Инверсия против народа

Законодательный процесс в России и Петербурге продолжает течь по законам "чиновного Зазеркалья".

Корабль российского законодательства, лихо управляемый нынешней властью, сегодня в очередной раз опасно накренился.

На сей раз радикальное изменение важнейших законов связано с "тихим" 500-страничным пакетом, "поправляющим" 155 и отменяющим 41 ныне действующих законов. Принятый 2 июля Госдумой в первом чтении, этот документ на поверку оказался самым настоящим "законодательным взрывпакетом", подрывающим самые основы социального и бюджетного благополучия регионов.

(Уни)Сон Петербурга

"Это законодательная революция,.. перестройка не только всей системы социального обеспечения, но и государственной политики в предоставлении жилья, образовании, науке, здравоохранении", - категорически заключает независимый депутат, член комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Задорнов.

Однако ни алармистские заявления независимых думцев, ни даже тот факт, что 10 единороссов, вопреки общефракционной установке, проголосовали против "антинародного", по словам его противников, закона, не поколебали покоя местных петербургских законодателей.

Не встрепенулись мариинские сидельцы даже после того, как вернувшийся из Москвы с Совета законодателей вице-спикер ЗакСа Юрий Гладков передал коллегам "высочайшее" указание: начать готовиться к приведению законодательства Петербурга в соответствие с федеральным законом. Который, правда, еще не принят, но который, "по расчету по президентскому", должен быть принят в ближайшее время в режиме законотворческого марш-броска.

По идее, петербургским депутатам должно было стать чертовски обидно за себя и своих избирателей, которых, таким образом, как бы в одночасье "помножили на ноль". Но не стало. Никто не возразил против создания рабочей группы по подготовке к реформированию городского законодательства.

Да и возражать особо некому - большинство парламентариев к тому моменту уже благополучно подались на заслуженный летний отдых в дальние жаркие страны. Из тех, кто почему-то замешкался и не успел встроиться в депутатский "клин усталый", отлетающий к югу, только двое - Игорь Высоцкий и Александр Редько - заявили о своем желании оспаривать решение московского начальства путем обращения с возражением в Конституционный суд. Но это будет возможно лишь тогда, когда закон вступит в силу.

Меж тем пока еще сохраняется возможность не допустить его принятия в той редакции, которая ставит волосы дыбом у всех, начинающих знакомиться с его содержанием.

Вероятно, "инверсивную" позицию городских депутатов точнее и образнее всего сформулировал председатель комитета по законодательству Игорь Михайлов: "Зачем выпускать пар в воздух и портить друг другу нервы еще до принятия закона?" Иными словами, не лучше ли сидеть сложа руки, дожидаясь, пока закон вступит в силу, и уж тогда от души "выпустить пар" в депутатский свисток?

"Обратная" логика

У закона, о котором идет речь, очень длинное и туманное название: "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ"" (вносит правительство РФ). Наверное, поэтому спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов, получивший правительственный законопроект еще в конце мая (!), вероятно, не разобравшись толком, что к чему, направил его в комиссию по местному самоуправлению, где документ благополучно пролежал вплоть до последней сессии заседания ЗакСа. И пролежал бы, вероятно, еще дольше, если бы, в конце концов, из Москвы не пришел "приказ" издать срочный "Одобрямс!".

"Одобрямса!", правда, не вышло, поскольку многие заксовцы все же выразили сомнения в возможности одобрить документ, который никто толком в глаза не видел. Правда, вместо того, чтобы продлить сессию и "понюхать премудрость скучных строк" думского гостинца, петербургские парламентарии отложили вопрос "до лучших времен".

Для справки. На момент принятия документа 2 июля в первом чтении в Госдуму пришли 5 положительных и 13 отрицательных отзывов различных субъектов РФ. Если бы отрицательные заключения прислали 30 регионов, законопроект вообще не рассматривался бы в нижней палате российского парламента. Но федералы очень спешили, а регионалы слишком медлили, так что принятие данного документа можно считать результатом их совместной разнонаправленной, но согласованной деятельности.

После 2 июля события словно начинают развиваться в инверсивном порядке. Почему-то только теперь организуются слушания и обсуждения в субъектах РФ, а 9 июля в столице проходит Совет законодателей при участии Владимира Путина, на котором правительство, наконец, разъясняет регионам свою позицию, призывая к "тесному и конструктивному сотрудничеству". Регионы, в свою очередь, робко предлагают "предусмотреть в регламентных нормах... более широкие возможности участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении законопроектов и подготовке поправок к ним". При этом регионы - по умолчанию - соглашаются с необходимостью приведения своих законодательств "в соответствие" с еще не принятыми (!) федеральными нововведениями.

Далее, согласно "обратной государственной логике", в Госдуме создается отсутствовавшая до того рабочая группа по подготовке законопроекта. Впрочем, деятельность этой группы, равно как и всех ей подобных, срочно организуемых в регионах, должна носить, скорее, ритуальный, нежели "сутеобразующий" характер. Никакого глубокого анализа ситуации провести не удастся из-за элементарной нехватки времени. Правительство очень торопится: ведь 26 августа оно обязано внести проект бюджета 2005 года, а в нем должны быть зафиксированы все расходные показатели.

