Лоцманы поделят фарватер самый богатый в России

С началом навигации негосударственные лоцманы после трехлетнего перерыва возобновили работу в Морском порту Петербурга. Доказав право частников обслуживать суда, Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга заявило о своей полной готовности выполнить заявки судовладельцев. В "Росморпорте" приветствуют возобновившуюся конкуренцию, но заявляют, что государственная лоцманская служба будет сохранена.

Объем рынка лоцманских услуг в портах Петербурга и Приморска, по данным ОМЛ, составляет около $10 млн. Напомним, что до осени 2001 года проводкой судов по сложному фарватеру питерского порта занималась только одна негосударственная организация -- Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга (ОМЛ СПб). Но премьер-министр Михаил Касьянов решил регламентировать работу негосударственных лоцманов специальным постановлением. Документ содержал перечень портов, в которых разрешалось работать частникам. Порт Петербурга вместе с Мурманским, Новороссийским и Калининградским в перечень не попал, что поставило крест на работе ОМЛ. Большинство из 130 лоцманов, по словам лоцманского командира ОМЛ СПб Владимира Егоркина, перешло на работу в Морскую администрацию порта (МАП). Ассоциация морских лоцманов России в 2001 году подала жалобу в Конституционный суд России, требуя признать постановление Михаила Касьянова не соответствующим основному закону страны. Месяц назад жалоба лоцманов была удовлетворена.

"В настоящий момент технически мы готовы выполнять заказы по проводке судов", -- сказал господин Егоркин. По его словам, "юридических препятствий для деятельности ОМЛ не существует". За время вынужденного простоя негосударственным лоцманам удалось сохранить свою техническую базу -- навигационное оборудование, катера и автотранспорт. После решения Конституционного суда ОМЛ стало готовиться к началу работы. На сегодняшний момент заявления на возобновление "частной практики" в ОМЛ подали 90 специалистов. Впрочем, по словам господина Егоркина, часть лоцманов, работающих пока только в МАПе, в настоящее время опасаются возвращаться в ОМЛ из-за того, что не уверены в стабильности положения. "Чиновники ведь не любят проигрывать, -- заметил господин Егоркин. -- Возможно, они будут чинить нам различные бюрократические препятствия".

Исполнительный директор "Росморпорта" Николай Хвощинский в своем официальном заявлении подчеркнул, что для его ведомства решение Конституционного суда не оказалось сюрпризом. "Наша позиция такова -- пусть работают и частные, и государственные лоцманы", -- заявил господин Хвощинский. В то же время к негосударственным специалистам в "Росморпорте" по-прежнему относятся настороженно. Дело в том, что частник пользуется всеми правами и свободами и может, например, бастовать, чего не может себе позволить лоцман государственный. В связи с этим в "Росморпорте" напоминают о случаях, когда в результате забастовок негосударственных лоцманов порты несли убытки. Инициатором одной из таких акций в августе 2001 года были и лоцманы Петербурга. Тогда, по оценкам экспертов, потери портов и судовладельцев составили $500 млн.

Владимир Егоркин конкуренции с "Росморпортом" не опасается, заявляя, что "государству должны быть милее негосударственные специалисты в силу более прозрачных финансовых отношений". Члены ОМЛ за десятилетний период деятельности, уверяет он, наработали организационный опыт, которого у государственной службы пока нет в силу кратковременности ее существования. В МАПе с таким утверждением не согласны. "Государственная служба состоит из тех же самых людей, которые до 2001 года работали в ОМЛ", -- заявили Ъ сотрудники МАПа. В самом ОАО "Морской порт" Петербурга качество работы негосударственных и государственных лоцманов предпочли не сравнивать.

Иван Ступаченко

"Русские круизы" получили отказ  »
Юридические статьи »
Читайте также