Государевы люди Те, кто служит Отечеству, вправе рассчитывать на достойную жизнь

Завтра мы будем поздравлять защитников Отечества. 23 февраля - это день не только тех, кто носит погоны и гимнастерки, охраняет рубежи Родины и несет боевые дежурства в армейских подразделениях. Это также день тех, кто создает технику - современное высокоэффективное вооружение, позволяющее стране иметь надежную оборону. И сегодня наш собеседник - именно такой человек. На вопросы корреспондента Инны ИВАНОВОЙ отвечает доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой систем управления и ректор Балтийского государственного технического университета "Военмех" им. Д. Ф. Устинова Олег ИПАТОВ.

- Олег Сергеевич, знаю, вы только что вернулись с Северного флота, где ваш университет брал шефство над ракетным крейсером "Маршал Устинов", "начинка" которого была спроектирована выпускниками "Военмеха"... В связи с этим - вопрос о научной работе вашего вуза. Каковы ее главные достижения и сегодняшние направления?

- "Военмех" всегда имел мощную научную базу и в рамках кооперации участвовал во многих разработках, приоритетных для страны. Вы знаете, например, что наш город является родиной лунохода? Он был разработан НИИТрансмаш, а в научных исследованиях по этой тематике участвовали и наши ученые.

Космос - это только одно из направлений работы. На протяжении всей своей истории "Военмех" создавал оборонный щит Родины.

Несколько выпадают из истории 1990-е годы, когда оборонных заказов практически не было и выжили главным образом те направления, которые смогли получить конверсионную направленность.

Кафедра ракетных двигателей, например, создала серию устройств по переработке попутного нефтяного газа - знаете, того газа, который обычно сгорает в факелах и сильно загрязняет атмосферу. Наши установки позволяют на выходе получать высококачественный бензин. Также на базе двойных технологий создана и недавно прошла испытания на полигоне в Красном Бору высокоэффективная установка по переработке отравляющих веществ, проработан вариант мини-котельной. Интереснейшие разработки, связанные с нуждами народного хозяйства, - на кафедре боеприпасов. Там, например, создана методика демонтажа крупногабаритных объектов, которая позволяет на компьютере рассчитать, заряд какой мощности в какое место нужно направить, чтобы разрушить объект.

Много есть уникальных работ, здесь, пожалуй, еще упомяну Институт лазерной техники, входящий в состав нашего университета. Его сотрудники создали лидарные комплексы, которые позволяют простреливать атмосферу и тут же получать спектральный анализ состава ее различных слоев на предмет загрязненности.

- А как сегодня обстоят дела с военными заказами?

- Сейчас оборонные заказы вновь появляются, наши кафедры сотрудничают с профильными предприятиями. В масштабах страны нам предстоит внести свой вклад в решение такой глобальной задачи, как модернизация армии.

В чем тут проблема? Сегодня, когда наша армия покупает один-единственный истребитель в год, ясно, что такими темпами быстрого перевооружения не достичь. Значит, требуется в кратчайшие сроки создать высокоточное и быстродействующее оружие нового поколения. Действия США в Ираке показали, что будущее - за точечными ударами. И у нас такие разработки тоже ведутся. Известно, например, что Дудаев был уничтожен ракетой отечественного производства, которая была наведена на цель по звонку спутникового телефона и попала именно в ту машину, куда следовало... Такая вот точность плюс быстрота реакции на объект, летящий на тебя, когда все решают доли секунды, - таковы характеристики оружия нового поколения.

- Олег Сергеевич, а как обстоят дела с кадрами в оборонной отрасли, и насколько охотно молодые люди идут туда работать?

- Главная проблема современного оборонного комплекса - кадровая. Случилось то, чего больше всего боялись, - произошел разрыв поколений. Когда в научное учреждение, на предприятие поступает заказ, то для его выполнения нередко приходится отзывать с пенсии нужных специалистов и привлекать совсем юных выпускников вузов. Практически нет людей среднего возраста: они сменили профессии и ушли в другие сферы деятельности.

Насколько остро не хватает кадров, знаю и по нашему университету. Каждый год мы выпускаем 700 специалистов, а заявок от организаций Северо-Запада - более 2000.

Охотно ли молодые люди идут в оборонный комплекс? Не очень, и тому есть по крайней мере две серьезные причины. Первая: многие не хотят режимных ограничений, желая путешествовать по свету. И вторая, а на самом деле, наверное, даже главная, причина: плохое материальное содержание. Сейчас средняя зарплата в оборонном комплексе - 6 - 10 тысяч рублей. Это что касается ученых, разработчиков. Положение тех, кто решает после окончания вуза надеть офицерскую форму, не легче.

