Кто кого перетанцует? Смольный и Мариинский пытаются решить, кто из них "главный по приватизации"

На последнем заседании ЗакСа после бурной дискуссии депутаты все же приняли за основу правительственный закон "О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга", отдающий право решения важнейших приватизационных вопросов исполнительной, а не законодательной власти города.

Этот ответственный шаг дался законодателям нелегко: официальное обсуждение законопроекта длилось более часа, после чего в результате голосования он был... отвергнут депутатами. Однако на этом история не закончилась: депутатско-чиновничьи прения продолжились в закулисном режиме на закрытом Совете фракций. Было ясно, что речь идет не только о фактическом "разделе" городского имущества, но и об очередной попытке разрешения вечной философской дилеммы, кто в городе хозяин - Смольный или Мариинский?

"Депутаты не устояли. Думаю, на переголосовании законопроект Смольного все же будет принят за основу", - сокрушенно признал по итогам совещания фракций депутат Михаил Амосов и добавил: "Но в него будут внесены важные поправки, направленные на то, чтобы значительная часть программ приватизации утверждалась законодательно". Переголосование, действительно, показало: только что проваленный законопроект "О приватизации" вдруг стал глубоко симпатичным достаточному числу депутатов для того, чтобы быть принятым за основу. Что же касается поправок, то они будут подготовлены депутатами ко второму чтению. Представители правительства великодушно обещают, что чинить препятствий принятию этих поправок не станут. Однако как будет на самом деле, мы узнаем через два с половиной месяца.

Что ж. Пока депутаты готовятся к "малой контратаке", у нас есть время, чтобы вникнуть в суть вопроса...

Голь на выдумки хитраЗа свою относительно недолгую историю существования вопрос приватизации городского имущества успел побывать в ведении как депутатов, так и чиновников.

Первые программы приватизации утверждал Ленсовет, и именно тогда, как с удовольствием вспоминают нынешние депутаты, процесс отчуждения городской собственности был наиболее прозрачным и эффективным. Новому представительному органу власти - ЗакСу, появившемуся на свет в 1994 году, - не удалось сразу законодательно упорядочить приватизацию. Чиновники же, перехватив единожды инициативу в этом вопросе, впоследствии уже не захотели отказаться от приятной, а нередко весьма прибыльной ответственности распродавать государственное имущество. Одним словом, законно права на госимущество ЗакС и Смольный не поделили. Так завязалась очередная политическая, а точнее, бюрократическая интрига новейшей петербургской истории. Смольный, на словах сетуя на отсутствие "Закона о приватизации", на деле предпринимал все, чтобы доказать ненужность в Петербурге такого закона. И правда: к чему городу сложные, "затормаживающие" процесс приватизации законы, если правительство может каждый год оперативно утверждать(а при необходимости - дополнять и расширять) временные акты по приватизации тех или иных государственных объектов?

В свою очередь, депутаты, не желая уступать правительству в столь животрепещущем вопросе, решили перейти от просьб к угрозам. И сделали вид, что собираются вообще "без спросу" принять "крамольный" "Закон о порядке планирования и определения условий приватизации недвижимого имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга".

Законопроект этот, правда, не охватывает все приватизационные процессы, но зато регламентирует право городского парламента полностью утверждать программу приватизации городской недвижимости, а также запрещает приватизировать вместе с предприятиями объекты, закрепленные за ними на праве хозяйственного ведения (парки, мосты, дворцы, магистральные сети...).

"Мой законопроект все это время был и остается страховкой. Я с самого начала его подал, чтобы помочь ЗакСу в начатой Смольным игре вокруг приватизации, - объясняет автор закона "О порядке и условиях..." депутат Алексей Ковалев. - Мой законопроект, наверное, имел мало шансов быть принятым в третьем чтении, но в двух чтениях депутаты его поддержали, чтобы показать администрации свою готовность идти на радикальные меры, если она не перестанет самостоятельно распоряжаться городским имуществом. Это стало дополнительным фактором, побудившим администрацию предложить в итоге свой вариант закона и начать переговоры с депутатами о достижении компромисса".

"А мы просо вытопчем, вытопчем!.."

