Топливные акцизы подвели Минфин Вместо того чтобы распространиться по России, они осели в семи регионах

Сегодня премьеру Михаилу Касьянову должен будет примирить налоговую реформу с жизнью. Чиновники МНС, Минфина и Минэкономразвития так и не договорились о том, как по справедливости распределить между регионами доходы от акцизов на горюче-смазочные материалы. Эти деньги были обещаны губернаторам в качестве компенсации за отмену оборотного налога, но вместо того, чтобы равномерно распространиться по всей территории страны, осели в семи регионах из 89.

Осенью прошлого года правительство договорилось с Госдумой с 1 января 2003 г. перенести уплату топливных акцизов с нефтеперерабатывающих заводов на бензоколонки, чтобы компенсировать регионам потери из-за отмены последнего оборотного налога. Чиновники и депутаты исходили из того, что АЗС распределены по территориям столь же равномерно, как и дороги, на содержание которых должны были пойти сборы от топливных акцизов.

С 1 января акциз должен начисляться на каждом этапе продажи от завода до конечного потребителя, а уплачиваться - на последнем. Предыдущие звенья цепи смогут зачесть налог, представив в инспекцию необходимую документацию. Предварительно всем им придется получить своеобразную фискальную лицензию - "свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами". 60% поступлений от акцизов на ГСМ, уплачиваемых перепродавцами и АЗС, зачисляется в бюджеты регионов, 40% - в федеральный бюджет. В 2003 г. бюджеты субъектов должны получить 55,45 млрд руб. , а федеральный бюджет 22,18 млрд руб.

Статистика МНС за январь - апрель 2003 г. показывает, что топливные акцизы собираются даже с перевыполнением плана, но пропорция центр - регионы совсем не та, на которую рассчитывали губернаторы: 35,47 млрд руб. ушло в федеральный бюджет, а в бюджеты субъектов перечислено только 11,79 млрд руб. С учетом того что 15,8 млрд руб. поступило в федеральный бюджет в виде погашения задолженности прошлых лет, вместо 60% доходов от акциза регионы получают 37,6%.

Но губернаторы возмущены даже не столько нарушением пропорции в пользу центра. "Поступления от акцизов, вместо того чтобы равномерно распределиться по всем регионам, осели в семи областях, где расположены крупнейшие НПЗ", - разводит руками руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов. По данным МНС, 47% региональных поступлений топливных акцизов достались Рязанской области, Москве, Башкортостане, Мордовии, Ханты-Мансийском АО, Омской и Саратовской областях.

Чиновники объясняют неувязку тем, что новая схема уплаты акциза оказалась слишком сложной. А закон позволяет платить по-старому. "Акциз по-прежнему платит НПЗ, или первое оптовое звено", - поясняет член совета директоров Российского топливного союза Евгений Аркуша.

По данным МНС, из 12 810 компаний, торгующих нефтепродуктами, свидетельства получили только 3946, причем 2101 уже успели их аннулировать.

К примеру, в Москве из 240 компаний, совершающих операции с нефтепродуктами, фискальные свидетельства получили 71, в Ярославской области - 11 из 138, во Владимирской - 18 из 254 компаний.

Премьер поручил Минфину, МНС и Минэкономразвития исправить ситуацию и предложить решение проблемы до рассмотрения основных параметров бюджета-2004. Но чиновники не смогли выработать согласованное решение и направили Касьянову доклад, где изложили три варианта решения проблемы. Выбрать один из них премьер должен уже сегодня, поскольку без ответа на мучающий регионы вопрос поплывут основные параметры бюджета-2004.

Минэкономразвития предлагает вновь сделать единственными плательщиками нефтеперерабатывающие заводы и целиком зачислять бензиновые деньги в федеральный бюджет, а затем распределять их между регионами. "Критерием могла бы быть протяженность автодорог или количество зарегистрированных в регионе автомобилей, - поясняет руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов. - Существующую схему улучшить невозможно, ее можно только отменить".

Эта идея не нравится налоговикам, которым при действующей схеме легче контролировать налогоплательщиков. "Раньше статистика постоянно показывала, что заводы производят одно количество бензина, а в розницу его реализуется несоизмеримо больше", - напоминает руководитель департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева. По ее мнению, нужно оставить систему уплаты акциза в прежнем виде, но 80% поступлений зачислять в федеральный бюджет, а затем распределять между регионами. А замминистра финансов Михаил Моторин предлагает сделать получение фискальных свидетельств обязательным для всех компаний, торгующих нефтепродуктами. На это Карасева из МНС возражает, что "по одной и той же тонне подакцизных нефтепродуктов" одновременно должны будут платить и арендаторы, и собственники бензоколонок.

Геннадию Красовскому из "ЛУКОЙЛа" нравится идея обязательного получения фискальных свидетельств: "это поставит все компании в равные условия". А Аркуша из РТС полагает, что предложения чиновников не решат проблему. РТС предлагает выдавать фискальные свидетельства и арендаторам, и собственникам АЗС, отказаться от авансово-зачетной схемы и взимать акциз только один раз - с конечного продавца.

Странные цифры: Новую систему уплаты акцизов на табак, возможно, тоже придется переделывать. Год назад Госдума изменила ставку табачных акцизов со специфической на комбинированную. С 1 января 2003 г. акциз на сигареты с фильтром составляет 50 руб. за 1000 штук плюс 5% , а на сигареты без фильтра - 19 руб. за 1000 штук плюс 5%. Противники комбинированной системы считают, что она позволяет компаниям уменьшать налог, продавая свою продукцию аффилированным компаниям по заниженным ценам. По данным МНС, за четыре месяца 2003 г. от акцизов на табак поступило 4,7 мрлд руб. По сравнению с прошлым годом сборы выросли на 53% , хотя акциз был индексирован на 70%.

Светлана Иванова

В Санкт-Петербурге вводится региональная система механизма контроля за оборотом алкогольной продукции.  »
Юридические статьи »
Читайте также