Знаете, я много общаюсь с офицерами, и они рассуждают примерно так. Государев человек никогда не был богатым, и мы на богатство не претендуем. Но хотим, чтобы после выхода на пенсию нам давали квартиру и чтобы была возможность дать образование детям. Тогда служить будет можно... Но эти условия, повторяю, не выполняются. И больше того - офицер в текущей своей жизни унижен постоянной нуждой. Представьте: капитаны 2-го и 3-го рангов, приезжающие в наш город на учебу, чтобы прокормить семьи, вынуждены подрабатывать, кто куда сможет устроиться - грузчиком, уборщиком, вышибалой в баре...

Видя все это, часть курсантов военных учебных заведений после четвертого курса (четыре года идут в зачет как за службу в армии) стремятся перевестись в чисто гражданские вузы по родственным специальностям. С теми же, кто становится офицерами, обычно заключаются контракты на пять лет, и после этого срока молодой специалист может либо продлить контракт, либо уволиться. Так вот, большинство увольняются. И это проблема из проблем.

Думаю, ее пора решать в том числе и законодательным путем. Выпускник вуза, получивший образование за государственный счет, должен иметь и обязательства - отработать определенный срок по распределению на том предприятии, куда его направят.

- Не могу не спросить о том, насколько сильно повлиял на жизнь вузов печально известный 122-й закон?

- Пока все его "прелести" мы в полной мере не ощутили, хотя многое уже сейчас понятно.

Сильно пострадал социальный пакет. Кроме транспортных проблем, которые у всех на слуху, замечу, что этим законом отменено бесплатное медицинское обслуживание студентов и преподавателей. Серьезными последствиями грозит отмена льгот по земельному налогу. И дело не только в том, что, скорее всего, придется платить за кусок земли в городе, на котором расположено здание института. У многих вузов нашего профиля, например, есть аэродромы, полигоны, у Лесотехнической академии - ботанический сад... Если нас заставят платить земельный налог на все эти территории, то вузы могут попросту разориться. Впрочем, на словах в министерстве обещают подойти к этим вопросам разумно. Посмотрим.

- Сегодня в обществе обсуждается реформа образования, предложенная правительством, а у вас, знаю, есть свои идеи относительно того, как эффективнее организовать подготовку кадров для оборонного комплекса. В чем они?

- Я сторонник интеграции гражданского и военного образования. В чем тут идея? В том, чтобы офицерам давать основную техническую подготовку в гражданских вузах, при этом военную составляющую добавлять на специальных курсах для тех, кто идет служить в армию. Уточню, что говорю не о командном звене - о техническом и эксплуатационном. Такой подход позволит давать специалистам фундаментальную инженерную подготовку, которая не только обеспечит армии более квалифицированного специалиста, но и поможет человеку после отставки найти себя в гражданской жизни.

А начинать готовить такого специалиста нужно гораздо раньше, чем с первого курса вуза. Мне представляется плодотворной идея создания учебного комплекса, который включает в себя вуз и среднее учебное заведение. Наш университет сейчас работает над идеей создания такого комплекса совместно с Кронштадтским морским кадетским корпусом. Туда ребята поступают после пятого класса, в том числе дети-сироты, дети из семей погибших офицеров, - как правило, морально готовые к тому, чтобы не только освоить сумму знаний, но и воспринять патриотические традиции армии и флота.

- Наверное, в вузе, который готовит специалистов для оборонного комплекса, это особенно важно - быть патриотом?

- Знаете, мы, воспитанники "Военмеха", всегда чувствовали себя неразрывным целым с государством. Наши выпускники всегда работали на укрепление военной мощи СССР, России, и среди них есть люди, в самом прямом смысле олицетворяющие эту мощь. Маршал Дмитрий Федорович Устинов, генеральный конструктор орбитальных ракет "Союз" Дмитрий Ильич Козлов, сменивший на этом посту Сергея Павловича Королева, конструктор самой мощной в мире баллистической ракеты СС-18, прозванной "Сатана", Владимир Федорович Уткин и многие-многие другие, среди которых девять министров, два летчика-космонавта...

Сейчас высшее образование в стране увлеклось зарабатыванием денег и обсуждением образовательных стандартов, но, что поразительно, ни в одном образовательном стандарте не сказано о воспитании. А мы об этом думаем. Изучая технику, говорим студентам и о героико-патриотической составляющей личности людей, которые эту технику эксплуатировали. Представляете, сколько героического в одном только освоении космоса?.. Сейчас вот готовимся принять часть вооружения подводной лодки "Курск", чтобы изучать его техническую сторону. При этом обязательно будем говорить со студентами о подвиге экипажа.

Невозможно жить в отрыве от того, чем живет твоя страна, невозможно не стремиться сделать родину лучше, сильнее, счастливее, правда? Иначе зачем все?

ФОТО Александра Дроздова

Инна Иванова

Питерских "помещиц" будут сажать Благодаря "Смене" нечистоплотная работодательница попала под суд  »
Юридические статьи »
Читайте также