"Благосостояние" ЖАСО Пенсионный фонд МПС купит отраслевого страховщика

Почти 100% акций страховой компании "ЖАСО", основного страховщика Министерства путей сообщения, скоро приобретет НПФ "Благосостояние", также принадлежащий МПС. После этого ЖАСО получит доступ к 1,3 млн клиентов отраслевого пенсионного фонда.

Железнодорожное акционерное страховое общество (ЖАСО) было учреждено в 1991 г. железными дорогами. Это единственная компания, занимающаяся обязательным страхованием пассажиров. Это в 2001 г. принесло ей 65% поступлений, общий размер которых составил 433,8 млн руб. (86-е место).

НПФ "Благосостояние" также учрежден структурами МПС и обслуживает его сотрудников. По размерам пенсионных резервов (2,8 млрд руб. ) "Благосостояние" занимает 2-е место.

Сейчас ЖАСО, чей уставный капитал составляет 22 млн руб. , размещает допэмиссию акций, в результате которой уставный капитал вырастет почти в 10 раз - до 200 млн руб. По данным "Прайм-ТАСС", всю эмиссию выкупит "Благосостояние". Как сообщил "Ведомостям" гендиректор ЖАСО Владимир Иванов, сейчас "Благосостоянию" принадлежит около 50% акций компании. Таким образом, в результате эмиссии доля "Благосостояния" в капитале ЖАСО возрастет до почти 97% акций.

Владимир Иванов считает эту покупку инвестицией "Благосостояния" - по его словам, ЖАСО традиционно выплачивала на свои акции дивиденды в размере 30%. Кроме того, структуры МПС пытаются развиваться, говорит Иванов. Его привлекают 1,3 млн потенциальных клиентов, которые являются участниками "Благосостояния". "Им можно предложить страховые услуги, создав единую клиентскую базу", - говорит Иванов.

Получить комментарии в МПС и "Благосостоянии" вчера не удалось. Представители других пенсионных фондов, в том числе кэптивных, на условиях анонимности говорят, что не видят особого смысла в такой инвестиции. Кэптивные страховщики и пенсионные фонды крупных корпораций редко пересекаются по уставному капиталу, например НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" и страховая группа "ЛУКОЙЛ"; НПФ "Электроэнергетики" и страховая компания "Лидер", "дочка" РАО "ЕЭС России"; НПФ "Газфонд" и СК "СОГАЗ".

Но это если нет необходимости, говорит один из представителей пенсионного рынка. А у ЖАСО она вполне могла возникнуть. В середине прошлого года Минфин попытался отменить указ об обязательном страховании пассажиров, фактически поставив под угрозу бизнес ЖАСО. Это страхование введено в 1992 г. указом президента, но противоречит ГК, который допускает введение обязательного страхования только законами.

Минфину не удалось добиться отмены указа, но ЖАСО все же попыталась снизить долю обязательного страхования в своем портфеле - по итогам первого полугодия этого года доля сборов ЖАСО по обязательным видам страхования составляет всего 25% против 65% в 2001 г. без сокращения общего объема сборов - в первом полугодии они составили 485 млн руб. против 433 млн руб. за весь 2001 г. , а компания поднялась с 86-го места на 46-е. Иванов называет союз ЖАСО и "Благосостояния" "естественным и понятным": "Работники МПС должны иметь и страховую, и пенсионную защиту".

Павел Миледин

Правительство намерено в сентябре рассмотреть поправки в закон об организации страхового дела в РФ и законопроект об обязательных видах страхования  »
Юридические статьи »
Читайте также