Не частный случай

После трехлетнего перерыва в порту Петербурга возобновились проводки судов негосударственными лоцманами

Точку в затяжном споре между министерством транспорта России и Ассоциацией морских лоцманов поставил Конституционный суд. Теперь частные лоцманы имеют право работать по специальности.

Постановление правительства N538 от 17 июля 2001 года с самого начала выглядело странно: из всех крупных портов России были выделены четыре, где работать негосударственным лоцманским организациям запрещалось, - это Петербург, Калининград, Мурманск, Новороссийск. Отметим, запрет на частную лоцманскую инициативу был наложен именно в тех портах, где уже сложилась четкая инфраструктура негосударственных лоцманских организаций и где их позиции были особенно сильны.

Порт Санкт-Петербурга следует выделить особо, в морской столице находилась (и находится) штаб-квартира Ассоциации морских лоцманов России - негосударственных лоцманов, а петербургское отделение этой организации работало наиболее успешно. Зарплата здесь негосударственного лоцмана (40-50 тысяч рублей) превышала заработок государственного (около 10 тысяч) в несколько раз. При этом частная организация выплачивала в бюджет все налоги, размер которых даже превышал отчисления от деятельности государственной лоцманской службы. Владимир Егоркин, президент Ассоциации морских лоцманов России назвал причины, по которым министерство транспорта ополчилось на лоцманов-частников. Во-первых, хорошая организация негосударственной структуры являлась прямым укором Минтрансу, во-вторых, чиновникам хотелось управлять всеми без исключения финансовыми потоками от портовых сборов, в-третьих, не давала спать спокойно высокая зарплата негосударственных лоцманов.

Ассоциации морских лоцманов потребовалось три года, чтобы отстоять свои права. Опираясь на статьи 8, 34, 37, 55 Конституции России, лоцманы утверждали, что постановление правительства, подготовленное чиновниками Минтранса, необоснованно ограничивает деятельность негосударственных организаций, дискриминирует частных лоцманов по критерию принадлежности к негосударственной собственности, умаляет свободу предпринимательства. И Конституционный суд признал их доводы убедительными, а постановление правительства - противоречащим основному закону страны.

После оглашения решения Конституционного суда негосударственная лоцманская организация в порту Петербурга возобновила свою деятельность, уже сделаны первые проводки судов частными лоцманами. На вопрос, какой ущерб был нанесен делу, президент Ассоциации морских лоцманов ответил, что в первую очередь пострадала безопасность мореплавания в порту Петербурга. Ведь в момент запрещения деятельности негосударственной организации лоцманов портовые чиновники приняли на работу в качестве лоцманов три десятка судоводителей - без какой-либо предварительной стажировки, и аварийность в порту не могла не возрасти. Очевидны и материальные потери: в течение 3 лет и 10 месяцев (после выхода постановления правительства) организация негосударственных лоцманов не могла вести профессиональную деятельность, но поддерживала свое имущество (здание, катера, ремонтную базу), платила налоги. Следовательно, чиновников Минтранса России может ожидать новый судебный процесс, теперь уже о возмещении причиненного морального и материального вреда.

Олег Рогозин

"Рыболовы" ждут отмашки правительства Судостроению не хватает законодательной базы  »
Юридические статьи »
Читайте также