Инвалиды на распутье

На прошлой неделе депутаты ЗакСа решили обратиться к президенту Путину и председателю правительства Фрадкову с протестом против замены льгот денежными компенсациями.

Поводом послужило обращение общественных объединений ветеранов, категорически высказавшихся против обязательной замены льгот денежными компенсациями. Ветераны предложили подойти к вопросу о монетизации льгот индивидуально, дав возможность каждому ветерану самому решать, выгодна ли ему такая замена.

Труженики тыла, ветераны труда и репрессированные, которые вообще вычеркнуты в правительственном законопроекте из "федерального списка" льготников, ежегодно пользовались в Петербурге льготами в среднем на сумму 9 тыс. рублей. Отныне город вынужден будет самостоятельно решать, продолжать ли предоставлять этим людям натуральные льготы или заменить их на денежные выплаты.

Вопросов к механизму возможной монетизации льгот применительно к Санкт-Петербургу сегодня очень много. Льготники, обитающие в таком дорогом для проживания городе и получающие от федеральной казны компенсацию, допустим, в 500 рублей, смогут погасить ею разве что свои транспортные расходы. А для покупки лекарств компенсации уже, увы, не хватит. Таким образом, город окажется вынужден доплачивать не только тем льготникам, которых центр "скинул" регионам, но и тем, кто числится в "федеральном списке".

По словам губернатора Валентины Матвиенко, затеянная реформа увеличит социальную нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга на 5-7 млрд. руб.

При этом, согласно новоиспеченным поправкам к Бюджетному и Налоговому кодексам, и без того дефицит городского бюджета, как утверждает вице-губернатор Михаил Осеевский, должен в следующем году увеличиться с 3,9 до 10,8 млрд. рублей. Дело в том, что в 2005 году на город должен быть переложен ряд федеральных финансовых обязательств, а городской бюджет недосчитается ряда налогов, перераспределенных в пользу центра.

Надежды городских чиновников на компенсации и поддержку со стороны РФ были серьезно поколеблены на прошлой неделе в ходе выступления председателя правительства Михаила Фрадкова на Петербургском экономическом форуме, когда глава кабинета фактически дал понять, что на широкие преференции со стороны федералов нашему городу в обозримом будущем рассчитывать не приходится.

Однако самое прискорбное в том, что полной информации об обрушивающейся, как снег на голову, важнейшей реформе нет не только у рядовых граждан, но даже у представителей петербургской власти. В этом открыто признаются как местные депутаты, так и чиновники. А время меж тем идет, и не исключено, что к сентябрю этот законопроект целиком будет утвержден в третьем чтении. И тогда с января 2005 года Петербург, затянув бюджетный пояс еще туже, будет вынужден выплачивать многочисленные льготы и компенсации из собственного кармана, так и не успев ни толком обсудить данную реформу, ни донести свое мнение до столичных законотворцев.

*** Не нам решать... Комментарий городского начальства

Галина Колосова, зам. председателя комитета по труду и социальной защите населения администрации СПб:

- Мы сделаем все возможное, чтобы не снижать объемы льгот и сохранить продекларированные городом социальные пакеты. Но пока четко не уяснена система межбюджетных отношений. Самого законопроекта из Госдумы я не видела. Возможно, депутаты не считают нужным рассылать его в субъекты РФ, чтобы нас "не будоражить". Не исключаю, впрочем, что законопроект где-то на рассмотрении в Комитете финансов.

Михаил Осеевский, вице-губернатор СПб, отвечающий за экономическое развитие и финансовую политику Санкт-Петербурга:

- Мы только начали разбираться с этим вопросом, создали комиссию, которая будет работать по двум направлениям. Первое - обсуждение проблем монетизации льгот, которые должны компенсироваться из средств нашего бюджета. Второе - обсуждение систем оплаты труда в бюджетной сфере, поскольку в федеральное законодательство внесены поправки, которые говорят о том, что мы сами будем, начиная с 1 января 2005 года, устанавливать тарифные сетки для бюджетников. Комиссия будет работать оперативно. К августу мы должны иметь уже готовые проекты решений.

Михаил Амосов, депутат ЗакСа СПб:

- Денежные выплаты более адекватны существующим экономическим условиям, чем льготы. Вопрос заключается в том, насколько правильно рассчитаны те компенсации, которые предлагает правительство. И этот вопрос мы пока не обсуждали. О том, как федеральный закон будет исполняться в городе, я в подробностях не знаю и не имею достаточной информации. По идее, решать все эти проблемы должны не мы, а депутаты Госдумы и представитель ЗакСа СПб в Совете Федерации Сергей Миронов. Это их хлеб - ответить на эти вопросы и постараться защитить интересы города.

Наталья Евдокимова, депутат ЗакСа СПб:

- Я давно выступаю за монетизацию льгот. Но в конкретном законопроекте меня настораживают несколько моментов.

Во-первых, затраты петербуржцев гораздо выше, чем во многих других регионах, поэтому "средняя" надбавка будет у нас недостаточной. Придется из своего бюджета доплачивать за непредоставление льгот. Во-вторых, некоторые льготы очень трудно монетизировать. Например, транспортные. Здесь надо дать возможность самому льготнику выбирать - брать ли деньгами или оформить именной проездной билет. Так же и с бесплатными лекарствами. Существуют определенные болезни, которые требуют лекарств по жизненным показаниям (онкологические заболевания, диабет, психические заболевания и туберкулез). Таким больным необходимо предоставлять за счет бюджета натуральные льготы, иначе им по факту просто не хватит денег на лекарства. Городу нужно постараться выбить деньги из Фонда помощи субъектам РФ. Этим должны заняться администрация и правительство Петербурга.

Оксана Попова

Инвалидная монетизация  »
Юридические статьи »
Читайте также