Не эвакуация, но задержание

Сотрудники ГИБДД производят эвакуацию неправильно припаркованных транспортных средств силами коммерческих организаций. Насколько законны действия сотрудников ГИБДД?

В соответствии с примечанием к ст. 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в случаях нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств запрещается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков и применение иных принудительных мер, не предусмотренных законодательством.

Более того, ст. 12.36 того же Кодекса предусматривает административное наказание за блокировку колес, эвакуацию транспортных средств, снятие номерных знаков, а также применение к собственникам транспортных средств, водителям и другим участникам дорожного движения любых иных мер административного принуждения, за исключением прямо предусмотренных Кодексом. На каком же основании сотрудники ГИБДД эвакуируют транспортные средства?

Дело в том, что сотрудники ГИБДД производят не эвакуацию, а задержание транспортных средств. В чем разница? В названии. Что такое задержание? Задержание транспортного средства является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. То есть должно применяться для пресечения совершаемого административного правонарушения и до устранения причин, послуживших основанием для задержания транспортного средства, то есть до того момента, как административное правонарушение будет прекращено. При неправильной парковке прекращенным правонарушение будет считаться с момента, когда транспортное средство покинуло место, где запрещена остановка или стоянка. На практике таким моментом сотрудники ГИБДД считают момент помещения транспортного средства на специализированную автостоянку. Оспорить такую позицию крайне тяжело из-за неопределенностей российского законодательства. Таким образом, задержание транспортного средства не является административным наказанием, хотя на самом деле задержание транспортного средства и оказывается более существенным наказанием, чем наказание за неправильную парковку.

В соответствии с Кодексом, задержание транспортного средства допускается только при совершении конкретных правонарушений и в порядке, определяемом Правительством РФ. Здесь следует отметить, что за неправильную парковку задержание транспортного средства возможно только в том случае, если неправильно припаркованное на проезжей части транспортное средство препятствует движению других транспортных средств или припарковано в тоннеле. Таким образом, если транспортное средство припарковано не на проезжей части (во дворе, на тротуаре) или не препятствует движению других транспортных средств, то на водителя автомашины может быть наложен штраф, но машина не может быть эвакуирована на специализированную стоянку.

Что касается порядка задержания транспортного средства, то по этому вопросу Правительство РФ приняло Постановление 759 от 18.12.2003 г. , в котором сказано, что размер платы за транспортировку и хранение задержанных транспортных средств устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ. Также данным постановлением установлено, что первые 3 часа хранения транспортного средства на специализированной стоянке не подлежат оплате. Владелец машины, которая оказалась на специализированной стоянке, может забрать свое транспортное средство только после получения отметки об устранении оснований к задержанию и оплаты стоимости транспортировки на стоянку и хранения автомашины. Во исполнение данного постановления Правительства РФ, 18.08.2004 г. правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление 1444 , которым установлены тарифы на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, в несколько раз превышающие рыночную стоимость услуг эвакуаторов в Санкт-Петербурге. Этим же постановлением установлено, что транспортировку и хранение задержанных транспортных средств осуществляют организации, отобранные на конкурсной основе. Таким образом, транспортировка и хранение задержанных транспортных средств может осуществляться коммерческой организацией, но по тарифам, установленным правительством Санкт-Петербурга. Сегодня транспортировка задержанного автомобиля соответствует 2927 рублям. В настоящее время указанное постановление обжаловано в Санкт-Петербургском городском суде, но до тех пор, пока постановление не признано незаконным, оно подлежит применению.

Таким образом, при задержании транспортного средства за неправильную парковку необходимо определить, препятствовала ли машина движению другого транспорта, и если нет, то задержание является незаконным.

Сергей Носов, юрист ООО "Юридическое бюро Носова"

Полную версию статьи читайте на dp.ru

Эвакуировать нельзя, оставить!  »
Юридические статьи »
Читайте также