Заподозрив неладное в нормотворческой активности депутатов, которые вслед за почти принятым законом о приватизации недвижимости начали создавать еще и общий норматив городской приватизации, Смольный сподобился на презентацию собственного проекта закона "О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга". "Закон необходим", - сухо резюмировала губернатор Валентина Матвиенко. И многозначительно добавила: "Но его отсутствие не означает, что администрация будет бездействовать".Сказано - сделано! Не дожидаясь принятия закона, правительство тут же утвердило и приступило к реализации программы приватизации 74 государственных унитарных предприятий с преобразованием их в акционерные общества.

"Условия приватизации ГУПов, которые должны определяться законом Санкт-Петербурга, сегодня утверждаются единолично каким-то чиновником КУГИ в том порядке, в котором КУГИ захочет", - возмущается Алексей Ковалев, подавший соответствующую жалобу в Уставный суд.

Когда же дело дошло до рассмотрения смольнинского законопроекта в городском собрании, выяснилось, что документ представляет собой фактическое разрешение правительству утверждать программу приватизации без участия ЗакСа! Чиновники готовы направлять депутатам перечень предприятий, подлежащих приватизации, но лишь как "справочную информацию", скорректировать которую законодатели не смогут. Законопроект правительства, по словам председателя КУГИ Игоря Метельского, должен "послужить фундаментом формирования новой государственной политики Санкт-Петербурга в сфере управления и распоряжения имуществом".

Эта "новая" - а по сути дела, очень даже старая - политика показалась законодателям оскорбительной по отношению к представительной власти, и на заседании 6 октября они демонстративно отказались рассматривать скандальный законопроект.Однако 13 октября после торжественных клятв представителей правительства ("во втором чтении внести в закон соответствующие поправки, прописывающие участие депутатов в процессе приватизации государственной собственности") злосчастный закон все же был принят за основу.

Ритуальный танец продолжается. Вопрос - кто кого перетанцует?

Константин Сухенко, депутат Законодательного собрания

- Сегодня Законодательное собрание в очередной раз не выдержало давления администрации. Но что же тут удивительного? Так вот мы принимаем законы... Опыт показывает, что обычно, когда нам обещают все исправить поправками во втором и третьем чтениях, исправление не происходит, а идет дальнейшая сдача позиций. И сегодняшнее решение принять все же за основу правительственный законопроект меня ничуть не удивляет - мы давно не принимаем других решений.

Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания

- Влияние Смольного в стенах Законодательного собрания очень велико... Конечно, имея такую поддержку среди депутатов, правительство рассчитывало, я думаю, сегодня просто принять этот закон за основу - без всяких оговорок, обещаний и переговоров. И то, что это ему не удалось, - хорошо, потому что открывает новый раунд работы уже с другой политической конфигурацией. Выступая на Совете фракций, председатель Собрания прямо сказал, что если у Смольного не будет желания существенно изменять и дорабатывать этот законопроект, согласно рекомендациям депутатов, то шансов на его принятие просто нет. Заверения эти были даны - и Метельский, и Бродский об этом говорили. Что ж, как говорится, худой мир лучше доброй ссоры.

Алексей Ковалев, депутат Законодательного собрания

- Я считаю, то, что сегодня принят правительственный законопроект, - дело не смертельное: чиновники теперь все же понимают, что закон нужен. И если его не будет, то у них вообще вся приватизация будет остановлена.

Есть главнейший момент: любая приватизация в городе должна идти только по программе, хотя правительству выгодно, чтобы программы не было вообще, - тогда они могут приватизировать все что угодно. Но сегодня это уже может быть опротестовано в судах, и, думаю, чиновники это понимают.

Кто будет утверждать программу приватизации? Сегодня во время дополнительных переговоров по этому вопросу для меня было принципиальным, насколько правительство готово идти на компромисс? И представители Смольного заявили, что готовы пойти на то, чтобы большинство программ приватизации недвижимости утверждалось законом. Что касается акций предприятий, транспорта и т.д., то решение об их приватизации может принимать правительство, потому что эти объекты не являются наследием, которое мы должны передать будущему поколению.

Я готов достигать разумного консенсуса, но если миллиарды долларов, которые аккумулированы в городской земле и недвижимости, по-прежнему будут бесконтрольно использоваться администрацией, то это значит, что депутаты вообще больше не нужны и могут прекращать работу.

Екатерина Семыкина

Депутаты согласились на приватизацию Если Смольный позволит им в ней участвовать  »
Юридические статьи »
Читайте также