Эвакуировать нельзя, оставить!

Порядок эвакуации автомобилей, установленный в Петербурге , возможно, будет изменен. Городская прокуратура вынесла протест на положения инструкции УГИБДД о порядке задержания транспортного средства, позволяющем эвакуировать машины с момента подписания сотрудником ГИБДД протокола о нарушениях правил (то есть даже в присутствии владельца транспорта). До этого момента казалось, что порядки эвакуации, приводящие автомобилистов в состояние бессильной ярости, никого, кроме них, не интересуют. Еще летом прокуратура считала, что все является законным. Но, видимо, передумала.

Абсурдных и нелепых случаев взаимодействия ГИБДД, эвакуаторов и владельцев автотранспорта с момента действия инструкции известно немало. Водители, подходя к оставленному автомобилю и видя, что его погружают на эвакуатор, и под колеса ложились, и руки распускали, и кошельки опустошали не раз. Садясь в свою машину (припаркованную не по всем правилам), от сотрудника ГИБДД можно было услышать и такое: "Вы неправильно припарковались, я тут эвакуатор вызвал, он минут через пять приедет, вы его подождите, поговорите с ним, а то, если вы уедете, что я ему скажу?.."

В политических кругах порядками эвакуации автомобилей возмущались немногие - отчасти потому, что эта проблема их обходит стороной (очевидно, она, проблема, боится "корочек" и удостоверений). Еще летом поднял этот вопрос и направил соответствующие запросы в городскую прокуратуру вице-спикер городского парламента Юрий Гладков. Он отмечал, что действующая в городе практика принудительной эвакуации автомобилей нарушает ряд норм действующего законодательства. Депутат возмущался не только порядками эвакуации, но и штрафами, которые являются просто абсурдными. В качестве примера Гладков приводил Москву, где эвакуация осуществляется бесплатно. Однако еще в сентябре горпрокуратура "отписала" вице-спикеру, что с законодательной точки зрения процедура эвакуации автотранспорта на штраф-стоянки законна.

"Плата за транспортировку и хранение транспортных средств не является сбором, поэтому на порядок ее установления не распространяются требования Налогового кодекса РФ , в том числе в части наличия экономических расчетов по ее размеру", - указывалось в письме из горпрокуратуры. В нем также было сказано о том, что в связи с тем, что, поскольку тариф определяется исполнительным органом власти субъекта, оснований для вмешательства прокуратуры города не имеется. По поводу наиболее болезненного для большинства автолюбителей вопроса о неоднозначном применении сотрудниками ГИБДД статьи 12.19 КоАП (она предусматривает эвакуацию только в том случае, если автомобилист сам не может убрать свой автомобиль), которая вкупе с директивами петербургской ГИБДД применялась совсем иначе (автомобиль эвакуировали иногда чуть ли не с владельцем), летом прокуратура высказывалась довольно туманно. В письме Гладкову указывалось лишь то, что "законность действий сотрудников ГИБДД зависит от того, был ли надлежащим образом оформлен протокол задержания транспортного средства".

В итоге прокуратура советовала гражданам по фактам нарушений при задержании, помещении на стоянку, хранении транспортных средств обращаться в органы прокуратуры по месту совершения правонарушения. На деле же эвакуаторы наглели все больше, сотрудники ГИБДД в заполнении протоколов были все более бескомпромиссными.

Аналогичные обращения в прокуратуру поступали от председателя комиссии по правопорядку и законности ЗакСа Аркадия Крамарева. 22 ноября ему было направлено письмо, в котором прокуратура выразила свое недовольство положением пункта 8 инструкции по эвакуации, который, по мнению горпрокуратуры, противоречит положениям КоАП РФ. "Если водитель прибыл на место задержания транспортного средства, имеет при себе документы на право управления и готов самостоятельно осуществить перемещение автомобиля с места остановки и устранить причины задержания, то оснований для помещения транспортного средства не имеется. Полномочия инспектора ГИБДД на составлении протокола не заканчиваются, поскольку он, в случае подтверждения водителем возможности устранить нарушение, дает разрешение на выдачу ТС на любом этапе его задержания. Отказ от дачи такого разрешения, равно как и отказ от выдачи ТС, незаконен", - говорится в письме горпрокуратуры.

Комментируя ситуацию корреспонденту "Фонтанки", Юрий Гладков выразил надежду на то, что в дальнейшем и эвакуация транспорта, и любые другие действия ГИБДД будут совершаться в соответствии с законом. - Меняются многие сферы жизни, и законодатель должен быстро приводить в соответствие нормативную базу. А скорость дает огрехи. Бывает, что закон нечетко прописывает какие-либо положения, с нечеткими формулировками, которые противоречат друг другу. Порой трудно догадаться, что законодатель хотел сказать, - отметил вице-спикер. По его словам, это общая болезнь системы РФ, связанная с переходным периодом. Остается надежда на то, что в ближайшее время взаимоотношения эвакуаторов и автомобилей станут более цивилизованными и без жесткой необходимости они не будут даже встречаться. А пока директивы не вступили в силу, а вы пришли и не обнаружили свою машину там, где ее оставили, вам нужно позвонить по телефону круглосуточной бесплатной справочной +7-812-987-00-00 или 001. Если оператор говорит, что вашей машины в базе данных нет, значит, она угнана. Тем, кто знает номер телефона территориального отдела ГИБДД, можно обратиться туда.

Александра Медведева

ГАИ взяли за восьмой пункт  »
Юридические статьи »
Читайте также