Транспорт: «Разруливать» аварии могут помочь комиссары

С 1 июля 2003 года действует федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Этот довольно спорный документ, регламентирующий правовые, экономические и организационные основы ответственности автомобилистов, позволяет потерпевшим рассчитывать на возмещение вреда их здоровью и имуществу. Однако, по данным Всероссийского союза аварийных комиссаров, практическая реализация закона вызывает у участников дорожно-транспортных происшествий (ДТП) гораздо больше негативных, нежели позитивных эмоций.

Этой проблемой после многочисленных обращений «моторизованных» избирателей озаботился и комитет по законодательству петербургского парламента. С помощью специалистов депутаты обозначили три основных причины, по которым нынешняя система обязательного страхования не устраивает тех, кому довелось побывать в дорожно-транспортных переделках. Во-первых, участники ДТП и их раскуроченные «стальные кони» в ожидании третейских судей вынуждены очень долго простаивать на проезжей части. Тем самым они не только затрудняют дорожное движение, но и рискуют спровоцировать новое ДТП. Во-вторых, излишняя забюрократизированность процесса обязательного страхования заставляет автолюбителей нести большие материальные расходы и терять уйму времени, которое, как известно, те же деньги. В-третьих, люди очень плохо знают правила страхования и порядок оформления весьма объемистой документации, что надолго отсрочивает право потерпевших воспользоваться механизмом страховой защиты.

Одним словом, в нашем городе, где, по самым скромным подсчетам, каждый четвертый — владелец автомобиля, назревает еще один очаг социальной напряженности. Наиболее действенным путем решения вышеперечисленных проблем депутатский комитет по законодательству посчитал оказание правовой помощи «уже частично сформированному институту аварийных комиссаров». В Петербурге такого рода независимые службы работают с 1998 года, а сейчас их услугами в той или иной степени пользуются более 90% страховых компаний нашего города. Причем их правовая поддержка не требует дополнительных финансовых трат. В итоге из-под пера главы комитета по законодательству Игоря Михайлова вышел законопроект «О службе аварийных комиссаров в Санкт-Петербурге», который в минувшую среду был благополучно принят депутатами в первом чтении.

Этот документ ни в коей мере не регулирует отношения, связанные со страховой деятельностью. Речь идет лишь о различных аспектах деятельности аварийных комиссаров, которые на основе договорных отношений могут быть задействованы при возникновении ДТП. Они уполномочены оказывать доврачебную помощь и необходимую техпомощь пострадавшим, фиксировать обстановку на месте происшествия и повреждения транспортных средств (в том числе с помощью фото- и видеоаппаратуры, других технических приспособлений), а в случае необходимости — и содействие сотрудникам ГАИ. Аккредитацией службы аварийных комиссаров будет ведать уполномоченный на то орган городского правительства.

Подключение к «разруливанию» дорожных аварий целой службы со специально обученным штатом сотрудников, несомненно, повысило бы безопасность дорожного движения, увеличило пропускную способность городских магистралей, улучшило сервисное обслуживание автовладельцев. К сожалению, осуществлению этого прорыва могут помешать некоторые особенности отечественного законодательства. Согласно заключению юридического управления ЗакСа, «общественные отношения, связанные с деятельностью самостоятельного юридического лица — службы аварийных комиссаров — не могут быть урегулированы законом Санкт-Петербурга». Такое замечание высказано и к порядку аккредитации этой службы. Однако депутат Михайлов свято убежден, что «федеральное законодательство не ограничивает право региональных законодателей по регламентации института аварийных комиссаров». Кто прав — покажет время и, возможно, прокуратура.

Михаил Кореневский

Обязательное стимулирует ОСАГО и кредит подталкивают рынок каско  »
Юридические статьи »
Читайте также