не следовало реальных шагов. Станет ли легче пациентам, получившим очередную порцию "лапши"? Большой вопрос. Отрасль пока озабочена лишь собственным выживанием.

Ольга Островская

Потребует дополнительных расходов  »
Юридические статьи »
Читайте также