Игорь Глухов: "Достигнут разумный компромисс"

"Дипломатический инцидент разрешился благодаря компромиссу, на который пошли МИД РФ и представители финской компании Silja Line Oy. Плата за визу для финской стороны снижена с 25 евро до 15, и пассажиры получат право покидать судно только для экскурсионного обслуживания, но это полностью не решает проблему. Финская сторона и все заинтересованные компании будут работать над ее разрешением.

С 13 августа 2003 г. начинает курсировать круизное судно Silja Opera вместимостью до 1200 пассажиров по маршруту Хельсинки -- Таллин -- Санкт-Петербург -- Хельсинки. Таким образом, Санкт-Петербург все-таки получает еще один организованный пассажиропоток из Финляндии размером 120 тыс. человек. До 4 января 2004 года планируется совершить 120 судозаходов. Silja Line хочет сделать этот маршрут регулярным и круглогодичным. Реализация этой возможности будет зависеть от ледовой обстановки на Балтике и Финском заливе. Прошлой зимой ледовая обстановка не позволила судну Silja Opera работать на маршруте Хельсинки -- Рига. Поэтому возможен перерыв на февраль-март 2004 года по маршруту Хельсинки -- Санкт-Петербург. С июня 2004 года от Silja Line ставится на линию еще одно судно -- Finnjet, которое будет курсировать от Петербурга до Таллина и Ростока каждые 5 дней и обратно. Это будет регулярная паромная линия для перевозки пассажиров и грузов.

Круизный туризм обладает большой инертностью. Компании планируют открытие новых маршрутов, как правило, за 3-4 месяца. За это время у круизных компаний проходят маркетинговые исследования, отрабатываются все организационные моменты, начинается продажа билетов. С этой стороны риски минимизируются оператором так, как только возможно. Поэтому определенная непредсказуемость российских чиновников создает неконтролируемые риски для круизного бизнеса. Возникшая ситуация с теплоходом Silja Opera в 2002 году является ярким тому свидетельством. На мой взгляд, чиновники МИДа не должны выступать в роли коммерсантов, у них несколько иные задачи.

Видимо, возникать такие ситуации не перестанут потому, что, во-первых, функции МИДа четко не определены, во-вторых, министерство подчиняется непосредственно Президенту РФ, значит, это и официальная позиция нашей власти по отношению к бизнесу.

Налоги, которые возможно получать государству от нормально организованного круизного туризма, должны покрывать с лихвой и содержание государственного аппарата. Финская сторона намерена пока мириться с этим компромиссом, так как преследует скорее стратегические цели в регионе и идет в него, нарушая собственные правила ведения бизнеса.

Даже сейчас существует определенный риск срыва круиза, так как до сих пор нет четких гарантий от МИДа о режиме, который все-таки будет применяться. Федеральный закон "О порядке въезда на территорию РФ и выезда с территории РФ", гарантирующий пассажирам круизных судов право пребывания на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз "в порядке, установленном Правительством РФ" и подписанный Президентом 14 января 2003 г., до сих пор не действует. Закон должен был вступить в силу 3 месяца спустя, т.е. 14 марта. Загвоздка, однако, заключается в том, что порядок применения соответствующего положения правительством до сих пор не установлен.

Еще одной сложностью для круизов остаются наши причалы, их количество и качество. То, что есть сейчас в Морском порту и на реке Нева, не соответствует требованиям рынка. Качество обслуживания туристов на грузовых причалах в порту оставляет желать много лучшего.

Причалы Морского вокзала отвечают минимальным требованиям эксплуатации финских судов, а плавучие понтоны на Неве невозможно использовать в зимний период.

В перспективе городу не помешал бы новый пассажирский порт. Тем более что Санкт-Петербург уже давно стал на мировом рынке узнаваемым и продаваемым продуктом. Например, для американцев 95% букинга круизных судов обеспечивает именно наш город. На некоторых круизных линиях среди наших клиентов сейчас 120-130% заявок на круизы от вместимости судов.

Возможности порта в техническом плане ограничены по глубине и длине морского канала, и этот факт сдерживает возможности прихода в Санкт-Петербург других операторов, например Viking Line. Сейчас у нас работает одно судно типа Millenium, а в следующем году их будет уже три, плюс паромы от 250 до 300 м, которые сравнимы с круизными судами. Принципиальное решение проблемы для круизных судов существует -- как можно ближе к центру города и безопасно с навигационной точки зрения. Из нескольких проектов строительства причалов наиболее интересным можно считать строительство на Канонерском острове (примерная стоимость -- $30 млн). Условия гидрологии и местоположение позволяют осуществить строительство с мнимальными издержками и в короткие сроки.

Существуют более дорогие альтернативы: на Васильевском острове или в Петродворце, что, однако, на мой взгляд, будет связано с определенными сложностями с финансированием и решением других не менее сложных задач, в любом случае, последнее слово будет за специалистами и экспертами в данном вопросе".

Drink-туризм ждет своего всплеска

После вступления Финляндии в ЕС в стране ужесточились и без того жесткие требования к ввозу товара на территорию этого государства.

По финляндскому законодательству, туристу, находящемуся менее 23 часов на территории иностранного государства, стало сложнее ввозить на территорию своего государства табак и алкоголь. Пока большим спросом у туристов из Финляндии пользуются однодневные поездки, в течение которых жители финляндских приграничных районов отовариваются хрусталем, обувью, детской одеждой. Туристы, прибывающие на срок более суток, имеют возможность приобретать спиртные напитки и сигареты. В основном турист от северного соседа прибывает в города Зеленогорск, Приозерск, Петрозаводск на автобусах. В течение последних 3 лет поступательно был отменен безвизовый кратковременный въезд на территорию Выборга сначала через сухопутные, а потом и морские пункты пропуска. Для однодневных финляндских туристов в 2002 году существовал льготный режим, сход на берег осуществлялся по спискам. Под визовый режим попадали туристы, прибывающие на 2 дня и более, также им было необходимо забронировать гостиницу. Теперь финны платят 25 евро за визу без исключения.

По разным оценкам, каждый турист оставлял в местной торговой сети от FIM300 до FIM800 за визит.

"До введения визового режима в Выборг приходило ежедневно два теплохода с туристами -- "Кристина Регина" с Котки и "Кристина Брахе" из Лаапераанты по 200-300 человек. Теперь приходит ежедневно, кроме понедельника, только один теплоход Carelia", -- говорит Светлана Журавлева, менеджер-экскурсовод ООО "Скандинавия" (г. Выборг).

"Как транспортная компания до введения визового режима мы выставляли на линию ежедневно по два-три автобуса по 50 человек. Теперь в неделю мы выставляем автобус 2-3 раза на 20-40 человек", -- рассказала "ДП" Светлана Дергунова, исполнительный директор ООО "Виипуритурс" в Выборге.

Теперь, как говорит Нина Лайдинен, гид-переводчик ИЧП "Бюро переводов", выгодно в Россию прибывать туристам только приграничных зон с Россией: "В основном финны прибывают в Выборг на 1-2 дня, чтобы отовариться на его рынке, так как он стал стереотипом у туристов. Движение туристов под названием "водка-туристы" пошло на убыль в конце 70-х -- начале 80-х гг., но соленые огурцы финны по-прежнему покупают". (И.К.)

Игорь Глухов, генеральный директор ЗАО «Инфлот Вордвайд Санкт-Петербург»

Судовладельцы обратились в МАП  »
Юридические статьи »
Читайте также