Клиент и в сети всегда прав

Существует множество различных способов заработать в интернете. Мы сегодня рассмотрим особенности организации такой формы электронного бизнеса, как интернет-магазин. Открыть интернет-магазин вправе житель любого региона.

Даже в Заполярье можно открыть в сети лавку по продаже кусочков айсберга.

Витрина "он-лайн"

Любой электронный магазин - это сайт с одной или несколькими виртуальными витринами, где расположены каталоги товаров, и виртуальной "корзиной", куда можно "положить" выбранный товар.

Единый реестр по российским электронным магазинам пока не создан. Сегодня их количество составляет, по различным оценкам, от 1 тыс. до 1,5 тыс. предприятий. В частности, в электронном каталоге портала www.magazin.ru зарегистрировано 1170 магазинов.

Есть магазины с небольшим ассортиментом товаров, есть электронные супермаркеты, в которых можно купить почти все - от бытовой техники до одежды. Помимо того, в интернете существуют виртуальные торговые ряды - это несколько магазинов, размещенных на одном сайте.

По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, в 2004 году объем российского интернет-рынка составил около 3,2 млрд. долларов, причем 442 миллиона из них приходилось на розничную торговлю. Наибольшую долю розничной интернет-торговли - 44 процента (290 млн. долларов) - занимает продажа компьютеров, комплектующих к ним и канцелярских товаров. Бытовой техники было реализовано на сумму 177 млн. долларов (27 процентов), автомобилей - на 121 млн. долларов (18 процентов).

Пройтись по бутикам, не выходя из дома

Итак, в чем основные преимущества виртуального магазина?

Прежде всего в том, что заказать товар можно, не выходя из дома или офиса. Открыты электронные магазины в отличие от обычных 24 часа в сутки.

Помимо того, в интернете проще сравнить цены разных магазинов на интересующую вас вещь. Значит, получается, что вы экономите не только время, но и деньги. Что касается ассортимента товаров в сети, то он зачастую шире, чем в обычных (особенно в небольших местных) магазинах.

Доставить заказ клиентам виртуального шопа могут домой через курьера либо по почте (ряд крупных магазинов осуществляет доставку по всей России, в том числе и в отдаленные регионы). Кроме того, в некоторых случаях (например, когда вы заказываете программное обеспечение или электронные книги) покупку могут прислать по электронной почте. Расплатиться за товар в виртуальном шопе можно по кредитной карте, переводами через банк, наличными при доставке на дом либо "электронными" деньгами (существуют специальные электронные платежные системы - к примеру "Яндекс-деньги", Web Money).

Готовь зимние шины летом

Но в то же время, делая покупку в интернет-магазинах, вы можете столкнуться с рядом сложностей.

Во-первых, не следует забывать о том, что во многих электронных магазинах вы платите не только за товар, но еще и за его доставку. Так, предположим, вы живете в Санкт-Петербурге и видите, что компьютеры и комплектующие на 10 - 15 процентов дешевле в московском интернет-магазине. Однако доставка любого заказа стоит 10 долларов. Следовательно заказ окупается, если вы делаете покупку на сумму от 100 долларов.

Во-вторых, если вы выбираете товар по фотографии и описанию, возникает определенный риск, что вам доставят совсем не то, что вы ожидали. Например, одежда может не подойти по фасону и размеру.

В-третьих, не во всех магазинах хорошо отработана система заказа. Например, на сайтах написано, что товар можно заказать как напрямую по интернету, так и по телефону. Но в действительности оказывается, что заказ лучше делать по телефону. Есть сайты, где информация обновляется каждый час, продавцы сразу получают сообщения и в короткий срок связываются с покупателем.

В ряде же магазинов эта система не отлажена, и ваш заказ по интернету могут либо вообще оставить без внимания, либо связаться с вами тогда, когда товар будет уже не нужен.

А это - минус для жителей небольших городов, которым придется тратить деньги на звонок в магазин, расположенный в другом городе или регионе.

Найти подходящий для вас магазин можно в каталоге по электронной коммерции, например на www.magazin.ru либо в специальных разделах на Yandex.ru или Rambler.ru. Есть также электронные базы данных по ценам на интересующие вас товары, в частности www.price.ru, www.torg.ru.

Зарегистрируйтесь в налоговой!

Тем, кто решил открыть интернет-магазин, специалисты рекомендуют в первую очередь подумать не о создании сайта, а об официальной регистрации своего предприятия.

Прежде всего нужно зарегистрироваться в отделении Федеральной налоговой службы по месту жительства - в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (предпринимателя без образования юридического лица - ПБОЮЛ). Если вы решили открыть небольшое розничное предприятие, то, по словам специалистов, проще оформить его как ПБОЮЛ.

