Зона риска для страховщиков ОСАГО

На своем годовом собрании члены Российского Союза автостраховщиков сделали несколько заявлений, свидетельствующих о качественных изменениях отечественного рынка ОСАГО

Впервые за всю историю российской «автогражданки» из РСА был исключен один из его членов, а еще у одного было введено подобие внешнего управления; страховщики начали создавать механизм солидарной ответственности за обанкротившихся членов союза; наконец, члены РСА единогласно заявили о невозможности какого-либо снижения действующих тарифов по ОСАГО.

Первый исключенный - далеко не последний

В Петербурге в Константиновском дворце 27 мая Российский Союз автостраховщиков провел свое годовое общее собрание. Главным событием дня, без сомнения, стало исключение из рядов РСА «Западно-Сибирской транспортной страховой компании» (Нижневартовск). Росстрахнадзор уже отозвал ее лицензию. Причина - неспособность страховщика производить выплаты по своим полисам ОСАГО.

Как было сообщено на итоговой пресс-конференции, президиум РСА рассматривал вопрос об исключении еще одной компании. Ее название в итоге не было опубликовано, так как большинством голосов этому страховщику было решено дать шанс на исправление. По слухам, циркулирующим в кулуарах конференции, это петербургское ОАО «Страховое общество Содружества Независимых Государств» (СОСНГ). Основной провинностью СОСНГ стало то, что оно, по официальной версии, открыло большое количество филиалов по стране, а затем закрыло их, не предупредив РСА.

«У меня была противоположная точка зрения - я голосовал за исключение, - высказал свое мнение первый заместитель генерального директора ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. - Прежде всего, потому что это роскошь - иметь 170 компаний на рынке, который может вместить максимум 30-40 игроков».

Ухудшение финансового положения компаний, по мнению Дмитрия Маркарова, будет продолжаться, и он предвидит, что до конца года еще примерно 20 компаний окажутся в таком же положении. Причина в том, что для небольших компаний содержать инфраструктуру во всех субъектах РФ очень дорого: «А когда дорого ее содержать, то начинается борьба не за качество обслуживания клиентов, а за привлечение агентов из других компаний с помощью высокого вознаграждения. Поэтому расходов на ведение дела (23%) им явно перестает хватать».

Напомним, что за последние полгода страхнадзор приостанавливал действие лицензий на ОСАГО у 6 страховщиков. Лицензия «Страхового общества правоохранительных органов Республики Татарстан» недавно была возобновлена, но остаются приостановленными лицензии «Столичного страхового общества», «Финиста МК» и петербургской компании «Доверие».

В апреле надзор решил отозвать лицензии у «Авесты» и «Западно-Сибирской транспортной страховой компании».

По словам руководителя Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Ильи Ломакина-Румянцева, последнее собрание РСА проходило в довольно сложный момент: «Значительная часть населения все еще обсуждает «слишком высокие тарифы», часть политиков все еще пытается найти здесь что-то интересное для собственной политической биографии, а страховщики видят впереди совсем не радостную перспективу. Через непродолжительное время это увидят все остальные. Почти вся территория РФ, за исключением ряда крупных городов и нескольких малых городов с незначительным количеством автотранспорта, представляет собой зону опасности для работы страховщиков ОСАГО».

В результате, заявил глава ФССН, примерно 50 из 170 участников рынка ОСАГО сегодня находятся в зоне риска и переведены на поквартальный контроль со стороны страхнадзора.

Что делать с тарифами?

Президент СО «РЕСО-Гарантия» Сергей Саркисов, в свою очередь, предложил серьезно задуматься о тарифах: «Если вы помните, они были приняты два года назад. Инфляция за это время составила примерно 25%. При этом стоимость ремонта непрерывно увеличивалась, то есть фактически на четверть тарифы уже обесценились. Получается, что страховые компании при росте ответственности получают все меньшие деньги. Самое время повышать тарифы, иначе через год-полтора многие страховщики будут вынуждены уйти с рынка».

В этом же направлении размышлял и Дмитрий Маркаров («Росгосстрах»), который предложил отрегулировать систему «бонус-малус». По его мнению, если водитель был оштрафован за превышение скорости и прочие нарушения ПДД, его тариф на будущий год нужно «поднимать в разы», а не на максимально возможные 55%, как это делается сейчас. Это единственный способ реально сократить количество ДТП (и, соответственно, снизить убытки страховщиков).

Страховщики - за солидарную ответственность

В связи с грядущим банкротством страховщиков члены РСА пытаются найти эффективный механизм покрытия убытков несостоятельных компаний.

Илья Ломакин-Румянцев отметил, что на своем последнем собрании страховщики не только предлагали искать защиты у Госдумы и правительства, но и рассматривали варианты того, что еще они сами могут сделать, чтобы до наступления тяжелых экономических времен успеть доказать обществу преимущества ОСАГО и показать примеры защиты имущественных интересов граждан.

Президент РСА Андрей Кигим напомнил, что пока закон не позволяет союзу выплачивать деньги клиентам той неплатежеспособной компании, которая официально не прошла процедуру банкротства. Для снижения недовольства пострадавших союз подготовил поправки к Закону об ОСАГО, а депутат Александр Коваль (ВСС) уже внес их в Госдуму. Законопроект допускает выплату возмещения из фондов союза в случае не только банкротства страховой компании, но и отзыва у нее лицензии.

«К концу июня мы ждем принятия этой поправки, - сказал Андрей Кигим. - Фонд выплат уже создан».

Пока же несколько компаний - членов союза будут принимать заявления на выплаты от потерпевших по вине клиентов ЗСТСК, формировать пакеты документов и передавать их в РСА для выплат из фонда союза. Среди этих компаний - «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Альфа-страхование», «Ингосстрах», «Согласие» и «Русский мир».

В свою очередь делами СОСНГ по поручению союза займется СК «Русский мир».

«Мне отраден тот факт, что петербургская компания осталась в рядах РСА и что союз проявил зрелость, не настаивая на ее немедленном исключении, - сказал генеральный директор «Русского мира» Павел Зубрилин. - Если в результате аудита, который будет проведен при участии специалистов РСА, мы выявим, что у компании могут возникнуть проблемы с платежеспособностью, то, несомненно, мы поставим вопрос о ее исключении из РСА. Тогда нужно будет говорить о принятии на себя ответственности за выполнение ее договоров. Но если аудит покажет, что компания полностью урегулировала свои проблемы, то она останется полноценным членом РСА без каких-либо ограничений».

Павел Зубрилин предложил руководителям неплатежеспособных компаний свой вариант действий: не дожидаться отзыва лицензии, а передавать свой страховой портфель сильным игрокам. По его мнению, «пока у компании есть лицензия и есть страховые резервы, она может сделать это через механизм перестрахования».

Алексей Крылов

ОСАГО признано законным  »
Юридические статьи »
Читайте также