Без обмана

Согласно установившейся ныне моде на "процедурную инверсию", пожалуй, стоит в самом конце материала, посвященного региональным аспектам федерального законопроекта, наконец, кратко изложить его суть. Правительственные чиновники характеризуют его как заключительный этап реформы местного самоуправления. Начальным этапом этой реформы стало создание в прошлом году "Комиссии Дмитрия Козака" при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти. Тогда в одном из своих выступлений Владимир Путин провозгласил: "Надо разграничить полномочия и прекратить обманывать население!"

Депутаты Госдумы, однако, в столь экзотическом президентском призыве, вероятно, почуяли подвох и "тормозили" принятие "пакета Козака" до тех пор, пока правительство не пообещало к 1 января 2005 года внести необходимые поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, без которых все козаковские преобразования не имели бы реального финансового обеспечения. Дело в том, что значительная часть полномочий и ответственности отныне перекладывается на регионы, тогда как основные финансы, согласно старым редакциям кодексов, по-прежнему концентрируются на федеральном уровне. В прошлом году депутаты Госдумы доверились исполнительной власти и приняли "пакет Козака" авансом.

И вот теперь выясняется, что вместо обещанных поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, перераспределяющих государственные доходы в пользу регионов, правительство рекомендует Думе принять еще один опережающий нормативный акт, приводящий в соответствие с "пакетом Козака" отнюдь не доходы субъектов РФ, а совсем наоборот - их расходы! Всего один весьма типичный пример: скорая медицинская помощь, которая раньше оказывалась всем и бесплатно ("за счет средств бюджетов всех уровней"), по новому закону становится "расходным обязательством субъекта РФ".

Что ж, и вправду, зачем "обманывать население", когда можно просто общаться с ним по законам чиновной инверсии: сперва решение, а потом - объяснение. Дешево и сердито! Примечательно, что до недавнего времени не только простые смертные петербуржцы, но даже депутаты ЗакСа были уверены в том, что суть думского законопроекта сводится сугубо к монетизации льгот. Теперь же заксовцы (те, что не улетели в жаркие страны) разводят крылами: поздно - ничего не успеть! Не объявлять же, подобно одному из думских коммунистов, голодовку в знак протеста? Еще чего!

Сергей Попов, депутат Госдумы:

- Принятый в первом чтении закон крайне плохой, можно сказать, антинародный. На федеральном уровне стараются оставить те налоги, которые легче собрать, и те обязательства, которые легче выполнить, чтобы показать, как замечательно работают президент и правительство. А регионы? Думаю, разделения регионов на "бедные" и "богатые" не произойдет: скорее, это будет разделение на "бедные" и "еще более бедные".

При этом губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко прислала положительный отзыв на правительственный законопроект, одобрив его с оговоркой, на которую вряд ли кто-то обратит внимание. А петербургский парламент и вовсе не прислал своего мнения. Такая пассивная позиция указывает на советскую тенденцию подчинения и принятия того, "что сказали".

Юрий Гладков, вице-спикер ЗакСа:

- В Собрании необходимо создать рабочую группу депутатов по разработке будущих изменений городского законодательства. Исход рассмотрения думского законопроекта, уже принятого в первом чтении, практически предопределен, поскольку в Госдуме большинством является "Единая Россия". Действительно, получается, что субъекты РФ оказываются лишь свидетелями, но не участниками законодательного процесса. Процесс слишком быстрый, чтобы законодательные органы могли принять в нем реальное участие в том масштабе, который он предполагает. При этом такое развитие событий не является нарушением федерального законодательства - все в компетенции федеральной власти.

Ватаняр Ягья, депутат ЗакСа:

- Конечно, обсуждение таких важных преобразований должно происходить, прежде всего, в законодательных собраниях регионов. Сейчас, с одной стороны, как будто расширяются права регионов, но с другой - сужаются! Недавно Конституционный суд принял постановление о том, что Госдума может принимать решения, касающиеся субъектов РФ, не спрашивая согласий региональных парламентов. То есть намерения федеральной власти в каком-то смысле противоречат друг другу.

Сложившуюся ситуацию, когда все понимают, как должно происходить принятие законов, но делают вид, что не замечают того, что все в реальности происходит иначе, хорошо объясняют слова Молчалина: "В мои года не должно сметь свое суждение иметь".

Андрей Черных, депутат ЗакСа:

- Конечно, если бы все депутаты ЗакСа поднапряглись, то, наверное, мы успели бы выразить свое мнение по обсуждаемому закону. Но само количество затрагиваемых в документе законодательных актов настолько велико, что, присылая его петербургским депутатам в самом конце сессии, федеральное правительство фактически сделало невозможным его внимательное рассмотрение. Так что здесь можно увидеть и некий умысел в выборе федеральными органами власти определенного времени для принятия закона.

Екатерина Семыкина

Компенсируют не той монетой  »
Юридические статьи »
Читайте также