Морские порты доведут до закона

В пятницу, 28 марта, заместитель председателя Правительства России Виктор Христенко провел совещание с представителями Министерства транспорта РФ по подготовке проекта федерального закона "О морских портах Российской Федерации".

Подробности обсуждения сохраняются в тайне. Однако, по неофициальным данным, в основном обсуждалась регламентация взаимодействия администраций портов с различными коммерческими структурами.

Необходимость в разработке такого закона возникла в начале 90-х годов в связи с процессом приватизации и акционирования предприятий, в результате которого порты преобразовывались в АО с последующей их реорганизацией в конкурирующие коммерческие структуры в виде стивидорных, транспортно-экспедиторских, агентских и других компаний. Однако специфика преобразования морских портов заключалась в том, что в порту помимо функций по переработке грузов, обслуживанию пассажиров выполняются еще и функции государственного портового контроля, которые в силу их административно-властного характера не могли быть переданы государством никакому коммерческому предприятию. Одновременно с этим возникал вопрос и о государственном имуществе, которое по закону не подлежало приватизации. Работа над нужным законопроектом началась в 1998 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.06.98 №604 в редакции Постановления от 15.10.2000 №760.

И вот уже на протяжении 3,5 года по причинам, которые представители Минтранспорта отказались разъяснить, закон не могут доработать и принять. В настоящее время деятельность портов главным образом регулируется принятым в 1999 году новым Кодексом торгового мореплавания (включает лишь главу, посвященную вопросам государственного портового контроля) и Постановлением Правительства РФ №1299 от 17 декабря 1993 года "Об организации управления морскими портами". Последнее предусматривает создание морских администраций портов (МАП) и устанавливает принципы их финансово-хозяйственной деятельности, что в дальнейшем позволило и на сегодня позволяет сохранить морские порты.

Есть чему поучиться

Как стало известно "ДП", при работе над проектом закона было использовано национальное законодательство стран с развитой рыночной экономикой (Закон о портах Великобритании, Закон о государственных портах и портовом флоте Испании, Кодекс морских портов Франции, законодательные акты США, Германии) и исследования по данному вопросу международных организаций (Доклад Секретариата ЮНКТАД "Правовые аспекты управления портами").

Участники портового рынка Петербурга положительно относятся к таким заимствованиям. Генеральный директор ЗАО "Первая стивидорная компания" Борис Ослан считает, что Морскому порту Петербурга есть чему поучиться у западных коллег.

"Зачем изобретать колесо, если оно уже есть: например, гамбургский порт огражден по периметру таможенной зоной, что позволяет значительно сократить время выгрузки товаров", -- уверен он.

Борис Ослан согласен с тем, что новый закон должен прежде всего четко регулировать правоотношения между администрацией порта и компаниями, функционирующими на его территории.

"На мой взгляд, данный нормативный акт должен создавать полноценные условия для развития бизнеса и, в частности, не позволять властям порта поднимать арендные цены", -- заявил он.

Алексей Коломенцев

"Северная верфь" угодила в судебный треугольник  »
Юридические статьи »
Читайте также