Мирный исход Налоговая реформа продолжится, если не помешает кризис

"Правительство России планирует принять меры по снижению налогового бремени в 2004 и 2005 годах на 1,8-2% ВВП, что позволит дать дополнительное ускорение экономическому росту на 0,5-1% ВВП" — так председатель правительства Михаил Касьянов подвел вчера итог почти трехмесячного противостояния внутри кабинета министров. Напомним коротко основные параметры налоговых новаций.

Речь идет о сокращении НДС в 2004 году с 20 до 18% (с 2006 года возможно снижение до 16% с одновременной унификацией ставок и отменой существующих льгот), отмене налога с продаж с будущего года и снижении ставки ЕСН с 2005 года до с 35,6 до 26%. При этом ставка 26% будет взиматься из расчета ежегодного дохода работника в размере до 300 тыс. рублей, от 300 до 600 тысяч рублей — 10%, свыше 600 тысяч — 2%. Но подобные изменения, по словам первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова, потребуют существенного пересмотра системы обязательного медицинского и социального страхования.

Одновременно, чтобы компенсировать часть потерь, правительство решило отменить акциз на природный газ и ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) со специфической и увеличенной ставкой — 193 рубля за 1000 кубических метров. А чтобы не допустить резкого роста тарифов на природный газ внутри страны, часть налоговой нагрузки решено переложить на экспортеров. С 2004 года экспортные пошлины на природный газ будут повышены с 5 до 20%.

Между тем у правительственной программы налоговой реформы есть как минимум два минуса. Дело в том, что в будущем году непроцентные расходы (зарплаты бюджетников) в процентном отношении к ВВП хоть и снизятся с 13 до 12,54%, но в денежном выражении вырастут. На выплату зарплат из федерального бюджета придется дополнительно направить 200 млрд рублей, которых пока у правительства нет. Следовательно, "предвыборный" бюджет может треснуть по швам — депутаты могут и не пропустить его через "жернова" Госдумы.

Кроме того, бюджет этого года составлен из расчета цен на нефть 21,5 доллара за баррель, прогноз цен на нефть в 2004 г. — 18,5 доллара за баррель. А что если цены на нефть "подведут" российское правительство и окажутся ниже прогнозных величин? Тем более что из-за снижения ставки ЕСН в 2005 году, по словам Шаталова, общий объем выпадающих доходов социальных фондов оценивается в 224 млрд рублей. Правда, Шаталов надеется, что частичная компенсация выпадающих доходов произойдет за счет эффекта легализации зарплат (всего 30 млрд рублей), но доля этих средств весьма мизерна. Более того, можно предположить, что если экономический рост в стране приостановится, резервов для наполнения бюджета и выполнения социальных обязательств государства остается не так уж и много.

Резкое падение цен на нефть также пугает МЭРТ. Министерство представило вчера в правительство сценарные условия развития экономики на период до 2006 года. В критическом варианте развития событий — при падении цен на нефть до 13-13,5 доллара за баррель — в экономике сократится объем инвестиций, прежде всего в нефтяном секторе, который сейчас составляет около половины всего объема инвестиций в промышленность России. В свою очередь, это приведет к сокращению инвестиций в смежные отрасли промышленности. Поэтому, по мнению МЭРТ, в течение 2004-2006 гг. возможен экономический спад. В этом случае также могут возникнуть трудности с исполнением бюджетных обязательств, что потребует увеличения заимствований и существенного снижения непроцентных расходов.

Таким образом, если внешнеэкономическая конъюнктура окажется благоприятной, налоговой реформе ничего не угрожает. Но если цена на нефть сильно упадет, не исключено, что правительство пересмотрит ранее принятые обязательства по снижению налогового бремени.

Каха Кахиани

Правительство одобрило меры по снижению налоговой нагрузки  »
Юридические статьи »
Читайте также