Петербургу "влетело" от МИДа

Дискриминационные меры, введенные МИДом РФ в отношении ряда финских судоходных компаний, оборачиваются для круизного бизнеса Петербурга серьезными финансовыми потерями.

Россия вдруг за 8 дней до открытия 29 августа регулярного паромного сообщения Хельсинки – Петербург стала требовать российских виз по 25 евро для пребывания на берегу пассажиров теплоходов "Силья Опера", "Кристина Регина" и "Кристина Брахе" .

В результате первый заход теплохода компании Silja Line Oy "Силья Опера" был отменен, и судно ушло в Ригу. Оказались отмененными на 2002-2003 годы и все 100 судозаходов в Петербург и Выборг другой компании – Kristina Cruises.

Вчера в Хельсинки Центре запланированная презентация маркетингового исследования "Морское пассажирское сообщение между Хельсинки и Петербургом", проведенное совместными усилиями компании "Планцентр" и Центром экономических исследований Taloustutkimus, превратилась в пресс-конференцию. Недотерпевшие до конца оглашения "положительных результатов опроса населения обоих регионов в подобных путешествиях", представители городской администрации, агентской компании ЗАО "Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург" и туристической ЗАО "Арктур Трэвел" раздавали интервью прямо в коридоре. Там же были оглашены потери, которые нанес по круизному бизнесу региона маневр МИДа России.

Мультипликативный эффект

Суммарный ущерб бюджетов всех уровней российских структур только по компании Silja Line Oy превысит $14 млн из расчета пассажиропотока по теплоходу "Силья Опера" при загрузке судна 80%(1000 пассажиров за заход). Портовые сборы за 120 судозаходов составят более $1,2 млн, а доходы коммерческих и государственных структур (туркомпании, агентирующие фирмы, портовые службы, музеи, театры, рестораны и т.д.) – более $1 млн в год.

Только приблизительный экономический ущерб для порта Выборг и всей Ленинградской области от такого решения МИДа составит не менее $7-8 млн в год, не считая портовых сборов морских портов Выборга и Высоцка и налогов от деятельности агентирующих и туристических компаний. Наконец, приблизительный экономический ущерб Минтранса России для порта Санкт-Петербург по отмене заходов "Сильи Опера" составит более $1 млн, порт Выборг и другие порты Ленобласти – около $350 тыс.в виде неполученных портовых сборов.

В планах других круизных операторов Евросоюза и стран Балтии, таких как Viking Line, Ecklund Line, Tallink были программы начать пассажирские перевозки на порт Петербург с 2003 года, когда поток туристов из стран Балтии планировалось переориентировать на Россию из-за вступления этих стран в Евросоюз. Пассажирское судно компании Viking Line "Синдерелла" собиралось совершить первый круизный порт в Петербург в декабре 2002 года, и сейчас его заход также под угрозой.

Специально для судозаходов в Петербург Silja Line инвестировала 6,5 млн евро в модификацию парома. В частности, была повышена ледостойкость судна и обновлены интерьеры. А в июле в результате переговоров с администрацией Петербурга удалось снизить пассажирские сборы с $5 до $1, что стало основным условием начала работы компании в Петербурге.

25 евро или жизнь

Требование чиновников явно противоречит законодательству.

Согласно ему, круизным пассажирам не требуется виза для схода на берег в течение 48 часов (постановление Совета Министров от 5 января 1963 года. Постановление принято во исполнение международных обязательств Российской Федерацией во исполнение международных обязательств по условиям "Международной Конвенции по Облегчению Международного мореплавания, которая подписана Российской Федерацией как правопреемником СССР). "Силья Опера" не планирует посадку или высадку пассажиров или выгрузку грузов во время заходов в порт Петербурга. Продолжительность стоянки будет составлять 10 часов. Таким образом, теплоход классифицируется как круизное судно. Следовательно, к заходам теплохода полностью применимо положение о безвизовом сходе пассажиров на берег.

Шокированные поведением отечественных МИДовцев, представители круизного бизнеса Петербурга разослали немало петиций в министерства и ведомства. Частично ситуация может проясниться 10 сентября в Нью-Йорке, где министры иностранных дел России и Финляндии встретятся на Государственной ассамблее ООН и, возможно, согласуют свои позиции и по этому вопросу.

Кому политика, а кому – копейка

Неназываемый сотрудник департамента туризма Минэкономразвития предполагает, что такая странная позиция МИДа прежде всего указывает на паритет. Финляндию наказывают за ее отказ содействовать России по введению безвизового режима для российских граждан, совершающих поездки в Калининградскую область.

"Совершенно очевидно, – говорит чиновник, – что никто не считал убытков ни Выборга, ни Питера и не говорил о том, что решение МИДа подрывает доходы туристических компаний. Как побороть МИД – не знаю. Департамент уже на протяжении 2 лет сотрудничает с этим ведомством, но эта проблема уже выходит на правительственный уровень, и ничего, кроме требований быть корректными, посоветовать не могу".

Представители же бизнеса более конкретны, предполагая, что истинной причиной поведения чиновников стояло желание Российского посольства в Финдляндии заработать на визах.

"Иностранные партнеры еще раз убедились, что с Россией иметь дело нельзя, когда они за 2 года планируют услугу, а за 2 дня могут получить уведомление, что они здесь не нужны, – заявил вчера генеральный директор ЗАО "Инфлот Ворлдвайд Санкт-Петербург" Петр Паринов. – Российское посольство в Финляндии не продало ни одной визы и не заработало ни одного евро, а город уже потерял из-за несостоявшихся четырех заходов больше $0,5 млн. Морская администрация потеряла $50 тысяч в виде сборов, плюс потеряли стороны, которые участвуют в обслуживании судна".

Как сообщил пресс-атташе консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Веса Хаккинен, сегодня, 5 сентября, из Хельсинки в Москву для проведения консультаций выезжают два высокопоставленных чиновника из консульского отдела и отдела Восточной Европы финского МИДа. По мнению генерального директора ЗАО "Морской вокзал" Владимира Малика, первый рейс Silja Line сможет завершить уже через неделю после того, как визовые вопросы будут урегулированы.

Валентина Шестакова

Финнов не пускают в Питер  »
Юридические статьи »
Читайте также