Для регистрации нужно предоставить в налоговую инспекцию заявление (его образец можно найти в интернете на сайте управления налоговой службы вашего региона), паспорт с ксерокопией, ИНН-свидетельство и квитанцию об оплате государственной пошлины за регистрацию (для индивидуальных предпринимателей она составляет 400 рублей, для юридических лиц - 2 тысячи рублей).

Кроме того, предпринимателю необходимо встать на учет в государственных внебюджетных фондах - Пенсионном, Фонде социального страхования и фондах обязательного медицинского страхования. В фонды следует подать заявление и свидетельство о государственной регистрации (если вы собираетесь нанимать на работу в магазин сотрудников, то нужно принести в фонды копии трудовых договоров с ними).

платите программисту

Следующий шаг - создать web-сайт с программным обеспечением (ПО), которое позволило бы клиентам выбирать, заказывать и оплачивать товар из каталогов, а продавцам - собирать и обрабатывать заказы в автоматизированном режиме. Вы можете нанять программиста, который бы вам разработал ПО для магазина, или купить готовую программу (средняя стоимость программ - около 700 долларов). Кроме того, вам придется платить за домен (имя) вашего сайта (в среднем 20 долларов в год) и за размещение сайта на хостинге (фирмы, оказывающие услуги по размещению сайтов, называются провайдерами) - 50-60 долларов в год.

Также есть сайты, где интернет-магазины (с уже готовым программным обеспечением) сдаются в аренду (например, www.oborot.ru). Правда, по мнению специалистов, это невыгодно. Во-первых, аренда обойдется вам недешево - от 40 до 120 долларов в месяц. Во-вторых, арендованные программы для интернет-магазинов весьма ограничены в своих возможностях (во многих из них, в частности, нельзя изменять дизайн). В-третьих, взяв магазин в аренду, вы попадаете в зависимость от владельца сайта (к примеру, он может ликвидировать свой сайт, а вместе с сайтом пропадет и ваше торговое предприятие).

Помимо каталогов товаров и виртуальной "корзины" на сайте магазина могут быть лента новостей, форум, чат, книга отзывов посетителей, системы голосования и другие компоненты, с помощью которых продавцы делают свои сайты привлекательными.

посчитайте расходы

Итак, каким же капиталом нужно обладать, чтобы открыть магазин в сети? Для начала вам потребуется около 800 долларов для создания (покупки) программного обеспечения и размещения сайта в интернете плюс деньги на регистрацию в налоговой инспекции (400 или 2 тыс. рублей в зависимости от формы регистрации) и на покупку кассового аппарата (в среднем 300 долларов). Не следует также забывать о средствах, на которые вы будете приобретать товар, о зарплате бухгалтеру, кладовщику, программистам, менеджерам-продавцам, курьерам и, помимо того, о затратах на рекламу.

Кстати

Как рассказал еженедельнику "Интерфакс-ВРЕМЯ" заместитель директора Института коммерческого права кандидат юридических наук Илья РАССОЛОВ, юридически деятельность электронных магазинов регулируется Гражданским кодексом, Законом "О защите прав потребителей" и рядом нормативных актов (например, Правилами продажи товаров по образцам), а также международным типовым законом об электронной торговле и Законом "О цифровой подписи".

То есть фактически по правовой организации интернет-магазин ничем не отличается от обычного магазина. В частности, если товар доставляет вам домой курьер, то он должен привезти накладные на товар с гарантией и чеком. (Этот чек многие интернет-магазины пробивают в офисе. Некоторые же шопы снабжают своих курьеров переносными кассовыми аппаратами.) При этом вы вправе отказаться покупать товар, если его основные свойства не соответствуют тому, что вы заказывали (например, вместо риса привезли перловую крупу, а вместо "Властелина Колец" - диск с "Матрицей").

В соответствии с Законом "О защите прав потребителей" покупатель интернет-магазина имеет право обменять товар или вернуть свои деньги в срок, указанный в законе. Если же товар вам не обменяли либо не вернули деньги, вы имеете право обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (бывшая Торгинспекция) или в суд. Доказательствами покупки в данном случае могут служить чек, квитанция об оплате, накладные на товар, предоставленные интернет-магазином. Следует при этом помнить, что в заявлении в суд нужно указывать юридический, а не виртуальный адрес магазина, где вас обманули.

Подготовила Елена Улицкая

К 1 октября только 12% индивидуальных предпринимателей прошли обязательную перерегистрацию  »
Юридические статьи »
Читайте также