Инвалидная монетизация

Грядущую реформу системы государственных льгот комментирует председатель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы, зампред фракции "Единая Россия" Владислав Резник.

- Что заставляет Госдуму и правительство так спешить, продлевать сессию, чтобы принять так называемый закон о монетизации льгот?

- Мы должны успеть до внесения проекта бюджета на следующий год, чтобы заложить новые затраты в бюджет.

- Но в любом случае регионы свои бюджеты сверстать по-новому не смогут.

- Поэтому и надо спешить!

- Хорошо, бюджет подгоняет. Но почему этот закон нужно принимать именно в этом году, почему не подождать? Ведь не пожар.

- "Натуральные" льготы хороши, когда бюджет не выполняется, - это было спасение в начале 90-х годов. А сейчас с бюджетом все нормально. Появилась возможность подойти к распределению льгот справедливо. Ведь девять из десяти льготников не имеют возможности получать санаторно-курортное лечение, 70% не пользуются льготами на проезд в городском транспорте хотя бы потому, что в деревне троллейбусов нет. Получается, что жители крупных городов получают весь набор льгот, а жители сельской местности ими не пользуются вовсе. Я вас уверяю, 37 миллионов сельских жителей с нетерпением ждут принятия этого закона, - для семей это серьезные деньги.

- А жители крупных городов?

- Возьмем мой родной Петербург. В настоящее время в Санкт-Петербурге проживают немногим более 757 тысяч ветеранов. Ежегодно бюджет города тратит на исполнение закона о ветеранах 154 млн. 318 тыс. рублей. Получается, что один ветеран "стоит" бюджету в месяц 16,98 рубля. Когда закон о монетизации льгот будет принят, ветеран будет получать 1394,33 рубля, то есть в 82,1 раза больше, чем сейчас. Помимо этого, в Санкт-Петербурге проживает 549,4 тыс. инвалидов, на льготы которым бюджет города тратит 428 млн. 668 тыс. рублей в год, то есть на одного инвалида ежемесячно 65,03 рубля. Правительство предлагает увеличить эту цифру до 1003,74 рубля, то есть в 15,4 раза больше. Согласитесь, арифметика наглядная.

- Как-то все же мало получается. Здесь все льготы или же льготы по оплате ЖКХ сюда не включены?

- Льготы по оплате ЖКХ - отдельный вопрос. Президент сказал, что в этом году льготы по ЖКХ трогать нельзя. Они останутся в полном объеме.

- Не получится ли, что через год льготы по оплате ЖКХ будут тихо отменены без всяких компенсаций?

- Если до этого дойдет, то компенсации будут обязательно. Но я хотел бы о другом сказать: после консультаций с Госдумой (в частности, с "Единой Россией") правительство было вынуждено увеличить суммы компенсаций для отдельных категорий льготников чуть ли не втрое.

- Складывается впечатление, что цифры, предложенные правительством в первый раз, были специально занижены. Потом "Единая Россия" и Минфин продемонстрировали борьбу нанайских мальчиков - чтобы народ понял, как о них партия печется.

- Я бы не сказал, что комбинация была разыграна. Каждую цифру пришлось долго "отбивать".

- Но сумма - 170 миллиардов, - изначально запланированная правительством на монетизацию льгот, в итоге не изменилась. Не чудо ли?

- Не забывайте, что ответственность за разные категории льготников были перераспределены по уровням власти. Или льготы уходят "наверх" и деньги остаются в федеральном бюджете, или "вниз", в регионы, но вместе с деньгами.

- С деньгами? А как же ветераны труда, работники тыла, репрессированные, наконец? Ведь заботу о них центр перекинул на регионы.

- Я не уверен, что исполнение закона о репрессированных надо возлагать на регионы. Ведь решение о репрессиях принималось не в субъектах, а известно где. Мы будем это обсуждать с правительством. Я не утверждаю, что мы будем настаивать, но обсуждать будем.

- Как я поняла, фракцию "Единая Россия" устраивают размеры компенсаций, которые появились после консультаций с правительством?

- Считаю, требовать от правительства больше денег просто нельзя. Посчитаем: 170 миллиардов рублей после принятия закона останутся у населения, прибавьте к этому 280 миллиардов, которые останутся в экономике после снижения ЕСН. В результате - 450 миллиардов рублей, которые простимулируют повышение потребительского спроса. Не последует ли за этим рост инфляции?

Правительство утверждает, что удержит ее на планируемом уровне, но больший вброс денег в экономику просто опасен.

- Это единственное, что Вас настораживает в законопроекте?

- Нет. Мы будем настаивать на сохранении МРОТ. Ведь в Конституции есть такая статья - как же можно упразднять само понятие?

- А как правительство объясняет?

- Его логика понятна: раз оплата труда бюджетников будет происходить исключительно из местных бюджетов, то, если сохраняется МРОТ, регионы будут повышать его, а центр окажется вынужденным давать им субвенции под это. Но как бы то ни было, с отменой МРОТ фракция не согласится, и я уверен, что мы это "пробьем".

- Неужели "Единая Россия" способна войти в жесткий клинч с правительством?

- Мы только это и делаем. Вспомните, как боролись по ЕСН!

- Да, отвоевали 0,2% для региональных фондов ОМС - очень много! Особенно на фоне фронтального наступления на регионы, которое ведется в законе "о монетизации льгот". Вам не кажется, что вторая часть законопроекта отнимает у регионов последние источники дохода?

- Правительство "напихало" все в один законопроект, прямо следуя закону о разграничении полномочий между уровнями власти. Хотя со многим стоило бы не спешить. С поправками в Лесной кодекс, в Водный, в закон о недрах.

- Вы согласны с отменой субвенций Москве на выполнение столичных функций? И как уроженец Санкт-Петербурга - с переводом памятников культуры федерального значения в федеральную собственность?

- Все перечисленные проблемы - это не вопросы концепции, это вопросы второго чтения. По ним можно спорить.

- Когда же? Ведь после принятия законопроекта в первом чтении депутаты уедут в округа и приедут только в начале августа.

- Будем работать во время отпуска.

Ольга Михайлова

Возьмите деньгами  »
Юридические статьи »
Читайте также