"Если мы ставим цель - рост производства, больше всего надо снижать налоги на производство". Александр Жуков, председатель бюджетного комитета Государственной Думы

Депутаты Госдумы встретили в штыки пакет налоговых законов, внесенный в парламент правительством. Поправками в НК недовольны крупный бизнес и регионы. Думский налоговый подкомитет уже успел заблокировать правительственный план снижения НДС и постановил сохранить налог с продаж, чем серьезно нарушил планы чиновников. Снижать НДС и ЕСН народные избранники готовы исключительно по собственному сценарию и даже принятые в первом чтении правительственные законопроекты обещают радикально переписать ко второму, чтобы учесть интересы бизнеса. Сегодня правительственный налоговый пакет будет обсуждать комитет по бюджету и налогам. Как показывает практика, итоги комитетского голосования могут сильно отличаться от мнения профильного подкомитета. Во всяком случае, на это рассчитывает министр финансов Алексей Кудрин, который убежден, что налоговый подкомитет не представляет "настроения в Думе" и в итоге депутаты утвердят план реформы, спущенный из Белого дома. Но председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков считает, что правительство лишь задает планку максимально возможного снижения налогов, в рамках которой депутаты могут маневрировать.

- Почему депутаты так резко выступили против правительственного налогового пакета?

- Правительственная программа снижения налогов, которая рассчитана на три года и предусматривает снижение НДС до 16% , снижение социального налога, отмену налога с продаж и реформу имущественных налогов, всех устраивает. Разногласия идут по поводу того, в какой последовательности эти шаги нужно осуществлять. Правительство, к примеру, считает, что нужно начать со снижения НДС. Я думаю, что нужно с социального налога начинать, как с самого вредного.

- Налоговый подкомитет одобрил депутатский законопроект, снижающий ЕСН, но перенес дату его вступления в силу с 1 января 2004 г. на 1 января 2005 г. Вы, как один из авторов этого законопроекта, будете настаивать на том, чтобы ЕСН снижался именно с 2004 г. ?

- Это принципиальный вопрос. Но очевидно, что с точки зрения балансирования бюджета нельзя одновременно снизить и НДС, и ЕСН. Нужно выбирать одно из двух. Правительство настаивает на том, что начинать нужно именно с НДС, и президент это подтверждает в своем бюджетном послании. Поэтому ЕСН будет снижаться во вторую очередь.

Есть и еще один аргумент в пользу снижения соцналога с 2005 г. : его нужно уменьшать, параллельно реформируя систему медицинского и социального страхования и меняя порядок формирования фондов. Разумно было бы в течение следующего года принять поправки, касающиеся системы медицинского и социального страхования. А с 2005 г. снизить ЕСН. Но закон, предусматривающий снижение соцналога, нужно принять сейчас.

- С 2005 г. чиновники готовы реформировать соцналог даже радикальнее, чем депутаты. В их варианте предельная ставка снижается с 35,6% до 26% , а не до 30% , как в вашем законопроекте. Чем вас это не устраивает?

- Правительство, по сути, предлагает плоскую шкалу ЕСН. По их плану базовая ставка распространяется на доходы до 300 000 руб. в год, а диапазон от 300 000 руб. до 600 000 руб. облагается по 10% -ной ставке. На мой взгляд, важно сохранить регрессию, потому что это стимулирует выход из тени заработной платы. В нашем законопроекте эта регрессия довольно крутая: с зарплат до 50 000 руб. в год налог взимается по ставке 30% , а от 50 000 руб. до 600 000 руб. в год - уже по ставке 15%. Это существенно ниже, чем предлагает правительство.

- Почему налоговый подкомитет заблокировал предложенное правительством снижение ставки НДС с 20% до 18%?

ОАО "Балтика", ЗАО МПБК "Очаково" и ОАО "Вена" направили в арбитражный суд заявление о признании незаконными действий главы департамента МНС Валерия Губанова  »
Юридические статьи »
Читайте также